Положение об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе

Принято
решением педагогического совета
протокол от 30.08.2023 № 1

Утверждено
приказом директора МБОУ «СОШ № 83»
от 01.09.2023 № 299

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение об организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности в МБОУ "СОШ № 83"» (далее – Положение, Школа) определяет цели и
задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности Школы, порядок ее
организации и общие требования к содержанию и оценке проектных и
исследовательских работ обучающихся.
1.2. Настоящее положение разработано на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 286;
 Федерального государственного образовательного стандарта
основного
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 287;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №
373;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 №
1897;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413;
 Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;
 Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;
 устава школы.
1.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность (далее – УИПД) является
обязательной составляющей образовательного процесса Школы, обеспечивающей
1

достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования.
1.4. УИПД является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса,
способствует повышению качества образования, развитию персональных
компетентностей обучающихся, их успешной социализации.
1.5. УИПД обучающихся является одним из методов развивающего (личностноориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка
информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по
работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
1.6. УИПД обучающихся является одним из способов оценки достижения
метапредметных результатов ООП всех уровней образования.
1.7. УИПД, являясь составной частью образовательного процесса Школы,
осуществляется в рамках учебно-урочной и внеурочной деятельности в течение всего
учебного года.
1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые обучающимися, могут
быть коллективными, групповыми, индивидуальными.
1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную,
метапредметную, межпредметную направленность.
1.10. Обучающийся или группа обучающихся самостоятельно определяет тему
проектной или учебно-исследовательской работы.
1.11. Учителя-предметники курируют проектную и учебно-исследовательскую
деятельность обучающихся по своим предметам.
1.12. Классные руководители осуществляют контроль за соблюдением сроков
выполнения проектов и учебно-исследовательских работ обучающимися,
координируют и консультируют родителей (по мере необходимости).
2. Цель и задачи организации УИПД
2.1. Цель: обеспечение достижения обучающимися планируемых образовательных
результатов освоения ООП всех уровней образования: личностных, предметных и
метапредметных.
2.2. Задачи:
2.2.1. Формирование у обучающихся навыков:
 определения проблематики;
 целеполагания;
 планирования деятельности;
 сбора и обработки информации, выбора материалов;
 публичного выступления;
 позитивного отношения к деятельности.
2.2.2. Формирование у обучающихся умений:
 коммуникационных;
 презентационных;
2

рефлексивно-оценочных.
2.2.3. Развитие креативности, абстрактного и критического мышления обучающихся.
2.2.4. Формирование ключевых компетентностей обучающихся:
 социальной – способности действовать в социуме с учетом позиций других
людей;
 коммуникативной – способности вступать в коммуникацию с целью быть
понятым;
 предметной – способности анализировать и действовать с позиции отдельных
областей человеческой культуры;
 организаторской – способности освоения управленческой позиции;
 исследовательской – способности собирать, анализировать, структурировать и
презентовать материал.


3. Формы организации УИПД обучающихся на уровне начального общего
образования
3.1. УИПД обучающихся на уровне начального общего образования может
осуществляться в рамках урочной и внеурочной деятельности.
3.2. На урочных занятиях для формирования и развития у обучающихся навыков
проектно-исследовательской деятельности педагоги Школы используют:
 типы уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет,
урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об
ученых, урок – защиту исследовательских проектов, урок-экспертизу, урок
«Патент на открытие», урок открытых мыслей;
 метод обучения – учебный эксперимент, который обеспечивает освоение
обучающимися таких элементов исследовательской деятельности, как
планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его
результатов;
 домашние задания исследовательского характера, которые могут сочетать в
себе разнообразные виды учебных исследований, в том числе протяженных
во времени.
3.3. При организации УИПД во внеурочной деятельности разрабатывается и
утверждается рабочая программа курса внеурочной деятельности, в которой
предусматривается система мониторинга – оценочные процедуры, проводимые
учителем, для выявления динамики образовательных результатов обучающихся по
курсу.
3.4. Результаты мониторинга достижения планируемых результатов обучающимися
фиксируются в их личных портфолио.
3.5. Для выявления уровня планируемых образовательных результатов обучающимися,
предусмотренных ООП НОО, по окончании обучения на уровне НОО (в 4-м классе)
проводится мониторинг через выполнение обучающимися группового мини-проекта.
3.6. На внеурочных занятиях педагоги Школы используют такие виды организации
деятельности:
3

исследовательскую практику обучающихся;
 образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности,
продуманными
формами
контроля;
образовательные
экспедиции
предусматривают активную образовательную деятельность обучающихся, в
том числе исследовательского характера;
 факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета,
дающие большие возможности для реализации на них учебноисследовательской деятельности обучающихся;
 научные заседания обучающихся – форма внеурочной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное
обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы,
организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр,
публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями
науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования,
сотрудничество с другими образовательными организациями;
 участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах
предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в
рамках данных мероприятий.
3.7. Каждый обучающийся имеет право дополнительно принимать участие в научноисследовательской и проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.
3.8. Результаты работы любого обучающегося могут быть представлены на научнопрактической конференции различного уровня в соответствии с требованиями,
предъявляемыми организаторами научно-практической конференции. Решение об
участии согласовывается с руководителем проекта, родителем (законным
представителем) обучающегося и администрацией Школы.


4. Содержание проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего
и среднего общего образования. Итоговый индивидуальный проект
4.1. Выполнение обучающимися 5–11-х классов групповых и (или) индивидуальных
учебных исследований и проектов является основой для проверки сформированности
регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
4.2. Обучающиеся 11-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект.
Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным.
4.3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных обучающимися
в ходе освоения основной образовательной программы основного общего и среднего
общего образования.
4.4. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или
нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
4

самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов
деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность.
4.5. Итоговая отметка в аттестат об освоении среднего общего образования по
дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии Порядком
заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем
образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020
№ 546.
4.6. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее –
проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на
межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов
деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную,
художественно-творческую и др.).
4.7. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
4.8. Виды проектов:
4.8.1. В 5–9-х классах:
 информационный проект;
 творческий проект;
 исследовательский проект;
 технический проект.
4.8.2. В 10–11-х классах:
 творческий проект;
 инженерный проект;
 социальный проект;
 исследовательский проект;
 экономический проект (бизнес-проект).
4.8.3. Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части
проекта не означает отсутствия практической части.
4.8.4. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с
самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта.
Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие
и т. д.
4.8.5. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте
или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой
аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
4.8.6. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить постановка
спектакля, подготовка выставки, видеофильм.
5

4.8.7. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по
какой-либо актуальной социально значимой тематике.
4.8.8. Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета,
иного конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его
изготовления и применения.
4.8.9. Инженерный проект представляет собой проект с инженерно-техническим
содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного
функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным
обоснованием его применения.
4.9. Результатом проекта является одна из следующих работ:
 письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
 материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
 отчетные материалы по социальному проекту.
4.10. Проект или учебное исследование может раскрывать один из аспектов выбранной
проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим обучающимся или
группам обучающихся возможность продолжить изучение новых граней этой
проблемы.
4.11. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды
плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается
ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы.
5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
5.1. Учитель-предметник курирует обучающихся, избравших темы для выполнения
своих проектов и исследовательских работ по его предмету (не менее двух).
5.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым
связана тема проекта обучающегося.
5.3. Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или
дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 1 декабря текущего учебного
года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько обучающихся.
5.4. Изменение темы проекта обучающимися не выпускных классов допускается по
согласованию с учителем, курирующим проектную и учебно-исследовательскую
деятельность.
5.5. Этапы и сроки выполнения проектной и (или) исследовательской работы:
5.5.1. Подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года:
 определение темы проекта;
 разработка плана реализации проекта.
5.5.2. Основной этап – октябрь–февраль текущего учебного года:
6

поиск и анализ необходимой литературы;
 согласование с руководителем рабочих материалов;
 апробация метода исследования;
 проведение исследования;
 редактирование и оформление текстовой части;
 оформление презентации;
 промежуточная защита, корректировка (при необходимости).
5.5.3. Заключительный этап – март текущего учебного года:
 подготовка выступления;
 защита проекта, оценка результата, рефлексия.
5.6. Защита проектных и исследовательских работ обучающихся 5–9-х, 10-х классов
осуществляется в классе.
5.7. Защита итогового индивидуального проекта обучающимися 11-х классов
осуществляется перед экспертной комиссией, созданной по отдельному приказу
директора Школы.
5.8. В состав материалов, подготовленных для защиты итогового индивидуального
проекта обучающимися 11-х классов, включаются:
 выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
 паспорт проекта;
 мультимедийная презентация проекта;
 лист оценивания руководителем проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
 лист самооценки проекта обучающимся 11-го класса.
5.9. Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, пишут
проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется
учителем-предметником и классным руководителем.


6. Требования к оформлению проектов
6.1. Общие требования к структуре проектной и учебно-исследовательской работы.
6.1.1. Первый лист – титульный:
 наименование учебного заведения, где выполнена работа;
 тема работы;
 Ф. И. О. автора (полностью), класс;
 Ф. И. О. руководителя;
 город и год.
6.1.2. Второй лист – оглавление (указывается наименование всех глав, разделов с
указанием номеров страниц, на которых размещается материал).
6.1.3. Третий лист – введение:
 краткая характеристика современного состояния проблемы;
 обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы, ее
научной и практической значимости;
 формулирование цели;
7

определение задач по ее достижению;
 объект и предмет исследования;
 гипотеза;
 характеристика методов исследования.
6.1.4. Обзор литературы по теме исследования.
6.1.5. Материалы и методики исследования.
6.1.6. Результаты исследования и их обсуждение.
6.1.7. Выводы (заключение) – кратко, по пунктам, формулируются результаты, даются
практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшего
исследования.
6.1.8. Литература – список использованной литературы размещается в конце работы в
алфавитном порядке. Каждая книга, статья записывается с красной строки.
6.1.9. Приложения.
6.2. Письменная часть выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New
Roman, размером шрифта 12–14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер
полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.


7. Критерии оценивания проектов
7.1. Проект обучающегося оценивается по следующим направлениям:
7.1.1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или)
обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта, творческого решения и др.
7.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
7.1.3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
7.1.4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
7.2. Проект обучающегося оценивается по следующим критериям:

Критерии

Показатели критериев
5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

Нарушение

Нарушение

Структура проекта
Соответствие

Наличие

Выдержана

8

стандартам
оформления

титульного листа,
оглавления,
введения,
основной и
заключительной
части,
библиографии,
приложений.
Композиционная
целостность
текста

структура
оформления и
композиционная
целостность
текста.
Отсутствуют
краткая
аннотация и
приложения

структуры
оформления
не влияет на
логику и
композиционн
ую
целостность
текста,
отсутствуют
краткая
аннотация и
приложения

структуры
оформления
приводит к
нарушению
композиционн
ой
целостности
текста,
отсутствию
логики
изложения
проекта

Оценка содержания проектной папки
Актуальность
проблематики
проекта и
Актуальность востребованность
и соответствие результата
проекта
убедительны.
заявленной
Соответствие
теме
проблемы, цели,
результата и темы
заявленного
проекта

Актуальность и
востребованность
результата
убедительны.
Цель и результат
адекватны
проблеме, тема
требует
некоторой
корректировки по
отношению к
проблеме

Актуальность
и
востребованно
сть не
убедительны.

Актуальность
и
востребованно
сть не
доказательны.

Цель и
продукт
требуют
корректировк
и по
отношению к
проблеме

Несоответстви
е между
проблемой,
целью,
прогнозируем
ым продуктом
и темой
Логика текста
нарушена.
Видеоряд
отсутствует.
Лаконичность
граничит с
примитивност
ью
рассуждений

Системность
(логичность).
Лаконичность

Целостность,
соподчинение
частей текста.
Простота и
ясность
изложения

Целостность,
соподчинение
частей текста.
Отсутствует
лаконичность

Не все части
текста
соподчинены.
Лаконичность
граничит с
примитивност
ью
рассуждений

Содержательн
ость
приложений

Приложения
качественные,
полностью
соответствуют
содержанию

Приложения
качественные, в
основном
соответствуют
содержанию

Приложения
не
качественные, Приложения
многие не
отсутствуют
соответствуют
содержанию

Оценка культуры презентации
Качество
доклада

Композиционная
целостность.
Полнота

Композиционная
целостность.
Полнота

В основном,
но не полно
представлены

Не раскрыты
процесс и
подходы к
9

представления
процесса и
подходов к
решению
проблемы.
Краткость,
четкость, ясность
формулировок

Участие в
дискуссии

Понимание
сущности вопроса
и адекватность
ответов. Полнота,
содержательность
,
аргументированн
ость,
убедительность и
лаконичность
ответов

Использование
четкого
видеоряда,
доступного для
Информацион
восприятия
но-наглядное
зрителей
сопровождение
соответственно
выступления
логике
выступления на
протяжении всей
защиты

Самооценка.
Рефлексия

Самооценка
продукта
проведена по
отношению к
цели, задачам,
требованиям к
продукту.
Самооценка
процесса является
объективной:
указаны пути
улучшения
продукта,
привлечения
внешних

представления
процесса и
подходов к
решению
проблемы.
Нечеткость
формулировок

процесс и
подходы к
решению
проблемы.
Нечеткость
формулировок

решению
проблемы.
Нечеткость и
неясность
формулировок

Понимание
сущности вопроса
и адекватность
ответов.
Содержательност
ь,
аргументированн
ость, но неумение
кратко и
лаконично
сформулировать
ответ

Понимание
сущности
вопроса, но
при этом
отсутствие
аргументации,
неумение
использовать
вопрос для
раскрытия
сильных
сторон
проекта

Непонимание
сущности
большинства
вопросов и
неадекватност
ь ответов или
их отсутствие

Использование
видеоряда,
доступного для
восприятия с
незначительными
нарушениями
логики
выступления на
протяжении всей
защиты

Неумение
усиливать
доклад
демонстрацие
й видеоряда
на
протяжении
всей
презентации

Неумение
говорить без
конспекта,
речь не
сопровождает
ся
демонстрацие
й

Самооценка
продукта
проведена по
отношению к
цели, задачам и
требованиям.
Самооценка
процесса не
полная: указаны
пути улучшения
продукта, процесс
проектирования
не оценен

Самооценка
продукта
проведена по
отношению к
цели, задачам,
но без учета
требований к
продукту. Не
указаны пути
улучшения
продукта и
процесса
проектирован
ия

Самооценка
продукта
проведена без
учета цели и
требований к
продукту. Не
указаны пути
улучшения
продукта и
процесса
проектирован
ия
10

ресурсов,
процесса
проектирования
на различных
стадиях
Оценка продукта
Новизна и
оригинальность
продукта.

Качество
продукта

Отсутствие
Соответствие
претензий к
изделия идее
качеству изделия. проекта.
Соответствие
изделия идее
проекта.
Практическая
значимость
продукта

Продукт не
соответствует
общей идее
проекта, есть
Практическая замечания к
качеству и
значимость
практической
продукта.
целесообразно
Но в продукте сти продукта.
отсутствует
новизна и
оригинальност
ь и есть
Отсутствие
замечания к
продукта –
качеству
продукта
0 баллов

Соответствие
Отсутствие
изделия идее
претензий к
проекта.
качеству изделия.

Практическая
значимость
продукта. Но в
продукте
отсутствует
новизна и
оригинальность

7.3. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста
работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект и работа к защите не
допускаются.
8. Функциональные обязанности участников УИПД
8.1. Функции администрации Школы включают:
 разработку
нормативных методических документов, определяющих
требования, предъявляемые к организации УИПД, проектным и
исследовательским работам обучающихся;
 определение графика УИПД обучающихся, включая утверждение сроков,
отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
 обеспечение материально-технической базы для УИПД;
 осуществление общего контроля УИПД;
 определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет
осуществляться УИПД;
 согласование примерного перечня тем для проектных и учебноисследовательских работ;
 координация межпредметных связей в рамках УИПД.

11

8.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами,
непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися
УИПД, и выполняют следующие функции:
 проведение консультаций для обучающихся по выполнению проектов и
исследовательских работ;
 руководство УИПД в рамках согласованного объекта исследования;
 осуществление методической поддержки проектной деятельности;
 планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного
периода;
 поэтапное отслеживание результатов УИПД;
 координация внутригрупповой работы обучающихся, если проектная или
исследовательская работа выполняется в группе;
 информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению
проектных и исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения;
 организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;
 контроль за внешкольной УИПД обучающихся;
 участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции.
8.3. Функции библиотекаря Школы:
 участие в ресурсном обеспечении УИПД обучающихся;
 обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися
в ходе УИПД.
8.4. Функции педагога-психолога:
 диагностика затруднений обучающихся в ходе УИПД;
 оказание
своевременной
психологической
помощи
и
поддержки
обучающимся, испытывающим трудности в ходе работы над проектами и
исследовательскими работами;
 индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и педагогов.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».