Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционного курса по русскому языку (форма проведения: практикум) для 5 класса основного общего образования срок освоения 1 год Северск 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекции речи в 5 классе составлена на основе учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель М. Т. Баранов – М.: Просвещение, 2015. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: для 5 классов Русский язык. 5 класс для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015. Цели изучения коррекции речи в специальном (коррекционном) классе (СКК) направлены на обеспечение развития учащегося как личности, полноценно владеющей устной речью: овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры. Структура учебного предмета. Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологическая. Понятие о связном тексте. Тема. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Параллельная и последовательная связь предложений в тексте. Выразительные средства устной речи. Стили речи. Типы речи. Основные образовательные технологии. В процессе изучения предмета используются следующие образовательные технологии: исследовательская деятельность, проблемно-диалогическое обучение, технология формирования критического мышления через чтение и письмо. Требования к результатам освоения учебного предмета. В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен: знать/понимать смысл понятий русского языка, его устройство и функционирование в различных сферах и ситуациях общения; стилистические ресурсы русского языка; основные нормы русского литературного языка; русский речевой этикет; уметь опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применять полученные знания в собственной речевой практике. Общая трудоемкость учебного предмета. Количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1. Формы контроля. Контроль проводится в форме тестирования, устных и письменных мини-сочинений, творческих работ, устных изложений. Коррекционные занятия по коррекции письменной речи способствуют решению следующих общеобразовательных задач: · коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности; · коррекция сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития; · коррекция устной речевой деятельности; · коррекция личностных качеств; · коррекция знаний из области стилистики, словообразования, лексики, фразеологии; · коррекция речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме Коррекционные занятия по коррекции речи способствуют решению специальных задач: 2 - содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию; - развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом; - создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений; - развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими; - развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; - создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива; - обогащение словарного запаса путѐм расширения представлений об окружающем мире, умение пользоваться словарями; - развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи); - формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; - усвоение приѐмов умственной деятельности, необходимых для овладения основным курсом русского языка. Требования к уровню подготовки учащихся: · осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; · анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; · проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками, приѐмы, методы, формы. Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционноразвивающего обучения - это принцип коррекционной направленности обучения. Современная практика коррекционно-развивающего обучения школьников включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок. Коррекционно-развивающая цель предполагает коррекцию и развитие не только речи, но и психических функций, коррекцию пробелов в знаниях. Эта цель должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, включение заданий с опорой на несколько анализаторов, в частности, на коррекцию мышления, памяти и речи. Основные положения коррекционной работы: в процессе развития речи у детей следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно; следует представлять сложные технические упражнения в упрощенном виде, избегать излишней терминологии; упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся; следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которой каждый учащийся все время задействован на уроке. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Предметными результатами коррекционного курса является сформированность следующих умений: - читать учебно-научный текст изучающим чтением; - владеть отдельными приѐмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; - выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, -составлять план; - определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; - понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; - определять стиль текста; - устно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; - пытаться использовать в собственной устной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; - последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом; - озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Наименование раздела программы Раздел 1. Устная и письменная форма речи. Раздел 2. Речь диалогическая и монологическая. Раздел 3. Понятие о связном тексте. Раздел 4. Выразительные средства устной речи. Раздел 5. Общее понятие о стилях речи. Раздел 6. Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении. Итого Кол-во часов 2 6 9 2 7 8 34 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия п/п 1. Раздел 1. Устная и письменная форма речи. Для чего людям нужна речь. Коррекция навыка составления рассказа по иллюстрациям. 2. Как различают формы речи. Устная и письменная речь. Коррекция навыка составления сравнения двух предметов или явлений. Кол-во часов 1 Характеристика деятельности Лекционное занятие 1 Лекционное занятие 3. Раздел 2. Речь диалогическая и монологическая. Что такое диалог и монолог. Коррекция навыка выразительного чтения. 1 Лекционное занятие 4. Коррекция навыков произношения слов. 1 Практические задания 5. Коррекция постановки ударения в словах. 1 Практические задания 6. Устный рассказсочинение об одном из членов семьи. 1 Составление устного рассказа 7. Как вести беседу. Коррекция навыка ведения беседы. 1 Лекционное занятие 8. Правила ведения телефонного разговора. 1 Практические задания 9. Раздел 3. Понятие о связном тексте. Что такое текст. Признаки текста. Основные признаки текста. 1 Лекционное занятие Дата ЭОР Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 5 10. Основные средства грамматической связи предложений. 1 Практические задания 11. Коррекция навыка пересказа текста. 1 Работа с текстом 12. Тема. Основная мысль 1 текста. Что значит говорить на тему. Коррекция навыка определения темы и основной мысли текста. Лекционное занятие 13. Коррекция навыка говорить на предложенную тему. 1 Практические задания 14. Устное изложение текста. 1 Работа с текстом 15. Простой план. Для чего нужен план. Коррекция навыка составления простого плана текста. 1 Лекционное занятие 16. Составление сказки по плану. 17. Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте. Как связать предложения в тексте. Коррекция навыка составления текста из предложенных предложений. 1 Составление сказки Лекционное занятие 18. Коррекция навыка определения способа связи предложений в тексте. 1 1 19. Раздел 4. 1 Выразительные средства устной речи. Учитесь выразительно читать. Интонация. Практические задания Лекционное занятие 6 Пауза. Логическое ударение. Коррекция навыка выразительного чтения. 20. Раздел 5. Общее 1 понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи. Коррекция навыка определения стиля текста. Лекционное занятие 21. Коррекция навыка изложения текста от третьего лица. 1 Практические задания 22. Коррекция навыка составления диалога. 1 Практические задания 23. Коррекция навыка подготовки монологического высказывания. 1 Практические задания 24. Коррекция навыка подготовки научного высказывания. 1 Практические задания 25. Коррекция навыка составления текста по картине. 1 Практические задания 26. Коррекция навыка пересказа с сохранением особенностей стиля текста. 1 Практические задания 27. Коррекция умений частичного смыслового анализа текстаописания природы. 1 Практические задания 28. Раздел 6. Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении. Как различают т типы 1 Лекционное занятие 7 речи. Повествование. Коррекция навыка определения типа речи. 29. Коррекция навыка постановки вопросов к тексту. 1 Практические задания 30. Коррекция навыка пересказа близко к тексту. 1 Практические задания 31. Инсценировка рассказа, составленного по картинкам. 1 Инсценировка рассказа 32. Описание. Коррекция навыка составления текстаописания. 1 Лекционное занятие 33. Устное сочинениерассказ о животном. 1 Составление устного рассказа 34. Рассуждение. Коррекция навыка составления текстарассуждения. 1 Лекционное занятие 8 ПРИЛОЖЕНИЕ Учебно-методическое обеспечение: Для учителя: Никитина Е.И. Развитие речи. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004. Брынцева, О.Л. Русский язык. Тренинг. 5 класс. Контрольные работы / О.Л.Брынцева. –М.: Айриспресс, 2009 Симакова, Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами/Е.С.Симакова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 Якунина, А.М. Русский язык. Тесты. Дидактические материалы / А.М.Якунина. –М.: Айрис-пресс, 2008 Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010. Для обучающихся:. Львова, С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010 Львова, С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009. Львова, С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004 Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. Полищук, В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы. –М.: Издательство «Ювента», 2005 Прохватилина, Л.В. Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. –М.: Мнемозина, 2010 Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса (печатный и электронный варианты) Образовательные электронные ресурсы http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. 9 http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. 10