«Коррекционный курс по русскому языку» 5 класс Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционного курса
по русскому языку
(форма проведения: практикум)
для 5 класса основного общего образования
срок освоения 1 год

Северск

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекции речи в 5 классе составлена на основе учебного плана, примерной
программы основного общего образования по русскому языку с учетом программы по русскому
языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель М. Т. Баранов – М.:
Просвещение, 2015. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: для 5 классов
Русский язык. 5 класс для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т.
Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Цели изучения коррекции речи в специальном (коррекционном) классе (СКК) направлены на
обеспечение развития учащегося как личности, полноценно владеющей устной речью: овладение
умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое
поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в
собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.
Структура учебного предмета.
Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологическая. Понятие о связном тексте.
Тема. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Параллельная и
последовательная связь предложений в тексте. Выразительные средства устной речи. Стили речи.
Типы речи.
Основные образовательные технологии.
В процессе изучения предмета используются следующие образовательные технологии:
исследовательская деятельность, проблемно-диалогическое обучение, технология формирования
критического мышления через чтение и письмо.
Требования к результатам освоения учебного предмета.
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать смысл понятий русского языка, его устройство и функционирование в
различных сферах и ситуациях общения; стилистические ресурсы русского языка; основные нормы
русского литературного языка; русский речевой этикет;
уметь опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применять полученные знания в собственной речевой практике.
Общая трудоемкость учебного предмета.
Количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1.
Формы контроля.
Контроль проводится в форме тестирования, устных и письменных мини-сочинений, творческих
работ, устных изложений.
Коррекционные занятия по коррекции письменной речи способствуют решению следующих
общеобразовательных задач:
·
коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие
действительности;
·
коррекция сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с
учетом зоны ближайшего развития;
·
коррекция устной речевой деятельности;
·
коррекция личностных качеств;
·
коррекция знаний из области стилистики, словообразования, лексики, фразеологии;
·
коррекция речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме
Коррекционные занятия по коррекции речи способствуют решению специальных задач:
2

- содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей
учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и
осуществлять их коррекцию;
- развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с
социумом;
- создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым
условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата
межличностных взаимоотношений;
- развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
- развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и
развитие классного коллектива;
- обогащение словарного запаса путѐм расширения представлений об окружающем мире, умение
пользоваться словарями;
- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности
высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
- формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;
- усвоение приѐмов умственной деятельности, необходимых для овладения основным курсом
русского языка.
Требования к уровню подготовки учащихся:
·
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
·
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
·
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной
работы с воспитанниками, приѐмы, методы, формы.
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционноразвивающего обучения - это принцип коррекционной направленности обучения. Современная
практика коррекционно-развивающего обучения школьников включает различные его формы:
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий
урок.
Коррекционно-развивающая цель предполагает коррекцию и развитие не только речи, но и
психических функций, коррекцию пробелов в знаниях. Эта цель должна быть предельно конкретной
и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально
задействованы на уроке.
Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных
коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания,
восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, включение заданий с опорой на несколько
анализаторов, в частности, на коррекцию мышления, памяти и речи.
Основные положения коррекционной работы:
в процессе развития речи у детей следует опираться на коммуникативность обучения, что
способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной
группы и личности отдельно;
следует представлять сложные технические упражнения в упрощенном виде, избегать
излишней терминологии;
упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком
трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся;
следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при
которой каждый учащийся все время задействован на уроке.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметными результатами коррекционного курса является сформированность следующих
умений:
- читать учебно-научный текст изучающим чтением;
- владеть отдельными приѐмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;
- выделять в учебно-научном тексте ключевые слова,
-составлять план;
- определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения,
пересказывать текст подробно и сжато;
- понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих
типов;
- определять стиль текста;
- устно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
- пытаться использовать в собственной устной речи изученные особенности частей речи
(синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций;
- последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом;
- озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Наименование раздела программы
Раздел 1. Устная и письменная форма речи.
Раздел 2. Речь диалогическая и монологическая.
Раздел 3. Понятие о связном тексте.
Раздел 4. Выразительные средства устной речи.
Раздел 5. Общее понятие о стилях речи.
Раздел 6. Типы речи. Представление о повествовании,
описании, рассуждении.
Итого

Кол-во часов
2
6
9
2
7
8
34

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
п/п
1. Раздел 1. Устная и
письменная форма
речи.
Для чего людям нужна
речь.
Коррекция навыка
составления рассказа по
иллюстрациям.
2. Как различают формы
речи.
Устная и письменная
речь.
Коррекция навыка
составления сравнения
двух предметов или
явлений.

Кол-во
часов
1

Характеристика
деятельности
Лекционное
занятие

1

Лекционное
занятие

3. Раздел 2. Речь
диалогическая и
монологическая.
Что такое диалог и
монолог.
Коррекция навыка
выразительного чтения.

1

Лекционное
занятие

4. Коррекция навыков
произношения слов.

1

Практические
задания

5. Коррекция постановки
ударения в словах.

1

Практические
задания

6. Устный рассказсочинение об одном из
членов семьи.

1

Составление
устного рассказа

7. Как вести беседу.
Коррекция навыка
ведения беседы.

1

Лекционное
занятие

8. Правила ведения
телефонного разговора.

1

Практические
задания

9. Раздел 3. Понятие о
связном тексте.
Что такое текст.
Признаки текста.
Основные признаки
текста.

1

Лекционное
занятие

Дата

ЭОР
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

5

10. Основные средства
грамматической связи
предложений.

1

Практические
задания

11. Коррекция навыка
пересказа текста.

1

Работа с текстом

12. Тема. Основная мысль 1
текста.
Что значит говорить
на тему.
Коррекция навыка
определения темы и
основной мысли текста.

Лекционное
занятие

13. Коррекция навыка
говорить на
предложенную тему.

1

Практические
задания

14. Устное изложение
текста.

1

Работа с текстом

15. Простой план.
Для чего нужен план.
Коррекция навыка
составления простого
плана текста.

1

Лекционное
занятие

16. Составление сказки по
плану.
17. Понятие о
параллельной и
последовательной
связи предложений в
тексте.
Как связать
предложения в тексте.
Коррекция навыка
составления текста из
предложенных
предложений.

1

Составление
сказки
Лекционное
занятие

18. Коррекция навыка
определения способа
связи предложений в
тексте.

1

1

19. Раздел 4.
1
Выразительные
средства устной речи.
Учитесь выразительно
читать. Интонация.

Практические
задания

Лекционное
занятие

6

Пауза. Логическое
ударение.
Коррекция навыка
выразительного чтения.
20. Раздел 5. Общее
1
понятие о стилях речи.
Характеристика
разговорного,
научного,
художественного
стилей речи.
Коррекция навыка
определения стиля
текста.

Лекционное
занятие

21. Коррекция навыка
изложения текста от
третьего лица.

1

Практические
задания

22. Коррекция навыка
составления диалога.

1

Практические
задания

23. Коррекция навыка
подготовки
монологического
высказывания.

1

Практические
задания

24. Коррекция навыка
подготовки научного
высказывания.

1

Практические
задания

25. Коррекция навыка
составления текста по
картине.

1

Практические
задания

26. Коррекция навыка
пересказа с
сохранением
особенностей стиля
текста.

1

Практические
задания

27. Коррекция умений
частичного смыслового
анализа текстаописания природы.

1

Практические
задания

28. Раздел 6. Типы речи.
Представление о
повествовании,
описании,
рассуждении.
Как различают т типы

1

Лекционное
занятие

7

речи.
Повествование.
Коррекция навыка
определения типа речи.
29. Коррекция навыка
постановки вопросов к
тексту.

1

Практические
задания

30. Коррекция навыка
пересказа близко к
тексту.

1

Практические
задания

31. Инсценировка рассказа,
составленного по
картинкам.

1

Инсценировка
рассказа

32. Описание.
Коррекция навыка
составления текстаописания.

1

Лекционное
занятие

33. Устное сочинениерассказ о животном.

1

Составление
устного рассказа

34. Рассуждение.
Коррекция навыка
составления текстарассуждения.

1

Лекционное
занятие

8

ПРИЛОЖЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
Никитина Е.И. Развитие речи. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,
2011.
Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
Брынцева, О.Л. Русский язык. Тренинг. 5 класс. Контрольные работы / О.Л.Брынцева. –М.: Айриспресс, 2009
Симакова, Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами/Е.С.Симакова. – М.: Издательство
«Экзамен», 2006
Якунина, А.М. Русский язык. Тесты. Дидактические материалы / А.М.Якунина. –М.: Айрис-пресс,
2008
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А,
Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий
центр Сфера, 2010.
Для обучающихся:.
Львова, С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
Львова, С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений /
С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
Львова, С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004
Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Полищук, В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы. –М.:
Издательство «Ювента», 2005
Прохватилина, Л.В. Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. –М.:
Мнемозина, 2010
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса (печатный и электронный
варианты)
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,
Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

9

http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.
Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с
языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».