Принято решением педагогического совета протокол от 30.08.2023 № 1 Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ № 83» от 01.09.2023 № 299 ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение об организации внеурочной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 83» (далее – школа, Положение) регламентирует условия реализации внеурочной деятельности, выбор курсов внеурочной деятельности обучающимися и их родителями (законными представителями), порядок формирования плана и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, организации краткосрочных мероприятий, а также устанавливает порядок участия в промежуточной аттестации обучающихся начального, основного и среднего общего образования в рамках внеурочной деятельности. 1.2. Положение разработано в соответствии со следующими документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598; Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372; Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370; Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371; 1 Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023; Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; уставом школы. 2. Условия реализации внеурочной деятельности 2.1. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программ общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде - умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. 2.2. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает: свои особенности – условия функционирования, тип, особенности контингента, кадровый состав; результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды школы, национальные и культурные особенности региона, муниципалитета. 2.3. Внеурочная деятельность организуется по направлениям: 2 2.3.1. На уровне начального общего образования: спортивно-оздоровительная деятельность; проектно-исследовательская деятельность; коммуникативная деятельность; художественно-эстетическая творческая деятельность; информационная культура; интеллектуальные марафоны; «Учение с увлечением!». 2.3.2. На уровне основного общего образования: внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и др.; внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и др.); внеурочная деятельность, направленная на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, педагогов-психологов); внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, 3 профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). 2.3.3. На уровне ФГОС СОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. 2.4. В организации внеурочной деятельности задействованы все педагогические работники школы. Координирующую роль осуществляет директор школы и его заместители. 2.5. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочных, в виде разовых и краткосрочных мероприятий, постоянных мероприятий и курсов. При реализации внеурочной деятельности могут использоваться аудиторные и внеаудиторные формы образовательновоспитательной деятельности. 2.6. Внеурочная деятельность реализуется школой как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При организации внеурочной деятельности обучающихся в школе используются учебные кабинеты, общешкольные помещения, а так же возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта, других сетевых партнеров, привлекает родительскую общественность. 2.7. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул на уровне основного общего и среднего общего образования. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в формах занятий в лагере с дневным пребыванием на базе школы, в туристических походах, экспедициях, поездках и других. 2.8. Для организации внеурочной деятельности в школе разрабатываются рабочие программы курсов внеурочной деятельности и планы внеурочной деятельности, которые утверждаются в составе основной образовательной программы соответствующего уровня образования (далее – ООП). 2.9. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются в соответствии с правилами, установленными Положением о рабочей программе. 3. Порядок разработки плана внеурочной деятельности 3.1. План внеурочной деятельности (далее – план) является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ начального общего, основного 4 общего и среднего общего образования. План определяет формы организации и объем внеурочной деятельности. 3.2. Максимальный объем внеурочной деятельности, реализуемой за срок освоения ООП, устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. 3.3. Предельно допустимый объем недельной нагрузки в плане независимо от продолжительности учебной недели для нормально развивающихся обучающихся не может превышать 10 часов. 3.4. Объем недельной нагрузки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должен составлять суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны отводиться на обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. 3.5. План составляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе отдельно для каждого уровня общего образования. План формируется на нормативный срок освоения основной образовательной программы. 3.6. При формировании плана обязательно учитываются: возможности школы и запланированные результаты ООП; индивидуальные особенности, образовательные потребности и обучающихся, пожелания их родителей (законных представителей); предложения педагогических работников и содержание рабочей воспитания школы, планов классных руководителей. интересы программы 3.7. Проект плана подлежит согласованию с педагогическим советом школы и утверждению в составе основных образовательных программ общего образования. 3.8. Изменения в план вносятся с целью корректировки запланированных объемов нагрузки и приведения его в соответствие с действующим законодательством. План подлежит ежегодному обновлению в целях учета интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Для этого во втором полугодии текущего года изучаются запросы участников образовательных отношений. Педагогические работники анализируют потребности обучающихся с помощью диагностики познавательной активности, классные руководители проводят родительские собрания. Для обучающихся 1-х классов выбор рабочих программ курсов внеурочной деятельности предлагается родителям (законным представителям) будущих первоклассников на установочном родительском собрании. 5 4. . Порядок учета индивидуальных потребностей обучающихся при формировании внеурочной деятельности 4.1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся и обучающие, освоившие ООП основного общего образования, вправе выбрать для освоения курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого школой. 4.2. Для формирования перечня курсов внеурочной деятельности проводится опрос и (или) анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей), после анализа результатов которого определяются наименование и содержание курсов внеурочной деятельности по каждому направлению внеурочной деятельности. 4.3. При формировании перечня курсов внеурочной деятельности также учитывается мнение педагогических работников и материально-техническое обеспечение школы. 5. Порядок организации разовых и краткосрочных мероприятий внеурочной деятельности 5.1. Разовые и краткосрочные мероприятия организуют и реализуют педагогические работники, назначенные приказом директора школы. 5.2. Срок реализации и объем мероприятия прописывается ответственным педагогическим работником в плане (сценарии) мероприятия. 5.3. Педагогический работник деятельности в свободной форме. составляет план (сценарий) мероприятия внеурочной 5.4. Контроль реализации мероприятий осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. 6. Порядок участия во внеурочной деятельности 6.1. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех обучающихся начального, основного и среднего общего образования. 6.2. Для проведения мероприятия и занятий по курсам внеурочной деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, параллели классов, так и обучающихся разных возрастов, но в пределах одного уровня образования. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на группы. Комплектование групп обучающихся по каждому курсу внеурочной деятельности осуществляется приказом директора школы ежегодно в начале учебного года. Наполняемость группы устанавливается содержанием программы курса. Формирование групп для разовых и кратковременных мероприятий осуществляется на основании плана мероприятия. 6 6.3. Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в начале учебного года с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается приказом директора школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только по согласованию с администрацией школы и оформляется документально. 6.4. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогическими работниками в журнале учета внеурочной деятельности. 7. Особенности реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной деятельности либо их отдельных частей школа может организовывать деятельность обучающихся с использованием: дистанционных образовательных технологий; электронного обучения; образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания). 7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности школа вправе организовывать в дистанционном режиме: проектные и исследовательские работы обучающихся; деятельность школьных научных обществ; просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов; посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов; общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций; просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий; оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами; мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем. 7.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий школа самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных технологий. 7 7.4. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий школа: своевременно доводит до сведения родителей (законных представителей) обучающихся информацию о правилах участия во внеурочной деятельности; сообщает расписание запланированных дистанционных активностей обучающихся, наименования используемых технологических платформ и ресурсов, список рекомендованных сайтов и ресурсов; разъясняет формы добровольного представления результатов и достижений для учета в портфолио; ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам курсов внеурочной деятельности; обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей); организует деятельность руководителей проектных и исследовательских работ обучающихся; оперативно информирует родителей (законных представителей) об изменениях расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимым в режиме реального времени; при использовании изданий на печатной основе обеспечивает своевременное информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и заданиях. 8. Учет достижений и промежуточная аттестация 8.1. Освоение программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования сопровождается учетом достижений и промежуточной аттестацией обучающихся в формах, определенных целевым разделом ООП и (или) программой курса внеурочной деятельности. Основными формами учета достижений и промежуточной аттестацией обучающихся в рамках внеурочной деятельности являются: учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса внеурочной деятельности; индивидуальная оценка на основании портфолио, письменной работы, наблюдения, анкетирования, тестирования, зачета, защиты проекта, участия в выставках, конференциях, соревнованиях и иных форм аттестации; коллективная оценка деятельности класса или группы обучающегося на основании выполнения проекта или творческой работы. 8.2. Школа вправе засчитать результаты освоения обучающимся образовательных программ в иных образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 8 Зачет результатов проводится в соответствии с приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и положением о зачете результатов обучающихся. Решение о зачете результатов оформляется приказом директора школы и вносится в личное дело обучающегося. 9. Контроль реализации внеурочной деятельности 9.1. Контроль реализации внеурочной деятельности осуществляется в рамках внутреннего контроля качества образования. 9.2. За реализацию программы курса внеурочной деятельности в полном объеме отвечает педагогический работник, осуществляющий реализацию этой программы. 9