ВУД «Школа безопасности» 6 класс Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
6 класс
1 год обучения

Северск

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа безопасности» для учащихся 6
классов составлена на основе рабочей программы для общеобразовательных организаций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-7 классов С.Н. Егорова. Программа построена с учѐтом содержания УМК: Основы безопасности жизнедеятельности. 5– 7 классы, Б.О. Хренников и др.
под редакцией доктора юридических наук С.Н. Егорова –М.: Просвещение, 2021 г. Программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования.
Программа курса внеурочной деятельности конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических
особенностей и здоровья обучающихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности
должна основываться на системно-деятельностном подходе к формированию у подростков современного уровня правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для
человека и окружающей его среды, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Цели программы:
1. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях,
умениях и способах деятельности.
2. Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания.
Цели призваны способствовать:


повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз;



снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;



формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему
психоактивных веществ, в том числе наркотиков;



обеспечению профилактики антисоциального поведения обучающихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
 формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
 формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
Личностными результатами обучения являются:

 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
 формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности;
 воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Место курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Школа безопасности» изучается в 6 классе из расчѐта
1 ч в неделю. Всего 34 учебных недель.
Формы контроля и оценивание образовательных достижений учащихся:
- публичная презентация проекта.
Форма промежуточной аттестации: зачет
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:


усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;



формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;



усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых
познавательных интересов;



формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;



формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;



освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;



формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;



формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей сре-

де;


формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищѐнности, в том

•

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять

•

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности

•

жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

•

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

•

коммуникационных технологий;
освоение приѐмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техно-

•

генного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные со-

•

циальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание курса внеурочной деятельности
ЗОЖ - основа личной и общественной безопасности. Пожарная безопасность
Вводное занятие. Пожарная безопасность. Проведение практических тренировок и практических занятий по темам. Причины возникновения пожаров. Вызов пожарной службы. Пожар, возникший от костров. Пожар в жилом помещении. Поведение во время пожара. Оказание
первой помощи.
Практическое занятие: эстафеты, способствующие закреплению правил поведения при
пожаре.
Практические занятия: закрепление терминов по пожарной тематике.
Игры, посвящѐнные труду людей, связанных с пожарной охраной.
Дорожная азбука

Вводное занятие «Улица и мы». Дорожные знаки. Сигналы светофора. Виды транспорта. Безопасность на улице. Безопасный перекрѐсток. Причины ДТП. Обязанности пассажиров.
Мой друг-велосипед. ГИБДД — помощник и друг.
Азы безопасности
Службы 01, 02, 03, 04 , 112 (Службы спасения: милиция, скорая помощь, пожарная
охрана, аварийная газовая служба, МЧС.) Причины возникновения несчастных случаев. ПДД,
гроза, электрический ток, детские шалости.
Практическое занятие: оказание первой помощи при несчастных случаях.
Поведение при встрече с незнакомым человеком. Вымогательство. Места купания.
Оснащение мест для купания. Правила поведения на воде и у воды.
Практическое занятие: оказание первой помощи утопающим.
Опасные места: промоины, проруби, подтаивание, тонкий лѐд. Поведение на льду. Помощь пострадавшим. Понятие «бедствие». Землетрясение. Наводнение. Буран. Снежные заносы. Предупредительный сигнал «Внимание всем!» (сирены, гудки). Понятия «аварии», «катастрофы». Химические загрязнения окружающей среды (выброс ядовитых веществ). Железнодорожная катастрофа. Правила поведения во время технологических аварий.
Итоговое занятие – В форме «Вертушки», станции по разделам с теоретическими и
практическими заданиям.
Тематическое планирование
№

Название раздела

Всего
часов

В том числе

Формы

теория

практика

контроля

1

ЗОЖ- основа личной и общественной
безопасности. Пожарная безопасность

7

3

4

Проект

2

Дорожная азбука

11

5

6

Проект

3

Азы безопасности

16

8

8

Проект

34

16

18

Итого:

Календарно-тематическое планирование
№

Дата

Тема занятия

Характеристика осЭОР
новных видов
деятельности обучающихся
1. ЗОЖ- основа личной и общественной безопасности. Пожарная безопасность - 7 часов
1(1)
ЗОЖ- основа
ЗОЖ- основы личной и

2(2)
3(3)
4(4)

5(5)
6(6)

7(7)

8(1)

9(2)
10(3)
11(4)
12(5)

13(6)
14(7)

личной и общественной безопасности.
Юный помощник пожарных.
Личная безопасность.
Эстафета
«Юные помощники пожарных».
Игры, головоломки.
Учебное занятие по эвакуации.
Итоговое занятие

общественной безопас- https://resh.edu.ru/subject/lesson/4817/start/
ности нацеливает обучающихся на осознанное принятие норм
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3328/
ЗОЖ для обеспечения
прежде всего личной
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5827/
безопасности должны
овладеть не только
нет
правилами безопасного
поведения в различных
ситуациях, но и путями
и средствами укрепленет
ния здоровья: уметь
оказывать первую менет
дицинскую помощь,
общаться со сверстниками и взрослыми,
нет
знать о значении природного окружения для
здоровья человека.
Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к
правилам пожарной
безопасности, познакомить с рекомендациями
специалистов по правилам поведения для
обеспечения личной
безопасности во время
пожара.
2. Дорожная азбука 11часов
Вводное заняЗнакомство с историей https://resh.edu.ru/subject/lesson/4816/
тие «Улица и
ПДД. Развитие дорожмы»
ной грамотности детей.
Подвести учащихся к
Обязанности
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4816/
мысли о необходимопешеходов
сти соблюдать правила https://resh.edu.ru/subject/lesson/4816/
Обязанности
дорожного движения.
пассажиров
Совершенствовать уро- https://resh.edu.ru/subject/lesson/5472/
Правила поведения на улице вень накопленных
Регулируемые и практических навыков. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4816/
нерегулируемые Воспитание ответственности у детей за
перекрѐстки
Дорожные зна- своѐ поведение. Ориен- https://resh.edu.ru/subject/lesson/4816/
тироваться в дорожных
ки.
Дорожные зна- ситуациях. Оценивать
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4816/
своѐ
поведение
на
доки. Их виды.

15(8)
16(9)
17(10)
18(11)

Мой друг – велосипед
Мой друг – велосипед
ГИБДД — помощник и друг
ГИБДД — помощник и друг

рогах. Уметь пользоваться общественным
транспортом (правила
ожидания транспорта
на остановке, правила
посадки-высадки и
т.д.).

нет
нет
нет
нет

3. Азы безопасности 16 часов
19(1)

20(2)

21(3)

22(4)
23(5)

24(6)

Экстренные вызовы по телефону
Экстремальные
ситуации аварийного характера в жилищах
Экстремальные
ситуации аварийного характера в жилищах
Криминогенные
ситуации
Правила поведения при криминогенных ситуациях
Вода и лед.

30(12)

Правила поведения на воде,
льду.
Захват заложников
Правила поведения при захвате заложников.
Техногенные
аварии и катастрофы
Правила поведения при возникновении
техногенных
аварий и катастроф
Природные ЧС

31(13)

Правила пове-

25(7)

26(8)
27(9)

28(10)

29(11)

Главным является развитие у обучающихся
чувства ответственности за свое поведение,
бережного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих,
стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Раздел помогает создать поведенческую
модель, направленную
на развитие коммуникабельности, умение
делать самостоятельный выбор, принимать
решения, ориентироваться в окружающем
пространстве. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера, государственной
системе защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций, об обязанностях
граждан по защите государства. Овладеть
правилами оказания

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5829/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3329/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3329/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5472/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5472/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4814/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4814/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3977/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3977/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5823/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5823/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4814/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4814/

32(14)

33(15)

34(16)

дения при возникновении
природных ЧС
Первая помощь
при кровотечениях
Первая помощь
при ранениях и
переломах
Итоговое занятие

первой медицинской
помощи.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4983/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4984/

нет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».