Коррекционный курс по русскому языку 7 класс Программа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Коррекционный курс по русскому языку»
для обучающихся 7 класса
срок освоения 1 год

Северск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального
общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их
социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка
и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его
проживания и этнической принадлежности.
Обучающиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить
программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного
стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при
чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,
систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены
фонематический слух, играфомоторные навыки. Они работают на уровне репродуктивного восприятия,
основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с
трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.
Учитывая, что новые элементарные навыки вырабатываются у таких учащихся крайне медленно, то для
их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются
базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается
необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается
учащимися, поэтому программа даѐт дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по
русскому языку.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности
как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных
форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности,

участвовать

в

социальной

жизни.

Речевая

и

текстовая

деятельность

является

системообразующей доминантой школьного курса русского языка. Соответствующие умения и навыки
представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения
(разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Целями изучения являются:
1. сознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому
языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и
хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской

культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
2. развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся,
обеспечение подготовки учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ГВЭ;
3. развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных
форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
Коррекционно - развивающие задачи:
При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
1. расширение кругозора обучающихся;
2. повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
3. обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и
обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
4. систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности
учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях:
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
1. подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него
потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;
2. приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с
ОВЗ;
3. индивидуальный подход;
4. повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
5. постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
6. использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
7. поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
8. использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, памяток.
Коррекция развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и
письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексикограмматических средств языка; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Коррекционный курс по русскому языку» входит в план внеурочной деятельности обучающихся с
ОВЗ.
Учебным планом на изучение коррекционного курса в 7 классе отводится - 34 ч (1 ч в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ
Русский язык как развивающееся явление.
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Текст. Заголовки текстов, их типы. Стили литературного языка.
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
причастий. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия.
Действительные причастия настоящего, прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего
времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Гласные перед Н в полных
и кратких страдательных причастиях. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
и отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Повторение изученного о
причастии. Переход причастий в имена существительные.
Понятие о деепричастии: глагольные и наречные свойства, синтаксическая роль. Деепричастный
оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия
совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Повторение по теме
«Деепричастие».
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в тексте. Смысловые группы наречий. Степени
сравнения наречий и их образование. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание
НЕ с наречиями на -о и –е. Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие».
Категория состояния как часть речи.
Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Морфологический разбор союза.
Частица как часть речи.
Междометие как часть речи.
Разделы науки о русском языке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения элективного курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации;
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского

языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков;
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия: составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
Работа с информацией: выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации;

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение: в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация: самостоятельно составлять план действий;
Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля;
Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; принимать себя и
других, не осуждая;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 7 предложений на основе
наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной
литературы.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов.
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы),
междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Распознавать наречия в речи. Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их
отличия от самостоятельныхчастей речи.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;
Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.

.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количеств Дата
Виды деятельности
о часов
изучения

1.

Язык как развивающееся
явление.

1

Характеризовать язык
как развивающееся
явление (в рамках
изученного);
Понимать
взаимосвязь языка,
культуры и
истории народа,
приводить
соответствующие
примеры;

2.

Синтаксис.
Синтаксический разбор.

1

Обобщить и
Практическая работа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2650/main /
систематизировать
изученный ранее
языковой материал,
восстановить и закрепить
основные знания и
умения, полученные
учащимися в 5—6
классах.

3.

Пунктуация.
Пунктуационный разбор.

1

Знать знаки препинания:
знаки
завершения,
разделения, выделения, их
функции.
Уметь
производить
пунктуационный разбор

Виды, формы
контроля
Устный опрос

Диагностическая
работа

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2651/conspect/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1960/start /

простого предложения.

4.

5.

6.

7.

8.
10.

Текст. Заголовки текстов,
их
типы.
Стили
литературного языка.

1

Причастие как часть речи.
Склонение причастий и
правописание гласных в
падежных окончаниях
причастий.
Действительные
и
страдательные причастия.
Краткие
и
полные
страдательные причастия.

1

Действительные
причастия настоящего,
прошедшего времени.
Страдательные причастия
настоящего времени.
Гласные перед Н в
полных и кратких
страдательных
причастиях.

Уметь определять
смысловую связь частей
текста.

Письменный
контроль

Объяснять расстановку
знаков препинания в
предложениях с
причастным оборотом.

Письменный
контроль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1963/main /

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2648/main
1

Различать
словосочетания с
причастием в роли
главного слова и
словосочетание с
причастием —
зависимым словом.

Письменный
контроль

1

Работа с текстами.

Практическая
работа

1

Работа с текстами.

Письменный
контроль

1

Работа с текстами.

Письменный
контроль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2647/main
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2646/main
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2645/main
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2644/main
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2275/main
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2642/main
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2273/main
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2641/main
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2272/main

/
/
/
/
/
/
/

11.

Н и НН в суффиксах
страдательных причастий
прош. вр. и отглагольн.
прилагательных.

1

Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2642/start /

12.

Морфологический разбор
причастия.

1

Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2272/main /

13. Повторение изученного о
причастии.
Переход
причастий
в
имена
существительные.
Контрольный диктант.
контрольного
14. Анализ
диктанта
по
теме
«Причастие».

1

15. Понятие о деепричастии:
глагольные и наречные
свойства, синтаксическая
роль.
оборот.
16. Деепричастный
Запятые
при
деепричастном обороте.

1

1

Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1511/main /

Раздельное написание НЕ
с деепричастиями.

1

Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2640/main /

1

Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1507/start /

17.
18.

Деепричастия
совершенного
несовершенного вида.

и

Диктант
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2648/main /

1

Обобщение и
систематизация
изученного ранее
материала

Работа над
ошибками.
Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1505/start /

19.

20.

21.
22.
23.
24.

25.

26.

Морфологический разбор
деепричастия. Повторение
по теме «Деепричастие».
Наречие как часть речи.
Синтаксическая роль
наречий в тексте.

Смысловые
группы
наречий.
Степени
сравнения
наречий и их образование
Морфологический разбор
наречия.
Слитное и раздельное
написание
НЕ
с
наречиями на -о и –е.
Повторение и
систематизация
изученного по теме
«Наречие».
Категория состояния как
часть речи.

1

1

1
1
1
1

1

1

Письменная работа
Выбирать слитное,
дефисное, раздельное
написание наречий;
Выбирать гласную в
суффиксах наречий,
образованных
приставочносуффиксальным
способом с помощью
приставок из-, до-, с-, в-,
на-, за- и суффиксов -а и
- о, используя
соответствующее
правило;
Выбирать гласную о
или е после шипящих на
конце наречий,
образованных
суффиксальным
способом, используя
соответствующее
правило.
Распознавать слова
категории состояния по
общему
грамматическому
значению,
морфологическим
признакам, роли в
предложении и
типичным суффиксам;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2271/main /

Письменная работа

Письменная работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2639/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2638/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2270/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2269/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2637/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2268/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2267/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2636/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2635/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2265/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2264/main/

Диагностическая
работа
Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2634/main /

27.

Самостоятельные
служебные части речи.

28.

Предлог как часть речи.

1

29.

Простые и составные
предлоги.
Морфологический разбор
предлога.
Союз как часть речи.
Простые и составные
союзы.

1

31.

Морфологический разбор
союза.

1

32.

Частица как часть речи.

1

30.

33.

Междометие
речи.

как

и

часть

1

1

1

Опознавать слова
Письменная работа
служебных частей
речи;
Использовать
Практическая работа
производные предлоги в
соответствии с их
стилистической окраской;
Выполнять
Практическая работа
морфологический анализ
предлогов;
Распознавать союзы,
использованные как
средство связи
однородных членов
предложения и частей
сложного предложения,
характеризовать их
функции;
Работа со схемами,
опорным конспектом.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2633/main /

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2632/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2631/main

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2630/main /

Практическая работа
https://resh.edu.ru/subject/lesson2261/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson2629/main

Практическая работа

Характеризовать
Практическая работа
смысловые различия
частиц не и ни; Выбирать
слитное или раздельное
написание не с разными
частями речи.
Характеризовать
Письменная работа
роль междометий
разных разрядов в
речи.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2620/main /
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2619/main /

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2618/main/

34.

Разделы науки о русском
языке. Итоговый урок.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Закрепление и корректировка знаний.

34

Итоговая форма контроля внеурочного курса «Коррекционный курс по русскому языку» – зачет.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Карточки, тестовые задания, тексты для анализа, тексты для подготовки к сжатому изложению,словари, презентации, фонохрестоматия,
справочные таблицы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык, 7 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык.Русская речь». 7 класс / С. Н. Пименова, А.
П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. ; под ред.
С. Н. Пименовой. — Москва: Дрофа, 2014. — 125 с.
2.
Фалина Т. М . «Словарно-стилистическая подготовка учащихся к изложениям разных типов. Пособие для учителей по методике
преподавания русского языка для написания исследовательско - проектных работ. Москва: 2016.
3. Фефилова, Г. Е. Все уроки русского языка. 7 класс. — Москва: Изд. группа «Основа», 2009. — 256с. : ил., табл. — (Серия «12-летняя школа»).
4. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителейобщеобразоват. учреждений /
Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

— Москва: Просвещение, 2012. — 128 с. — (Академический школьный учебник).
5. Сергеева, Е.М. Тесты по русскому языку 7 класс, Москва: «Экзамен», 2014г.
6. Груздева, Е.Н. Комплексный анализ текста, Москва: «Экзамен», 2013г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Электронные словари: http://www.siovary. ru
2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.r u
3. https://proshkolu.ru/
4. https://uchi.ru/
5. Открытый банк заданий ОГЭ: https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=34234
6. https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».