ОДНКНР 9 класс. Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 9 класса основного общего образования
срок освоения 1 год

Северск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее – ОДНКНР) составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждѐн приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное
развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей – важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России – один из
ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт
91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности – образ будущего нашей страны,
который формируется с учѐтом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовнонравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей еѐ истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаѐтся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности

содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных
реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, еѐ специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств
к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической
памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
Принцип
культурологичности
в
преподавании
означает
важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых
акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данного предмета
означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных
научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к
этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития для 5 класса, когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной
области
ОДНКНР
включает
осознание
важности
наднационального
и
надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего
элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется
через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного
общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
- расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
- углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;
- формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом
и государством;
- воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них
общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
- пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;
- осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов
над потребительскими и эгоистическими;
- раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
- формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих
развитию общества в целом;
- получению научных представлений о культуре и еѐ функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять
в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
- развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков по
«Основам духовно-нравственной культуры народов России» предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе
рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы

духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего
образования».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в 9 классе.
Срок освоения рабочей программы: 9 класс, 1 год
Количество часов в учебном плане на изучение предмета (34 учебные недели)
Класс
Количество часов в неделю Количество часов в год
9 класс
0,5
17
Всего
17
Учебники: Согласно Федеральному перечню учебников по ОДНКНР ( выписка из
приложения к приказу Минпросвещения России от 20.05.2020г.№254,ред. от 23.12.2020г.)
в настоящей программе используется учебник Виноградовой Н. Ф. « Основы духовно –
нравственной культуры народов России» для 5 класса, издательства «Просвещение». (срок
действия экспертного заключения, на основании которого учебник включен
Министерством просвещения РФ в федеральный перечень учебников – до 26 июня 2025
года)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной
культуры народов России». Срок изучения – 1 год. Всего часов -17.
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом» 5 ч.
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом – Россия.
Россия – многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей. Русский язык – основа
российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его
развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального
общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даѐт
русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» -3 ч.
Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей.
Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного
поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях.
Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье
(с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»-1.5 ч.
Тема 17. Личность – общество – культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества.
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры. Культура как
духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в
культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой
деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в
жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России» -7,5 ч.
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи – часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость еѐ
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные
причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина – часть
общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его
музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и
сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и
нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны – залог будущего России.
Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и

универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: воспритие и создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учѐтом назначения информации и еѐ аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические/
моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом» 5 ч.
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
- Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих
религий для формирования личности гражданина России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственному единству страны;
- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным
развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом – Россия
- Иметь представление об историческом пути формирования многонационального
состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его
формирования;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия
народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества
и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость.
Тема 3. Язык и история
- Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
- обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной чистоты языка,
важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей
- Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
- знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего
языка народов России, важность его для существования государства и общества;
- понимать, что русский язык – не только важнейший элемент национальной
культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь
приводить примеры;
- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их
происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
- Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать
основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными
проявлениями культурного многообразия;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины.

Тема 6. Материальная культура
- Иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
- понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры;
- понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов
России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с
другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
- Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
- знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
- понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их
репрезентации в культуре;
- осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
- знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными
явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
- Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль в жизни
общества и основные социально-культурные функции;
- осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
- уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины
мира.
Тема 9. Культура и образование
- Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для
личности и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
- приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием
общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как
получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и
истории народов, их культурных особенностях;
- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о
культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» -3 ч.
Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей
- Знать и понимать смысл термина «семья»;
- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;

- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями еѐ существования;
- понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное
счастье»;
- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и еѐ
воспитательную роль;
- понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
- Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
- осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выражения и сохранения;
- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
- Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как
ключевых элементах семейных отношений;
- знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного
этноса;
- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
- Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейных обязанностях;
- уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
- знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием
различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
- Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
- понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
- осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;
- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в
культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на
региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;

- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» -1,5 ч.
Тема 17. Личность – общество – культура
- Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества,
человека и культуры;
- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в
быту, в контексте культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры
- Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать
границы их применимости;
- осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в
творчестве;
- обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных
ценностей человека;
- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
- Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни
человека;
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и
зла;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России» -7,5 ч.
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
- Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
- осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического
процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой.
Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и
патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
- Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества;
- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
- Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных
идеалов общества;
- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;

- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
- Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных
ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на
культурные и исторические особенности российского народа:
- осознавать
духовно-нравственные
ценности
в
качестве
базовых
общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
- Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционно проживают;
- уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ
Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
- демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнационального
и
межрелигиозного согласия в России;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России
- Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как
элементов культуры;
- устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
- различать основные типы праздников;
- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной
семьи;
- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников:
- определять нравственный смысл праздников народов России;
- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов
России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
- Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы
памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями
культуры и этапами исторического развития;
- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной
деятельности;
- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;
- устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России

- Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
- обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
- Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах
изобразительного искусства;
- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты;
- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и
нужность этих языковых выразительных средств;
- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как
отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
- знать, что такое национальная литература и каковы еѐ выразительные средства;
- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
- Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,
духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
- уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между
людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
пятиклассников уровне (с учѐтом их возрастных особенностей);
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
- Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;
- понимать, что такое культурная карта народов России;
- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями.
Тема 32. Единство страны – залог будущего России
- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов
России для обоснования еѐ территориального, политического и экономического единства;
- понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Тематические
блоки, темы

Номер и тема урока

Колич
ество
часов

Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
1. Зачем изучать курс
0,5
Зачем
«Основы духовноизучать курс
нравственной культуры
«Основы
народов России»?
духовнонравственной
культуры
народов
России»?

Наш дом –
Россия

2. Наш дом – Россия

0,5

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Формирование и закрепление
гражданского единства. Родина и
Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели.
Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и
нравственности. Русский язык и
единое культурное пространство.
Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов
России
Россия – многонациональная
страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как
общий дом. Дружба народов

Формировать представление об
особенностях курса ««Основы духовнонравственной культуры народов
России».
Слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока.
Вести самостоятельную работу с
учебником

Урок «Введение в
«Основы духовнонравственной культуры
народов России» (МЭШ)

Слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока.
Формировать представление о
необходимости и важности
межнационального и межрелигиозного
сотрудничества, взаимодействия.
Выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по курсу

Видео «Народы России»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesso
n_templates/2320891?
menuReferrer=catalog
ue

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10759242?m
enuReferrer=catalogue
Урок «Гражданин России»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/2427856?
menuReferrer=catalog
ue
Видео «Гимн России»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi

c_objects/9862512?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Моя страна. Моя
Родина. Моя Россия»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9580240?me
nuReferrer=catalogue
Язык и
история

3.Язык и история

0,5

Что такое язык? Как в языке
народа отражается его история?
Язык как инструмент культуры.
Важность коммуникации между
людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь

Формировать представления о языке как
носителе духовно-нравственных
смыслов культуры.
Понимать особенности
коммуникативной роли языка.
Слушать и анализировать выступления
одноклассников, отбирать и сравнивать
учебный материал по нескольким
источникам

Видео «Традиции народов
России» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9263032?me
nuReferrer=catalogue
Текст «Давным-давно
люди на нашей планете
говорили на одном языке»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/1774274?me
nuReferrer=catalogue
Русский язык
– язык
общения и
язык
возможностей

4.Русский язык – язык
общения и язык
возможностей

0,5

Русский язык – основа российской
культуры. Как складывался
русский язык: вклад народов
России в его развитие. Русский
язык как культурообразующий
проект и язык межнационального
общения. Важность общего языка
для всех народов России.
Возможности, которые даѐт
русский язык

Формировать представление о русском
языке как языке межнационального
общения.
Слушать объяснения учителя, стараясь
выделить главное.
Объяснять наблюдаемые в практике
изучения языка явления

Урок «В начале было
слово» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9841647?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Русский язык –
государственный» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi

c_objects/7123715?me
nuReferrer=catalogue
Истоки
родной
культуры

5. Истоки родной
культуры

0,5

Что такое культура. Культура и
природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и
его причины. Единство
культурного пространства России

Формировать представление о том, что
такое культура, об общих чертах в
культуре разных народов.
Слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока.
Выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по теме

Видео «Культура: понятие,
формы и виды» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10569504?m
enuReferrer=catalogue
Интерактивные задания
«Российская культура»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material/common/Fi
zikonModule/17298?
menuReferrer=catalog
ue
Материальна
я культура

Духовная
культура

6. Материальная культура

7. Духовная культура

0,5

0,5

Материальная культура:
архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и
духовно-нравственными
ценностями общества
Духовно-нравственная культура.
Искусство, наука, духовность.
Мораль, нравственность,
ценности. Художественное
осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация
ценностей

Формировать представление о
традиционных укладах жизни разных
народов.
Слушать и анализировать выступления
одноклассников.
Работать с учебником, анализировать
проблемные ситуации
Формировать представление о духовной
культуре разных народов.
Понимать взаимосвязь между
проявлениями материальной и духовной
культуры.
Выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по теме.
Учиться работать с текстом и
зрительным рядом учебника

Видео «Культура: понятие,
формы и виды « (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10569504?m
enuReferrer=catalogue
Урок «Культура» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7523454?me
nuReferrer=catalogue
Урок «Искусство как
элемент духовной
культуры» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7469423?me

nuReferrer=catalogue
Тест «Духовная культура»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7246515?me
nuReferrer=catalogue
Культура и
религия

8. Культура и религия

0,5

Религия и культура. Что такое
религия, еѐ роль в жизни общества
и человека.
Государствообразующие религии
России. Единство ценностей в
религиях России

Формировать представление о понятии
«религия», понимать и уметь объяснять,
в чѐм заключается связь культуры и
религии.
Слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой по теме

Видео «Звон колоколов»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10432372?m
enuReferrer=catalogue
Урок «Ислам в
современной России»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7623330?me
nuReferrer=catalogue
Культура и
образование

9. Культура и
образование

0,5

Зачем нужно учиться? Культура
как способ получения нужных
знаний. Образование как ключ к
социализации и духовнонравственному развитию человека

Понимать смысл понятия «образование», Урок «Образование»
уметь объяснять важность и
(МЭШ)
необходимость образования для
https://uchebnik.mos.r
общества.
u/material_view/lesson
Слушать объяснения учителя, отбирать и
_templates/246175?me
сравнивать учебные материалы по теме

Многообразие
культур
России

10. Многообразие
культур России
(практическое занятие)

0,5

Единство культур народов России.
Что значит быть культурным
человеком? Знание о культуре
народов России

Отбирать материал по нескольким
источникам, готовить доклады, работать
с научно-популярной литературой.
Слушать выступления одноклассников

nuReferrer=catalogue
Текст «Россия – одно из
крупнейших
многонациональных
государств в мире» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/1763047?me

nuReferrer=catalogue
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
11.Семья – хранитель
0,5
Семья – базовый элемент
Семья –
духовных ценностей
общества. Семейные ценности,
хранитель
традиции и культура. Помощь
духовных
сиротам как духовноценностей
нравственный долг человека

Понимать, что такое семья, формировать
представление о взаимосвязях между
типом культуры и особенностями
семейного уклада у разных народов.
Понимать значение термина
«поколение».
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задачи

Урок «Семья» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/1082143?
menuReferrer=catalog
ue
Видео «Семейное счастье.
Притча» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9404283?me
nuReferrer=catalogue
Урок «Какие бывают
семьи» (Internetурок)

https://interneturok.ru/
lesson/obshestvoznani
e/5-klass/semya/kakiebyvayut-semi
Родина
начинается с
семьи

12.Родина начинается с
семьи

0,5

История семьи как часть истории
народа, государства, человечества.
Как связаны Родина и семья? Что
такое Родина и Отечество?

Понимать и объяснять, как и почему
история каждой семьи тесно связана с
историей страны, народа.
Слушать объяснения учителя,
разграничивать понятия по теме,
систематизировать учебный материал

Видео «Истоки в жизни
каждого человека» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9896483?me
nuReferrer=catalogue
Урок «Семья –
хранитель духовных
ценностей. Часть 1.
Роль семьи в жизни
человека» (Internetурок)
https://interneturok.ru/

lesson/odnknr/5klass/spisokurokov/semyahranitel-duhovnyhtsennostey-chast-1-rolsemi-v-zhiznicheloveka
Традиции
семейного
воспитания в
России

13.Традиции семейного
воспитания в России

0,5

Семейные традиции народов
России. Межнациональные семьи.
Семейное воспитание как
трансляция ценностей

Понимать и объяснять, что такое
традиция, уметь рассказывать о
традициях своей семьи, семейных
традициях своего народа и других
народов России.
Уметь объяснять и разграничивать
основные понятия по теме.
Просматривать и анализировать учебные
фильмы, работать с раздаточным
материалом

Урок «Дом и семья в
православии» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7624335?me
nuReferrer=catalogue
Урок «Дом и семья в
исламе» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10789384?m
enuReferrer=catalogue
Урок «Христианская семья
и еѐ ценности. Портрет
мамы» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/1093354?
menuReferrer=catalog
ue
Урок «Семья – хранитель
духовных ценностей. Часть
2. Семейные ценности в
православии, буддизме,
исламе, иудаизме»
(Internetурок)

https://interneturok.ru/
lesson/odnknr/5klass/spisokurokov/semyahranitel-duhovnyhtsennostey-chast-2semeynye-tsennosti-vpravoslavii-buddizmeislame-iudaizme
Образ семьи в
культуре
народов
России

14.Образ семьи в
культуре народов России

0,5

Произведения устного
поэтического творчества (сказки,
поговорки и т. д.) о семье и
семейных обязанностях. Семья в
литературе и произведениях
разных видов искусства

Знать основные фольклорные сюжеты о
семье, семейных ценностях.
Знать и понимать моральнонравственное значение семьи.
Работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы,
систематизировать учебный материал

Урок «Семья – хранитель
духовных ценностей. Часть
3. Отражение ценностей
семьи в фольклоре
русского народа»
(Internetурок)

https://interneturok.ru/
lesson/odnknr/5klass/spisokurokov/semyahranitel-duhovnyhtsennostey-chast-3otrazhenie-tsennosteysemi-v-folklorerusskogo-naroda
Тест «Пословицы о семье»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/2177051?me
nuReferrer=catalogue
Интерактивное задание
«Сказочные семьи»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material/app/289457
?menuReferrer=catalo
gue
Интерактивное задание
«Загадки о семье»

https://uchebnik.mos.r
u/material/app/126006
?menuReferrer=catalo
gue
Труд в
истории
семьи

15.Труд в истории семьи

0,5

Социальные роли в истории семьи.
Роль домашнего труда. Роль
нравственных норм в
благополучии семьи

Понимать, что такое «семейный труд»,
сознавать и характеризовать важного
общего семейного труда для укрепления
целостности семьи.
Слушать объяснения учителя,
самостоятельно работать с учебником

Урок «Семья – хранитель
духовных ценностей. Часть
4. Семья – первый
трудовой коллектив»
(Internetурок)

https://interneturok.ru/l
esson/odnknr/5klass/spisokurokov/semyahranitel-duhovnyhtsennostey-chast-4semya-pervyytrudovoy-kollektiv
Урок «Труд – основа
жизни» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7118/start/2
55501/
Текст «Домострой» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/5230207?me

nuReferrer=catalogue
Урок «Семейное
хозяйство» (Internetурок)

https://interneturok.ru/
lesson/obshestvoznani
e/5klass/semya/semeynoe
-hozyaystvo
Семья в
современном
мире

16.Семья в современном
мире (практическое
занятие)

0,5

Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг,
писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции

Понимать, почему важно изучать и
хранить историю своей семьи,
передавать еѐ следующим поколениям.
Готовить доклад, сообщение; создавать
семейное древо; отбирать и сравнивать
материал из нескольких источников

Урок «Семья и семейные
отношения» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7122/start/2
55625/
Урок «Наша дружная
семья. Проектное задание
«Родословная» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5564/start/1
57330/
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
17.Личность – общество –
0,5
Что делает человека человеком?
Личность –
культура
Почему человек не может жить
общество –
вне общества. Связь между
культура
обществом и культурой как
реализация духовнонравственных ценностей

Знать, что такое гуманизм, понимать,
что делает человека человеком и какие
проявления людей можно назвать
гуманными.
Работать с научно-популярной
литературой, уметь разграничивать
понятия, осваивать смысловое чтение
(решать текстовые задачи)

Урок «Человек и
человечность»
(Internetурок)

https://interneturok.ru/
lesson/obshestvoznani
e/6klass/dobrodeteli/chelo
vek-i-chelovechnost
Видео «Гуманизм» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/6050149?me
nuReferrer=catalogue

Духовный
мир человека.
Человек –
творец
культуры

18. Духовный мир
человека. Человек –
творец культуры

0,5

Культура как духовный мир
человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое?
Границы творчества. Традиции и
новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд.
Важность труда как творческой
деятельности, как реализации

Понимать и объяснять значение слова
«человек» в контексте духовнонравственной культуры.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, уметь понимать и
разграничивать основные понятия по
теме

Урок «Труд и творчество»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/6819?menu
Referrer=catalogue
Видео «Творчество»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7123711?me
nuReferrer=catalogue
Урок «Патриотизм»
(Internetурок)

https://interneturok.ru/
lesson/obshestvoznani
e/5klass/rodina/patriotizm
Личность и
духовнонравственные
ценности

19.Личность и духовнонравственные ценности

0,5

Мораль и нравственность в жизни
человека. Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким

Понимать и объяснять, что такое мораль
и нравственность, любовь к близким.
Показывать на примерах важность таких
ценностей как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь,
дружба и др.
Разграничивать и определять основные
понятия, решать текстовые задачи,
работать с учебником

Видео «Притча "Мальчик и
морские звѐзды"» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10608418?m
enuReferrer=catalogue
Урок «Порядочность»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/2571704?
menuReferrer=catalog
ue
Видео «"Я твоя совесть"»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10321699?m
enuReferrer=catalogue
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
0,5
Что такое история и почему она
Историческая 20.Историческая память
как духовноважна? История семьи – часть
память как
нравственная ценность
истории народа, государства,
духовночеловечества. Важность
нравственная
исторической памяти,
ценность
недопустимость еѐ
фальсификации. Преемственность
поколений

Объяснять смысл термина «история»,
понимать важность изучения истории.
Понимать и объяснять, что такое
историческая память, как история
каждой семьи связана с историей
страны.
Работать с учебником, выделять и
определять основные понятия, слушать и
анализировать выступления
одноклассников

Видео «Память и мудрость
Отечества» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9896512?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Всѐ живое имеет
свои истоки» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9880862?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Откуда есть пошла
земля русская» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9840859?me
nuReferrer=catalogue
Литература
как язык
культуры

Взаимовлиян

21.Литература как язык
культуры

22.Взаимовлияние

0,5

0,5

Литература как художественное
осмысление действительности. От
сказки к роману. Зачем нужны
литературные произведения?
Внутренний мир человека и его
духовность

Понимать особенности литературы, еѐ
отличия от других видов
художественного творчества.
Объяснять средства выражения
духовного мира человека, его морали и
нравственности в произведениях
литературы.
Слушать объяснения учителя, работать с
художественной литературой, изучать и
анализировать источники

Урок «Значение
художественной
литературы в жизни
человека» (МЭШ)

Взаимодействие культур.

Иметь представление о значении

Урок «К Дням

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/1149205?
menuReferrer=catalog
ue

ие культур

Духовнонравственные
ценности
российского
народа

культур

23.Духовно-нравственные
ценности российского
народа

Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры
межкультурной коммуникации как
способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей

0,5

Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет
духовного над материальным,
гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая
память и преемственность
поколений, единство народов
России

терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен».
Понимать и объяснять важность
сохранения культурного наследия.
Слушать объяснения учителя, понимать
и разграничивать понятия, отбирать и
сравнивать материал по нескольким
источникам
Уметь объяснять значение основных
понятий, отражающих духовнонравственные ценности.
Осознавать их и защищать в качестве
базовых общегражданских ценностей
российского общества.
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником (смысловое чтение)

исторического и
культурного наследия»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/341245?me
nuReferrer=catalogue
Видео «От героев былых
времен» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9417933?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Письмо из 45-го»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9417847?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Дмитрий Донской»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10020148?m
enuReferrer=catalogue
Регионы
России:
культурное
многообразие

24.Регионы России:
культурное многообразие

0,5

Исторические и социальные
причины культурного
разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина – часть
общего Отечества

Понимать принципы федеративного
устройства России, объяснять понятие
«полиэтничность».
Понимать ценность многообразия
культурных укладов народов России.
Уметь рассказывать о культурном
своеобразии своей малой родины.
Слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с источниками

Урок «Путешествие по
России» (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/4593/start/1
60311/

Праздники в
культуре
народов
России

25.Праздники в культуре
народов России

0,5

Что такое праздник? Почему
праздники важны. Праздничные
традиции в России. Народные
праздники как память культуры,
как воплощение духовнонравственных идеалов

Понимать и объяснять, что такое
«народный праздник».
Уметь рассказывать о праздничных
традициях разных народов и своей
семьи.
Понимать и объяснять нравственный
смысл народного праздника.
Работать с учебником, просматривать и
анализировать учебные фильмы

Видео «Быт и праздники
русского народа» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10592491?m
enuReferrer=catalogue
Видео «Сабантуй.
Праздник плуга» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9935297?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Сагаалган.
Праздник Белого месяца»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10612464?m
enuReferrer=catalogue
Урок «Народный праздник.
Масленица» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/3264?menu
Referrer=catalogue
Памятники в
культуре
народов
России

26.Памятники в культуре
народов России

0,5

Памятники как часть культуры:
исторические, художественные,
архитектурные.
Культура как память. Музеи.
Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории.
Архитектура и духовнонравственные ценности народов
России

Устанавливать связь между историей
памятника и историей края.
Характеризовать памятники истории и
культуры.
Понимать нравственный и научный
смысл краеведческой работы.
Слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные

Видео «Крестьянские
хоромы. По книге Е.
Заручевской
"Крестьянские хоромы"»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10076165?m

фильмы

enuReferrer=catalogue
Видео «Московский
Кремль» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9975691?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Кижи. Чудеса
России» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7581709?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Музеи
Московского Кремля»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9286535?me
nuReferrer=catalogue
Урок «Архитектура и
декор русской избы»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/2573270?
menuReferrer=catalog
ue
Музыкальная
культура
народов
России

27.Музыкальная культура
народов России

0,5

Музыка. Музыкальные
произведения. Музыка как форма
выражения эмоциональных связей
между людьми. Народные
инструменты. История народа в
его музыке и инструментах

Понимать особенности музыки как вида
искусства.
Знать и называть основные темы
музыкального творчества народов
России, понимать, как история народа
отражается в его музыке.

Видео «"Музыка духа".
Русская духовная музыка»
(МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi

Слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные
фильмы

c_objects/10392804?m
enuReferrer=catalogue
Урок «Разнообразие
русских народных
музыкальных
инструментов (духовые,
струнные, ударношумовые) (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/1731351?
menuReferrer=catalog
ue
Изобразитель
ное искусство
народов
России

Фольклор и
литература
народов
России

28.Изобразительное
искусство народов
России

29.Фольклор и литература
народов России

0,5

0,5

Художественная реальность.
Скульптура: от религиозных
сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и
фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся
художники разных народов России

Пословицы и поговорки. Эпос и
сказка. Фольклор как отражение
истории народа и его ценностей,
морали и нравственности.
Национальная литература.
Богатство культуры народа в его
литературе

Понимать и объяснять особенности
изобразительного искусства как вида
художественного творчества.
Понимать и обосновывать важность
искусства как формы трансляции
культурных ценностей.
Знать и называть основные темы
искусства народов России.
Слушать объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать учебные
фильмы

Видео «Хохлома как
русский народный
промысел» (МЭШ)

Понимать, что такое национальная
литература.
Объяснять и показывать на примерах,
как произведения фольклора отражают
историю народа, его духовнонравственные ценности.
Отбирать и сравнивать материал из
нескольким источникам, решать

Урок «Фольклор и
литература» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9947901?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Деревенская жизнь.
Истоки» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/8358122?me
nuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/8936569?me
nuReferrer=catalogue
Урок «Малые жанры

текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления
одноклассников

фольклора –
пословицы, поговорки,
скороговорки» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/858466?me
nuReferrer=catalogue
30-31. Бытовые традиции
Бытовые
народов России: пища,
традиции
одежда, дом
народов
России: пища, (практическое занятие)
одежда, дом

1

Рассказ о бытовых традициях
своей семьи, народа, региона.
Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и
других источников

Отбирать и сравнивать учебный
материал по нескольким источникам,
решать текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления
одноклассников, работать с научнопопулярной литературой

Урок «Предметы
народного быта» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/2615619?
menuReferrer=catalog
ue
Урок «Культура и быт
народов России» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesson
_templates/1666027?
menuReferrer=catalog
ue
Культурная
карта России

32.Культурная карта
России
(практическое занятие)

0,5

География культур России. Россия
как культурная карта. Описание
регионов в соответствии с их
особенностями

Отбирать и сравнивать несколько
источников, решать текстовые задачи,
слушать и анализировать выступления
одноклассников, работать с научнопопулярной литературой

Урок «Народные
промыслы твоего края»
(Internetурок)

https://interneturok.ru/
lesson/okruj-mir/4klass/rodnoy-kraychast-bolshoystrany/narodnyepromysly-tvoegokraya
Урок «Золотое кольцо
России» (Internetурок)

https://interneturok.ru/
lesson/okruj-mir/3klass/nasha-stranarossiya/zolotoe-koltsorossii
Единство
страны –
залог
будущего
России

33.Единство страны –
залог будущего России
34. Итоговый урок

1

Россия – единая страна. Русский
мир. Общая история, сходство
культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности
народов России

Понимать и объяснять значение общих
элементов и черт в культуре разных
народов России для обоснования еѐ
культурного, экономического единства.
Слушать объяснения учителя,
систематизировать учебный материал

Видео «Как не любить мне
эту землю» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9341107?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Что значит быть
патриотом» (МЭШ)

https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7123716?me
nuReferrer=catalogue
Всего

17 ч.

Система оценки результатов деятельности. Для оценки результатов деятельности используется традиционная система контроля
уровня обученности.
Учащийся должен иметь по теме оценки: за устный ответ, самостоятельную или контрольную работу или другую форму контроля
тематического материала (выступление с сообщением, презентация, фронтальный опрос, терминологические диктанты и др.). Итоговая
оценка за четверть выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок. Годовая, итоговая оценка выставляется по
четвертным с учѐтом переводного экзамена, если он будет назначен администрацией гимназии. Оценка самостоятельных письменных и
контрольных работ Оценка"5" ставится, если ученик: 1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 2. Допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. Не более одной негрубой ошибки и одного
недочета. 2. Или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. Не более двух грубых ошибок. 2. Или не
более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 3. Или не более двух-трех негрубых ошибок. 4. Или одной негрубой
ошибки и трех недочетов. 5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
оценка "3". 2. Или если правильно выполнил менее половины работы. Используются все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Критерии оценки тестового задания: 80-100% - отлично «5»; 60-79% - хорошо «4» 40-59% - удовлетворительно «3»; менее 40% неудовлетворительно «2»
Формы контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, тестовый контроль, работа в рабочей тетради, выполнение лабораторных
работ, проектов, ролевая игра; написание рефератов; работа с картой; работа с немыми рисунками; исторические диктанты, составление
схем, заполнение таблиц; домашние творческие работы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс.
Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
методические пособия
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/special-course/1/1
https://kopilkaurokov.ru/ork/uroki/siemieinyie-tsiennosti-pochitaiemyie-v-kul-turie-narodov-rossii
https://uchebnik.mos.ru
https://interneturok.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».