МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МБОУ «СОШ №83» Рабочая программа курса по «Безопасность жизнедеятельности» 5-7 классы Северск Пояснительная записка Обстановка, складывающаяся в стране в области национальной безопасности, в связи с реальными внешними и внутренними угрозами и чрезвычайной ситуацией биолого-социального характера — пандемией, потребовала пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с социальными ситуациями — экстремизмом и терроризмом, наркотизмом и военными угрозами. Настоящая примерная рабочая программа отражает модульную структуру содержания предмета «Безопасность жизнедеятельности» и написана в соответствии с нормативноправовыми актами в области безопасности жизнедеятельности, действующими в Российской Федерации, и на основе совокупных требований, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа курса «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-7 классов С.Н. Егорова. Программа построена с учѐтом содержания УМК: Основы безопасности жизнедеятельности. 5– 7 классы, Б.О. Хренников и др. под редакцией доктора юридических наук С.Н. Егорова –М.: Просвещение, 2021 г. в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №83» ЗАТО Северск на 2023-2024 учебный год. В условиях современного исторического процесса ведущей глобальной проблемой выступает обеспечение безопасности личности, общества и государства. В этой связи обучение российских школьников основам безопасности (далее — ОБ) является важным и принципиальным достижением как для отечественного, так и мирового образовательногосообщества. В соответствии с законодательством РФ данная программа может быть реализована в очной/заочной/очно-заочной форме, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Рабочая программа по курсу «Безопасность жизнедеятельности» составлена на основе нормативных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273- ФЗ; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; Конституции Российской Федерации Уголовного кодекса Российской Федерации Федерального закона «О гражданской обороне» Федерального закона «О радиационной безопасности населения» Федерального закона «О пожарной безопасности» Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Федерального закона «О противодействии терроризму» Периодических изданий Подшивок журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель», «ОБЖ. Всѐ для учителя!» и др. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТНОЙ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5—7 КЛАССЫ ПОД РЕД. С. Н. ЕГОРОВА Курс «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой междисциплинарнуюобласть знаний, которая рассматривает различные сферы жизнедеятельности человека, способы взаимодействия личности, общества и государства в целях сохранения жизни и здоровья человека. Учебно-методический комплект включает: - Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. С. Н. Егорова. - Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. С. Н. Егорова. - Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. С. Н. Егорова. - Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие для учителя к завершѐнной предметной линии учебников под редакцией С. Н. Егорова «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / под ред. С. Н. Егорова. - Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа. 5—7 классы / под ред. С. Н. Егорова. Понятийный аппарат, содержание линии учебников, входящих в учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» под ред. С. Н. Егорова, направлен на достижение следующих целей. Образовательные: - освоение знаний, охватывающих различные направления защиты личности, общества и государства от опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера; - формирование умений профессионально оценивать опасные ситуации, принимать обоснованные решения с учѐтом личностных возможностей и реально складывающейся обстановки; - формирование умения прогнозировать возникновение опасных ситуаций, оценивать информацию (в том числе из Интернета) и признаки, свидетельствующие о возможном развитии событий; - формирование практических умений безопасно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях с учѐтом степени опасности; - формирование умения оказывать первую помощь в опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитательные: - формирование активной личности, способной уважать законы и правила общественного существования, осознающей свои обязанности перед обществом, способной внести посильный вклад в решение жизненно важных проблем безопасности личности, общества и государства; - формирование ценностного отношения к жизни и здоровью, правового сознания, самостоятельности, способности принимать решения и нести ответственность за свои действия и решения; - формирование антиэкстремистского мышления, антитеррористического поведения, негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотикам. Развивающие: - формирование умения принимать нестандартные решения на основе анализа опасной ситуации, творчески подходить к решению проблемы, исходя из личностных возможностей и психологической готовности. Основные задачи курса «Безопасность жизнедеятельности»: - сформировать у обучающихся современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности; - научить определять опасные и чрезвычайные ситуации, выявлять причины их появления и прогнозировать особенности развития; - сформировать знания принципов безопасного поведения и умение пользоваться этими знаниями в различных ситуациях; - научить обучающихся бережно относиться к своему здоровью и формировать индивидуальную модель здорового образа жизни. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Планируемые результаты освоения предмета направлены на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, обеспечивают связь между Стандартами, образовательным процессом и оценкой результатов освоения программы. Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: 1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; 3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; 4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; 5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; 6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; 7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; 8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; 9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; 10) знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 11) умение оказать первую помощь пострадавшим; 12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределѐнности; 13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; 14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА КУРСЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Система планируемых результатов даѐт представление о том, какими учебными действиями (универсальными и специфическими для данного предмета), соответствующими содержанию предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. Универсальные учебные действия, в соответствии с утверждением А. Г. Асмолова, направлены на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности — умения учиться. Они способствуют активному саморазвитию личности, самостоятельному овладению новыми знаниями, социальным опытом. В соответствии со Стандартами, успешному решению учебных задач способствует овладение обучающимися личностными, познавательными, коммуникативными и регулятивными учебными действиями. Виды универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные действия Обеспечивают духовное становление личности, формирование нравственной позиции обучающихся, знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми в обществе принципами, формирование чувства патриотизма, преданности Родине Рефлексия, оценка себя, своих возможностей, решение личных и общественных проблем, самоопределение, смыслообразование, нравственноэтическое оценивание и др. Познавательные универсальные учебные действия Обеспечивают формирование общеучебных действий: логические действия, постановка и решение проблемы, моделирование ситуации, преобразование модели, знаково-символическое отображение ситуации, стремление к самопознанию, освоению новых технологий и формулированию новых задач Сравнение, анализ, систематизация, работа с информацией и др. Коммуникативные универсальные учебные действия Обеспечивают умение демонстрировать социальные компетентности, строить отношения с окружающими независимо от возраста и социального статуса Умение слушать и слышать, вступать в диалог, решая задачи, в том числе в конфликтных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с окружающими Регулятивные универсальные учебные действия Обеспечивают умение организовывать учебную деятельность, формулировать учебные задачи и решать их с использованием различных методов и технологий Формулирование целей, составление плана, прогнозирование результатов деятельности, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Оценка достижения планируемых результатов Важной составляющей контроля теоретических знаний и практических умений учащихся является оценка достижения планируемых результатов. В соответствии с принципами дидактики оценка знаний учащихся — это сравнение достигнутых обучающимися результатов с эталонными представлениями, в данном случае с планируемыми результатами. Предлагается следующая система оценки достижения планируемых результатов. Текущий контроль. Проводится систематически после изучения темы — параграфа — в конце урока (рубрика «Проверяем знания») или в начале урока (рубрика «Вы знаете»). Текущий контроль помогает учителю установить, какой материал обучающиеся усвоили не в полной мере, а какой выучили досконально, что их увлекает и мотивирует на дальнейшее освоение предмета, а что осталось без внимания. Текущий контроль даѐт возможность учителю вовремя скорректировать процесс обучения, с тем чтобы ориентировать обучающихся на выработку индивидуального способа безопасного поведения. Тематический контроль. Данный вид контроля осуществляется после изучения блока вопросов по определѐнной теме («Контрольные вопросы и задания»). Данный вид контроля по мере изучения предмета расширяет диапазон знаний обучающихся, выявляет понимание возможностей практического применения полученных знаний в ситуации опасности или чрезвычайной ситуации. Итоговая оценка. Итоговая аттестация по результатам обучения в каждой четверти – выставляется отметка «зачтено». Итоговая оценка достижений проводится в конце годового изучения курса ОБ иможет быть оценкой проектной работы. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися программы основного общего образования «Безопасность жизнедеятельности» должны учитываться сформированность умений заниматься проектной деятельностью и способность к решениюучебнопрактических и учебно-познавательных задач, подчѐркивается в Федеральном государственном стандарте основного общего образования. За год выставляется отметка «зачтено». Проектная работа поможет учащимся продемонстрировать умение анализировать и оценивать ситуацию, самостоятельно принимать решение и намечать план выхода из опасной ситуации. Самостоятельно выбирая тему, намечая план работы над проектом, формируя рабочую группу и демонстрируя результаты, обучающиеся реализуют практическую составляющую изучения предмета ОБ. Сформировать умение применять полученные знания на практике — главная цель предмета. 2. Содержание рабочей программы СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ ПОД РЕДАКЦИЕЙ С. Н. ЕГОРОВА Учебно-методический комплект под редакцией С. Н. Егорова реализует требования Концепции преподавания учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данный курс рассчитан на изучение из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа). Содержание линии учебников основывается на основополагающих государственных документах Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, а также на федеральных законах: «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму» и др. Содержание курса строится по концентрическому принципу: изучение каждой темы в каждом классе расширяется и углубляется в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Такое постепенное усложнение способствует наращиванию умений безопасной жизни, формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Результаты достигаются за счѐт того, что расширяется и усложняется рассматриваемый материал, анализируются более сложные ситуации, требующие принятия ответственных решений, и др. За основу структурирования учебного содержания курса принят модульный принцип. Модульный принцип позволяет: - эффективно организовать изучение предмета с учѐтом природных, экономических, социальных особенностей региона; - структурировать содержание предмета с учѐтом уровня подготовленности обучающихся; - организовать процесс обучения с учѐтом индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание курса представлено в следующих модулях: Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе». Модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности населения». Модуль «Здоровье и как его сохранить». Модуль «Безопасность на транспорте». Модуль «Безопасность в быту». Модуль «Безопасность в социуме». Модуль «Безопасность в общественных местах». Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму». Модуль «Безопасность в информационном пространстве». Модуль «Безопасность в природной среде». Модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера». Модуль «Экологическая безопасность». Модуль «Основы медицинских знаний». Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе». Этот модуль можно рассматривать как вводный. Задача учителя — довести до сознания учащихся, что любая деятельность (труд, учѐба, спорт и др.) в определѐнных условиях может быть опасна. Если человек знает причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, правила безопасного поведения, он сможет сделать жизнь безопасной. Умение предвидеть опасность и избежать еѐ, в случае необходимости правильно оценить степень опасности и выработать безопасный алгоритм действий — в этом состоит культура безопасности современного человека. Изучаемые темы: Каждый учитель организует вводную часть урока в зависимости от сложности темы, уровня подготовленности учащихся и своих возможностей. Прежде всего необходимо разъяснить значение темы, продемонстрировать еѐ практическое значение. Для этого следует обратиться к целям и задачам курса, использовать информацию из источников, а также жизненный опыт, в том числе и обучающихся. Важным элементом вводной части урока является план изучения темы, который следует обсудить с обучающимися. На этом этапе урока целесообразно обратиться к изученным ранее темам и полученным знаниям. В предлагаемой линии УМК вводная часть разделена на два подраздела — «Вы знаете» и «Вы узнаете». Эффективно начинать урок не с изучения новой темы, а с повторения того материала, который хорошо известен учащимся, — «Вы знаете». Рубрика «Вы узнаете» призвана заинтересовать обучающегося, настроить на освоение новой информации. Здесь кратко излагаются сведения, информация, те знания, которые будет представлены в параграфе. Практико-ориентированная часть каждого параграфа «Учимся безопасной жизни» включает следующие методы: проверку знаний, проведение исследований, работу с источниками, продолжение изучения предмета после уроков, контрольные вопросы и задания, а также проектную деятельность. Проверяем знания. В соответствии с системно-деятельностным подходом проверочные вопросы и задания ориентированы на выполнение учебных действий: формулирование своими словами, обобщение, сравнение и др. Проверка знаний по каждой теме может рассматриваться в качестве текущей оценки изучаемого материала. Проведение исследований (решение задач). Несложные проблемные задания или ситуативные задачи направлены на освоение умений анализировать, классифицировать, делать выводы. Для этого используются ситуативные задачи, правила и др. Работа с источниками. С помощью заданий этой рубрики реализуются задачи смыслового чтения, формируется умение правильно воспринимать текст, анализировать и делать на основе его выводы. Для решения этих задач используется текст учебника или другие источники информации. Важно также, что обучающиеся осваивают умения поиска и анализа информации. После уроков. Этот раздел призван помочь преподавателю-организатору правильно организовать внеурочное время учащихся, чтобы лучше усвоить предмет. Большое значение имеет привлечение к занятиям взрослых, их участие в учебном процессе. Каждая глава завершается резюмирующей частью — краткими обобщающими выводами, изложением основной идеи текста. Резюме также ориентировано на лучшее усвоение информации. Такой разнообразный методический инструментарий позволяет учителю не только разнообразить урок, но и заинтересовать обучающихся, продемонстрировать практическую целесообразность изучаемого материала. Предлагаемые задания можно использовать на уроке, когда обучающиеся становятся активными участниками процесса обучения, для домашних заданий и внеурочной деятельности. Кроме того, данный подход может быть использован для промежуточной и частично итоговой аттестации. Проверка знаний по каждой теме может рассматриваться в качестве текущей оценки изучаемого материала. С помощью контрольных вопросов и заданий в конце каждой главы формируется накопительная оценка, которая может использоваться при итоговой оценке достижения планируемых результатов. Такой принцип реализует основное положение системно-деятельностного подхода, а именно ориентацию на результаты образования. Кроме того, предпринятый подход способствует формированию универсальных учебных действий. Особое место в организации учебного процесса по основам безопасности занимает проектная деятельность. Проектная деятельность призвана помочь подросткам продемонстрировать уровень усвоения теоретических знаний и способность применять их на практике. При этом они принимают решения, учатся планировать свою деятельность и взаимодействовать в группе, брать на себя ответственность за принятые решения, оценивать проблемную ситуацию и др. Кроме того, самостоятельное выполнение проекта даѐт возможность обучающимся проявить свои таланты и творческие способности. Начинается проект с утверждения темы и названия, которые они могут придумать сами, согласовав с педагогом, или использовать предложенные в учебнике. Затем утверждается рабочая группа и составляется план, в котором указывается, какой продукт будет в итоге предложен на обсуждение. Это может быть доклад, видеоролик, интервью, можно организовать дискуссию и др. Главное, чтобы в этих материалах отразилось содержание предмета. Проект может быть индивидуальным или групповым. Это решает педагог в соответствии с предложенной обучающимися темой. К проектной деятельности можно привлекать родителей и других заинтересованных взрослых. Постепенно приблизить учащегося к решению практических проблем помогают ситуативные задачи. В учебнике они используются в рубрике «Проводим исследования» или «Решаем задачи», а также в качестве иллюстративного материала при изложении теоретического материала. Ситуативные задачи помогают анализировать ошибки, прогнозировать развитие опасных ситуаций, объяснять причины их происхождения. Главная задача преподавателя, планирующего использовать ситуации на уроках ОБЖ, — поиск сюжета. Сюжет должен быть правдоподобным, желательно реальным или часто встречающимся событием. Работая с ситуативной задачей, обучающийся должен выполнить следующие учебные действия: — оценить сложность (типичность) ситуации; — составить план выхода из опасной ситуации; — проанализировать степень опасной ситуации: причины произошедшего, можно ли было предотвратить данную ситуацию, как безопасно решить проблему; — сделать выводы о том, как не допустить повторение данной ситуации. Документы и инструкции. Предмет ОБЖ в большей степени, чем другие учебные предметы, ориентирован на знание и соблюдение нормативно-правовой базы, правил и инструкций. Поэтому большое внимание уделяется формированию умения читать инструкции, находить и анализировать нормативные акты, понимать их цель и назначение. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Образовательный процесс по основам безопасности направлен на формированиеу обучающихся теоретических знаний и практических компетентностей в области культуры безопасности жизнедеятельности, на снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Специфика курса определяет особенности методики его преподавания. Прежде всего, методика должна отвечать на вопрос, для чего нужно изучать опасности и чрезвычайные ситуации окружающей действительности, способы их предупреждения и защиты от них. Иными словами, методика должна соответствовать целям обучения. Кроме этого, методика отвечает на вопросы: как учить средствами предмета, какие приѐмы и методы следует использовать для достижения планируемых результатов и формирования универсальных учебных действий. При этом следует учитывать, что многие знания уже известны обучающимся от родителей, из СМИ, передач телевидения, радио и просто из жизненного опыта. Это и облегчает, и усложняет преподавание предмета. Облегчает в том смысле, что об известном говорить проще, а усложняет потому, что у подростков зачастую уже сложились не всегда верные представления о тех или иных предметах и явлениях. Для достижения результатов преподаватель-организатор строит учебный процесс в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, формируя активную личность, способную участвовать в процессе жизнедеятельности и воздействовать на него. Обучающийся собирает информацию, принимает решения, анализирует и делает выводы и тем самым приобретает новые знания. Иными словами, формируется личность, способная быть хозяином обстоятельств. При этом преподаватель-организатор ОБЖ лишь управляет этим процессом. В соответствии с принципами системно-деятельностного подхода преподаватель-организатор ОБЖ использует активные формы учебной деятельности: обсуждение сообщений и презентаций, поиск информации, практикумы, минисочинения и др. Большое значение приобретают групповые формы работы. Групповые формы используются при изучении теоретического материала, работе с текстом, проведении исследования, общении учащихся, планировании деятельности, подготовке презентации, отстаивании своей позиции. При изучении содержания основ безопасности целесообразно использовать такую педагогическую форму, как развитие критического мышления. Это рассмотрение различных подходов, вариантов решения проблемной ситуации, формированию умения ставить вопросы, выдвигатьаргументы. В результате из всего разнообразия решений обучающийся выбирает и отстаивает своѐ решение. В соответствии с принципами дидактики можно выделить три группы методов, которые используются в процессе обучения ОБЖ: словесные, наглядные и практические. Используя словесные методы, преподаватель-организатор передаѐт обучающимся информацию по новой теме на основе принципа преемственности с предыдущим изучением. Он пользуется примерами, наглядными пособиями, но основной формой всѐ-таки остаѐтся слово. Для поддержания интереса, эмоциональной увлечѐнности обучающихся объяснение преподавателяорганизатора должно быть образным, насыщенным примерами и проблемными ситуациями. В процессе рассказа можно использовать вопросы из раздела «Учимся безопасной жизни», сделать подростка соучастником процесса обучения. Главное — добиваться внимания и заинтересованности подростков. При использовании наглядных методов основной акцент делается на наблюдении обучающихся. Именно на результатах наблюдения строится учебная деятельность обучающихся. Преподавательорганизатор выступает в роли куратора, который направляет внимание подростка и контролирует формирование учебных действий. Практические методы становятся ведущими при изучении ОБЖ. Источником знаний становятся результаты выполнения практических заданий, исследовательской работы, поиск и использование источников информации, а также работа с родителями и другими взрослыми. Выше мы уже говорили, что особое место в изучении процесса основ безопасности занимает метод анализа конкретных ситуаций. В качестве конкретных ситуаций могутиспользоваться видеозапись события, отрывки из художественных фильмов, произведений литературы, а также фотографии, рассказы очевидцев, игровые ситуации. Анализ ситуации может складываться из нескольких этапов: знакомство с ситуацией; анализ причин; возможные (реальные) последствия; принятие решения по выходу из ситуации. Формы и методы, выбранные для конкретного урока, должны соответствовать уровню подготовленности обучающихся, региональным особенностям, а также степени сложности материала, методическому обеспечению, которое имеется в наличии. Форма промежуточной аттестации: зачет. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Варианты Разработка маршрута туристского похода. Ориентирование на местности (по карте, компасу, местным предметам, природным признакам). Сооружение жилища для автономного существования. Оказание первой помощи при травмах. Оказание первой помощи при кровотечениях. Оказание первой помощи при ожоге. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Оказание первой помощи при электротравме. Оказание помощи и самопомощи при инфекционных заболеваниях. Работа с типовыми приборами для контроля окружающей среды. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч) Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» 1. Человек и его безопасность (3 ч) § 1. Опасности в жизни человека. § 2. Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях. § 3. Разновидности чрезвычайных ситуаций ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3336/start/ Характеризуют опасные ситуации. Анализируют особенности опасных ситуаций. Сравнивают понятия «опасность» и «безопасность». Усваивают правила безопасного поведения. Различают чрезвычайные ситуации по причинам возникновения и последствия. Проверяют знания, выполняют задания, приведѐнные в конце главы 1 Модуль «Здоровье и как его сохранить» 2. Здоровье и факторы, влияющие на него (5 ч) § 4. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. § 5. Как сохранить здоровье. § 6. Личная гигиена. § 7. Предупреждение вредных привычек. § 8. Основные правила здорового образа жизни ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4817/start/ Анализируют понятия «здоровье», приводимые в разных источниках, формулируют своѐ определение. Характеризуют составляющие здоровья. Определяют понятие «здоровый образ жизни». Выявляют факторы, влияющие на состояние здоровья человека. Вырабатывают правила борьбы с вредными привычками. Формулируют правила здорового образа жизни. Отвечают на вопросы и выполняют задания к главе 2 Модуль «Безопасность на транспорте» 3. Безопасное поведение на дорогах и в транспорте (3 ч) § 9. Правила поведения для пешеходов. § 10. Правила поведения для пассажиров. § 11. Если вы водитель велосипеда ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4816/start/ Объясняют принципы безопасного поведения на дороге и в транспорте. Сравнивают правила поведения для пешехода и пассажира. Усваивают элементы дорожной системы. Формулируют правила поведения для велосипедиста. Характеризуют особенности метрополитена как особого вида транспорта. Отвечают на вопросы и выполняют задания к главе 3 Модуль «Безопасность в быту» 4. Безопасность вашего жилища (6 ч) § 12. Среда обитания человека. § 13. Службы, которые всегда приходят на помощь. § 14. Основные правила безопасности на улице. § 15. Безопасность дома. § 16. Безопасность в подъезде и на игровой площадке. § 17. Как вести себя при пожаре ЭОР https://resh.edu.ru/subject/lesson/5829/ Характеризуют особенности сельских поселений и городов как среды обитания человека. Анализируют факторы, влияющие на жизнедеятельность человека в городе и в сельской местности. Усваивают телефоны экстренных служб. Объясняют причины повышенной опасности жизни в городе, усваивают правила безопасного поведения на улице, в толпе, дома. Усваивают правила пользования бытовым газом во избежание опасностей. Учатся пользоваться лифтом, безопасно вести себя на игровой площадке. Составляют правила поведения во время пожара. Выполняют задания и отвечают на вопросы к главе 4 Модуль «Безопасность в социуме» 5. Безопасность в криминогенных ситуациях (2 ч) § 18. Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой. § 19. Советы на всю жизнь ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5472/ Характеризуют общее понятие «криминогенная ситуация». Анализируя содержание учебника, формулируют виды криминогенных ситуаций. Формулируют правила безопасного поведения при встрече с грабителями, компьютерными мошенниками и др. Выполняют задания и отвечают на вопросы к главе 5 Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» 6. Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществу и государству (3 ч) § 20. Что такое экстремизм. § 21. Терроризм — крайняя форма экстремизма. § 22. Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5822/ Характеризуют экстремизм и терроризм как идеологию насилия, противоправные социальные деяния. Учатся распознавать экстремистскую и террористическую опасность. Формируют активную гражданскую позицию в неприятии экстремистских, террористических идей. Анализируют нормативноправовые документы, регламентирующие антитеррористическую деятельность государства. Усваивают правила безопасного поведения при угрозе или возможности совершения террористического акта. Выполняют задания и отвечают на вопросы к главе 6 Модуль «Безопасность в информационном пространстве» 7. Безопасность в информационной среде (2 ч) § 23. Что такое информационная среда. § 24. Безопасное использование информационных ресурсов ЭОР https://resh.edu.ru/subject/lesson/3350/ Характеризуют информационную среду и информационную безопасность. Анализируют источникиинформации. Объясняют опасность киберзависимости, кибербуллинга, деструктивных информационных сообществ. Формируют умение противостоять опасностям информационной среды. Выполняют задания иотвечают на вопросы к главе 7 Модуль «Безопасность в природной среде» 8. Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях (3 ч) § 25. Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. § 26. Безопасное поведение на водоѐмах при различных погодных условиях. § 27. Стихийные бедствия и их опасности ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5820/ Характеризуют особенности влияния погодных условий на безопасность человека. Изучают, какие явления относятся к стихийным бедствиям. Объясняют причины возникновения стихийных бедствий и опасных природных явлений. Моделируют собственное безопасное поведение во время грозы, гололедицы,урагана, землетрясения и при других неблагоприятных природных явлениях. Усваивают правила безопасного поведения на водоѐмах в различное время года. Выполняют задания и отвечают на вопросы к главе 8 Модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» 9. Производственные аварии и их опасности для жизни, здоровья и благополучия человека (3 ч) § 28. Химические производства и связанные с ними опасности. § 29. Ядерные объекты и их опасности. § 30. Гидротехнические сооружения и их опасности ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3332/ Характеризуют особенности чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Узнают средстваиндивидуальной защиты и правила ими пользования. Узнают порядок действий во время аварий на химических, радиационных, гидротехнических сооружениях. Выполняют задания и отвечают на вопросы кглаве 9 Модуль «Основы медицинских знаний» 10. Первая помощь и правила еѐ оказания (5 ч) § 31. Основные правила оказания первой помощи. § 32. Первая помощь и взаимопомощь при ожоге. § 33. Первая помощь при отравлениях. § 34. Первая помощь при травмах. § 35. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5824/ Знакомятся с официальными документами, регламентирующими правила оказания первой помощи. Отрабатывают приѐмы оказания первой помощи при ожогах, отравлениях, травмах. Анализируют особенности оказания первой помощи при тяжѐлых травмах во время чрезвычайных ситуаций. Выполняют задания и отвечают на вопросы к главе 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч.) Модуль «Здоровье и как его сохранить» 1. Здоровье и правила его сбережения (6 ч) § 1. Факторы, способствующие сбережению здоровья. § 2. Факторы, разрушающие здоровье. § 3. Профилактика вредных привычек. § 4. Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье человека. § 5. Правила личной гигиены при занятиях туризмом. § 6. Туризм как часть комплекса ГТО ЭОР https://resh.edu.ru/subject/lesson/4817/ Характеризуют факторы, сберегающие здоровье: правильное питание, двигательную активность, закаливание. Объясняют пагубное влияние курения, игромании, наркомании на здоровье человека. Формируют отрицательное отношение к вредным привычкам, разрабатывают меры профилактики названных привычек. Определяют понятие окружающей среды. Устанавливают, какое воздействие на человека оказывают физические, биологические, химические факторы окружающей среды. Характеризуют влияние антропогенных факторов на самого человека и среду. Описывают правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать во время туристских походов. Составляют личный план выполнения норм ГТО, участвуя в туристских походах. Отвечают на вопросы и выполняют задания к главе 1 Модуль «Безопасность в природной среде» 2. Безопасное поведение на природе (7 ч) § 7. Безопасное поведение в туристских походах. § 8. Виды туристских походов. § 9. Как ориентироваться на местности. § 10. Подготовка к проведению туристского похода. § 11. Приметы, по которым можно определить погоду. § 12. Как развести костѐр при разной погоде. § 13. Если в лесу вас застигла гроза ЭОР: 1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5820/ Объясняют необходимость соблюдения правил безопасного поведения в туристских походах. Составляют план ориентирования на местности во время туристского похода. Усваивают принципы разработки маршрута, подбора туристского снаряжения в зависимости от вида похода. Описывают приметы, по которым можно ориентироваться во время похода. Осваивают правила разведения костра,выбора места для костра. Составляют правила безопасного поведения во время грозы, если турист заблудился. Отвечают на вопросы и выполняют задания к главе 2 Модуль «Безопасность в природной среде» 3. Правила безопасного поведения в различных видах походов (4 ч) § 14. Советы на всю жизнь. § 15. Лыжные походы. § 16. Горные походы. § 17. Водные походы. ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5829/ Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах Различают виды походов по их сложности. Объясняют особенности лыжных, горных, водных походов. Анализируют правила преодоленияпрепятствий во время водных походов. Сравнивают правила разведения костров в различных походах. Осваивают особенности передвижения в различных походах. Объясняют особенности рациона туристов в лыжных, горных и водных походах. Отвечают на вопросы и выполняют задания к главе 3 Модуль «Безопасность в природной среде» 4. Безопасное поведение при автономном существовании (5 ч) § 18. Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде. § 19. Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. § 20. Организация ночлега при автономном существовании. § 21. Как добыть питьѐ и пищу в условиях автономии. § 22. Как подать сигналы бедствия ЭОР https://resh.edu.ru/subject/lesson/5820/ Объясняют особенности и виды автономного существования человека. Разрабатывают план сооружения жилища, добывания огня во время автономного существования. Описывают растения, которые можно употреблять в пищу. Осваивают правила подачи сигналов бедствия. Выполняют задания, отвечают на вопросы к главе 4 Модуль «Безопасность в природной среде» 5. Опасные встречи в природных условиях (4 ч) § 23. Безопасность при встрече с дикими животными. § 24. Безопасность при встрече со змеѐй. § 25. Защита от комаров, мошки и других насекомых. § 26. Профилактика клещевого энцефалита ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5820/ Описывают особенности диких животных, которые обитают в вашем регионе. Изучают правила безопасности во время встречи с дикими животными. Характеризуют виды и особенности змей. Описывают правила безопасного поведения во время встречи с ядовитой змеѐй. Объясняют опасности комаров и мошек, необходимость защиты от насекомых. Характеризуют опасность клещевого энцефалита, правила профилактики. Выполняют задания, отвечают на вопросы к главе 5 Модуль «Основы медицинских знаний» 6. Первая помощь в природных условиях (5 ч) § 27. Народные средства первой помощи. § 28. Первая помощь при травматических повреждениях. § 29. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе. § 30. Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. § 31. Психологическая поддержка пострадавшего ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3323/ Объясняют особенности первой помощи в природных условиях. Описывают средства оказанияпервой помощи в походе. Отрабатывают навыки оказания первой помощи при травмах, ушибах. Распознают виды кровотечений и способы оказания помощи при кровотечениях. Изучают особенности оказания первой помощи при тепловом ударе, переохлаждении, отморожении, ожоге. Объясняют значение психологической поддержки для пострадавшего. Изучают способы оказания психологической поддержки. Выполняют задания, отвечают на вопросы к главе 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч.) Модуль «Безопасность в социуме» 1. Как улучшить отношения с окружающими (4 ч) § 1. Стресс и стрессовые ситуации. § 2. Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека. § 3. Конфликт — особенности общения. § 4. Безопасность в социальных сетях ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3406/ Объясняют понятия стресса и стрессовой ситуации. Объясняют значение методов самоубеждения, самовнушения, самоприказа. Характеризуют конфликт как столкновение сторон, мнений. Объясняют факторы, влияющие на психологический климат в коллективе. Анализируют деструктивное воздействие «групп смерти», формируют негативное отношение к подобным сообществам. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 1 Модуль «Безопасность в быту (аварийные ситуации, пожары)» 2. Безопасность в повседневной жизни (3 ч) § 5. Пожарная безопасность в помещениях. § 6. Электробезопасность в повседневной жизни. § 7. Средства бытовой химии ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5827/ Характеризуют частые причины пожаров. Формулируют рекомендации по пожарной безопасности. Объясняют, как действовать при пожаре в квартире, на балконе, на кухне. Характеризуют меры предосторожности при использовании электроприборов, средств бытовой химии. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 2 Модуль «Безопасность на транспорте» 3. Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном (2ч) § 8. Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. § 9. Безопасность в метрополитене ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4816/ Объясняют опасные ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. Характеризуют зоныопасности на транспорте. Формулируют опасность «зацепинга» и меры борьбы с этим противоправнымявлением. Сравнивают правила пользования метрополитеном и другими видами общественного транспорта. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 3 Модуль «Безопасность в общественных местах» 4. Безопасность в криминогенных ситуациях (2 ч) § 10. Как избежать встречи с преступником. § 11. Как избежать встречи с наркоторговцем ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5472/ Характеризуют опасные ситуации на улице, в квартире, в городском транспорте. Объясняют опасность наркотизма. Демонстрируют знание нормативных документов, регламентирующих противостояние общественности наркотизму. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 4 Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» 5. Терроризм — угроза обществу и каждому человеку (6 ч) § 12. Как государство борется с терроризмом. § 13. Особенности современного терроризма. § 14. Виды современной террористической деятельности. § 15. Телефонные террористы. ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3326/ Характеризуют нормативные акты, регламентирующие антитеррористическую деятельность государства. Объясняют цели и задачи Национального антитеррористического комитета РоссийскойФедерации. Описывают основные особенности современного терроризма, виды террористической деятельности. Объясняют опасность телефонного терроризма, ответственность за совершение этого противоправного деяния. Формируют позицию неприятия терроризма как идеологии насилия. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 5 § 16. Как не стать пособником террористов. § 17. Формирование антитеррористического поведения Модуль «Безопасность в природной среде» 6. Чрезвычайные ситуации природного характера (7 ч) § 18. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. § 19. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение. § 20. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Извержения вулканов. Оползни, обвалы. § 21. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. § 22. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4814/ Объясняют понятия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы. Характеризуют опасные природные явления как источники чрезвычайных ситуаций. Анализируют чрезвычайные ситуации геологического происхождения: источники происхождения, последствия, возможность предвидеть. Сравнивают причины возникновения оползней, обвалов и правила безопасного поведения во время чрезвычайных ситуаций геологического характера. Характеризуют опасные метеорологические явления, их последствия правила безопасного поведения. Описывают чрезвычайные ситуации гидрологического характера, приводят примеры и объясняют правила безопасного поведения. Формулируют опасность селей, цунами, снежных лавин, правила безопасного поведения при получении предупреждения об опасности. Описывают меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций геологического, метеорологического и гидрологического характера. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 6 § 23. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. § 24. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического происхождения 7. Природные пожары (2 ч) § 25. Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. § 26. Защита населения от лесных и торфяных пожаров ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3328/ Характеризуют особенности природных пожаров. Описывают зоны и основные виды природныхпожаров. Демонстрируют знание правил безопасности при возникновении природных пожаров. Характеризуют способы защиты населения от природных пожаров: минерализованная полоса, заградительная полоса, эвакуация населения. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 7 Модуль «Здоровье и как его сохранить» 8. Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (4 ч) § 27. Эпидемии. § 28. Эпизоотии. § 29. Эпифитотии. § 30. Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения ЭОР https://resh.edu.ru/subject/lesson/5824/ Характеризуют чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. Объясняют необходимость мер, принимаемых государством в борьбе с пандемией коронавируса. Описывают понятия «эпидемический очаг», «эпизоотический очаг». Характеризуют эпифитотии как массовое заболевание сельскохозяйственных растений. Демонстрируют знание мер борьбы с биолого-социальными чрезвычайными ситуациями и профилактики массовых заболеваний людей, животных и растений. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 8 Модуль «Основы медицинских знаний» 9. Первая помощь и правила еѐ оказания (5 ч) § 31. Важность своевременного оказания первой помощи. § 32. Первая помощь при электротравме. § 33. Первая помощь при кровотечении. § 34. Первая помощь при ушибах и переломах. § 35. Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4983/ Демонстрируют понимание важности оказания первой медицинской помощи. Описывают комплекс мероприятий, входящих в понятие «первая помощь», и набор последовательных действий в экстренных обстоятельствах. Объясняют особенности различных видов кровотечений. Отрабатывают способы остановки кровотечения. Тренируются в иммобилизации раненых, оказании помощи при носовом кровотечении. Выполняют задания и отвечают на вопросы в конце главы 9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН класс,_34 часа, 1 час в неделю № п/п урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тема занятия Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» 1. Человек и его безопасность Опасности в жизни человека. Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях. Разновидности чрезвычайных ситуаций Модуль «Здоровье и как его сохранить» 2. Здоровье и факторы, влияющие на него Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Как сохранить здоровье. Личная гигиена. Предупреждение вредных привычек. Основные правила здорового образа жизни Модуль «Безопасность на транспорте» 3. Безопасное поведение на дорогах и в транспорте Правила поведения для пешеходов. Правила поведения для пассажиров. Если вы водитель велосипеда Модуль «Безопасность в быту» 4. Безопасность вашего жилища Среда обитания человека. Службы, которые всегда приходят на помощь. Основные правила безопасности на улице. Безопасность дома. Безопасность в подъезде и на игровой площадке. Как вести себя при пожаре Модуль «Безопасность в социуме» 5. Безопасность в криминогенных ситуациях Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой. Советы на всю жизнь Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» 6. Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществу и государству Что такое экстремизм. Терроризм — крайняя форма экстремизма. Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта Модуль «Безопасность в информационном пространстве» 7. Безопасность в информационной среде Что такое информационная среда. Безопасное использование информационных ресурсов Модуль «Безопасность в природной среде» 8. Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. Безопасное поведение на водоѐмах при различных погодных условиях. Стихийные бедствия и их опасности Модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» 9. Производственные аварии и их опасности для жизни, здоровья и благополучия человека Химические производства и связанные с ними опасности. Ядерные объекты и их опасности. Гидротехнические сооружения и их опасности Модуль «Основы медицинских знаний» 10. Первая помощь и правила еѐ оказания Основные правила оказания первой помощи. Первая помощь и взаимопомощь при ожоге. Первая помощь при отравлениях. Кол-во часов 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 33 34 Первая помощь при травмах. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях Всего: 1 1 34 часа КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс,_34 часа, 1 час в неделю № п/п урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема занятия Модуль «Здоровье и как его сохранить» 1. Здоровье и правила его сбережения Факторы, способствующие сбережению здоровья. Факторы, разрушающие здоровье. Профилактика вредных привычек. Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье человека. Правила личной гигиены при занятиях туризмом. Туризм как часть комплекса ГТО Модуль «Безопасность в природной среде» 2. Безопасное поведение на природе Безопасное поведение в туристских походах. Виды туристских походов. Как ориентироваться на местности. Как ориентироваться на местности (практическая работа) Подготовка к проведению туристского похода. Приметы, по которым можно определить погоду. Как развести костѐр при разной погоде. Если в лесу вас застигла гроза Модуль «Безопасность в природной среде» 3. Правила безопасного поведения в различных видах походов Советы на всю жизнь. Лыжные походы. Горные походы. Водные походы. Модуль «Безопасность в природной среде» 4. Безопасное поведение при автономном существовании Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. Организация ночлега при автономном существовании. Как добыть питьѐ и пищу в условиях автономии. Как подать сигналы бедствия Как подать сигналы бедствия (практическая работа) Модуль «Безопасность в природной среде» 5. Опасные встречи в природных условиях Безопасность при встрече с дикими животными. Безопасность при встрече со змеѐй. Защита от комаров, мошки и других насекомых. Профилактика клещевого энцефалита Модуль «Основы медицинских знаний» 6. Первая помощь в природных условиях Народные средства первой помощи. Первая помощь при травматических повреждениях. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе. Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая поддержка пострадавшего Резервное время. Повторение. Всего: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 класс,_34 часа, 1 час в неделю Кол-во часов 6 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 34 часа № п/п урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Тема занятия Модуль «Безопасность в социуме» 1. Как улучшить отношения с окружающими Стресс и стрессовые ситуации. Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека. Конфликт — особенности общения. Безопасность в социальных сетях Модуль «Безопасность в быту (аварийные ситуации, пожары)» 2. Безопасность в повседневной жизни Пожарная безопасность в помещениях. Электробезопасность в повседневной жизни. Средства бытовой химии Модуль «Безопасность на транспорте» 3. Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. Безопасность в метрополитене Модуль «Безопасность в общественных местах» 4. Безопасность в криминогенных ситуациях Как избежать встречи с преступником. Как избежать встречи с наркоторговцем Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» 5. Терроризм — угроза обществу и каждому человеку Как государство борется с терроризмом. Особенности современного терроризма. Виды современной террористической деятельности. Телефонные террористы. Как не стать пособником террористов. Формирование антитеррористического поведения Модуль «Безопасность в природной среде» 6. Чрезвычайные ситуации природного характера Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Извержения вулканов. Оползни, обвалы. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического происхождения 7. Природные пожары Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Защита населения от лесных и торфяных пожаров Модуль «Здоровье и как его сохранить» 8. Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения Эпидемии. Эпизоотии. Эпифитотии. Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения Модуль «Основы медицинских знаний» 9. Первая помощь и правила еѐ оказания Важность своевременного оказания первой помощи. Первая помощь при электротравме. Кол-во часов 4 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 4 1 Приложение ПЕРЕЧЕНЬ ДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА Средства оснащения предмета «Безопасность жизнедеятельности» в основной школе Эффективность преподавания курса ОБ зависит от наличия соответствующего материально- технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Преподаватель ОБ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательной организации с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности. Преподавателю ОБ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета). Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ должен включать содержание предмета «Безопасность жизнедеятельности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио- и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса). Кабинет ОБ предназначен для проведения занятий с учащимися по предмету, самостоятельной подготовки учащихся, а также проведения внеурочной деятельности. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату. В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий. Средствами оснащения ОБ являются: Учебно-методическая литература. Аудио-, видеоаппаратура, проекционная аппаратура. Средства программного обучения и контроля знаний. Макеты, муляжи, модели. Тренажѐры. Стенды, плакаты, демонстрационные таблицы. Средства индивидуальной защиты. Аудиовизуальные пособия. Электронные формы учебников под редакцией С. Н. Егорова. др. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Учебно-методическая литература Нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации. Правила дорожного движения Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон «О гражданской обороне». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон «О радиационной безопасности населения». Федеральный закон «О пожарной безопасности». Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Федеральный закон «О противодействии терроризму». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Периодические издания: Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности» Учебная литература: Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—7 классы». Пособие для учащихся 5—7 классов по безопасности дорожного движения. Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения». Нормативно-правовые документы, пособия для учащихся и учебники рекомендуется иметь исходя из количества учеников в классе, пособия для учителя — в 1 экземпляре. Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—7 классов Электронные формы учебников (ЭФУ) по предмету ОБЖ для 5—7 классов. Технические средства обучения: Мультимедийный компьютер, ноутбук. Сканер. Принтер лазерный. Цифровая видеокамера. Цифровая фотокамера. Телевизор. DVD-плеер. DVD-рекордер. Мультимедиапроектор. Экран настенный или на штативе. Интерактивная доска. Планшеты: Android версии 4.4 и выше; iOS версии 9 и выше. Электронная форма учебника В состав учебно-методического комплекта входит электронная форма учебника, представляющая собой электронное издание, которое по структуре и содержанию соответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника. Электронная форма учебника (ЭФУ) представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске любого производителя. Электронная форма учебника представляет собой многослойную структуру и включает в себя изложение учебного материала в виде текста, кратко передающего содержание темы печатного учебника, и главной иллюстрации; галерею изображений (зрительный ряд); Нормативно-правовые документы, пособия для учащихся и учебники рекомендуется иметь исходя из количества учеников в классе, пособия для учителя — в 1 экземпляре. Средства программного обучения и контроля знаний Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций». Компьютерные программы и пособия по учебному модулю «Основы медицинских знаний». Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях. Компьютерные учебные пособия по безопасности дорожного движения. Компьютерные обучающие программы «Действия при авариях и катастрофах на опасных объектах». Макеты, муляжи, модели Макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоѐмов, убежищ и т. п. Макеты жилых и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим оборудованием. Макеты потенциально опасных элементов технологического оборудования. Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе. Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения. Муляжи тела человека. Тренажѐры Робот-тренажѐр типа «Гоша». Куклы-тренажѐры для искусственного дыхания. Фантомы-тренажѐры для искусственной вентиляции лѐгких и наружного массажа сердца. Стенды, плакаты (демонстрационные таблицы) Стенды Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Безопасность на улицах и дорогах. Криминогенные ситуации. Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи. Правила поведения при землетрясениях. Пожары, взрывы. Наводнения и затопления. Правила оказания медицинской помощи. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Алгоритмы действий при угрозе террористического акта. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями). Дорожные знаки. Пожарная безопасность. Безопасность в быту. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Активный отдых на природе. Опасные ситуации в природных условиях. Безопасность на воде. Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения. Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий. Правила безопасного поведения при землетрясении. Правила безопасного поведения при наводнении. Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте. Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте. Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Правила транспортировки пострадавших. Безопасность дорожного движения. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Средства индивидуальной защиты Средства защиты дыхания Ватно-марлевые повязки. Противопылевые тканевые маски. Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.). Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.). Средства защиты кожи Фильтрующие СЗК (типа КИП-8). Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.). Медицинское имущество Аптечка для оказания первой помощи (в жѐсткой упаковке или в футляре). Комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты (КИГМЗ). Жгут кровоостанавливающий. Бинты марлевые медицинские нестерильные (размеры 5 м × 5 см, 5 м × 10 см, 7 м × 14 см, 5 м × 7см). Пакеты перевязочные медицинские индивидуальные стерильные с герметичной оболочкой. Салфетки марлевые медицинские стерильные (не менее 16 × 14 см). Лейкопластыри бактерицидные (не менее 4 см × 10 см, не менее 1,9 см × 7,2 см). Лейкопластыри рулонные (не менее 1 см × 250 см). Карманная маска для искусственной вентиляции лѐгких «Рот — маска». Ножницы для разрезания повязок. Салфетки антисептические. Перчатки медицинские. Маски медицинские трѐхслойные с резинками или с завязками. Покрывало спасательное изотермическое. Термометр. Пинцет. Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.). Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи. Косынка медицинская (перевязочная). Повязка медицинская большая стерильная. Повязка медицинская малая стерильная. Булавка безопасная. Шина проволочная (лестничная) для ног. Шина проволочная (лестничная) для рук. Шина фанерная длиной 1 м. Манекен-тренажѐр для реанимационных мероприятий. Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная). Носилки санитарные. Знак нарукавного Красного Креста. Лямка медицинская носилочная. Флаг Красного Креста. Аудиовизуальные пособия Учебные видеофильмы Действия учащихся по сигналу «Внимание всем!». Средства индивидуальной защиты. Средства коллективной защиты (убежища, укрытия; порядок устройства простейшего укрытия). Гидродинамические аварии. Автономное существование человека в природных условиях. Оползни, сели, обвалы. Ураганы, бури, смерчи. Наводнения. Лесные и торфяные пожары. Электробезопасность. Безопасность на улицах и дорогах. Безопасность на воде. Безопасность на природе. Правила безопасного поведения в быту. Поведение в ситуации криминогенного характера. Правила безопасного поведения при землетрясениях. Правила поведения при угрозе возникновения взрывов. Первая помощь при травмах. Первая помощь при различных видах кровотечений. Первая помощь при переломах. Первая помощь при ожогах. Применение огнетушителей и правила пользования ими. Противошоковые и реанимационные мероприятия. Профилактика вредных привычек. Литература Нормативно-правовые документы Конституция Российской Федерации (последняя редакция). Военная доктрина Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации (последняя редакция). Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.). Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция). Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 мая 2007 г. № 304). Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция). Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683). Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 г. утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733). Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116). Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция). Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция). Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция). Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция). Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция). Федеральный закон «О полиции» (последняя редакция). Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция). Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция). Федеральный закон о радиационной безопасности» (последняя редакция). Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (последняя редакция). Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (последняя редакция). Федеральный закон «Об обороне» (последняя редакция). Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (последняя редакция). Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (последняя редакция). Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу (полный вариант) Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010. Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010. Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И. В. Сальникова. — М.: Просвещение, 2010. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов]; под ред. С. Н. Егорова. — М.: Просвещение, 2021. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов]; под ред. С. Н. Егорова. — М.: Просвещение, 2021. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов]; под ред. С. Н. Егорова. — М.: Просвещение, 2021. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности»; под ред. С. Н. Егорова. — М.: Просвещение, 2021. Терроризм — ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011. Основная и дополнительная литература Антитеррор. Практикум для горожанина: сб. / сост.: редакция сайта «Антитеррор.Ру». — М.: Европа, 2005. — (Серия «Войны»). Гражданская защита: энциклопедия: в 4 т. / под ред. С. К. Шойгу. — М.: Московская типография № 2, 2006. Игнатенко А. А. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся / А. А. Игнатенко. — М.: Просвещение, 2010. Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / [Ю. Л. Воробьѐв, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под ред. Ю. Л. Воробьѐва]. — М.: Деловой экспресс, 2006. Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И. В. Сальникова. — М.: Просвещение, 2010. Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. — М.: Эдиториал УРСС, 2003. Терроризм — ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011. Экстремизм — идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.