Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Английский без ошибок» для 8 класса основного общего образования срок освоения 1 год Северск ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Результаты освоения курса 7 3. Содержание курса 10 4. Тематическое планирование 12 5. Приложение 13 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку «Английский без ошибок» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 8 класса МБОУ «СОШ № 83». Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельного подхода к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями обязательной общеобразовательной программы и потребностями обучающихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, а также возможностью в условиях внеурочной работы, в отличие от классноурочной системы преподавания иностранного языка, реализовать потребности учеников в творческом самовыражении. Программный материал внеурочной деятельности «Английский без ошибок» создает условия для преодоления затруднений, обусловленных психологическими барьерами, возникающими при тестовых, контрольных и проверочных работах по английскому языку в разделе «Грамматика». Курс предоставляет обучающимся возможность развить и углубить свои знания английской грамматики; способствует активизации их мыслительных и творческих умений; развивает такие качества личности, как активность, самостоятельность, ответственность; формирует мировоззрение учащихся; предусматривает толерантное принятие языковых ценностей другого народа. Новизна и специфика рабочей программы состоит в том, что материал курса включает в себя как российские издания, так и зарубежные пособия издательств Кембриджа и Оксфорда. Аутентичный материал английских пособий поможет обучающимся лучше понять сложность и специфику грамматики иностранного языка. Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного развития коммуникативной компетенции учащихся. Отдельные темы рабочей программы могут быть реализованы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Умения и навыки, приобретѐнные в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение заданий из раздела «Грамматика» в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Цель курса – развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения грамматикой английского языка путѐм углубления и закрепления уже имеющиеся знаний и получения дополнительных знаний через внеурочную деятельность. В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи: В области познания: - приобщать школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; - знакомить с языковыми (грамматическими) особенностями языка другого народа в сравнении с родным языком; - формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках; - способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. В области развития: - развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; - развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; - формировать у детей готовность к общению на иностранном языке. 3 В области воспитания: - способствовать воспитанию толерантности и уважения к языку другого народа; - приобщать к общечеловеческим ценностям; - способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); - прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению английским языком. Коммуникативная компетенция развивается с использованием в речи грамматических форм и структур, характерных для английского языка. Весь курс имеет общеинтеллектуальную направленность и является практикоориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом. Специфика учебного предмета «Иностранный язык» содержит особые возможности для решения задач формирования функциональной грамотности, так как общеучебные действия приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письменной речи как средство иноязычного общения. Цель функциональной грамотности на уроках и занятиях английского языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке. Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности: математическая грамотность; читательская грамотность; естественно-научная грамотность; финансовая грамотность; глобальные компетенции; креативное мышление. Так как основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности. Содержание функциональной грамотности, формируемой на занятиях по английскому языку, включает: - овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; - способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; - умение самостоятельно формулировать проблему. Формирование математической грамотности происходит во время изучения темы «Имя числительное». Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. Формирование финансовой грамотности происходит во время изучения темы «Артикль». Типовая задача: вставить артикль с названиями денежных единиц различных стран. Формирование естественнонаучной грамотности происходит во время изучения тем «Имя существительное» и «Артикль». Типовая задача: вставить артикль с названиями континентов, стран, рек, животных и т.п. Читательская грамотность – это базовое направление функциональной. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. Читательская грамотность предполагает развитие следующих умений: понимание основного содержания текста; извлечение нужной информации; понимание графической информации; определение основной мысли; понимание взаимоотношения между частями текста; представление содержания в виде таблицы, схемы; умение пользоваться справочной литературой. 4 Предметная область «Иностранные языки» обладает достаточными ресурсами для развития каждого из направлений функциональной грамотности, поскольку тематическое содержание учебного предмета охватывает математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую сферы, позволяет развивать глобальные компетенции и креативное мышление обучающихся. Технологии формирования функциональной грамотности по иностранному языку, используемые на занятиях курса – технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве и информационно-коммуникационные технологии. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Английский без ошибок» предусматривает применение различных форм организации деятельности. Формы проведения занятий: беседа, теоретическое занятие, практическое занятие, групповое занятие под руководством учителя (обучение в сотрудничестве), работа в парах, индивидуальная (самостоятельная) работа. Основная форма занятий – практическое занятие. Во время занятий предусматривается индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретический вид деятельности – это сообщение, беседа, лекция. Практический – это работа с разными источниками на иностранном языке (справочными материалами, словарями, интернет - ресурсами, литературой); чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием; выполнение тестового задания и его анализ. Методы и формы работы: «мозговой штурм»; лекция, составление конспекта; чтение справочной литературы; просмотр презентации/фильма составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; парная и групповая работа; самостоятельная работа; сбор и анализ информации; обучение работе с тестами, анализ и коррекция ошибок. В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке. С целью достижения качественных результатов во время занятия предусматривается использование современных технических средств, изобразительной наглядности, реквизитов. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. Методы и формы оценки результатов освоения курса: - педагогическое наблюдение; - тестирование; - самооценка ученика и взаимооценка; - зачѐт. Контроль результатов обучения и оценка приобретенных обучающимися умений и навыков осуществляется при выполнении учащимися письменных практических и тестовых заданий, а также самими обучающимися путем самооценки и самоконтроля при выполнении заданий. Формы контроля: диагностический тест – с целью выявления пробелов в знаниях по определѐнным темам; текущий – грамматические тесты в каждом разделе курса; итоговый – грамматический тест по всему материалу курса. 5 Форма промежуточной аттестации: зачѐт. Зачѐт составлен в виде теста на основе изученного материала всего курса. Срок реализации программы: один год. Курс внеурочной деятельности «Английский без ошибок» рассчитан на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребѐнка и формирование универсальных учебных действий (УУД): целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность и на обеспечение понимания ими языкового материала, развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Изучение грамматики английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, как на иностранном, так и на родном языке. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет устанавливать разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать общеучебные и межпредметные умения и навыки. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребѐнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от еѐ специально-предметного содержания. Освоение программы «Английский без ошибок» развивает следующие УУД: результаты формируемые умения средства формирования - формировании у детей мотивации к обучению, в самоорганизации и саморазвитии; - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои - организация знания, ориентироваться в информационном личностные на занятии пространстве; парно- развитие критического и творческого мышления. групповой работы 6 регулятивные Метапредметные результаты - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическуюзадачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. 7 умения учиться: - навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации; - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой - осуществлять расширенный информации для выполнения поиск информации с познавательные учебных заданий с использованием использованием ресурсов учебной литературы; библиотек и Интернета. - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. - учиться выполнять различные роли - учитывать разные мнения и в группе (лидера, исполнителя, интересы и обосновывать критика); собственную позицию; - умение координировать свои - понимать относительность усилия с усилиями других; мнений и подходов к решению - формулировать собственное проблемы; мнение и позицию; - аргументировать свою позицию - договариваться и приходить к и координировать ее с позициями общему решению в совместной партнеров в сотрудничестве при деятельности, в том числе в выработке общего решения в ситуации столкновения интересов; совместной деятельности; - задавать вопросы; коммуникативные - продуктивно разрешать - допускать возможность конфликты на основе учета существования у людей различных интересов и позиций всех его точек зрения, в том числе не участников; совпадающих с его собственной, и - с учетом целей коммуникации ориентироваться на позицию достаточно точно, партнера в общении и последовательно и полно взаимодействии; передавать партнеру - учитывать разные мнения и необходимую информацию как стремиться к координации ориентир для построения различных позиций в действия. сотрудничестве. Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счѐте, ведѐт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, поэтому внеурочные занятия по программе курса «Английский без ошибок» будут способствовать развитию УУД и раскрытию творческого потенциала учащихся и развитию познавательной деятельности. 8 Предметные результаты включают в себя развитие следующих умений: употребление в речи правильных грамматических конструкций, навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. В результате реализации данной программы учащиеся должны: Знать/понимать: грамматические явления и структуры английского языка; наизусть рифмованные грамматические «запоминалки» (доступные по содержанию и форме); Уметь (владеть способами познавательной деятельности): наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых грамматических явлений; применять основные нормы речевого поведения в процессе общения; грамматически правильно строить английские предложения в речи; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: понимать на слух речь учителя, одноклассников; использовать грамматически правильные структуры и явления во всех видах речевой деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся результате занятий: толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран; познавательная, творческая, общественная активность; самостоятельность (в т.ч. в принятии решений); умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабельность; уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность; готовность действия в нестандартных ситуациях; Обучающиеся научатся: - распознавать и употреблять в речи изученные грамматические формы. Обучающиеся получат возможность научиться: - использовать языковые средства (грамматические формы) в коммуникативно-значимом контексте. 9 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, дополнять практические занятия новыми приѐмами и т.д.). Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом по иностранным языкам для учащихся 8 класса. Теоретическая и практическая часть присутствует на каждом занятии. Программа курса «Английский без ошибок» состоит из вводного занятия (1 час), десяти разделов (от 2 до 4 часов), итогового занятия (2 часа) и 1 резервного занятия. Вводное занятие (1 час) Знакомство с целью, задачами курса и его содержанием. Диагностический тест. Анализ теста. Определение уровня знаний. Раздел I. Имя существительное (3 часа) Общие сведения о существительном. Род. Падеж. Число. Способы образования единственного и множественного числа. Особые случаи образования мн. числа. Тренировочные тесты. Раздел II. Артикль (4 часа) Общие сведения об артикле. Употребление неопределѐнного артикля. Употребление определѐнного артикля. Артикль с именами собственными. Употребление «нулевого» артикля. Тренировочные тесты. Раздел III. Имя прилагательное (2 часа) Общие сведения о прилагательном. Степени сравнения имѐн прилагательных. Тренировочные тесты. Раздел IV. Имя числительное (2 часа) Общие сведения о прилагательном. Количественные и порядковые числительные. Тренировочные тесты. Раздел V. Местоимение (4 часа) Общие сведения о местоимении. Личные, притяжательные, возвратные и усилительные местоимения. Указательные, неопределѐнные, отрицательные местоимения и их производные. Тренировочные тесты. Раздел VI. Глагол (2 часа) Общие сведения о глаголе. Личные и неличные формы, значение и роль глагола в предложении, основные глагольные формы. Категории личных форм глагола (краткая характеристика). Глаголы to be, to have, to do (спряжение, значение и функции в предложении). Тренировочные тесты. Раздел VII. Настоящее время (4 часа) Настоящее неопределѐнное время: повторение образования, правил написания окончаний глаголов, основных случаев употребления данного времени. Тренировочные тесты. Настоящее длительное время: повторение образования, правил написания окончания, основных случаев употребления. Тренировочные тесты. Настоящее совершѐнное время: повторение образования, правил написания окончания, основных случаев употребления. Тренировочные тесты. Настоящее совершѐнно-длительное время: образование и основные случаи употребления. Тренировочные тесты. Раздел VIII. Прошедшее время (4 часа) Прошедшее неопределѐнное время: повторение образования, основных случаев употребления. Тренировочные тесты. 10 Прошедшее длительное время: повторение образования, основных случаев употребления. Тренировочные тесты. Прошедшее совершѐнное время: повторение образования, основных случаев употребления. Тренировочные тесты. Раздел IX. Будущее время (3 часа) Будущее неопределѐнное время: повторение образования, основных случаев употребления. Различные способы передачи будущих действий. Тренировочные тесты. Будущее длительное время: повторение образования, основных случаев употребления. Тренировочные тесты. Раздел X. Все времена в сравнении (2 часа) Систематизация видовременных форм глагола в действительном залоге. Составление сводной таблицы видовременных форм английского глагола в действительном залоге. Повторение и закрепление изученного материала. Итоговое занятие (2 часа) Итоговый тест по всему изученному материалу курса. Анализ и коррекция ошибок. Зачѐт. Подведение итогов. Система оценивания Система оценки достижений учащихся в овладении грамматикой английского языка в рамках курса внеурочной деятельности происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня сложности для входного (диагностического), текущего (промежуточного) и итогового контроля, а также для коррекции ошибок. Тестирование позволяет учителю осуществлять необходимую обратную связь, которая обеспечивает управление учебным процессом и будет способствовать повышению эффективности обучения английскому языку. В начале года проводится диагностический тест для выявления пробелов в знаниях. Теоретический материал сопровождается тренировочными, обучающими тестами. Завершает курс итоговый тест для финального контроля знаний. Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 90% и выше – «отлично», тест выполнен на 75% и выше – «хорошо», 60% и выше – «удовлетворительно», ниже 60% «неудовлетворительно». Для получения зачѐта по данному курсу учащимся необходимо выполнить итоговый тест по изученному материалу на оценку не ниже «удовлетворительно». 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название раздела Кол-во ЭОР С часов о д е р ж а н и е Вводное занятие. Знакомство с целью, задачами курса и его содержанием. 1 Диагностический тест. Анализ теста. Определение уровня знаний. 1. https://resh.edu.r Имя Общие сведения о существительном. Род. u/subject/lesson/ существительное Падеж. Число. Способы образования 3 7477/main/2300 единственного и множественного числа. 37/ Особые случаи образования мн. числа. Тренировочные тесты. (ФГ – читательская, математическая) 2. Артикль https://uchebnik. Общие сведения об артикле. Употребление mos.ru/catalogue неопределѐнного артикля. Употребление /material_view/at 4 определѐнного артикля. Артикль с omic_objects/52 именами собственными. Употребление 61205 «нулевого» артикля. Тренировочные тесты. (ФГ – читательская, глобальные компетенции) https://resh.edu.r 3. Имя Общие сведения о прилагательном. 2 Степени сравнения u/subject/lesson/ прилагательное 7492/main/2697 прилагательных. Тренировочные тесты. (ФГ 60/ – математическая) 4. Имя числительное Общие сведения о числительном. тесты. (ФГ – математическая) 5. Местоимения Общие сведения о местоимении. Личные, притяжательные, возвратные и усилительные местоимения. Указательные, неопределѐнные, отрицательные местоимения и их производные. Тренировочные тесты. (ФГ – читательская грамотность) Общие сведения о глаголе. Личные и неличные формы, значение и роль глагола в предложении, основные глагольные формы. Глаголы to be, to have, to do (спряжение, значение и функции в 6. Глагол Количественныечислительные. 2 4 https://resh.edu.r u/subject/lesson/ 2747/main/ https://resh.edu.r u/subject/lesson/ 2747/main/ 2 12 предложении). Тренировочные тесты. 7. 8. 9. Настоящее время Прошедшее время Будущее время Систематизация видовременных форм глагола в действительном залоге. Составление сводной таблицы видовременных форм английского глагола в действительном залоге. (ФГ – глобальные компетенции) Итоговый тест по всему изученному материалу курса (зачѐт). Анализ и коррекция ошибок. Подведение итогов курса. Резервный урок 10. Всего Все времена в сравнении Настоящее неопределѐнное время. Настоящее длительное время. Настоящее совершѐнное время. Настоящее совершѐннодлительное время. Тренировочные тесты. (ФГ – читательская грамотность) Прошедшее неопределѐнное время. Прошедшее длительное время. Прошедшее совершѐнное время. Тренировочные тесты.(ФГ – читательская грамотность) Будущее неопределѐнное время. Будущее длительное время. Тренировочные тесты. (ФГ – читательская грамотность) 4 4 3 2 https://resh.edu.r u/subject/lesson/ 2896/main/ https://uchebnik. mos.ru/catalogue /material_view/at omic_objects/62 3053 https://www.yakl ass.ru/p/anglijski j-yazyk/59klass/vocabulary -18548/ appearance18881/ref1bf8aeb-35a74658-a96ae1f5724e516d https://resh.edu.r u/subject/lesson/ 2821/main/ 2 1 34 13 ПРИЛОЖЕНИЕ Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Для обеспечения успешного выполнения программы используются следующие материальнотехнические ресурсы: 1. дидактический материал, наглядность (картинки, таблицы по грамматике); 2. магнитофон, компьютер (диски с песнями, стихами и диалогами, фильмами); 3. мультимедийный проектор; 4. авторские мультимедийные презентации; 5. цифровые образовательные ресурсы – обучающие компьютерные программы для средней школы Книгопечатная продукция: 1. Баранов Ю. Ю. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. 2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д. В. Григорьев, П .В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения). – 48 с. 3. Гузеева К. А., Трошко Т. Г. Английский язык. Справочные материалы. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с. 4. Жималенкова Т. М., Мыльцева Н. А. Универсальный справочник по грамматике английского языка. – М.: Глосса, 2010. – 235 с. 5. Кутузов Л. Ф. Практическая грамматика английского языка. – М.: МОСКВА ВЕЧЕ, 2010. – 239 с. 6. Николенко Т. Г. Тесты по грамматике английского языка. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 160 с. 7. Цебаковский С. Я. Кто боится английских глаголов? Пособие для изучающих, изучавших и недоучивших английский язык. – Обнинск: Титул, 2010. 8. Черкасова Л. Н. Английский язык. Интенсивный курс подготовки к ОГЭ. – М.: Умная книга, 2019. 9. Digby Beaumont & Colin Granger. The Heinemann ELT English Grammar. An Intermediate Reference and Practice Book. – Oxford University Press, 1998. 10. Michael Swan & Catherine Walter. How English Works. A Grammar practice book. – Oxford University Press, 1997. 11. Raymond Murphy. English Grammar in Use. A self-study reference book for intermediate students. Second Edition. – Cambridge University Press, 2003. Интернет-ресурсы: https://fipi.ru/ – Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://en7-vpr.sdamgia.ru/ – Образовательный портал для подготовки к ВПР http://onlyege.ru/ege/– Подготовка к ЕГЭ (Решение задач ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) https://www.yaklass.ru/ – Цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс» https://fg.resh.edu.ru/ – Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://media.prosv.ru/fg/ – Цифровой сервис для формирования и развития функциональной грамотности учеников 5-9 классов