Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «АНГЛИЙСКИЙ НА ОТЛИЧНО» форма проведения: практикум форма промежуточной аттестации: зачѐт для 9 класса основного общего образования срок освоения 1 год Северск ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка ___________________________________________ 3 2. Планируемые результаты освоения курса_____________________________7 3. Содержание курса________________________________________________ 8 4. Тематическое планирование _______________________________________ 10 5. Приложение _____________________________________________________15 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Английский на отлично» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 83» и примерной программой основного общего образования по английскому языку. Данная программа соответствует требованиям учебной программы к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся при обучении английскому языку. Данный курс предназначается для обучающихся 9 классов, проявляющих особый интерес к изучению английского языка и желающих дополнительно подготовиться к сдаче Основного Государственного экзамена (ОГЭ) по английскому языку. Иностранный язык – один из важных компонентов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Данный курс способствует формированию коммуникативной культуры школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя, как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения. Иностранный язык (английский) является важнейшим средством межличностного и межкультурного общения, без которого невозможно развитие международных связей нашего государства. Расширение и качественные изменения характера международных связей государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки востребованными и реально необходимыми в практической и интеллектуальной деятельности человека. Основное назначение иностранного языка как учебного предмета состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом иностранном языке. Иностранный язык является существенным элементом культуры народа носителя этого языка и средством передачи его другим народам. Он открывает обучающимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, способствует лучшему осознанию своей национальной культуры, повышает уровень их гуманитарного образования. Изучение иностранного языка совместно с родным языком закладывает основы филологического образования и содействует осознанию учащимися своего мышления, общему речевому развитию человека, совершенствованию его коммуникативной культуры. Иностранный язык – один из важных предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературой он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Цель данной программы: создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся и их подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде школьников, предметных конкурсах и успешной сдаче ОГЭ по английскому языку. Также в качестве целей можно выделить: дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений; культуроведческое развитие средствами иностранного языка; дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексикограмматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания; формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке; 3 развитие умений самообразования, творческого поиска; развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности; подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире. Задачи: Обучающие: ознакомление учащихся с форматом заданий ОГЭ; изучение новой лексики; введение грамматического материала; расширение и закрепление накопленного запаса слов; активное использование полученных знаний на практике. Развивающие: совершенствование ряда ключевых умений в области аудирования, чтения, говорения и письма и применение их на практике; формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности; развитие творческих способностей; развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры. развитие гибкости, способности ориентироваться в типах заданий ОГЭ; формирование определенных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения заданий ОГЭ; Воспитывающие: воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе; способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран; научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности. Коммуникативная компетенция развивается с использованием в речи грамматических форм и структур, характерных для английского языка. Весь курс имеет общеинтеллектуальную направленность и является практикоориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом. Специфика учебного предмета «Иностранный язык» содержит особые возможности для решения задач формирования функциональной грамотности, так как общеучебные действия приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письменной речи как средство иноязычного общения. Цель функциональной грамотности на уроках и занятиях английского языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке. Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности: математическая грамотность; читательская грамотность; 4 естественно-научная грамотность; финансовая грамотность; глобальные компетенции; креативное мышление. Так как основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности. Содержание функциональной грамотности, формируемой на занятиях по английскому языку, включает: - овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; - способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; - умение самостоятельно формулировать проблему. Предметная область «Иностранные языки» обладает достаточными ресурсами для развития каждого из направлений функциональной грамотности, поскольку тематическое содержание учебного предмета охватывает математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую сферы, позволяет развивать глобальные компетенции и креативное мышление обучающихся. Формирование математической грамотности происходит во время изучения темы «Имя числительное». Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. Формирование финансовой грамотности происходит во время изучения темы «Артикль». Типовая задача: вставить артикль с названиями денежных единиц различных стран. Формирование естественнонаучной грамотности происходит во время изучения тем «Имя существительное» и «Артикль». Типовая задача: вставить артикль с названиями континентов, стран, рек, животных и т.п. Читательская грамотность – это базовое направление функциональной. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. Читательская грамотность предполагает развитие следующих умений: понимание основного содержания текста; извлечение нужной информации; понимание графической информации; определение основной мысли; понимание взаимоотношения между частями текста; представление содержания в виде таблицы, схемы; умение пользоваться справочной литературой. Технологии формирования функциональной грамотности по иностранному языку, используемые на занятиях курса – технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве и информационно-коммуникационные технологии. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Английский без ошибок» предусматривает применение различных форм организации деятельности. Формы проведения занятий: беседа, теоретическое занятие, практическое занятие, групповое занятие под руководством учителя (обучение в сотрудничестве), работа в парах, индивидуальная (самостоятельная) работа. Основная форма занятий – практическое занятие. Во время занятий предусматривается индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретический вид деятельности – это сообщение, беседа, лекция. Практический – это работа с разными источниками на иностранном языке (справочными материалами, словарями, интернет - ресурсами, литературой); чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием; выполнение тестового задания и его анализ. 5 Методы и формы работы: «мозговой штурм»; лекция, составление конспекта; чтение справочной литературы; просмотр презентации/фильма составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; парная и групповая работа; самостоятельная работа; сбор и анализ информации; обучение работе с тестами, анализ и коррекция ошибок. В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке. С целью достижения качественных результатов во время занятия предусматривается использование современных технических средств, изобразительной наглядности, реквизитов. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. Методы и формы оценки результатов освоения курса: - педагогическое наблюдение; - тестирование; - самооценка ученика и взаимооценка; - зачѐт. Контроль результатов обучения и оценка приобретенных обучающимися умений и навыков осуществляется при выполнении учащимися письменных практических и тестовых заданий, а также самими обучающимися путем самооценки и самоконтроля при выполнении заданий. Формы контроля: диагностический тест – с целью выявления пробелов в знаниях по определѐнным темам; текущий – грамматические тесты в каждом разделе курса; итоговый – грамматический тест по всему материалу курса. Форма промежуточной аттестации: зачѐт. Зачѐт составлен в виде теста на основе изученного материала всего курса. Срок реализации программы: один год. Курс внеурочной деятельности «Английский на отлично» рассчитан на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; умение аргументировать собственное высказывание, приводить примеры, сопоставлять и анализировать, выражая личностное отношение; желание говорить на языке, желание быть понятым и услышанным, Метапредметные результаты: самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владеть основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществление межличностного и межкультурного общения, применяя знания, полученные на уроках английского языка и в процессе изучения других предметов. познавательные: пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств; осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; решать проблемы творческого и поискового характера; самостоятельно работать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности; коммуникативные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ; уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Предметные результаты: прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов; 7 выражать свои мысли в соответствии с задачами межкультурной коммуникации; осуществлять информационный поиск, в том числе с помощником компьютерных средств; использовать формальный стиль общения; владеть основами самоконтроля; воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации; читать тексты с детальным содержанием прочитанного. К окончанию изучения данного курса обучающиеся: углубят свои знания, умения и навыки в письменной и устной видах речевой деятельности, будут уметь распознавать и употреблять стили устной и письменной речи; осуществят прирост продуктивного и рецептивного словаря; научатся перефразировать предложения; научатся осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения; научатся строить монологическое высказывание о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном и т.д.; смогут аргументировать собственное высказывание, приводить примеры, сопоставлять и анализировать, выражая личностное отношение; получат представления о заданиях предметных олимпиад и научатся их выполнять; научатся работать с типовыми тестовыми заданиями ОГЭ; научатся выполнять задания творческого характера. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание курса внеурочной деятельности имеет свои особенности, обусловленные, вопервых, задачами развития, воспитания и обучения учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных опознавательных качеств, во вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования, в третьих, возрастными психофизиологическими особенностями обучаемых. Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения по данному курсу включается общеучебный компонент: учебноорганизационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения. Таким образом, в содержание программы входят темы, включающие в себя лексический и грамматический аспекты языка, а также темы по истории, культуре англо-говорящих стран, сведения об образе жизни, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение. А так же содержание курса позволяет учащимся: выявить свои способности в изучаемой области знаний; подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения. 8 приобрести целостную картину окружающего мира; ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач. В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся. Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, дополнять практические занятия новыми приѐмами и т.д.). Предметное содержание курса делится на 6 разделов: Раздел 1: Аудирование (комбинированные задания, с выбором ответа и на сопоставление) Раздел 2: Чтение (просмотровое чтение, задания с пропусками, идея текста, детальное чтение) Раздел 3: Лексика (синонимы, антонимы, фразовые глаголы, словообразование: суффиксы, префиксы) Раздел 4: Грамматика (страдательный залог, временные формы глагола, местоимения, причастия) Раздел 5: Личное письмо (правила написания, речевые клише) Раздел 6: Устная речь (диалогическая речь, монологическое высказывание) Система оценивания Система оценки достижений учащихся в овладении грамматикой английского языка в рамках курса внеурочной деятельности происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня сложности для входного (диагностического), текущего (промежуточного) и итогового контроля, а также для коррекции ошибок. Тестирование позволяет учителю осуществлять необходимую обратную связь, которая обеспечивает управление учебным процессом и будет способствовать повышению эффективности обучения английскому языку. Теоретический материал сопровождается тренировочными, обучающими тестами. Завершает курс итоговый тест для финального контроля знаний. Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 90% и выше – «отлично», тест выполнен на 75% и выше – «хорошо», 60% и выше – «удовлетворительно», ниже 60% «неудовлетворительно». Для получения зачѐта по данному курсу учащимся необходимо выполнить итоговый тест по изученному материалу на оценку не ниже «удовлетворительно». 9 Тема раздела Раздел 1: Аудирование Раздел 2: Чтение Содержание Кол-во часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема 1: Введение в курс. Особенности понимания монологов и диалогов. Задания с выбором ответа Тема 2: Задания на сопоставление Тема 3: Типовые задания № 1-4 Тема 4: Типовые задания № 5 Тема 5: Типовые задания № 6-11 1 Тема 1: Просмотровое чтение. Идея текста Тема 2: Детальное 1 1 1 1 1 1 Характеристика основных видов деятельности Аудирование с извлечением информации Аудирование – соотнесение графического образа слова со звуковым Аудирование \ проверка правильности Аудирование с опорой на печатный текст Поисковое, ознакомительное чтение. Чтение, оценка полученной Планируемые результаты Выборочно понимать прагматические аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя значимую (нужную) информацию, не обращая при этом внимание на незнакомые слова, не мешающие решению коммуникативной задачи (понимание необходимой / конкретной информации). Понимать звучащую речь с различной глубиной, точностью и полнотой восприятия информации; делать выводы по содержанию услышанного; Проанализировать данные и записать их в таблицу. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, 10 ЭОР https://www.yaklass.ru/p/anglijskij-yazyk/59klass/grammar-18547/present-simple-44882 https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/9klass/grammar-18547/adjectives-117830 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2874/start/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge http://onlyege.ru/ege/oge/oge-inostrannyeyazyki/oge-anglijskij/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2828/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2869/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2866/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2864/start/ Раздел 3: Лексика чтение Тема 3: Типовые задания № 12 Тема 4: Типовые задания № 13-19 Тема 5: Технология понимания текста 1 Тема 1: Синонимы и антонимы. Тема 2: Словообразование: суффиксы и префиксы Тема 3: Роль клише и вводных фраз в английском языке. Фразовые глаголы 1 1 1 1 1 информации Выражение собственного мнения на основе прочитанного Оценивание аутентичного текста, аргументация выбора Понятие о синонимах, антонимах и лексической сочетаемости. Различать основные способы словообразования (аффиксация), словосложение, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; находить в тексте конкретные сведения, факты; знакомство с образцами художественного текста; осуществлять информационный поиск, самостоятельно работать; умение работать в группе через самостоятельную работу со словарем; извлекать культурологические сведения из аутентичных текстов; оценивать полученную информацию опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования; употреблять слова, словосочетания, синонимы, антонимы адекватно ситуации общения; знать и уметь использовать основные способы словообразования 11 https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge http://onlyege.ru/ege/oge/oge-inostrannyeyazyki/oge-anglijskij/ https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/10klass/grammar-12407/phrasal-verbs-17113 https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/9klass/grammar-18547/word-building-103188 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2868/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2863/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2785/start/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge Тема 4: Типовые задания № 29-34 1 конверсия. Оценочная лексика, репликиклише речевого этикета. Раздел 4: Тема 1: Временные Грамматика формы глагола Тема 2: Страдательный залог Тема 3: Местоимения Тема 4: Причастия I и II Тема 5: Типовые задания № 20-28 1 Формулирование грамматического правила и представление его в виде схемы. Употребление глаголов в видовременных формах страдательного залога согласование времѐн в рамках сложного предложения Раздел 5: Личное письмо 1 Тема 1: Рекомендации по написанию личного электронного письма Тема 2: Вводные слова и связующие 1 1 1 1 1 Написание личного электронного письма расспрашивание адресата о его жизни, делах (аффиксации, конверсии); распознавать принадлежность слова к определѐнной части речи по суффиксам и префиксам; воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы. пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; знать функциональные особенности изучения грамматических явлений (видовременных форм) Составлять план письменного сообщения; проявлять уважительное отношение к партнерам; рассказывать в личном электронном письме о 12 https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/9klass/grammar-18547/passive-voice-381574 https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/9klass/grammar-18547/pronouns-363658 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2826/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2825/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2873/start/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge http://onlyege.ru/ege/oge/oge-inostrannyeyazyki/oge-anglijskij/ https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/9klass/grammar-18547/word-order-77017 https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge http://onlyege.ru/ege/oge/oge-inostrannyeyazyki/oge-anglijskij/ фразы для написания личного письма Тема 3: Схема написания личного письма Тема 4: Типовые задания № 35 Раздел 6: Устная речь Тема 1: Вводные слова и связующие фразы для построения монологического высказывания Тема 2: Тематическое монологическое высказывание Тема 3: Монологическое высказывание с опорой на план Тема 4: Рекомендации по построению полного ответа на поставленный вопрос Тема 5: Типовые задания №2 Тема 6: Особенности чтения вслух текста 1 1 1 1 1 1 1 1 сообщение информации о себе выражение благодарности, извинения, совета, просьбы, жалобы различных событиях; описывать свои впечатления, высказывать письменно своѐ мнение; пользоваться правилами написания личного электронного письма Чтение вслух небольшого текста научнопопулярного характера. Участие в условном диалогерасспросе: умение ответить на шесть услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса. Построение связного монологического высказывания на определѐнную тему с опорой на план. Строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Правильное использование подходящего интонационного рисунка исходя из вида устной речи. Осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; Использовать основные коммуникативные типы 13 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2875/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3030/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2820/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2821/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2822/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2827/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2867/start/ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge научно-популярного характера Тема 7: Интонация и ритмический рисунок Тема 8: Типовые задания устной части № 1-3 Зачѐт в формате ОГЭ и его анализ. Резервный урок Итого 1 1 речи: сообщение, рассказ; составлять план устного сообщения; самостоятельно ставить цели, пути их достижения; владеть монологическими формами речи в соответствии с грамматическими нормами английского языка. 2 1 34 14 Приложение № 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для обеспечения успешного выполнения программы используются следующие материальнотехнические ресурсы: 1. дидактический материал, наглядность (картинки, таблицы по грамматике); 2. магнитофон, компьютер (диски с песнями, стихами и диалогами, фильмами); 3. мультимедийный проектор; 4. авторские мультимедийные презентации; 5. цифровые образовательные ресурсы – обучающие компьютерные программы для средней школы Книгопечатная продукция: 1. Андрощук Н. А., Лоскутова С. А. ОГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты. – Обнинск: Титул, 2019. – 48 с. 2. Гузеева К. А., Трошко Т. Г. Английский язык. Справочные материалы. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с. 3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д. В. Григорьев, П .В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения). – 48 с. 4. Гузеева К. А., Трошко Т. Г. Английский язык. Справочные материалы. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с. 5. Жималенкова Т. М., Мыльцева Н. А. Универсальный справочник по грамматике английского языка. – М.: Глосса, 2010. – 235 с. 6. Кутузов Л. Ф. Практическая грамматика английского языка. – М.: МОСКВА ВЕЧЕ, 2010. – 239 с. 7. Николенко Т. Г. Тесты по грамматике английского языка. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 160 с. 8. Черкасова Л. Н. Английский язык. Интенсивный курс подготовки к ОГЭ. – М.: Умная книга, 2019. – 224 с. 9. Digby Beaumont & Colin Granger. The Heinemann ELT English Grammar. An Intermediate Reference and Practice Book. – Oxford University Press, 1998. 10. Michael Swan & Catherine Walter. How English Works. A Grammar practice book. – Oxford University Press, 1997. 11. Raymond Murphy. English Grammar in Use. A self-study reference book for intermediate students. Second Edition. – Cambridge University Press, 2003. Интернет-ресурсы: https://fipi.ru/ – Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» http://onlyege.ru/ege/– Подготовка к ЕГЭ (Решение задач ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) https://www.yaklass.ru/ – Цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс» https://fg.resh.edu.ru/ – Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) 15