1 Паспорт Программы развития Наименование Программа развития «Современные навыки в современной Программы школе» на 2022 – 2026 годы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Северска, Томской области Основания для - Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № разработки 1642 Об утверждении государственной программы Программы Российской Федерации "Развитие образования" (сроки реализации 2018-2025) - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование» - Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования - Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2019-2023 годы, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р. Цели Создание необходимых условий для получения каждым Программы обучающимся конкурентоспособного образования, обеспечивающего его профессиональный и социальный успех в современном мире; создание системы интерактивного взаимодействия социума и образовательного пространства школы как инструмента воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности Задачи 1. Повышение конкурентоспособности образования Программы посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие школы, а также за счет обновления материально-технической базы школы. 2. Создание условий для обеспечения доступности воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путём обновления содержания и 2 Этапы реализации Программы методов индивидуализации образования, поддержки одарённых детей и детей с ОВЗ. 3. Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры школы путём создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся всех уровней. 4. Обеспечение непрерывного характера профессионально-личностного развития педагогических кадров путём внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников. 5. Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах образования и воспитания граждан Российской Федерации. Первый этап (2022 г.) - аналитико-проектировочный: проблемно-ориентированный анализ результатов реализации предыдущей Программы развития; - приведение образовательной системы Школы в соответствие с задачами программы развития и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы. Второй этап (2022-2025 годы) - реализующий: - реализация мероприятий плана действий Программы; - реализация и корректировка ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО; - реализация образовательных и воспитательных проектов и подпрограмм; нормативно-правовое сопровождение реализации Программы; - осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. Перечень Третий этап (2026 г.) - аналитико-обобщающий: - итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; - анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; - определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы. 1. Подпрограмма «Современная школа» 3 основных проектов Программы (подпрограмм) Ожидаемые результаты, ключевые показатели реализации Программы Цель: внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, а также формирование современных навыков в современной школе (soft skills). 2. Подпрограмма «Успех каждого ребенка» Цель: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у учащихся, направленной на их самоопределение и профессиональную ориентацию. 3. Подпрограмма «Поддержка семей, имеющих детей» Цель: реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям школьников для повышения их педагогической компетентности и формирование условий для успешного взаимодействия с родителями в организации жизни школы. 4. Подпрограмма «Цифровая образовательная среда» Цель: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования. 5. Подпрограмма «Учитель будущего» Цель: обеспечение профессионального развития педагогов в соответствии с профессиональным стандартом и национальной системы учительского роста (НСУР). Подпрограмма «Современная школа» - Повышение среднего балла по предметам учебного плана на ОГЭ и ЕГЭ. - Положительная динамика качества образования - 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям. - Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). - Развитие материально-технической базы школы за счет участия в грантовых проектах и привлечения бизнес сообщества. - Освоение ключевых компетенций, цифровых навыков, навыков в области финансовых, общекультурных компетенций. 4 2.Подпрограмма «Успех каждого ребенка» - До 80% обучающихся охвачены дополнительным образованием. - До 5-20% обучающихся, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана (ИУП). - До 5-10% детей с ОВЗ осваивают дополнительные общеразвивающие программы. - 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физической культурой и спортом. - До 80-00% обучающихся вовлечено в творческие и проектные конкурсы различного уровня. - До 80-90% обучающихся охвачены профориентационной работой. - Не менее 40 % обучающихся вовлечено в олимпиадное движение школьников. - В школе создана система выявления, развития и поддержки одаренных детей с привлечением ресурсов дополнительного образования, наставничества, проектной и творческой деятельности. 3. Подпрограмма «Поддержка семей, имеющих детей» - До 10-30% родителей вовлечены в воспитательную, организационную и творческую деятельность школы. - До 90-100 % родителей получают консультативную, психолого-педагогическую, диагностическую помощь. - До 100% учеников обеспечены горячим питанием. - До 100 % родителей детей с ОВЗ, детей-инвалидов получают помощь по вопросам здоровья, развития, коррекции, обучения и воспитания. 4. Подпрограмма «Цифровая образовательная среда» - Обеспечен доступ к сети Интернет с высокой скоростью (выше 10 Мбит/сек). - Не менее 95% учебных кабинетов подключены к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам. - До 40-50% обучающихся используют информационносервисные платформы цифровой образовательной среды. - До 80% обучающихся владеют цифровыми навыками и имеют цифровой образовательный профиль. - До 50% педагогических сотрудников повысят квалификацию в цифровом формате. - Создана безопасная цифровая среда в школе в соответствии со Стандартом цифровой школы. 5 Система организации контроля выполнения Программы развития Разработчики Программы развития 5. Подпрограмма «Учитель будущего» - До 25-40% педагогов, повысивших квалификацию на основе использования цифровых технологий. - До 20-30% педагогов участвуют в конкурсах и проектах по развитию навыков и умений профессиональнопедагогической компетенции. - До 5-10% педагогов участвуют в программах обмена опытом и лучшими практиками. - До 10-20% педагогов вовлечены в НСУР. - 100% молодых педагогов вовлечены в программу «наставничество» в форме «учитель-учитель». Управление реализацией Программы осуществляется администрацией школы. Корректировка Программы осуществляется педагогическим советом школы; Управляющим советом. Результаты контроля и реализации Программы представляются ежегодно на заседании педагогического совета школы, включаются в отчёт по самообследованию и публикуются на сайте Школы Соколова Т.Н., директор школы Манакина И.В., Салопова С.В., Карпухина А.А., Федоров Я.В., Ускова Е.М., Сальникова И.А., Майстрова Ю.В., заместители директора школы. 6 Введение Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Северска Томской области (далее – Школа) на 2022-2026 годы (далее Программа) разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития учреждения на среднесрочную перспективу. Программа определяет, с одной стороны, образовательные приоритеты и меры стратегической задачи текущего времени - модернизации образования, с другой - обеспечивает переход Школы в качественно иное состояние, максимально реализующее образовательный и гражданский потенциал непосредственных участников образовательного процесса (учеников, педагогических работников, родителей (законных представителей). Программа развития «Современные навыки в современной школе» разработана с учётом запроса современного общества, региональных и федеральных проектов Национального проекта «Образование», а также ресурсов и возможностей образовательной организации. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития определяет стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу: ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития. Программа как проект перспективного развития ОО призвана: - обеспечить достижение целевых показателей Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на срок 20182025 годы (утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642) и стратегических целей Национального проекта «Образование» в деятельности ОО; - обеспечить качественную реализацию государственного задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений; 7 -консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социального окружения ОО для достижения целей Программы. В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом работы Школы по направлениям является повышение эффективности работы, высокий уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса качеством общего образования. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ОУ Результаты реализации предыдущей Программы развития Общеобразовательная школа № 83 открыта в 1981 году. Лицензия серия А № 0000805 от 11.01.2012года; аккредитация школы – свидетельство 70А01 № 0000129 от 21.06.2012года. Устав утвержден начальником Управления образования Администрации ЗАТО Северск 20.04.2015года. В школе реализуется общеобразовательная программа начального общего, основного общего, среднего общего образования. Школа осуществляет инновационную деятельность, реализуя поэтапно программы развития по воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся, формированию модели образования, основанной на ценностях воспитания личности, направленной на развитие активной гражданственности, обновлению содержания и технологий образования. Педагогический коллектив участвует в опытно-экспериментальной работе с 2006 года, осуществляя опережающее освоение технологий профильного образования и реализации ФГОС второго поколения. Анализ стратегических документов правительства Российской Федерации, Томской области позволяет считать необходимым решение задачи обновления содержания и среды школьного образования новыми технологиями и средствами обучения, повышения профессионализма педагогических работников. Ключевой идеей образовательной политики является развитие школы, которая обеспечивает широкую доступность качественного образования в образовательном пространстве ЗАТО Северск. Об успешности образовательной политики школы свидетельствует признание её инновационного потенциала на конкурсе на присвоение статуса ресурсно-внедренческого центра инноваций 8 Томской области в 2014 и 2019 годах, Региональной стажировочной площадки с 2017 года, в конкурсе на предоставление грантов из федерального бюджета на реализацию мероприятия «Создание и поддержка функционирования организаций дополнительного образования детей и (или) детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (2020 год), в конкурсе лидерских практик в области профориентационной и образовательной деятельности в городах присутствия Госкорпорации «Росатом» (2020 год). Гранты, полученные за победы в конкурсах (более 3 млн. руб.) были направлены на оснащение учебных кабинетов современной техникой, ремонт кабинетов, привлечение специалистов высшей школы и реального сектора экономики, проведение различных образовательных событий. Реализуя ключевую идею развития школы, педагогический коллектив осуществлял обновление программы общего образования, направленное на формирование компетентности учащихся школы; создание единой информационной среды как компонента целостной педагогической системы школы, что позволило активнее использовать ИКТ, как в практике работы учителя, так и освоения ИКТ учащимися; обновление содержания и технологий образования в связи с необходимостью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения с 2011 года в начальной школе, с 2015 года в основной школе. С 2017 по 2021 годы педагогический коллектив реализовал программу развития «Школа как пространство, формирующее готовность ученика к эффективному поведению на рынке труда», целью которой являлось обеспечение эффективного устойчивого развития единой образовательной среды школы, способствующей всестороннему развитию личности ученика на основе формирования ключевых компетентностей обучающихся путем обновления содержания образования, расширение образовательного пространства, формирующего готовность учащегося к эффективному поведению на рынке труда. Реализация Программы осуществлялась через: - повышение уровня образовательной компетентности обучающихся; - повышение объективности оценки результатов и условий образовательной деятельности школы; - создание положительного имиджа школы; - повышение степени открытости образовательного учреждения; - повышение профессиональной компетентности педагогов; - улучшение материально-технической оснащенности условий обучения, воспитания и развития обучающихся; - развитие информационной среды школы, повышение эффективности ее использования для достижения качественно новых результатов 9 образования. Таким образом, Программа развития «Современные навыки в современной школе» на 2021-2025 гг. является естественным продолжением развития школы и нормативным документом, определяющим ценности, стратегические направления развития школы. Программа развития представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ. Положительные тенденции развития ОУ Отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей обучающихся, удовлетворенность качеством образования достигает 73% Предоставление платных образовательных услуг Выполнение муниципального задания на протяжении последних 3 лет на 100%. Увеличение процента педагогов, использующих современные технологии в обучении, а том числе с использованием дистанционных форм Наличие необходимой материальнотехнической базы для реализации заявленных образовательных программ НОО. ООО, СОО Стабильный коллектив на 80%. педагогический Проблемы развития ОУ и их причины Недостаточный уровень мотивации учащихся к участию в олимпиадном, конкурсном движении Не до конца изучены потребности (спрос) части родителей для расширения спектра и развития платных дополнительных образовательных услуг Высокая степень дифференцированности результатов образования учащихся в соответствии с требованиями ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и др., что приводит к высокой методической нагрузке на педагога Унификация программ основного общего образования, не всегда учитывающая образовательных запросы со стороны обучающихся и родителей Отсутствие у части обучающихся компьютерного оборудования дома затрудняет внедрение цифровых образовательных ресурсов по предметам Невысокая доля молодых педагогов со стажем до 3 лет в педагогическом коллективе Недостаточная вовлеченность самых активных и творческий учащихся в жизнь школы через Совет учеников Рост социальной активности обучающихся посредством участия в ученическом самоуправлении и общественных организациях (РДШ и научное ученическое сообщество) Наличие традиций инновационной Отсутствие долгосрочной стратегии 10 деятельности на протяжении последних лет, что обеспечивает расширение контактов и приобретение опыта Действует высококвалифицированная управленческая команда, обеспечивающая высокую результативность работы школы инновационного развития школы и эффективного использования сотрудничества Недостаточная развитость системы делегирования полномочий Качество образования Образовательные программы и их специфика (реализация ФГОС) В 2021-2022 учебном году реализуются следующие образовательные программы: - основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС), - основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС), - образовательная программа среднего общего образования (ФГОС); - адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (вариант 5.1, 5.2, 7.1) - адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (вариант 5.1, 5.2, 7.1, 8.1) Динамика количества обучающихся Школа востребована как среди жителей микрорайона, так и среди жителей города. Учебный год 2019 – 2020 2020 – 2021 2021 – 2022 Количество 720 723 725 обучающихся В том числе дети 111 113 111 с ОВЗ Динамика результатов ЕГЭ по основным предметам Год 2018 – 2019 2019 - 2020 2020 - 2021 Русский язык 73 71 73 11 Математика (профиль) 60 51 59 Динамика успеваемости Качественная успеваемость Абсолютная успеваемость 2018-2019 56% 2019-2020 61% 2020 - 2021 54% 100% 100% 100% Динамика участия в региональном этапе ВсОШ 2019 – 2020 2020 – 2021 Общее количество 4 6 Победителей 0 0 Призеров 2 4 Кадровое обеспечение Показатели качества педагогического коллектива выражаются в уровне образования, квалификационных категориях, стаже преподавания, повышении квалификации, наличии почетных званий и наград, ведомственных знаков отличия, побед учителей в конкурсах педагогических достижений. Педагогический коллектив укомплектован профессиональными кадрами. Уровень квалификации педагогических работников Год Всего Высшая Первая Соответств Без ие категории 2019-2020 56 20(36%) 14(25%) 9(16%) 13(23%) 2020-2021 58 25(43%) 17(29%) 5(9%) 11(19%) Отличник профессионального технического образования – 1. Отличник народного просвещения – 1. Почетный работник Народного образования – 1. 7 педагогов награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. МБОУ «СОШ № 83» полностью укомплектована кадрами. Средний возраст педагогов школы составляет 50 лет. В 2020г. в школу была принята, выпускница ТГПУ, молодой специалист – учитель–логопед. В учреждении выстроена эффективная система наставничества, что способствовало закреплению в последние годы 5 молодых специалистов. Школа нацелена на постоянное привлечение молодых кадров, поэтому на целевое обучение в 12 ТГПУ (на факультет Начальной школы) в 2020 году направлены 2 выпускницы. Инструментом измерения качественного уровня педагогических кадров традиционно выступают процедуры аттестации. В школе были созданы необходимые условия для проведения аттестации: определены сроки прохождения, проведены консультации, мероприятия по плану ВШК, изучены все основные информационные материалы, необходимые аттестуемым педагогам во время прохождения аттестации. Аттестация способствовала росту профессионального мастерства педагогов и положительно сказалась на результатах их труда. Аттестовано 100% педагогов от числа подавших заявление на аттестацию. Педагоги школы постоянно работают над повышением своего методического мастерства, принимают активное участие в инновационной деятельности. Курсовая подготовка осуществляется в соответствии с выделяемыми квотами мест, а также на внебюджетной основе. Курсовая переподготовка в 2019-2020 учебном году тематически была связана с реализацией ФГОС ООО и СОО, новой системой оценивания образовательных результатов, включением в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий, профессиональными компетенциями педагогов в сфере цифровых технологий (очное участие). Доля педагогов, повысивших уровень квалификации Общее Доля педагогов, прошедших курсы Количество педагогов, количество повышения квалификации, от прошедших курсы педагогов общего числа педагогов МБОУ повышения квалификации (в %) 58 44 75% Педагоги, прошедшие курсовую подготовку, активно используют полученные умения и навыки в своей образовательной практике. Коллектив школы готов к решению актуальных задач в условиях изменений, происходящих в обществе. Эта готовность обеспечивается оценкой профессиональных компетенций педагогов (аттестация, участие в профессиональных конкурсах), непрерывным профессиональным развитием (курсы повышения квалификации, самообразование), вовлечением педагогов в инновационные процессы. В период дистанционного обучения все педагоги МБОУ «СОШ №83» успешно освоили онлайн-сервисы, применяли цифровые образовательные ресурсы, вели электронные формы документации. С сентября 2020 года Школа полностью перешла на электронный журнал в системе "Сетевой Город. Образование". 13 Материально-техническое обеспечение Материально-техническое оснащение образовательного процесса для реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в целом удовлетворительное: 100% педагогов имеют ноутбуки или стационарные компьютеры, все они имеют доступ к Интернету. В большинстве случаях скорость для выполнения необходимых задач в рамках образовательной деятельности достаточная. Материально-технические условия позволяют реализовывать основную образовательную программу НОО, ООО и СОО и обеспечивают: 1) возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования, а также ФГОС основного и среднего общего образования; 2) соблюдение: -санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушнотепловому режиму); -санитарно-бытовых условий (имеются гардеробы для обучающихся и санузлы); 3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, требованиям электробезопасности, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, нормам, предъявляемым к территории и зданию. Школа расположена в трехэтажном здании 1980 года постройки с подвалом. Территория МБОУ «СОШ №83» огорожена по периметру. По всей площади посажены деревья и кустарники. Материально-техническая база находится в удовлетворительном состоянии и включает в себя 39 учебных кабинетов, оснащенных учебной мебелью и оборудованием, учительскую, приспособленные спортивный и гимнастический зал с раздевалками, музей, библиотека, актовый зал. Имеется столовая, в которой дети получают горячее питание. Особое внимание в 2020 году уделялось обеспечению безопасности функционирования учреждения, в рамках которой была произведена модернизация системы видеонаблюдения, установка электромагнитных замков на двери эвакуационных выходов. В рамках противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) были приобретены рециркуляторы, термометры, дозаторы и автоматические диспенсеры антисептика. Привлеченные средства способствовали укреплению материальнотехнической базы. В рамках реализации федерального гранта был выполнен 14 ремонт двух кабинетов с оснащением мебелью, приобретены 2 мобильных класса (28 ноутбуков), 2 принтера 3D, электронный конструктор. В 2020 году было приобретено спортивное снаряжение (волейбольные и баскетбольные мячи, маты и табло), произведен ремонт иллюминации на фасаде. За счет собственных средств выполнены текущие ремонты в 3 кабинетах. В год 75-летия Победы в великой отечественной войне было приобретено 38 комплектов формы Юнармия (куртка, брюки, берцы). Вместе с тем, проблема с кровлей по северной и восточной стороне здания не решена. В 2013-2014гг. были проведены выборочные текущий и капитальный ремонты кровли, которые не решили проблему. Электрические сети здания не рассчитаны на существующие нагрузки и требуется их капитальный ремонт. Необходим частичный ремонт учебных кабинетов (8 кабинетов и 4 кабинета с лабораторией). В 50% учебных кабинетов необходима замена линолеума. Воспитательная работа в ОУ Воспитательные задачи ставятся с учётом требований ФГОС, отличительной чертой которых является ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с понимаем развития личности как цели и смысла образования, и формирование социальных и личностных компетенций в целостном процессе обучения и воспитания в школе в результате компетентностного и деятельностного подхода в реализации УВП. Приоритетные направления воспитательной работы школы: - поддержание, укрепление и формирование традиций школы; - развитие системы соуправления школой; - гражданско-патриотическое; - духовно - нравственное; - спортивно-оздоровительное; - экологическое воспитание; - работа с родителями. В школе разработан и утвержден План мероприятий по реализации в 2021 – 2025гг Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Дополнительное образование Дополнительное образование в нашей школе ведётся по программам следующей направленности: техническая, художественная, спортивная, естественнонаучная. Занятия ведутся по 26 программам. Охват обучающихся программами дополнительного образования на базе Учреждения, размещёнными в Навигаторе на портале ПФДО составляет: 618 уч-ся – 84,6% (посещают 1 или 2 объединения – с повторами) 15 485 уч-ся – 66,4 % (посещают только одно объединение - без повторов) Реестр значимых программ – 11 В рамках развития дополнительного образования в 2020 году школа приняла участие и стала победителем открытого конкурсного отбора на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Создание и поддержка функционирования организаций дополнительного образования детей и (или) детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы РФ «Развитие образования». В процессе реализации гранта педагогами школы разработано и реализуется 9 программ дополнительного образования: «Графический дизайн», «WEB-дизайн», «Обработка и визуализация числовых данных», «Робототехника», «3D-моделирование и прототипирование», «Инженерная графика», «Математика и математическое моделирование», «Моделирование прикладных математических задач», «Экономическая азбука». Данные занятия обеспечивают социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям, имеют профориентационную направленность. Реестр общеразвивающих программ – 15 Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей школьного возраста эмоционально-творческое начало. Вокальное пение, сочинение стихов, рассказов, театральные постановки становятся средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Работая, с обучающимися по программам: «Созвучие», «Сюрприз», «Модница», «Самоделкин», «Сочинение: законы и секреты мастерства» и другим, педагоги дополнительного образования на своих занятиях развивали эстетический вкус, любознательность, фантазию и воображение. Во второй половине 2019/2020 учебного года и в первой половине 2020/2021 учебного года пришлось ввести дистанционные занятия по программам дополнительного образования. Учет родительского мнения показал следующее: 16 Удовлетворенность дополнительным образованием Полностью удовлетворены Удовлетворены 9% 4% Неудовлетворены Не привожу ребенка на занятия по доп.образованию в школу 31% 56% Инновационная деятельность Сущность инновационного потенциала коллектива МБОУ «СОШ № 83» заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий, тематика и направленность которых продиктована изменениями. С 2019 года, как ресурсно-внедренческий центр инноваций, школа реализует сетевой инновационный проект «Создание объединения дополнительного образования «Лаборатория цифровых компетенций». С 2018 года школа является региональной базовой площадкой по обновлению содержания предметной области «Технология» по направлению «Внедрение вариативного модуля «Образовательная робототехника» в технологическое образование». Это позволило школе системно решать задачи обновления содержания технологического образования и развития современных образовательных компетенций в области образовательной робототехники. С 2019 года школа вступила в Федеральный эксперимент по реализации общеобразовательной программы предметной области «Технология» в сетевой форме на базе центра развития компетенций в области информационных технологий, имеющего высокооснащенные ученико-места. С 2020 года школа вошла в сетевой муниципальный проект «Северская инженерная школа». С 2017 года по настоящее время школа является Региональной стажировочной площадкой Томской области. Данный статус позволяет нам активно тиражировать и масштабировать свой инновационный опыт. Опыт 17 педагогов обобщен в Сборнике программ "Лаборатории цифровых компетенций" – 2020 год. Инновационные проекты, реализуемые в школе, дают свои результаты. Можно отметить высокие достижения обучающихся в конкурсах и соревнованиях. В 2020 году обучающиеся стали победителями V Чемпионата Томской области «Абилимпикс-2020», Международного чемпионата RoboCup Азиатско-Тихоокеанского региона, XII Всероссийского технологического фестиваля «РобоФест-2020». Школа имеет и высокую внешнюю оценку результатов своей инновационной деятельности, являясь победителем и призером различных конкурсов: 2017 год – школа - победитель Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров - Лучшая общеобразовательная организация - 2017» в номинации “Лучшая инновационная общеобразовательная организация» (г. Санкт-Петербург); 2019 год - школа – победитель конкурса дополнительных общеразвивающих программ для дистанционного обучения детей. Выигран и реализован грант на перевод программы дополнительного образования в дистанционный режим и размещение в сети интернет; 2019год - школа - победитель конкурса «Новаторство в образовании (г. Санкт-Петербург)» в номинации «Самый успешный проект – 2019» в области разработки и реализации программ для обучающихся с ОВЗ; 2020 год – школа – победитель Открытого конкурса на предоставление грантов из федерального бюджета на реализацию мероприятия «Создание и поддержка функционирования организаций дополнительного образования детей и (или) детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»; 2020 год – школа – победитель конкурса лидерских практик в области профориентационной и образовательной деятельности в городах присутствия Госкорпорации «Росатом»; 2021 год – школа – победитель конкурса благотворительных проектов СХК. Целенаправленная работа школы над созданием положительного имиджа дает свои результаты. Деятельность школы неоднократно освещалась в СМИ муниципального и регионального уровней. Управленческая работа с педагогическим коллективом. Управленческая система работы с педагогическим коллективом МБОУ «СОШ № 83» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Органами управления МБОУ «СОШ № 83» являются общее собрание работников, Управляющий совет, Педагогический совет, совещание при 18 директоре, методический совет. В учреждении создана первичная профсоюзная организация. В процессе инновационной деятельности в МБОУ «СОШ № 83» создана и реализуется проектная система управления. Данный подход отвечает требованиям гибкости и многоаспектности, его использование позволяет осуществлять быстрые маневры в условиях ограниченности ресурсов. Инструментом проектного управления является Программа развития школы «Школа как пространство, формирующее готовность ученика к эффективному поведению на рынке труда», цель которой обеспечение эффективного устойчивого развития единой образовательной среды школы, способствующей всестороннему развитию личности ученика на основе формирования ключевых компетентностей обучающихся путём обновления содержания образования, расширение образовательного пространства, формирующего готовность учащегося к эффективному поведению на рынке труда. Понимая риски данной управленческой модели (например, сложные механизмы координации, отсутствие стабильности), мы сочетаем ее с элементами структурно-функциональной модели. В рамках модели нами организовано внутрисетевое взаимодействие всех систем, обеспечивающее оперативный обмен информацией и доступ к локальной документации. Модель управления МБОУ «СОШ № 83» является эффективной, обеспечивает стабильное функционирование и развитие учреждения за счет реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием, учета мнения трудового коллектива при принятии основных управленческих решений. В учреждении создана система управления образовательной, научно-методической и административно-хозяйственной деятельностью, позволяющая качественно выполнять муниципальное задание по предоставлению общего и дополнительного образования обучающимся. В процессе инновационной деятельности за последние 2 года были разработаны и реализованы следующие общешкольные проекты: разработка коллективного договора, проект ОДОД «Лаборатория цифровых компетенций», «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ, в том числе детейинвалидов, в инклюзивной образовательной среде общеобразовательного учреждения, проект по формированию положительного имиджа школы. 19 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОУ Концепция развития школы на 2022-2026 годы разработана в соответствии с новыми направлениями государственной политики России в области образования, с федеральными государственными образовательными стандартами, Национальным проектом «Образование», Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года, Уставом школы. Она предусматривает совершенствование образовательной, научнометодической, организационно-управленческой сфер деятельности школы и исходит из того, что обучающийся является полноценным субъектом образовательного процесса, находится в среде, которую создаёт школа, поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании образовательного процесса, но и в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности обучающихся, для чего создаются индивидуальные траектории развития. Педагогический коллектив школы строит свою деятельность на следующих принципах: обеспечение права личности на всестороннее развитие и самоопределение на основе признания самоценности индивидуальности каждого участника образовательного процесса; взаимодействие взрослых и детей на основе доверия, уважения к человеческому достоинству каждого, выполнение международной конвенции о правах ребенка; гуманизация педагогического общения, отказ от авторитарных методов в обучении и воспитании; ценностное единство педагогического коллектива; превращение педагогического пространства школы в комфортную образовательную среду, способствующую гармонизации внутреннего мира педагогов и учащихся, создающую атмосферу для творчества; реализация личностно-ориентированной модели обучения и воспитания учащихся. Цель программы развития: создание необходимых условий для получения каждым обучающимся конкурентоспособного образования, обеспечивающего его профессиональный и социальный успех в современном мире; создание системы интерактивного взаимодействия социума и образовательного пространства школы как инструмента воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности Задачи программы: 1. Повышение конкурентоспособности образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных 20 объединений) в развитие школы, а также за счет обновления материально-технической базы школы. 2. Создание условий для обеспечения доступности воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путём обновления содержания и методов индивидуализации образования, поддержки одарённых детей и детей с ОВЗ. 3. Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры школы путём создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся всех уровней. 4. Обеспечение непрерывного характера профессионально-личностного развития педагогических кадров путём внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников. 5. Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах образования и воспитания граждан Российской Федерации. В настоящий момент в школе сложились благоприятные условия для интеллектуального и личностного развития детей, выявления одаренных школьников, способных к творчеству. Целостный подход к построению образовательного процесса в данном случае должен быть основан на интеграции образовательных ресурсов урочной и внеучебной деятельности. Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. У выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, выдвигать новые идеи, работать в команде, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к образовательной модели школы с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности, основанной на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах в управлении и реализации образовательного процесса. Ключевой характеристикой такого образования становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а система ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Модель педагога школы 83 – 2026 года. Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога: 1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога; 21 2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; 3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов; 4) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта; 5) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога; 6) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции. Модель выпускника школы 83 – 2025 года. Модель выпускника разработана с учетом особенностей содержания, заложенного в программный материал образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения и отражает социальный заказ и является ориентиром для всех участников образовательного процесса. Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. Поэтапное формирование модели выпускника школы достигается благодаря созданию в образовательном учреждении условий для развития составляющих образа выпускника каждой ступени обучения. Образ выпускника школы – компетентная, социально интегрированная и мобильная личность, способная к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества. Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности. Выпускник школы – это: - личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях; - личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению; - личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами; - личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем; 22 - личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни; - личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью. Выпускник школы должен обладать универсальными навыками: 1. Умение брать на себя ответственность 2. Важно понимать собственные эмоции и уметь управлять ими (эмоциональный интеллект) 3. Умение делать осознанный выбор и следовать ему 4. Умение позиционировать и презентовать себя в обществе 5. Умение ставить перед собой цели и достигать их 6. Финансовая грамотность 7. Умение управлять своим вниманием и работать с информацией. Выпускник школы должен обладать навыками XXI века и быть мобильным в условиях современного общества. Эта задача может быть и должна быть достигнута в ходе реализации программы развития и создания положительного имиджа школы. Необходимо поддерживать рейтинг привлекательности школы не только за счёт условий организации образовательного процесса, но и за счет повышения качества образования. Средством достижения качества образования является индивидуализация – переход от массового обучения к обучению конкретного школьника. Для этого предусмотрены следующие пути: - деятельность методических объединений, направленная на сопровождение обучающихся; - создание индивидуального образовательного маршрута; - наставничество; - индивидуальные проекты обучающихся; - ранняя профессиональная ориентация обучающихся – выбор профиля. Для реализации оптимального сценария развития школа может использовать следующие возможности: - повышение уровня профессионализма педагогов в применении технологий, адекватных целям современного образования; - обеспечение продуктивной деятельности органов общественного управления; - организация эффективного взаимодействия с социальными партнёрами; - совершенствование механизмов управления: передача части управляемых процессов в режим управления проектами; - проведение контрольно-аналитических процедур на основе системы сбалансированных показателей; - совершенствование материально-технических условий образовательного процесса за счёт рационального использования средств финансирования (бюджет, внебюджет). 23 При реализации оптимального сценария развития школа может столкнуться со следующими ограничениями: - возрастание общей нагрузки на участников образовательного процесса; - низкий уровень мотивации учащихся и педагогов; - значительные затраты времени; - отсутствие у коллектива четких представлений о ходе реализации инноваций; - недостаточное использование потенциала педагогов в работе вследствие ее многоплановости и трудоемкости. Возможные риски при реализации Программы развития: - низкие результаты обучающихся при прохождении государственной итоговой аттестации; - снижение общего уровня профессионализма педагогического коллектива по причине ухода из школы опытных высококвалифицированных педагогических кадров, достигших определенного возраста; - недостаток средств для обеспечения развития материально-технической базы школы; - низкая активность социальных партнёров. Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы являются: - мониторинги, - открытость и подотчетность, - научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение, - информационное сопровождение. При реализации оптимального сценария развития школа может иметь следующие позитивные последствия: - повышение среднего балла результатов обучающихся при прохождении государственной итоговой аттестации; - увеличение количества родителей, удовлетворённых качеством образовательного процесса; - увеличение количества учащихся и родителей, активно участвующих в образовательных и социальных инициативах школы; - создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах (наличие сайта, тематических блогов, стендовых материалов, обеспечивающих полноту, достоверность, доступность, своевременное обновление не реже 1 раза в месяц информации); - положительная динамика образовательных результатов; - увеличение количества педагогов первой и высшей категории; - увеличение количества педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах и инновационной деятельности; - увеличение количества социальных и педагогических инициатив школы, реализованных с участием органов общественного самоуправления. При реализации оптимального сценария развития школа может иметь следующие негативные последствия: 24 - недостаточное включение педагогов в реализацию прогрессивных образовательных проектов; - снижение показателей качества образования: увеличение процента обучающихся с низким уровнем развития и низкой учебной мотивацией; - недостаточное развитие внутреннего мониторинга; - недостаточное развитие системы школьного самоуправления и взаимодействия с родительской общественностью. Для предупреждения возможных издержек и рисков планируются следующие действия: - своевременная организация социологических опросов, Дней открытых дверей; - систематическая работа по подбору молодых педагогов с организацией наставничества; - систематическая работа по подбору пар и групп учеников для реализации наставничества по направлению «ученик-ученик»; - повышение качества образовательных услуг с представлением позитивных педагогических результатов; - привлечение представителей учреждений-партнёров к совместной работе с педагогами школы в проблемных творческих (рабочих) группах постоянного или сменного состава; - проведение систематического мониторинга на основе системы сбалансированных показателей, сопровождающего каждый этап реализации Программы. Таким образом, стратегия развития школы должна быть направлена на сохранение, укрепление, использование сильных сторон школы и на ликвидацию слабых сторон посредством программных изменений через разработку и реализацию проектов, позволяющих достичь нового качества образовательных результатов, совершенствования кадровых, материальнотехнических, организационных условий образовательного процесса. 25 Подпрограмма «Современная школа» Цель Концепция развития образовательного учреждения Задачи Мероприятия Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, а также формирование современных навыков в современной школе (soft skills) 1. Внедрить на уровнях основного общего и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающих освоение обучающимися на более высоком уровне научных знаний и достижений науки. 2. Повысить мотивацию учащихся к обучению и вовлеченности в образовательный процесс за счет индивидуализации и образования. 3.Разработать и внедрить образовательные программы, учитывающие 26 Внедрение ФГОС 3 поколения Мониторинг функциональной грамотности Мониторинг деятельности педагогов, направленной на индивидуализацию образования Сроки Исполнители 2022 – 2023 Зам. директора по УВР 2022 – 2026 Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР 2022 – 2026 Расширение сетевых форм реализации образовательных программ Зам. директора по УВР 2022 2026 образовательные потребности и способности обучающихся, имеющих склонность к научной деятельности. 4. Внедрить новые образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, развитие дистанционных технологий и сетевых форм обучения. 5. Формировать функциональную грамотность. 6. Освоить ключевые компетенции, цифровые навыки, навыки в области финансовых, 27 «Успех каждого ребенка» общекультурных компетенций. Формирование 1. Формировать эффективной устойчивый мотив к системы учебной и творческой выявления, деятельности. поддержки и 2. Развивать систему развития работы с одарёнными способностей и детьми, обеспечивающей талантов у возможность учащихся, самовыражения и направленной на самореализации их одаренных подростков в самоопределение е различных видах и деятельности. профессиональную 3. Обеспечить ориентацию поддержку школьников, ориентированных на освоение научных знаний и достижений науки. 4. Создать условия для увеличения численности обучающихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах. 5. Создать условия для 28 Разработка индивидуальных планов работы с одаренными обучающимися Совершенствование работы школьного научного общества учащихся Участие в предметных олимпиадах, проектных сменах Развитие системы участия учащихся в дистанционных викторинах, конкурсах и олимпиадах Создание условий для расширенного изучения отдельных предметов через систему предметных кружков, 2022 – 2026 Зам. директора по УВР, ВР, творческие, рабочие группы увеличения численности внеурочной деятельности обучающихся, занимающихся в Развитие платных кружках на базе школы и дополнительных вне школы. образовательных услуг 6. Развивать способности одаренных обучающихся Реализация комплекса в условиях мер, направленных на дифференцированного и вовлечение индивидуализированного подрастающего обучения. поколения в деятельность 7. Проводить научнодетских общественных практические организаций, конференции формированию у них обучающихся. активной гражданской позиции Оказание методической помощи учителямпредметникам, классным руководителям по организации работы развития интеллектуальных способностей, обучающихся на уроке и во внеурочной 29 деятельности Консультации с учителямипредметниками по вопросам: успеваемости, - уровня трудности заданий, индивидуальных способностей школьников Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями Использование в урочной деятельности различных современных средств работы с информацией «Поддержка семей, имеющих Реализация программы 1. Привлечь родителей к более тесному 30 Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней Индивидуальные встречи классных руководителей 2022 – 2026 Администрация школы, кл. детей» психологопедагогической, методической и консультативной помощи родителям школьников для повышения их педагогической компетентности и формирование условий для успешного взаимодействия с родителями в организации жизни школы. сотрудничеству со школой. 2. Оказать психологопедагогическую помощь семье в воспитании и обучении ребенка. 3. Организовать социально значимую деятельность родителей и обучающихся. и администрации школы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников руководители Заседание общешкольного родительского комитета Классные родительские собрания Директор, председатели родительских активов класса Классные руководители Обновление социального паспорта школы Зам. директора по ПВ, классные руководители Изучение микроклимата, материально-бытовых условий семей обучающихся, прибывших в школу в этом учебном году Консультации для родителей по вопросам 31 Педагогпсихолог, классные адаптации первоклассников и пятиклассников «Цифровая образовательная среда» Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования. 1. Развить инфраструктуру и материальнотехническую базу с учётом запроса цифровизации системы образования. 2. Использовать сетевое взаимодействие и участие в грантовых проектах для восполнения недостающих ресурсов. 3. Обеспечить подготовку кадров, обладающих IT32 Коллективные встречи по инициативе представителей школы и родителей для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников Развитие материальнотехнической базы классов, обновление и модернизация компьютерной базы школы Организация курсовой подготовки педагогов в части внедрения и использования технологий цифровизации системы образования руководители Администрация школы 2022 – 2026 Зам. директора по АХР 2021 – 2022 Зам. директора по УВР «Учитель будущего» Обеспечение профессионального развития педагогов в соответствии с профессиональным стандартом и национальной системы учительского роста (НСУР). компетенциями, в том числе в области цифровизации системы образования. 4. Применять онлайнкурсы и образовательные порталы в рамках реализации основных образовательных программ. 1. Создать благоприятные условия для привлечения в школу молодых специалистов. 2. Привлечь большее количество педагогов к участию в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, ассоциациях педагогов. 3. Транслировать лучшие педагогические практики на сообщество учителей школы, города, региона, страны. 4. Включить педагогов в 33 Разработка и реализация плана внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс Разработка плана повышения квалификации педагогических сотрудников до 2026 года Прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки, включая возможности онлайн курсов и сетевого взаимодействия, освоение новых методов обучения, образовательных технологий 2022 – 2023 Зам. директора по УВР, рабочая группа 2022 Зам. директора по УВР 2022 2026 систему повышения квалификации на основе педагогических Аттестация педагогов на компетенций, соответствие занимаемой необходимых для работы и квалификационную с новым содержанием категорию образования. 5. Активно использовать Организация участие дистанционные формы педагогов в повышения профессиональных квалификации педагогов. конкурсах 6. Использовать возможности Привлечение молодых образовательного учителей к деятельности учреждения в школе (внутрифирменное обучение) для Организация повышения наставничества в режиме квалификации «учитель-учитель» педагогических работников. Проведение семинаров на 7. Развивать внутреннюю базе школы по обмену систему оценки качеств педагогическим опытом образования. 8. Продолжить Создание современных и внедрение программы безопасных условий для наставничества для работы педагогов 34 Администрация школы Зам. директора по УВР Директор школы молодых педагогов. 35