Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Цифровой мир. Программирование на Python» (форма проведения: практикум) 7-9 классы Северск Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Цифровой мир. Программирование на Python» (далее — курс) для 7—9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Рабочая программа курса даѐт представления о цели, задачах, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности, устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам курса и последовательность их изучения с учѐтом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Рабочая программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования. Программа служит основой для составления поурочного тематического планирования курса внеурочной деятельности учителем. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Программа курса внеурочной деятельности отражает: - сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; - основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; - междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Информатика характеризуется всѐ возрастающим числом междисциплинарных связей, причѐм как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырѐх тематических разделов информатики на уровне основного общего образования: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии. ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» Целями изучения курса внеурочной деятельности «Программирования на Python» являются: - формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; - обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.; - формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; - формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать еѐ результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося; - воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Основные задачи курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» — сформировать у обучающихся: - понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; - владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; - базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения алгоритмов; - решения задач по их математическим моделям; - умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python; - умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; - умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности за счѐт направления «Дополнительное изучение учебных предметов». Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 102 учебных часа, по 1 ч в неделю в 7, 8 и 9 классах (34 ч в каждом классе). Срок реализации программы внеурочной деятельности — три года.Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение и занятия, посвящѐнные презентации продуктов проектной деятельности. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: - ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; - понимание значения информатики как науки в жизни современного общества. Духовно-нравственное воспитание: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете. Гражданское воспитание: - представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; - ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов; - стремление оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков. Ценность научного познания: - наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; - интерес к обучению и познанию; любознательность; - стремление к самообразованию; - овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; - наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. Экологическое воспитание: наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; - оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: - выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; - запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта); - выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; - принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - выполнять свою часть работы с информацией, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: - выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; - составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: - осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объѐмам информации; - осознанно относиться к другому человеку, его мнению. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: - соблюдать требования безопасности при работе на компьютере; - объяснять, что такое информация, информационный процесс; - перечислять виды информации; - кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам; - переводить данные из одной единицы измерения информации в другую; - характеризовать устройство компьютера; - приводить примеры устройств для хранения и передачи информации; - разбираться в структуре файловой системы; - строить путь к файлу; - объяснять, что такое алгоритм, язык программирования, программа; - использовать переменные различных типов при написании программ на Python; - использовать оператор присваивания при написании программ на Python; - искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их; - дописывать программный код на Python; - писать программный код на Python; - использовать ветвления и циклы при написании программ на Python; - анализировать блок-схемы и программы на Python; - объяснять, что такое логическое выражение; - вычислять значение логического выражения; - записывать логическое выражение на Python; - понимать структуру адресов веб-ресурсов; - форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах; - создавать презентации в Google Презентациях. 8 класс К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: - соблюдать требования безопасности при работе на компьютере; - выделять основные этапы в истории развития информационных технологий; - понимать принцип работы архитектуры Неймана; - искать информацию в Интернете; - форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах; - открывать доступ к презентации в Google Презентациях для совместной работы; - писать программы на Python для рисования различных геометрических фигур, используя модуль Turtle; - понимать различия локальных и глобальных переменных; - решать задачи с использованием глобальных переменных на Python; - строить таблицы истинности для логических выражений; - строить логические схемы; - понимать, что такое событие; - использовать события при написании программ на Python; - искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их; - дописывать программный код на Python; - писать программный код на Python; - писать свои функции на Python; - разбивать задачи на подзадачи; - анализировать блок-схемы и программы на Python. 9 класс К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: - соблюдать требования безопасности при работе на компьютере; - объяснять, что такое база данных, системы управления базами данных; - перечислять виды баз данных; - писать программы на Python по обработке числовых последовательностей; - использовать списки и словари при написании программ на Python; - искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их; программный код на Python; - писать программный код на Python; - разбивать задачи на подзадачи; - анализировать блок-схемы и программы на Python; - разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки; - защищать персональную информацию от несанкционированного доступа; - предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности, такие как кибербуллинг. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» 7 КЛАСС 1. Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики») Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией. Устройство компьютера. Кодирование информации. Код. Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации. Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами. 2. Основы языка программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Современные языки программирования. Алгоритм. Язык программирования. Программа. Среда разработки IDE. Интерфейс Sculpt. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся. Переменные. Правила образования имѐн переменных. Типы данных: целое число, строка. Функция. Виды функций. Функция: print(), input(), int(). Ветвление в Python. Оператор if-else. Вложенное ветвление. Множественное ветвление. Оператор if-elif-else. Проект «Чат-бот». 3. Циклы в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления логического выражения. Условие. Операции сравнения в Python. Логические операторы в Python: and, or и not. Операторы целочисленного деления и деления с остатком на Python. Цикл с предусловием. Цикл с параметром. Проект «Максимум и минимум». 4. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW). Назначение браузера. Создание почтового ящика. Облачное хранилище. Правила безопасности в Интернете. Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации. Форматирование текста. Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. Работа с табличным процессором. Создание презентаций. Проект «Презентация Elevator Pitch». 8 КЛАСС 1. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») История развития информационных технологий и персонального компьютера. Виды информационных процессов. Устройства для работы с информацией. Архитектура Неймана. Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа с поисковыми системами. Повторение видов информации, форматирования, редактирования текста и работы в облачном сервисе Google. Изучение новых функций Google Документов для форматирования текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Google. 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Подключение модуля Turtle. Объект. Метод. Основные команды управления черепашкой. Заливка замкнутых мно-го-уголь-ни-ков. Рисование окружности. Изменение внешности черепашки при помощи команды Shape. Управление несколькими черепашками. 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Повторение: функция, виды функций. Функции модуля Turtle. Самостоятельное создание функции. Глобальные и локальные переменные. Объект «экран». Событие. Работа с событиями. Фракталы. Рекурсия. Кривая Коха. 4. Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики») Электронное устройство. Логическое высказывание. Логические операции и выражения. Таблица истинности для логического выражения. Логические элементы. Построение логических схем. Алгоритм построения логической схемы. 9 КЛАСС 1. Современные цифровые технологии (раздел «Информационные технологии») Повторение: информационные технологии. Документооборот. Электронный документооборот. Механизмы работы с документами. Система электронного документооборота. Достоинства и недостатки бумажного и электронного документооборота. Проверка подлинности. Электронная цифровая подпись. Компьютерная графика. Способы хранения графической информации на компьютере. Отличия растровой графики от векторной. Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Трѐхмерная графика. Программы для создания компьютерной графики. UX/UI-дизайн. Трѐхмерная система координат. Интерфейс Tinkercad. 2. Структуры данных (разделы «Теоретические основы информатики» и «Алгоритмы и программирование») Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Запросы. Структурированные и неструктурированные данные. Работа с большими данными. Причины структурирования данных. Реляционная база данных. Виды баз данных по способу организации данных. Виды баз данных по способу хранения. Функции str() и int(). Методы для работы со строками. Создание списка в Python. Действия над элементами списка. Функции append(), remove(). Объединение списков. Циклический просмотр списка. Сортировка списков. Сумма элементов списка. Обработка списков. Сравнение списков и словарей. 3. Списки и словари в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Словарь. Создание словаря в Python. Добавление новой записи в словарь. Вывод значения по ключу. Замена элемента словаря. Удаление элемента из словаря. Работа с элементами словаря. Методы работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items()). 4. Разработка веб-сайтов (раздел «Алгоритмы и программирование») Структура и разработка сайтов. Знакомство со специалистами по разработке сайтов. Конструкторы сайтов. Создание сайта в конструкторе Google. Язык HTML. Основы веб-дизайна. 5. Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность») Информационная безопасность. Приватность и защита персональных данных. Основные типы угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита приватных данных. Финансовая информационная безопасность. Виды финансового мошенничества. Шифрование и криптография. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» 7 КЛАСС 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время. Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Содержание программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Информация и информационные процессы (6 ч) Информация и информационные процессы Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией. Устройство компьютера. Кодирование информации. Повторяет и соблюдает правила https://www.yaklass.r техники безопасности u/p/informatika/7и правила работы на компьюте- klass/teoreticheskieре. osnovy-informatikiРаскрывает смысл изучаемых 7279386/informatcii понятий. a-i-deistviia-sПолучает информацию о видах informatcieiинформации и об основных 6683201 информационных процессах. Переводит данные из одной еди- Файлы и папки Код. Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации ницы измерения информации в другую (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт). Кодирует и декодирует информацию согласно заданному правилу. Получает сведения о том, как информация хранится в памяти компьютера Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/7Определяет тип файла по расши- klass/tcifrovaiaрению. gramotnostВыполняет основные операции 7279385/faily-iс файлами. failovye-sistemyОписывает полный путь к файлу 6744044 Раздел 2. Основы языка программирования Python (12 ч) Знакомство с языком программирования Python Современные языки программирования. Алгоритм. Язык программирования. Программа. Среда разработки IDE. Интер- Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/pyth Получает объяснение, почему on-bazovyjдля изучения программирова- uroven/iazykния выбран Python. programmirovaniia- фейс Sculpt. Виды алго- Определяет вид алгоритма по его ритмов: линейный, разблок-схеме. ветвляющийся Знает интерфейс Sculpt. Работает в Sculpt python6985556/znakomstv o-s-iazykomprogrammirovaniiapython-ustanovkapo-6925834 Типы данных. Переменные Переменные. Правила образования имѐн переменных. Типы данных: целое число, строка Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/pyth Создаѐт переменные с именами, on-bazovyjудовлетворяющими условиям. uroven/iazykИсправляет ошибки programmirovaniiaв программном коде. pythonДописывает программный код. 6985556/dannye-vПишет программный код python-6912876 Ввод и вывод данных Функция. Виды функций. Функция: print(), input(), int() Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/pyth Получает информацию on-bazovyjо синтаксисе функций print(), uroven/iazykinput(), int(). programmirovaniiaАнализирует программный код, pythonчтобы определить, что выведет 6985556/osnovnyeпрограмма при конкретных ис- operatory-pythonходных данных. 6912875 Исправляет ошибки в программном коде. Дописывает программный код. Пишет программный код Ветвление Ветвление в Python. Опе- Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r ратор if-else. Вложенное понятий. u/p/informatika/pyth ветвление. Множествен- Получает объяснение, почему on-bazovyjное ветвление. Оператор вложенное ветвление можно uroven/iazykif-elif-else упростить, используя множе- programmirovaniiaственное ветвление. python6985556/osnovnyeoperatory-python6912875/re16e9ca64-940747af-a16634b1b394a358 Анализирует программный код, чтобы определить, что выведет программа при конкретных исходных данных. Исправляет ошибки в программном коде. Дописывает программный код. Пишет программный код Проект «Чат-бот» Цель проекта. Задачи Раскрывает смысл изучаемых https://kpolyakov.spb. проекта. Чат-бот. Планипонятий. ru/school/osnbook/p рование Определяет цель и задачи проек- ython.htm та. Планирует свою работу при помощи таблицы. Пишет программный код на Python, используя функции print(), input() и операторы ветвления. Выступает со своим проектом. Оценивает чужой проект Раздел 3. Циклы в языке программирования Python (9 ч) Логические выражения и операторы Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления логического выражения. Условие. Операции сравнения в Python. Логические операторы Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/pyth Анализирует логическую струк- on-bazovyjтуру выражений. uroven/iazykПишет программы на Python на programmirovaniiaопределение чѐтности pythonи нечѐтности чисел. 6985556/osnovnyeИсправляет ошибки operatory-python- в программном коде. Дописывает программный код. Пишет программный код Циклы 6912875/rec65f863f-1a094b6b-91b9b66e37ffa293 в Python: and, or и not. Операторы целочисленного деления и деления с остатком на Python https://www.yaklass.r u/p/informatika/pytho n-bazovyjuroven/iazykprogrammirovaniiapython6985556/dannye-vpython-6912876/re20f41a83-48de-401f8fbe-dba68e3afd55 Цикл с предусловием. Цикл с параметром Программирует циклические ал- https://www.yaklass.r горитмы. u/p/informatika/pyth Определяет вид алгоритма по его on-bazovyjблок-схеме. uroven/iazykРешает задачи с использованием programmirovaniiaциклов в Blockly. pythonПонимает отличие цикла 6985556/tciklichesk с условием от цикла ie-algoritmy-vс параметром python-6931697 Проект «Максимум и минимум» Статистика. Примеры статистических моделей. Формула вычисления среднего. Функции для вычисления максимального и минимального значения Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/pyth Определяет цель и задачи проекon-bazovyjта. uroven/iazykПланирует свою работу. programmirovaniiaПишет программный код на pythonPython для исследования тем6985556/dannye-vпературы воздуха python-6912876 Раздел 4. Информационные технологии (7 ч) Работа в Интернете Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW). Назначение браузера. Создание почтового ящика. Облачное хранилище. Правила безопасности в Интернете Раскрывает смысл изучаемых https://resh.edu.ru/sub понятий. ject/lesson/7323/star Анализирует пользовательский t/250820/ интерфейс применяемого программного средства. Создаѐт электронную почту и работает с облачным хранилищем данных Google. Имеет представление об общении в Интернете Обработка различных видов информации Текстовая информация Раскрывает смысл изучаемых https://resh.edu.ru/sub в реальной жизни. Обрапонятий. ject/lesson/7331/star ботка текстовой инфор- Анализирует пользовательский t/250575/ мации. Проект «Презентация Elevator Pitch» интерфейс применяемого программного средства. Форматирование текста. Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. Работа с табличным процессором. Создание презентаций Создаѐт текстовые документы. Форматирует текстовые документы. Создаѐт векторный рисунок в текстовом процессоре. Создаѐт презентации по заданной теме Свойства и правила хорошей презентации. Особенности презентации типа «Elevator Pitch» Получает информацию об особенностях презентации типа «Elevator Pitch». Создаѐт презентацию типа «Elevator Pitch» по заданной теме. Выступает со своим проектом. Оценивает чужой проект 8 КЛАСС 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время. Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Содержание программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Раздел 1. Информационные технологии (9 ч) Информационные технологии История развития инфор- Раскрывает смысл изучаемых https://bosova.ru/meto мационных технологий понятий. dist/authors/informa и персонального компью- Определяет программные сред- tika/3/eor8.php тера. Виды информациства, необходимые для осуонных процессов. ществления информационных Устройства для работы процессов при решении задач. с информацией. Архитек- Оперирует компьютерными интура Неймана. Программформационными объектами ное обеспечение. Виды в наглядно-графическом инпрограммного обеспечетерфейсе ния. Пользовательский интерфейс. Работа с поисковыми системами Обработка различной информации Повторение: виды инфор- Раскрывает смысл изучаемых мации, форматирование, понятий. редактирование текста, Применяет новые функции работа в облачном сервисе Google Документов и Google Google. Изучение новых функций Google Документов для форматирования текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Google Презентаций на практике Раздел 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (8 ч) Знакомство с модулем Turtle в Python Подключение модуля Turtle. Объект. Метод. Основные команды управления черепашкой. Заливка замкнутых многоугольников. Рисование окружности. Изменение внешности черепашки при помощи команды Shape. Управление несколькими черепашками Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/pyth Объясняет, что такое исполни- on-uglublyonnyjтель. uroven/modul-ivОписывает черепашку как при- 7263575/vvedenieмер исполнителя. v-grafiku-modulУстанавливает связь между дви- turtle-7232473/reжением черепашки f6c7a707-5daeи единицами измерения (пиксе- 4a1e-ba59ли, градусы). b6e48323c14b Определяет координаты как адрес расположения точки в пространстве. Определяет на экране начало движения черепашки (начало отсчѐта). Решает задачи на рисование различных геометрических фигур черепашкой. Настраивает цвет исполнителя, толщину пера, выполняет заливку цветом. Пишет программный код на Python с использованием нескольких объектов-черепашек Раздел 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (12 ч) Функции и события в Python Повторение: функция, виды функций. Функции модуля Turtle. Самостоятельное создание Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/pyth Создаѐт свои функции. on-bazovyjПишет программный код на uroven/iazykPython с использованием функ- programmirovaniiaций и событий. python6985556/funktcii-irekursii-v-python6926169/rea6e9a432-63554130-b20d- 703da5da8a82 функции. Глобальные и локальные переменные. Объект «экран». Событие. Работа с событиями. Фракталы. Рекурсия. Кривая Коха Получает информацию о различиях между областью видимости функции и областью видимости программы. Решает задачи с использованием глобальных переменных Раздел 4. Элементы алгебры логики (5 ч) Элементы алгебры логики 9 КЛАСС Электронное устройство. Логическое высказывание. Логические операции и выражения. Таблица истинности для логического выражения. Логические элементы. Построение логических схем. Алгоритм построения логической схемы Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/8Анализирует логическую струк- klass/teoreticheskieтуру высказываний. osnovy-informatikiСоставляет таблицу истинности 7279393/elementyдля логического выражения. algebry-logikiСтроит логические схемы 6617745 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 5 ч — резервное время. Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Содержание программы Электронные Основные виды деятельности (цифровые) обраобучающегося при изучении зовательные ресуртемы сы Раздел 1. Современные цифровые технологии (6 ч) Работа с программами Повторение: информаци- Раскрывает смысл изучаемых онные технологии. понятий. Документооборот. Элек- Получает информацию тронный документооборот. о причинах использования Механизмы работы электронного документос документами. Система оборота вместо бумажного. электронного документо- Форматирует и редактирует оборота. Достоинства текстовую информацию и недостатки бумажного в облачном сервисе Google и электронного документоДокументы оборота. Проверка подлинности. Электронная цифровая подпись Компьютерная графика Компьютерная графика. Раскрывает смысл изучаемых Способы хранения графипонятий. ческой информации на Анализирует пользовательский компьютере. Отличия растровой графики от векторной. Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Трѐхмерная графика. Программы для создания компьютерной графики. UX/UI-дизайн. Трѐхмерная система координат. Интерфейс Tinkercad интерфейс применяемого программного средства. Создаѐт трѐхмерное изображение Раздел 2. Структуры данных (11 ч) База данных Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Запросы. Структурированные и неструктурированные данные. Работа с большими данными. Причины структурирования данных. Реляционная база данных. Виды баз данных по способу организации данных. Виды Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/9Имеет представление о базах klass/teoreticheskieданных osnovy-informatiki13598/bazydannykh-6639462 баз данных по способу хранения Список в языке Python Функции str() и int(). Методы для работы со строками. Создание списка в Python. Действия над элементами списка. Функции append(), remove(). Объединение списков. Циклический просмотр списка. Сортировка списков. Сумма элементов списка. Обработка списков. Сравнение списков и словарей Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/pyth Создаѐт списки на Python. on-uglublyonnyjИсправляет ошибки uroven/modul-iiв программном коде. 7263573/funktciiДописывает программный код. 7216287 Пишет программный код Раздел 3. Списки и словари в языке программирования Python (5 ч) Словарь в языке Python Словарь. Создание словаря в Python. Добавление новой записи в словарь. Вывод значения по ключу. Замена элемента словаря. Удаление элемента из словаря. Работа с элементами слова- Раскрывает смысл изучаемых https://kpolyakov.spb. понятий. ru/school/test10/py4 Создаѐт словари на Python. 4.htm Исправляет ошибки в программном коде. Дописывает программный код. Пишет программный код ря. Методы работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items()) Раздел 4. Разработка веб-сайтов (6 ч) Создание сайтов Структура и разработка сайтов. Знакомство со специалистами по разработке сайтов. 0Конструкторы сайтов. Создание сайта в конструкторе Google. Язык HTML. Основы вебдизайна Раскрывает смысл изучаемых https://www.yaklass.r понятий. u/p/informatika/9Имеет представление klass/tcifrovaiaо создании сайтов. gramotnostВыполняет оформление сайта 13601/razrabotkaс помощью готового кон- web-saita-13782 структора. Создаѐт одностраничный сайт с помощью языка HTML Раздел 5. Информационная безопасность (6 ч) Информационная безопасность Информационная безопасность. Приватность и защита персональных данных. Основные типы угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита Раскрывает смысл изучаемых понятий. Имеет представление об информационной безопасности https://resh.edu.ru/sub ject/lesson/3049/star t/ https://resh.edu.ru/sub ject/lesson/3051/star t/ приватных данных. Финансовая информационная безопасность. Виды финансового мошенничества. Шифрование и криптография Форма проведения занятий Практикум по программированию. Курс внеурочной деятельности «Программирование на Python» для 7—9 классов рассчитан на 1 академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование каждого класса состоит из 4—5 модулей, в каждом из которых 5—14 занятий. Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины. Промежуточная аттестация Проводится в конце учебного года в форме зачет и оценкой зачтено. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Методические материалы для ученика Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе ЯКласс (в том числе раздаточный материал и т. д.). Методические материалы для учителя «Начала программитрования на языке Python». Босова Л. Л. / Аквилянов Н.А. / Кочергин И.О. / Штепа Ю.Л. / Бурцева Т.А. Учебное пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2020 г. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерной основной образовательной программе основного общего образования. Демонстрационные материалы по теме занятия. Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы интернета Образовательные платформаы: https://www.yaklass.ru/ https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/ ресурс ЯКласс https://education.yandex.ru/ https://uchi.ru/ Российская электронная школа Цифровой образовательный ЯндексУчебник Учи.ру Учебное оборудование Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет). Компьютерные мыши. Клавиатуры. Учебное оборудование для проведения лабораторных работ, практических работ и демонстраций Мультимедийный проектор с экраном.