Финансовая грамотность 8 класс. Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 8 класса

Северск

Пояснительная записка
Учебная программа «Финансовая грамотность» является прикладным
реализующим интересы обучающих с 8 классов в сфере экономики семьи.

курсом,

Курс рассчитан на 34 часа. Финансовая грамотность: учебная программа. 8 класс
общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной
жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории,
географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В
процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами,
схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и
публичных выступлений. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся
является приоритетной задачей. Перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную
личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные
роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на
таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым
обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально

грамотных специалистов.
Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в
финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик,
сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно
выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика,
налогоплательщика
Овладение функциональной грамотностью на уроках курса складывается из нескольких
составляющих:
–Создание атмосферы сотрудничества на уроках;
–Использование приемов развития критического мышления в работе со школьниками;
–Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах,
групповая работа;
–Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных
способов обучения учащихся;
–Использование самооценивание и взаимооценивания;
–Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей;
–Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями. Следует
выделить следующие функции уроков курса необходимые для успешного формирования
функциональной грамотности учащихся:
–Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться
электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными

таблицами; использовать графические редакторы. –Информационная: находить и отбирать
необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов;
читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться
алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую
информацию.
–Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не
поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным
требованиям и условиям, организовать работу группы.
–Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические
бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе,
пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в
разных сервисных службах);
планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи . В тематическом
планировании выделены виды деятельности непосредственно связанные с основами
финансовой грамотности и глобальных компетенций, а также читательской грамотности.
Формы оценивания:
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовое задание;
• решение задач;
• решение кроссворда и анаграммы;
• графическая работа: построение графиков, схем и диаграмм
связей;
• аналитическая работа: расчѐт показателей, анализ статистических
данных, оценка результатов;
• доклад;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация: в форме зачета, эссе с отметкой «зачтено».
Форма проведения занятий: беседа. практикум, игра, семинар.

Содержание курса
Модуль 1. Управление денежными средствами
семьи
Базовые понятия и знания:
• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк,
структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов,
человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный
бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);
• знание видов эмиссии денег и механизмов еѐ осуществления в современной экономике,
способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов
населения России и причин еѐ изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание фак
торов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости
уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и
доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного
бюджетов.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной
кономики;
• осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и
карьеру, а также на личные доходы;

• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить
устойчивую финансовую стабильность, повысить еѐ благосостояние и могут привести к
финансовым трудностям;
• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их
существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;
• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
• пользоваться дебетовой картой;
• определять причины роста инфляции;
• рассчитывать личный и семейный доход;
• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
• различать личные расходы и расходы семьи;
• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
• вести учѐт доходов и расходов;
• развивать критическое мышление.
Компетенции:
• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем
доходов семьи;
• использовать различные источники для определения причин инфляции и еѐ влияния на
покупательную способность денег, имеющихся в наличии
• определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
• соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
• сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения
дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
• оценивать свои ежемесячные расходы;
• соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей;
• определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в
краткосрочной и долгосрочной перспективе;
• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Модуль 2. Способы повышения семейного
благосостояния
Базовые понятия и знания:
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для
физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
• понимание принципа хранения денег на банковском счѐте;
• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях
жизненного цикла семьи;
• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
• рассчитывать реальный банковский процент;
• рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;
• анализировать договоры;
• отличать инвестиции от сбережений;
• Компетенции:
• искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других
финансовых учреждений;

• оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для
повышения благосостояния семьи;
• откладывать деньги на определѐнные цели;
• выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения
будущих крупных расходов семьи.
Модуль 3. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания:
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды
страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в
случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов
страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство
финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями;
финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых
рисков.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно
изменяется;
• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае
чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления
рисками;
• понимание причин финансовых рисков;
• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять
поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из
учреждений).
Умения:
• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
• читать договор страхования;
• рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;
• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
• соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
• оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра
структуры финансов семьи и личных финансов;
• оценивать предлагаемые варианты страхования;
• анализировать и оценивать финансовые риски;
• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
• реально оценивать свои финансовые возможности.
Модуль 4. Семья и финансовые организации:
как сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания:
• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники
финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у
банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов
источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства;
представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовыхправилах ведения
бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет
на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:

• понимание основных принципов устройства банковской системы;
• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не
спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием
способов взаимодействия;
• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми
приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное
образование;
• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях
семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.
Умения:
• читать договор с банком;
• рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
• находить актуальную информацию на специальных сайтах,
посвящѐнных созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки,
доход, прибыль;
• переводить одну валюту в другую;
• находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
• оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих
финансовых проблем и проблем семьи;
• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также
угрожающие такому бизнесу типы рисков;
• оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от
экономической ситуации в стране.
МОДУЛЬ 5. Человек и государство: как они в заимодействуют
Базовые понятия и знания:
• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система,
пенсионные фонды;
• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые),
способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства
пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
• представление об ответственности налогоплательщика;
• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату
налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
• понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только
полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по
программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.
Умения:
• считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо
заплатить в качестве налога;
• просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества
могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
• находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления
накоплениями в сети Интернет.
Компетенции:
• осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
• планировать расходы по уплате налогов;
• рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на
протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой
карьеры.

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Требования к предметным результатам освоения курса: • владение понятиями:
деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный
фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес,
валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная
система.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение
простых финансовых расчѐтов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Особенности курса. Курс «Финансовая грамотность» для 8 класса разработан с учѐтом
возрастных особенностей обучающихся, ведь 14—15-летние подростки обретают
частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и
распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность
осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а
также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков
ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически
грамотного поведения. Учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в
финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей,
формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение
подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого
человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося,
формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать
внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно помочь подростку
преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия
в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у
учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее
подходящий вариант решения материальных проблем семьи. В данном курсе вопросы
бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах,
исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание
уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется
формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой
информации из различных источников, представленных как на электронных, так и
твѐрдых носителях.
• владение знаниями: ¸ о структуре денежной массы; ¸ о структуре доходов населения
страны и способах еѐ определения; ¸ о зависимости уровня благосостояния от структуры
источников доходов семьи; ¸ о статьях семейного и личного бюджета и способах их
корреляции; ¸ об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц; ¸ о возможных нормах сбережения; ¸ о способах государственной
поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; ¸ о видах страхования;
¸ о видах финансовых рисков; ¸ о способах использования банковских продуктов для
решения своих финансовых задач; ¸ о способах определения курса валют и мест обмена; ¸
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

Структура курса «Финансовая грамотность»
Курс финансовой грамотности в 8 классе состоит из пяти модулей, каждый из которых
разбит на несколько занятий.
Каждый модуль имеет определѐнную логическую завершѐнность, целостное, законченное
содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неѐ
ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни.
Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается
провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации
учебных достижений и т. д.
В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы.
Номер темы / блока

Название темы / блока

Модуль 1

Управление денежными средствами
семьи
Способы повышения семейного
благосостояния
Риски в мире денег
Семья и финансовые организации:
как сотрудничать без проблем
Человек и государство:
как они взаимодействуют

Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Модуль 5

Итого
Поурочное планирование Финансовая грамотность 8 класс
Номер
Название занятия Форма занятия, ЭОР
занятия
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег
1
Деньги: что это
hhttps://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/57/
такое
2
Что может
происходить с
деньгами
и как это влияет
на финансы
вашей семьи
3

4

5

Количество
часов
9
6
6
8
5
34
Количество
часов
9
2
1
1

Тема 2
Л/П
Источники
: http://happy-finance.ru
денежных
средств семьи
Какие бывают
источники
доходов
От чего зависят
личные и
семейные доходы
Тема 3. Контроль семейных расходов

2

Как
контролировать
семейные
расходы и зачем

1

Задания на формирование читательской
грамотности, , креативного мышления
https://школа.вашифинансы.рф

1
1

2

это делать
6

7

8

Учебные миниЗП
проекты
http://www.финлагерь.рф/programs/articles/den-2«Контролируем
potrebnosti-i-raskhody/
семейные
расходы»
Тема 4. Построение семейного бюджета

1

Что такое
семейный
бюджет и как его
построить
Как
оптимизировать
семейный
бюджет

Л/П
hhttps://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/57/

1

Л/П
Виртуальные ловушки, или как не потерять
деньги в сети ...

1

www.yaklass.ru

Обобщение
КЗ / П
результатов
Задания на формирование читательской
работы,
грамотности, глобальных компетенций,
представление
креативного мышления
проектов,
тестовый
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием
услуг финансовых организаций
9

Для чего нужны
Л/П
финансовые
организации
11
Как увеличить
С/П
семейные доходы https://calculator-credit.ru/
с использованием
финансовых
организаций
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового
благосостояния
12
Для чего
Л/П
необходимо
: https://edu.pacc.ru
осуществлять
финансовое
планирование
13
Как
Л / П https://clck.ru/35Wj9Q
осуществлять
финансовое
планирование на
разных
жизненных
этапах
14
Представление
ЗП
проектов
15
Обобщение
КЗ
результатов
10

2

1

6

2
1

1

2
1

1

1
1

работы, выполhttps://fincult.info/teaching/metodicheskieнение
materialy
тренировочных
заданий, тестоМодуль 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться
16

17

18

19

Особые
Л/П
жизненные
ситуации:
рождение
ребѐнка, потеря
кормильца
Особые
Л/П
https://финзнайка.рф
жизненные
ситуации:
болезнь,потеря
работы,
природные и
техногенные
катастрофы
Чем поможет
Л/П
страхование
Тема 8. Финансовые риски
Какие бывают
финансовые
риски

Л / П Виртуальные ловушки, или как не
потерять деньги в сети ...

Что такое
Л/П
финансовые
пирамиды
21
Представление
ЗП / КЗ
проектов,
выполнение
тренировочных
заданий,
тестовый
контроль
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем
22
Что такое банк и Л / П
чем он может
быть полезен
23
Польза и риски
Л / П https://clck.ru/35Wkdd
банковских карт
Тема 10. Собственный бизнес
Что такое бизнес

1

1

1
2
1

www.yaklass.ru

20

24

6
3

Л/П

1

1

8
1

1

2
1

https://clck.ru/35WkJb

25

Как создать своѐ

Л/П

1

26

27

28
29

30

31

32

33
34

дело
Тема 11. Валюта в современном мире
Что такое
Л/П
валютный рынок
и как он устроен
Можно ли
Л/П
выиграть,
https://intpract.oc3.ru/
размещая
сбережения в
валюте
Представление
ЗП
проектов
КЗ
Обобщение
Задания на формирование читательской
результатов
грамотности, глобальных компетенций,
работы,
креативного мышления
выполнение
тренировочных
заданий,
тестовый
контроль
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги https://calcus.ru/kalkulyator-ndfl
и их роль в
жизни семьи
Что такое налоги Л / П https://clck.ru/hcLsd
и зачем их
платить
Какие налоги мы Л / П
платим
Тема 13. Пенсионное обеспечение
и финансовое благополучие в старости
Что такое пенсия
и как сделать еѐ
достойной
Представление
проектов
Итоговый
контроль знаний

2
1

1

1
1

2

1

1

2

Л / П https://clck.ru/35Wjjh
https://clck.ru/35WkXt

1

ЗП
Сайт Решу ОГЭ https://soc-oge.sdamgia.ru/test?theme
КЗ Задания на формирование читательской
грамотности, глобальных компетенций,
креативного мышления
Итого

1
1

34

Формы и методы организации
учебно-познавательной деятельности
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие
формы занятий.
Лекция-беседа, которую в 8 классе целесообразно проводить для введения учащихся в
проблематику финансовой сферы. Для активного вовлечения обучающихся в учебный
процесс необходимо использовать метод проблематизации. Привлечение учащихся

к активной деятельности осуществляется учителем с помощью создания проблемных
ситуаций. Такая форма занятия обеспечит формирование у подростков умений выбирать
оригинальные пути решения проблемных ситуаций, анализировать полученную информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы.
Лекция как трансляция знаний и постановка проблемы может
проходить в следующих формах:
• просмотр документальных и художественных фильмов;
• просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков,
бизнесменов;
• рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и
ситуаций;
• встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными
служащими.
Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно10—15% всего учебного
времени.
Практикум является ведущей формой занятия для учащихся 8 классов. Именно в этом
возрасте важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получать опыт
выполнения несложных финансовых действий.
Данное занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы.
На нѐм отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в
финансово-экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая
на практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и
анализа финансовой информации.
Таким образом, практикум может быть провѐден в следующих
формах:
• поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых
организаций, рейтинговых агентств;
• поиск и анализ правовых документов по теме практической работы;
• разработка индивидуальных или групповых проектов;
• проведение мини-исследований;
• поиск информации для написания эссе;
• составление и решение финансовых кроссвордов.
Игра наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в
смоделированной ситуации осуществлять конкретные финансовые действия и вступать в
отношения с финансовыми институтами. Получение минимального опыта в игре поможет
подросткам более уверенно чувствовать себя в конкретных финансовых ситуациях,
использовать отработанные навыки взаимодействия на практике.
В ходе обучения могут быть проведены игры:
• «Управляем денежными средствами семьи».
• «Увеличиваем семейные доходы с использованием финансовых услуг».
• «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование».
• «Что делать, если мы попали в особую жизненную ситуацию».
• «Внимание! Финансовые риски».
• «Планируем свой бизнес».
• «Валюты и страны».
• «Налоги и семейный бюджет».
• «Пенсии родителей».
Семинар как форма организации учебного занятия в 8 классе может быть использован
для обсуждения общих проблем и выработки общих решений. Эта форма не является
обязательной, учитель должен сам определить возможность еѐ использования в
зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации
образовательной деятельности.

Структура семинара для 8 классов.
1. Определение цели семинара.
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий,
выработка оптимальных решений).
3. Представление результатов обсуждения группами.
4. Общее обсуждение.
В ходе обучения могут быть проведены семинары по следующим темам.
1. Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег.
2. Чем сегодня обеспечены деньги.
3. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги.
4. Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться.
5. Как хорошо, когда цены снижаются! К чему ведѐт дефляция как для семей, так и для
государства.
6. Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 1990-ми гг.
7. Какие способы самозанятости сегодня существуют в России(в вашем городе, деревне,
посѐлке).
8. Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы.
9. Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное образование, чтобы иметь
высокую зарплату в будущем?
10. Можно ли жить в долг или нужно всегда иметь сбережения.
11. С какого возраста у ребѐнка должен быть свой бюджет.
12. Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь,
бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача,
автомобиль).
13. Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие
возможности есть в вашем городе, селе,посѐлке).
14. Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций.
15. В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных
доходов.
16. Как выбрать наиболее надѐжный паевой инвестиционный фонд.
17. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей.
18. Нужно ли создавать сбережения на случай рождения детей.
19. Достаточно ли государство помогает молодым семьям при рождении ребѐнка.
20. Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски
заболеваемости на предприятиях.
21. Как можно сократить безработицу в вашем городе, районе.
22. Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе.
23. Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения
финансов.
24. Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье.
25. Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на страхование, чем
россияне.
26. Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от
инфляции.
27. Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах.
28. Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь,
возможных при участии в финансовой пирамиде.
29. Какую пользу приносят коммерческие банки гражданам в современном мире.
30. Следует ли всѐ время жить в долг, пользуясь кредитной картой.
31. Чем полезны банковские карты в современной жизни.
32. О чѐм сегодня нам говорят курсы евро и доллара.
33. В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства.

34. Нужно ли простым гражданам осуществлять валютные операции с целью заработать
на разнице курсов.
35. Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают свои реальные доходы и не
платят налоги.
36. Насколько справедлива единая ставка (13%) подоходного налога в современной
России.
37. Чем отличаются прямые и косвенные налоги.
38. Для чего нужны косвенные налоги.
39. Чем опасна неуплата налогов для физического лица.
40. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии.
41. Какой должна быть справедливая пенсия?
42. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государство или сам гражданин.
Семинары могут проводиться в формате дискуссионного клуба, где осуществляется
обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся
как 8—9, так и 10—11 классов. К такой форме внеклассной работы могут быть
привлечены педагоги и администрация образовательной организации, а также
приглашѐнные эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие, банковские
работники).
Цель занятия — контроль знаний — проверка освоенных навыков и умений и при
необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах,
так и в интерактивных:
• письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и
владение метапредметными умениями);
• устный опрос;
• викторина;
• конкурс;
• творческий отчѐт;
• защита проекта;
• защита исследовательской работы;
• написание эссе;
• решение практических задач;
• выполнение тематических заданий.
Формы и методы оценивания учебных достижений обучающихся
Формы контроля
Оценивание результатов обучения осуществляется в трѐх формах: текущего контроля,
промежуточного контроля и итогового контроля знаний.
Текущий контроль знаний осуществляется на занятиях-играх, практикумах и семинарах.
Проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в
поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а
также участие в групповом и общем обсуждении проблем (задач) и способов их решения.
Промежуточный контроль знаний проводится по результатам изучения каждого
модуля. Данный вид контроля помогает проверить степень усвоения учебного материала,
овладения предметными и метапредметными умениями и компетенциями по
значительному ряду вопросов, объединѐнных в одном модуле. Задача промежуточного
контроля — выявить те вопросы, которые учащиеся усвоили слабо (например, не смогли
рассчитать реальный банковский процент).
Итоговый контроль знаний осуществляется по результатам изучения курса. Он
направлен на проверку и оценку реальных достижений учащихся в освоении основ
финансовой грамотности, на выявление степени усвоения системы знаний, овладения
умениями и навыками, полученными в процессе изучения курса. Итоговый контроль

может осуществляться в формате имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит
смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой
учащийся сможет применить знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения.
Итоговый контроль проводится также в формате контрольной работы, включающей
различные типы заданий.
Оценка учебных достижений
Оценка учебных достижений учащихся должна быть максимально объективной, что
обеспечивается еѐ критериальностью. ЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дагог оценивает результаты учебной деятельности школьников на
основе определѐнных критериев, т. е. правил и признаков, по которым можно отличить одно явление от другого.
В ходе учебной деятельности подростки будут осуществлять различные виды
деятельности, следовательно, должны быть разные критерии оценки каждого вида
деятельности и еѐ результатов.
Оценка решения практических задач
Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является
умение решать практические задачи в сфере финансов.
Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения
задачи.
Критерии оценки практической задачи следующие:
• определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи;
• оценка альтернатив;
• обоснование итогового выбора.
Ученики заранее (на первом занятии) знакомятся с критериями оценивания и способами
оформления решения практических задач.
Оценка конструктивности работы на семинаре
Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие
рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается
уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность
этого участия, т. е. насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников
и предлагал более подходящие варианты. При этом оценка работы обучающегося будет
достаточно субъективной. В данном формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог должен ориентироваться на качественные
характеристики. При оценке работы на семинаре важно не только исходить из
абсолютных результатов, но также следует учитывать качественный прирост умения, т. е.
насколько активнее обучающийся работает на данном занятии по сравнению с
предыдущим. Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода
деятельность, то на усмотрение педагога он может получить оценку 0 или 1 балл. Однако
в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять никакой отметки
(например, ученик испытывает психологический барьер при выступлении, не освоил
умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная и продуктивная работа
на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5». Оценивать работу на
семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо. Учитель должен помочь
обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и внешнюю мотивацию (для
школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка стимулирует ученика на более
активную работу в будущем.
Оценка предметных знаний и умений
Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений осуществляется в
форме письменной контрольной . Итоговый контроль- зачѐт.

Оценка эссе на экономическую тему Эссе — это прозаическое свободное рассуждение на
какую-либо тему, передающее индивидуальные суждения, впечатления, соображения
автора. В материалах для учащихся предлагается несколько тем для эссе. В ходе
написания произведения ученик имеет возможность не только проявить свои творческие
способности, но и развить их.
Формирование и развитие навыков и умений осуществляется только в процессе
деятельности. Чем больше обучающийся будет размышлять, формулировать и отражать в
письменной форме своѐ мнение по поставленной проблеме, тем активнее будет
происходить становление его точки зрения. Размышления над высказываниями мудрых
людей помогают понять суть предмета, что должно быть высоко оценено. Если учитель
задаѐт домашнее задание: «Написать эссе на выбранную тему», а учащийся ничего не
написал или отнѐсся к заданию формально (например, перефразировал высказывание), то
он получает неудовлетворительную отметку. При этом отметка «3» может отбить у
учащегося желание писать подобные сочинения. Выделим критерии, опираясь на которые
ученики пишут эссе, а учитель проверяет и оценивает его.
Критерии оценивания эссе:
• раскрытие смысла высказывания — ученик не просто перефразировал мысль
автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что автор имел в виду;
• логичность и системность изложения собственных мыслей — под логичностью
понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и
процессами экономической действительности, системность показывает установление
связей между объясняемыми объектами как части и целого;
• уровень теоретических суждений — теоретические суждения должны носить
научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть
использовано усвоенное на уроках (понятия и знания);
• уровень фактической аргументации — подтверждение позиции ученика по
обсуждаемому вопросу конкретными примерами (из обществознания, истории, географии,
литературы, СМИ и др.).
Учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в результатах
творческо-учебной деятельности ученика. Его задача — запустить механизм,
способствующий восприятию действительности не только алгоритмически, но и
творчески. При этом учитель должен отмечать и объяснять достоинства, а также
недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик
существенно исказил суть понятия, или использовал совершенно неподходящее знание.
Оценка выполнения проекта
Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания,
должна оцениваться только позитивными отметками, для того чтобы стимулировать
учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе
максимально соблюдены все заданные критерии и учащийся действительно
самостоятельно выполнил работу, еѐ следует оценить максимально, т. е. на «отлично»,
при этом оговорив, разумеется, существенные недостатки. Если работа выполнена не
полностью, отсутствуют какие-либо значимые элементы, следует поставить отметку
«хорошо» или отправить на доработку.
Критерии оценивания проекта:
• постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;
• сформированность и реализованность целей и задач проекта;
• разработанность плана по подготовке и реализации проекта;
• качество реализации и представления проекта. Оценка выполнения исследовательской
работы Все комментарии, приведѐнные в пункте «Оценка выполнения проекта»,
справедливы и для оценивания исследовательской работы.
Список литературы и интернет-источников

Основная литература
1. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная
программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл.
общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительная литература
1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Экономика. Основы потребительских знаний: учебник для 9 кл. / под ред. Е.
Кузнецовой, Д. Сорк. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3. Экономика (Моя роль в обществе): учебное пособие для 8 кл. / под ред. И.А. Сасовой.
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1. http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика.
Социология. Менеджмент».
2. https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.
3. https://www.moex.com – Московская биржа.
4. https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».
5. https://www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
6. http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.
7. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
8. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
9. www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок
(ЦЭФИР).
10. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».
11. www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
12. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ.
13. www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».
14. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы России.
15. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
16. www.government.ru – сайт Правительства РФ.
17. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
18. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.
19. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.
20. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства промышленности и торговли
21. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ. 22. www.nes.ru – сайт
«Российская экономическая школа». 23. www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.
24. www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».