Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Цифровой мир» (форма проведения: практикум) для 5-6 класса Северск Пояснительная записка Изучение учебного курса внеурочной деятельности «Цифровой мир» в 5–6 классах направлено на достижение следующих целей: - формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; - пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса внеурочной деятельности «Цифровой мир», обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; - воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Для достижения комплекса поставленных целей в процессе учебного курса внеурочной деятельности «Цифровой мир» в 5 классе необходимо решить следующие задачи: показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире; организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; в 6 классе необходимо решить следующие задачи: включить в изучение учебного курса внеурочной деятельности «Цифровой мир» содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационнологического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.; создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека; расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЦИФРОВОЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Цифровой мир» для 5 и 6 классов разработана в соответствии с Федеральным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов в 5 классе 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе 34 часа(1 час в неделю). Курс внеурочной деятельности «Цифровой мир» в 5–6 классах основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даѐт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение курса «Цифровой мир» в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базудля изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЦИФРОВОЙ МИР» Функциональная грамотность - метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления. Особенности заданий на формирование функциональной грамотности при изучении курса внеурочной деятельности «Цифровой мир» -Задание - это задача, поставленная вне предметной области и решаемая при помощи предметных знаний; -В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная обучающемуся; -Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; - Ситуация требует осознанного выбора модели поведения; - Вопросы изложены простым, ясным языком и немногословны, требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области; -Используются иллюстрации - рисунки, таблицы. Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели: Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию. Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы. Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы. Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой. В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия: учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ; - обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер; - предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; - правила оценивания знаний и учений должны отличатся чѐткостью; - используются продуктивные формы групповой работы; - обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности. Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках информатики необходимо использовать методы активного обучения на основе реальных ситуаций. В качестве примера можно использовать задания Яндек.Учебника по информатике. Форма промежуточной аттестации: зачет. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЦИФРОВОЙ МИР» ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 5 класс Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, устройствами идругими элементами цифрового окружения. мобильными Компьютер— универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение(операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения) .Имя файла (папки, каталога). Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению.Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг. Теоретические основы курса внеурочной деятельности Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Алгоритмизация и основы программирования Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования. Информационные технологии Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные).Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. 6 класс Цифровая грамотность Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. Теоретические основы информатики Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объѐм данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Алгоритмизация и основы программирования Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклическиеалгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. Информационные технологии Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного курса внеурочной деятельности «Цифровой мир» в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатовосвоения учебного курса. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значенияинформатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовностьоценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позициинравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активноенеприятие асоциальных поступков,в том числе в сети Интернет Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе всоциальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков Ценности научного познания: наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес кобучению и познанию; любознательность; стремление ксамообразованию; овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно технического прогресса Экологическое воспитание: наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числес учѐтом возможностей ИКТ Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основныхсоциальных ролей, соответствующих ведущейдеятельности возраста, норм и правил общественногоповедения, форм социальной жизни в группах исообществах, в том числе в виртуальном пространстве МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логиче умение создавать, применять и преобразовывать знаки исимволы, модели и схемы для решенияучебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантоврешения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев) Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниемситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поискеи отборе информации из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать иинтерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию Универсальные и коммуникативные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); выбирать формат выступления с учѐтом задачпрезентации и особенностей аудитории ив соответствиис ним составлять устные и письменные тексты сиспользованием иллюстративных материалов Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решенииконкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой Универсальные регулятивные действияСамоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях решения; проблемы, требующие составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации ирефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новыхобстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, пониматьмотивы и намерения другого Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всѐ вокругдаже в условиях открытого доступа к любым объѐмам информации ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементамицифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете; называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств,объяснять их назначение; понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»; искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найден- ной информации, осознавая опасность для личности и общества распространениявредоносной информации; запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственныйинтеллект»; составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов; создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений; создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения; создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию. 6 класс ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу); работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать иудалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов; защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты; пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; иметь представление об основных единицах измерения информационного объѐма данных; сравнивать размеры текстовых, графических, звуковыхфайлов и видеофайлов; разбивать задачи на подзадачи; составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами; объяснять различие между растровой и векторной графикой; создавать простые векторные рисунки и использовать ихдля иллюстрации создаваемых документов; создавать и редактировать текстовые документы,содержащие списки, таблицы; создавать интерактивные компьютерные презентации, втом числе с элементами анимации ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (34 часа) 1 час в неделю, всего — 34 часаПриме рны е темы, раскрыва ющие данный раздел программ ы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов) Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Виды, формы ЭОР контроля Тема 1 Компьютер — универсально е вычислительное устройство, работающее по программе (2 часа) Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее Приводить примеры Устный опрос; ситуаций Экспресс тест; правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с https://easyen. ru/load/inform atika/5_klass/u rok_2 https://bosova.ru/ metodist/authors/ informatika/3/eor 5.php по программе Мобильные устройства Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств Процессор Оперативная и долговременная память Устройства ввода и вывода компьютерами Называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение Объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации Тема 2 Объяснять Программы для Практическая Програм компьютеров содержание понятий работа Пользователи и мы для «программное программисты компьют обеспечение», Прикладные программы «операционная еров Файлы и папки (приложения), системное система», «файл» (3 часа) программное Определять обеспечение программные (операционные системы) средства, https://bosova.r u/metodist/auth ors/informatika/ 3/eor5.php https://onl inetestpad.com/r Запуск и завершение работы программы (приложения) Имя файла (папки, каталога) Практические работы 1.Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла 2. Выполнение основных операций с файлами и папками (создание, переименование, сохранение) под руководством учителя Тема 3 Сеть Интернет Правила безопасног о поведения в Интернете (2 часа) Сеть Интернет Вебстраница, веб-сайт Браузер Поиск информации на вебстранице Поисковые системы Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность необходимые для осуществления Онлайн тест информационных процессов при решении задач Практическая работа Раскрывать смысл Устный опрос; изучаемых понятий Практическая Осуществлять поиск работа; информации по ключевым словам и по изображению Обсуждать способы проверки достоверности информации, u/testview/11696 0-informatika-5klass-vkhodnojtest http://www.neks osh.ru/index.php/ uchenikam/infor matika/resursyinformatika/eorbosova-5-kl https://youtu.be/ gbhyh8jkE7k информации, полученной из Интернета Правила безопасного поведения в Интернете Процесс аутентификации Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация) Пароли для аккаунтов в социальных сетях Кибербуллинг Практические работы 1,2. Поиск информации по ключевым словам и по изображению Сохранение найденной информации полученной из Интернета Обсуждать ситуации, связанные с безопасным поведением в Интернете Различать виды аутентификации Различать «слабые» и «сильные» пароли Анализировать возможные причины кибербуллинга и предлагать способы, как его избежать https://zn anio.ru/media/prpoiskinformatsii-poklyuchevymslovam-sispolzovaniemrazlichnyhpoiskovyhsistem-2767509 Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа) Тема 4 Информа ция в жизни человека (3 часа) Информация в жизни человека Способы восприятия информации человеком Роль зрения в получении человеком информации Компьютерное зрение Действия с информацией Кодирование информации Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой Искусственный интеллект и его роль в жизни человека Практические работы Раскрывать смысл изучаемых понятий Устный опрос; Различать виды Практическая информации по работа; способам еѐ восприятия человеком Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника, беспилотные автомобили, интеллектуальные игры, голосовые http://www.lbz. ru/metodist/auth ors/informatika/ 3/files/eor5/pres entations/5-7-1kodirovanieinformacii.ppt http://schoolcollection.edu.r u/catalog/res/e9 e28a73-377f0000-e01c9c38718a1a2f/? interface=catalo g http://www.lbz. ru/metodist/auth ors/informatika/ 3/files/eor5/gam es/morskojboj.zip 1. Интерактивная игра «Морской бой» 2. электронный практикум «Координатная плоскость» 3. интерактивное задание «Графические диктанты и Танграм» помощники и пр ) http://schoolcollection.edu.r u/catalog/res/bd 52dc17-c9f64948-8a59dfa9ab96dee1/? interface=catalo g Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов) Тема 5 Алгоритмы и исполнит ели (2 часа) Понятие алгоритма Исполнители алгоритмов Линейные алгоритмы Циклические алгоритмы Практические работы Раскрывать смысл Тестирование; изучаемых понятий Практическая Приводить примеры работа; неформальных и формальных исполнителей в окружающем мире Приводить примеры циклических https://nsportal. ru/shkola/infor matika-iikt/library/2014/ 03/12/kakimibyvayutalgoritmy https://nsportal. ru/shkola/infor 1. Среда программирования действий в «Кумир». Исполнитель окружающем мире «Робот» 2. Среда программирования «Кумир». Исполнитель «Робот» Тема 6 Работа в среде программиров ания (8 часов) Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования Практические работы 1 Знакомство со средой программирования «ЛогоМиры» 2 Реализация линейных алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры» 3 Реализация Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач matika-iikt/library/2018/ 02/25/praktiche skaya-rabotasredaprogrammirova niya-kumir http://www.mys hared.ru/slide/3 79614/ https://pmdatales son.1c.ru/ https://codeward s.ru/hourofcode https://nsportal. ru/shkola/infor matika-iikt/library/2018/ 02/25/praktiche skaya-rabotasredaprogrammirova niya-kumir циклических алгоритмов в среде программирования «ЛогоМиры» https://onlinetest pad.com/ru/test/2 1294algoritmizaciyaiprogrammirovani e Раздел 4. Информационные технологии (12 часов) Тема 7 Графический редактор (3 часа) Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение Практические работы 1 Создание и редактирование простого изображения с помощью Практическая Раскрыть смысл изучаемых понятий. работа; Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения https://bosova.r u/metodist/auth ors/informatika/ 3/eor5.php https://bosova.ru/ metodist/authors/ informatika/3/eor 5.php Тема 8 Текстовый редактор (6 часов) инструментов растрового графического редактора 2 Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора программного средства для решения типовых задач Планировать последовательность действий при создании и редактировании растрового изображения Текстовый редактор Правила набора текста Текстовый процессор Редактирование текста Проверка правописания Расстановка переносов Свойства символов Шрифт Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные) Полужирное и курсивное начертание Свойства абзацев: границы, абзацный Раскрывать смысл Практическая изучаемых понятий работа; Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых https://easyen.r u/load/informati ka/5_klass/urok _11_vvod_tekst a_tekstovye_do kumenty/114-10-8410 отступ, интервал, выравнивание Вставка изображений в текстовые документы Обтекание изображений текстом Практические работы 1 Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного, клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов 2 Редактирование текстовых документов (проверка правописа- ния; расстановка переносов) 3 Форматирование текстовых документов (форматирование символов и абзацев) 4 Вставка в документ изображений задач Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом https://bosova.r u/metodist/auth ors/informatika/ 3/eor5.php Тема 9 Компьютерна я презентация (3 часа) Компьютерные презентации Слайд Добавление на слайд текста и изображений Работа с несколькими слайдами Практические работы 1,2. Создание презентации на основе готовых шаблонов Итоговое контрольное тестирование Резервное время — 2 часа Раскрывать смысл Практическая изучаемых понятий работа; Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач https://easyen.r u/load/informati ka/5_klass/urok _30_sozdanie_d vizhushhikhsja_ izobrazhenij/11 4-1-0-15492 https://onlinetes tpad.com/ru/test /317457itogovyj-testpo-informatikedlya-5-klassa 6 класс (34 часа) 1 час в неделю, всего — 34 часа Примерные темы, раскрываю щие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Виды, формы контроля Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа) Тема 1 Компьют ер (1 час) Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, Раскрывать смысл Тестирование https://youtu.be/ изучаемых понятий qQJXPnIZiGE Характеризовать https://infourok. типы персональных ru/material.html компьютеров суперкомпьютеры Тема 2 Файловая система (2 часа) Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги) Путь К файлу (папке, каталогу) Полное имя файла (папки, каталога) Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемеще- ние, переименование и удаление файлов и папок (каталогов) Поиск файлов ?mid=17879 https://testedu.r u/test/informati ka/6klass/vxodnojtest-poinformatike.htm l Раскрывать смысл изучаемых понятий Выполнять основные операции с файлами и папками Находить папку с нужным файлом по заданному пути Практическа я работа https://lbz.ru/m etodist/authors/i nformatika/3/eo r6.php http://schoolcollection.edu.r u/catalog/res/17 80aaa6-0bd1465b-a2e4dda69e458780/ ? https://easyen.r u/load/informati ka/6_klass/urok _3_razmer_fajla средствами операционной системы Практические работы 1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов) 2.Поиск файлов средствами операционной системы Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов) /115-1-0-19243 https://www.sites .google.com/a/idist.ru/informaci onnyetehnologiiucebnoeposobie/operacio nnye-sistemypersonalnogokomputera/prakti ceskaa-rabotano3 http://school14.n eftekamsk.ru/tea cher/dok/dok2/r2 .html Тема 3 Защита от вредоносных программ (1 час) Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы Программы для защиты от вирусов Встроенные антивирусные средства операционных систем Раскрывать смысл Устный изучаемых понятий опрос Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ Тема 4 Информац ия и информац ионные процессы (2 часа) Информационные процессы Получение, хранение, обработка и передача информации (данных) Практические работы 1 Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст Раскрывать смысл изучаемых понятий Приводить примеры информационных процессов в окружающем мире Выбирать форму представления инфор- мации в зависимости от поставленной задачи https://nsportal. ru/shkola/infor matika-iikt/library/2014/ 09/03/kompyute rnye-virusy-iantivirusnyeprogrammy https://youtu.be/ Jjxu_6ES5FU Практическая https://bosova.r работа u/metodist/auth ors/informatika/ 3/eor7.php https://znanio.ru /media/praktich eskaya-rabotapo-temepreobrazovaniev-tablitsususchestvuyusc hego-teksta2570725 Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму Разрабатывать алгоритм преобразования информации Тема 5 Двоичный код (2 часа) Тема 6 Единицы измерения информации Двоичный код Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите Преобразование любого алфавита к двоичному Информационный объѐм данных Бит — минимальная единица коли- чества Раскрывать смысл изучаемых понятий Подсчитывать количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите http://schoolcollection.edu.r u/catalog/res/8f 1f639b-c4e74507-be834a8357812ba1/ ?interface=catal og Устный опрос Раскрывать смысл Решение задач изучаемых понятий Применять в учебных и https://bosova.r u/metodist/auth ors/informatika/ 3/eor7.php https://youtu.be/ JfQFjId4-oo https://resh.edu. ru/subject/lesso n/7318/start/250 750/ (2 часа) информации — двоичный разряд Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм) Контрольное тестирование «Теоретические основы информатики» практических задачах соотношения между единицами измерения информации Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов) https://youtu.be/ _r5OZULRVH M https://testedu.r u/test/informati ka/7klass/ediniczyiizmereniyainformaczii-iobeminformaczii.htm l Тема 7 Основные алгоритмическ ие конструкции (8 часов) Среда текстового программирования Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха) Циклические алгоритмы Переменные Практические работы 1 Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов 2 Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы 3 Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования Раскрывать смысл изучаемых понятий Выявлять общие черты и различия в средах блочного и текстового программирования Анализировать готовые алгоритмы управления исполнителем, исправлять в них ошибки Применять алгоритмические конструкции «следование» и «цикл» Устный опрос; Практическая работа https://lbz.ru/m etodist/authors/i nformatika/3/eo r6.php https://easyen.r u/load/metodika /kompleksy/kat alog_ssylok_na _kompleks_razr abotok_informti ka_6_klass https://nsportal. ru/shkola/infor matika-iikt/library/2018/ 02/25/praktiche skaya-rabotasredaprogrammirova niya-kumir Тема 8 Вспомогательн ые алгоритмы (4 часа) Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур) Процедуры с параметрами Контрольное тестирование «Алгоритмизация и основы программирования» Практические работы 1 Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) 2 Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, Раскрывать смысл изучаемых понятий Осуществлять разбиение задачи на подзадачи Анализировать работу готовых вспомогательных алгоритмов (процедур) Самостоятельно создавать вспомогатель-ные алгоритмы (процедуры) для реше ния поставленных задач Практическая https://lbz.ru/m etodist/authors/i работа; nformatika/3/eo Устный r6.php опрос http://informaks .narod.ru/algo_ baz.htm https://nsportal.r u/shkola/informa tika-iikt/library/2015/ 02/23/kontrolnay a-rabota-potemealgoritmizatsiyai-osnovy https://eas yen.ru/load/meto dika/kompleksy/ katalog_ssylok_n a_kompleks_razr abotok_informtik в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами a_6_klass https://nsportal. ru/shkola/infor matika-iikt/library/2018/ 02/25/praktiche skaya-rabotasredaprogrammirova niya-kumir Раздел 4. Информационные технологии (10 часов) Тема 9 Векторная графика (3 часа) Векторная графика Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений) Добавление векторных рисунков в документы Практическая работы Раскрывать смысл Практическая https://resh.edu. изучаемых понятий работа ru/subject/lesso Анализировать n/7329/start/251 пользовательский 100/ интерфейс применяемого программного средства Определять 1 Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений 2 Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию) 3 Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу) Тема 10 Текстовый процессор (4 часа) Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков Нумерованные, условия и https://znanio.ru возможности /media/praktich применения eskaya-rabotaпрограммного po-informatikeсредства для sozdanieрешения vektornyhтиповых задач izobrazhenijПланировать 2699452 последовательно сть действий при создании векторного изображения Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача, возможно- сти масштабирования, размер файлов, сфера применения) Раскрывать смысл Практическая https://resh.edu. изучаемых понятий работа ru/subject/lesso Анализировать n/7330/start/250 пользовательский маркированные и многоуровневые списки Добавление таблиц в текстовые документы Практические работы 1 Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками 2 Создание небольших текстовых документов с таблицами 3 Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач 610/ https://infourok. ru/prakticheska ya-rabota-poinformatike-natemu-sozdaniei-oformleniemarkirovannyhnumerovannyhimnogourovnevy h-spiskov-2kurs-sp5536124.html Тема 11 Создание интеракти вных компьюте рных презентац ий (3 часа) Создание компьютерных презентаций Интерактивные элементы Гиперссылки Практические работы 1 Создание презентации с гиперссылками 2 Создание презентации с интерактивными элементами Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения Итоговое контрольное программного тестирование за курс 6 средства для решения класа типовых задач Планировать структуру презентации с гиперссылками Планировать структуру Практическая https://lbz.ru/m etodist/authors/i работа nformatika/3/eo r6.php https://testedu.r u/test/informati ka/6klass/itogovyijtest-poinformatike-6klass.html презентации с интерактивным и элементами Резервное время — 2 часа УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Информатика 5 класс/Информатика. 5, 6. класс. Авторский коллектив: Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://bosova.ru/books/1072/7396/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс ЯКласс https://education.yandex.ru/ ЯндексУчебник https://uchi.ru/ Учи.ру https://урокцифры.рф/ Урок Цифры – всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий