Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей

Принято
решением педагогического совета
протокол от 30.08.2023 № 1

Утверждено
приказом директора МБОУ «СОШ № 83»
от 01.09.2023 № 299

ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочих программах
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах (далее – Положение), регулирует
структуру, порядок разработки, оформления, утверждения и хранения рабочих программ
учебных предметов, учебных модулей и учебных курсов, в том числе курсов внеурочной
деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа № 83» (далее – школа), разрабатываемых в соответствии с
федеральными образовательными программами начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
















Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования;
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее
– ФГОС НОО-2021);
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее
– ФГОС ООО-2021);
федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (далее –
ФГОС СОО);
федеральной образовательной программой начального общего образования, утв.
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 (далее - ФОП НОО);
федеральной образовательной программой основного общего образования, утв.
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 (далее - ФОП ООО);
федеральной образовательной программой среднего общего образования, утв.
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 (далее - ФОП СОО);
федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 (далее –
ФАОП НОО ОВЗ);
федеральной адаптированной образовательной программой основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 (далее –
ФАОП ООО ОВЗ).
1

1.3. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля (далее – рабочая программа) – часть основной
образовательной программы (далее – ООП) соответствующего уровня общего
образования, входящая в ее содержательный раздел.
1.4. Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной
организации и осуществляется педагогическим работником или группой педагогических
работников для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического,
информационного и технического обеспечения образовательной деятельности, уровень
подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе
(классах, группах) школы.
1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции:








обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в
соответствии с календарным учебным графиком;
обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями
образования;
создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к обучению;
обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;
определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса,
модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности
школы и контингента обучающихся;
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.

1.6. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП НОО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное
чтение», «Окружающий мир».
1.7. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО и
ООП СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский
язык»,
«Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы
безопасности жизнедеятельности».
1.8. Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки
рабочих программ по учебным предметам обязательной части ООП НОО, ООП ООО,
ООП СОО.
1.9. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих
программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме
определяются должностной инструкцией педагогического работника.
1.10. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует
бессрочно, до замены его новым положением.

2

2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в соответствии
с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП
СОО, локальных нормативных актов школы.
2.2. Обязательные компоненты рабочей программы:
пояснительная записка;
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
 планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
 тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования
по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом)
виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании;
 поурочное планирование.



2.3. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование
материалов, включенных в Федеральный перечень электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования,
2.4. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности, кроме перечисленного
в пункте 2.2. настоящего Положения, должны содержать указание на форму проведения
занятий, отличную от урочной.
2.5. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо одним или несколькими
способами из предложенных ниже (по выбору педагога):
указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к
рабочей программе;
 оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программы
воспитания»;
 указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе
«Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком;
 отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в отдельной
колонке таблицы тематического планирования.


3

2.6. Раздел «Пояснительная записка» включает:
цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля;
 место
учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;
 учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения
предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля.


2.7. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля» конкретизируют соответствующий
раздел ООП (по уровням общего образования) исходя из требований ФГОС общего
образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля
подлежат оценке их достижения обучающимися.
В разделе кратко фиксируются:
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата;
организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
(возможно приложение тематики проектов);
 система оценки достижения планируемых результатов (возможно приложение
оценочных материалов).




2.8. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля» включают:
краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по каждому
тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования и ФОП;
 метапредметные связи учебного предмета, курса, модуля;
 ключевые темы в их взаимосвязи;
 преемственность по годам изучения (если актуально).


2.9. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде таблицы,
состоящей из граф:




наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися;
количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы.
информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно
использовать при изучении каждой темы. В качестве электронных (цифровых)
образовательных ресурсов допускается использование мультимедийных программ,
электронных учебников и задачников, электронных библиотек, виртуальных
лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных ресурсов.

2.10. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания
календарно-тематического планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный
год.

4

2.11. Раздел «Поурочное планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из
колонок:






номер урока по порядку;
наименование темы урока;
количество часов (всего, контрольная работа, практическая работа)
дата проведения урока по плану;
ЭЦОР.

2.12. Рабочая программа учебного предмета (курса, модуля) включает оценочные
материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации: примерные тексты
контрольных работ, примерные задания, утвержденные ШМО.
3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования)
педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с
преподаваемым учебным предметом.
3.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного учебного предмета,
работающих в школе, или индивидуальной.
3.3. Рабочая программа может разрабатываться:




на период реализации ООП;
на один учебный год;
на срок освоения дисциплины (предмета, модуля, курса) учебного плана или курса
внеурочной деятельности.

3.4. Рабочая программа разрабатывается на основе:
федерального государственного образовательного стандарта соответствующего
уровня образования;
 федеральной основной образовательной программы соответствующего уровня
образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля;
 федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).


3.5. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в соответствии с
федеральной рабочей программой учебного предмета федеральной образовательной
программы
уровня
образования. Содержание
и
планируемые
результаты
разработанной педагогическим работником рабочей программы должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной рабочей
программы учебного предмета (курса, модуля).
3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ, подлежащих
непосредственному применению и перечисленных в подпунктах 1.6 и 1.7 Положения:


изменять определенные федеральной рабочей программой последовательность
изучения учебного материала и количество часов на изучение учебного предмета;
5



корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных
разделов и тем федеральной рабочей программы.

3.7. Педагогический работник вправе:









расширять содержание учебного предмета для углубленного изучения;
конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей
программы;
выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в
Федеральный перечень учебников, утвержденный действующим приказом
Минпросвещения;
при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые
выпускают организации из перечня, утвержденного действующим приказом
Минобрнауки;
выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии
обучения и воспитания;
подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.

3.8. Педагогический работник обязан представить рабочую программу на заседании
методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт
одобрения/неодобрения рабочей программы.
3.9. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования)
приказом директора школы.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном варианте.
4.2. Текст рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New
Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со
всех сторон 1–3 см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы
формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не
предусматривается автором рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса
или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы. (Приложение 1)
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не
нумеруется.
4.3. Текст рабочей программы хранится на электронном носителе у заместителя директора
по УВР.
4.4. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта
школы (Приложение 2).

6

4.5. Аннотации к рабочим программам размещаются на школьном сайте в разделе
«Сведения об образовательной организации» подразделе «Образование». К аннотации
прикрепляется рабочая программа в виде электронных документов, подписанных
электронной подписью.
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает
приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в
части корректировки содержания рабочих программ.
.
6. Реализация рабочей программы
6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы
оценки качества.
6.2. Педагогические работники обязаны обеспечивать в полном объеме реализацию
преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
6.3. Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за реализацию
рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования.
6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение:






дистанционных образовательных технологий;
модульных форм организации образовательной деятельности;
сетевых форм организации образовательной деятельности;
электронного обучения;
различных форм внеурочной деятельности.

6.5. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью обучающихся.
7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого
учебного периода.

7

Приложение № 1 к Положению о рабочих
программах учебных предметов, учебных курсов
(в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей в соответствии с требованиями ФОП и
ФГОС начального общего, основного общего и
среднего общего образования

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «……………»
для обучающихся … - … классов

Северск
8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «……………»
для обучающихся … - … классов

Северск
9

Приложение № 2 к Положению о рабочих
программах учебных предметов, учебных курсов
(в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей в соответствии с требованиями ФОП и
ФГОС начального общего, основного общего и
среднего общего образования

АННОТАЦИЯ (образец)
Полное наименование
рабочей программы

Место учебного предмета в
структуре основной
образовательной
программы
Количество часов для
реализации программы

Рабочая программа по предмет для учащихся ___
классов,
реализующая
требования
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального, основного, среднего общего образования.
Учебный предмет (название) включен в учебный план
ООП (НОО, ООО, СОО) МБОУ «СОШ № 83».

!!!!Например:
!!!238 часов, в том числе:
!!!в 7 классе – 68 часов;
!!!в 8 классе – 68 часов;
!!!в 9 классе – 102 часа.

Цель реализации
программы
Учебно – методический
комплекс

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».