Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Утверждено
приказом МБОУ «СОШ № 83»
от 30.08.2022 №343
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в
МБОУ «СОШ № 83» (далее – Положение) разработано с целью обеспечения права на
получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ОВЗ) в МБОУ «СОШ № 83» (далее – образовательная организация).
1.2. С целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации
обучающихся с ОВЗ посредством психолого-педагогического сопровождения в
образовательной организации функционирует психолого-педагогический консилиум.
1.3. Понятия, используемые в Положении:
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией
(далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная
для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц. Разрабатывается в соответствии с:









приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"»;
постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания"».

Ребенок-инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ – условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование

специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных
технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания школы, а
также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ.
2. Прием на обучение лиц с ОВЗ
2.1. Прием лиц с ОВЗ на обучение по основным общеобразовательным программам за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации
и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, за исключением случаев
индивидуального отбора при приеме для получения основного общего и среднего общего
образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного
обучения.
2.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании
рекомендаций ПМПК.
2.3. Поступающие с ОВЗ, достигшие возраста 18 лет, принимаются на обучение по
адаптированной образовательной программе только с согласия самих поступающих.
3. Особенности организации обучения лиц с ОВЗ
3.1. В соответствии с рекомендациями ПМПК содержание образования и условия организации
обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида.
3.2. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
3.3. Наполняемость классов (групп) с детьми с ОВЗ не должна превышать максимальных
пределов, установленных пунктом 3.4.14 СП 2.4.3648-20.
3.4. Урочная деятельность для учащихся с ОВЗ проводится исключительно по пятидневной
учебной неделе и только в первую смену. Внеурочную деятельность для детей с ОВЗ
допускается проводить в субботу.
3.5. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на
одного обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их
физиологических потребностей.
3.6. Для получения без дискриминации качественного образования обучающимися с ОВЗ
создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
 условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному


развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.7. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
3.8. Родители детей с ОВЗ или совершеннолетние обучающиеся с ОВЗ вправе выбирать любую
из трех форм обучения в школе: очную, очно-заочную и заочную.
3.9. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе адаптированные, могут
быть реализованы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, в форме сетевого взаимодействия, на дому и в медицинских организациях по
медицинским показаниям и т. д.
3.10. Образовательная организация реализует образовательные программы, в том числе
адаптированные, в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минпросвещения от
22.03.2021 № 115.
3.11. Образовательная организация предусматривает для обучающихся с ОВЗ особые формы
промежуточной аттестации в соответствии с локальным актом о текущем контроле и
промежуточной аттестации МБОУ «СОШ № 83». Система оценки результатов освоения АООП
базируется на приоритете динамики индивидуальных достижений обучающегося с ОВЗ.
3.12. Образовательная организация устанавливает режим обучения и учебную нагрузку для
обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
3.13. Классы и группы комплектуются в соответствии с требованиями Порядка,
утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115, СП 2.4.3648-20, а также на
основании рекомендаций ПМПК и коллегиального заключения психолого-педагогического
консилиума МБОУ «СОШ № 83».
3.14. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может
осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной,
очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами
МБОУ «СОШ № 83».
3.15. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ с задержкой
психического развития и различными формами умственной отсталости.
3.16. При расположении парт (столов) в классах, используемых при организации обучения и
воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов, следует учитывать особенности физического
развития
обучающихся.
Допускается
использование
многофункциональной
(трансформируемой) мебели. Мебель для лиц с ОВЗ и инвалидов должна быть приспособлена к
особенностям их психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию
здоровья.
4. Гарантии обучающимся с ОВЗ
4.1. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Для этого
родителю (законному представителю) обучающегося с ОВЗ необходимо подать заявление на

имя директора с указанием периода, на который необходимо предоставить питание, и
основания для предоставления бесплатного питания.
4.2. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно учебники и учебные пособия, иная
учебная литература, а также услуги ассистентов.
4.3. Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья по собственной территории и объектам хозяйствующим субъектом – образовательной
организацией проводятся мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов.
5. Особенности прохождения ГИА обучающимися с ОВЗ
5.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с
приказами Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 и от 07.11.2018 №
190/1512.
5.2. Для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится как в
форме основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в форме государственного
выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и
ГВЭ). ГВЭ по всем учебным предметам по желанию указанных лиц проводится в устной
форме.
5.3. ГИА-11 для детей с ОВЗ проводится в форме ГВЭ. ГИА по отдельным учебным предметам
по их желанию проводится в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание форм проведения
ГИА (ЕГЭ и ГВЭ).
6. Особенности выдачи документов об образовании обучающимся с ОВЗ
6.1. Обучающимся с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании
(аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
6.2. Обучающимся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу
и в порядке, установленном приказом Минобрнауки от 14.10.2013 № 1145.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».