Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционного курса по русскому языку (форма проведения: практикум) для 6 класса основного общего образования срок освоения 1 год Северск 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекции речи в 6 классе составлена на основе учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель М. Т. Баранов – М.: Просвещение, 2015. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: для 6 классов Русский язык. 6 класс для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015. Цели изучения коррекции речи в специальном (коррекционном) классе (СКК) направлены на обеспечение развития учащегося как личности, полноценно владеющей устной речью: овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры; ликвидация пробелов в знаниях по русскому языку. Структура учебного предмета. Орфография. Пунктуация в простом предложении. Пунктуация в сложном предложении. Морфемика и орфография. Морфология и орфография. Основные образовательные технологии. В процессе изучения предмета используются следующие образовательные технологии: исследовательская деятельность, проблемно-диалогическое обучение, технология формирования критического мышления через чтение и письмо. Требования к результатам освоения учебного предмета. применять правила правописания (в объѐме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки$ различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; находить главные и второстепенные члены предложения; выделять предложения с однородными членами; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обращением, прямой речью. Общая трудоемкость учебного предмета. Количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1. Формы контроля. Контроль проводится в форме тестирования, устных и письменных мини-сочинений, творческих работ, устных изложений. Коррекционные занятия по коррекции письменной речи способствуют решению следующих общеобразовательных задач: коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности; коррекция сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития; коррекция устной речевой деятельности; коррекция личностных качеств; коррекция знаний из области стилистики, словообразования, лексики, фразеологии; коррекция речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме Коррекционные занятия по коррекции речи способствуют решению специальных задач: 2 содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию; развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом; создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений; развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими; развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива; обогащение словарного запаса путѐм расширения представлений об окружающем мире, умение пользоваться словарями; развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи); формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приѐмов умственной деятельности, необходимых для овладения основным курсом русского языка. Требования к уровню подготовки учащихся: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками, приѐмы, методы, формы. Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционноразвивающего обучения - это принцип коррекционной направленности обучения. Современная практика коррекционно-развивающего обучения школьников включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок. Коррекционно-развивающая цель предполагает коррекцию и развитие не только речи, но и психических функций, коррекцию пробелов в знаниях. Эта цель должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, включение заданий с опорой на несколько анализаторов, в частности, на коррекцию мышления, памяти и речи. Основные положения коррекционной работы: в процессе развития речи у детей следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно; следует представлять сложные технические упражнения в упрощенном виде, избегать излишней терминологии; упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся; следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которой каждый учащийся все время задействован на уроке. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметными результатами коррекционного курса является сформированность следующих умений: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определѐнной орфограммой; при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах; различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; различать простые и сложные предложения. Форма промежуточной аттестации: зачет СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Наименование раздела программы Раздел 1. Орфография. Раздел 2. Пунктуация в простом предложении. Раздел 3. Пунктуация в сложном предложении. Раздел 4. Морфемика и орфография. Раздел 5. Морфология и орфография. Итого Кол-во часов 4 8 5 4 13 34 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия п/п 1. Раздел 1. Орфография. Развитие произвольного внимания. Правописание безударных гласных в корне слова. 2. Развитие логического мышления. Правописание безударных гласных в корне слова. 3. Развитие долговременной памяти. Правописание проверяемых согласных в корне слова. 4. Развитие логического мышления. Правописание проверяемых согласных в корне слова. 5. Раздел 2. Пунктуация в простом предложении. Развитие произвольного внимания. Знаки препинания в предложении с однородными членами. 6. Развитие логического мышления. Знаки препинания в предложении с однородными членами. 7. Развитие произвольного внимания. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. 8. Развитие распределительного мышления. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. 9. Развитие долговременной памяти. Знаки препинания в предложении с обращением. 10. Развитие логического мышления. Знаки препинания в предложении с обращением. 11. Развитие долговременной памяти. Знаки препинания в Кол-во часов 1 Характеристика деятельности комментированное письмо; словарная работа 1 объяснительный диктант; осложненное списывание 1 комментированное письмо; осложненное списывание 1 объяснительный диктант; распределит ельный диктант 1 комментированное письмо; осложненное списывание 1 1 комментированное письмо; осложненное списывание 1 комментированное письмо; осложненное списывание конструирование предложений; комментированное письмо объяснительный диктант; осложненное 1 ЭОР Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa252126 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa25fe52 распределительный диктант; комментированное письмо объяснительный диктант; словарная работа 1 1 Дата 5 предложениях с прямой речью. 12. Развитие произвольного 1 внимания. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. списывание конструирование предложений; комментированное письмо определение грамматической основы в предложении; конструирование сложных предложений 13. Раздел 3. Пунктуация в сложном предложении. Развитие произвольного внимания. Грамматические основы в сложном предложении. 1 14. Развитие долговременной памяти. Грамматические основы в сложном предложении. 1 15. Развитие логического мышления. Знаки препинания в сложном предложении. 1 16. Развитие распределительного внимания. Знаки препинания в сложном предложении. 17. Развитие произвольного внимания. Знаки препинания в сложном предложении. 1 распределительный диктант; конструирование предложений 1 объяснительный диктант; конструирование предложений 18. Раздел 4. Морфемика и орфография. Развитие произвольного внимания. Правописание безударных гласных в корне слова. 19. Развитие логического мышления. Разделительный Ь и Ъ. 1 20. Развитие произвольного внимания. Правописание глаголов на –тся, -ться. 1 21. Развитие распределительного мышления. Правописание приставок на –З, -С. 22. Раздел 5. Морфология и орфография. Развитие 1 1 1 определение грамматической основы в предложении; конструирование сложных предложений комментированное письмо; осложненное списывание комментированное письмо; словарная работа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/7f417922 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fbaa6d12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fbaa69a2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa256ed8 объяснительный диктант; распределительный диктант комментированное письмо; словарная работа объяснительный диктант; осложненное списывание комментированное письмо; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa257464 Библиотека 6 произвольного внимания. Правописание падежных окончаний существительных. 23. Развитие долговременной памяти. Правописание падежных окончаний существительных. осложненное списывание 1 24. Развитие логического мышления. Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик-, -щик-. 1 25. Развитие долговременной памяти. Правописание окончаний прилагательных. 1 26. Развитие произвольного внимания. НЕ с существительными, прилагательными. 1 27. Развитие долговременной памяти. НЕ с существительными, прилагательными. 1 28. Развитие логического 1 мышления. Н-НН в суффиксах прилагательных. 29. Развитие долговременной 1 памяти. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. 30. Развитие логического 1 мышления. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. 31. Развитие логического 1 мышления. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 32. Развитие долговременной 1 памяти. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 33. Развитие долговременной памяти. НЕ с глаголами. 34. Развитие логического мышления. Ь на конце и в 1 1 комментированное письмо; словарная работа комментированное письмо; осложненное списывание объяснительный диктант; осложненное списывание комментированное письмо; распределительный диктант объяснительный диктант; осложненное списывание объяснительный диктант; распределительный диктант объяснительный диктант; осложненное списывание комментированное письмо; распределительный диктант комментированное письмо; осложненное списывание объяснительный диктант; распределительный диктант объяснительный диктант; распределительный диктант комментированное письмо; ЦОК https://m.edsoo.r u/fa2587e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa2587e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa25a114 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa26cce2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa26ba04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa25ce32 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa25ccd4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.r u/fa25dc74 7 середине числительных. осложненное списывание ПРИЛОЖЕНИЕ Учебно-методическое обеспечение: Для учителя: Никитина Е.И. Развитие речи. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 6 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004. Брынцева, О.Л. Русский язык. Тренинг. 6 класс. Контрольные работы / О.Л.Брынцева. –М.: Айриспресс, 2009 Симакова, Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами/Е.С.Симакова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 Якунина, А.М. Русский язык. Тесты. Дидактические материалы / А.М.Якунина. –М.: Айрис-пресс, 2008 Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VI класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010. Для обучающихся:. Львова, С.И. Практикум по русскому языку. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010 Львова, С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009. Львова, С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004 Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. Полищук, В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы. –М.: Издательство «Ювента», 2005 Прохватилина, Л.В. Проверь себя. 6 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. –М.: Мнемозина, 2010 Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса (печатный и электронный варианты) Образовательные электронные ресурсы http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. 8 9