Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Коррекционно-развивающий курс "Развитие коммуникативного поведения. Развитие познавательной деятельности" для обучающихся 5 – 9 классов с РАС Северск 1 Пояснительная записка Курс направлен на преодоление выраженных трудностей в области установления и поддержания социально приемлемых форм коммуникации с взрослыми и со сверстниками, свойственных обучающимся с РАС и преодоление трудностей адаптации обучающегося с РАС к новым усложняющимся учебным задачам на уровне основного общего образования . Указанные трудности проявляются в проблемах инициации, поддержания и завершения контакта с другим человеком. Значительные затруднения вызывают также недостаточность понимания "негласных" правил поддержания диалога, трудности в установлении приемлемой дистанции в межличностном общении, плохая ориентировка в установлении обратной связи от партнера по общению. Таким образом, развитие общения и коммуникативного поведения является как необходимым условием для общего развития обучающихся с РАС, так и обладает огромными возможностями для поддержки освоения ими адаптированной основной общеобразовательной программы. Цель курса - развитие социально приемлемых форм коммуникации и социального взаимодействия обучающихся с РАС в условиях образовательной организации и поддержку достижения всего комплекса образовательных результатов обучающимися с РАС в предметных областях с наиболее выраженными дефицитарными результатами освоения в соответствие с требованиями ФГОС ООО, и с учетом их особых образовательных потребностей. Задачи курса: формирование коммуникативной мотивации, создание положительного эмоционального настроя и доверительных отношений обучающегося с РАС с взрослыми и сверстниками; преодоление дефицитарности и специфических особенностей коммуникативного и социального взаимодействия у обучающихся с РАС, характерных для среднего школьного возраста; формирование и развитие навыков речевой коммуникации (усвоение социальных норм речевого общения, формирование правил ведения диалога и полилога); формирование и развитие навыков невербальной коммуникации (жестов, мимики и пантомимики); обучение способности ориентации на партнера по общению, умения оценивать его эмоциональное состояния; формирование и развитие инициативности в общении, умения принимать различные коммуникативные роли в общении; формирование и развитие навыков сотрудничества в группе с опорой на социально приемлемые формы поведения; содействие достижению необходимых образовательных результатов в различных предметных областях, наиболее дефицитарных для обучающегося с РАС: создание учебных ситуаций в рамках индивидуальных и подгрупповых занятий, направленных на преодоление указанных дефицитов, расширение у обучающихся с РАС возможностей формирования навыков активной переработки учебной информации и учебного материала различных предметных областей; развитие познавательной активности и мотивации к обучению у обучающихся с РАС. Коррекционный курс является обязательной частью коррекционно-развивающей области. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения. Сопровождение обучающегося с ОВЗ организуется посредством реализации следующих форм профессиональной деятельности педагога-психолога: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, организационно-методическая деятельность. 2 У обучающихся с ОВЗ сохраняются трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов. Неполноценная речевая деятельность откладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой памяти, у детей с ОВЗ снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Дети с ОВЗ достаточно критичны к своему дефекту, отсюда возникает опасность социальной дезадаптации обучающихся, особенно в подростковом возрасте. Выбор эффективных средств помощи детям, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на четком понимании причин трудностей, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ОВЗ. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социальноориентированной, конкурентоспособной, творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию. Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-логопедом, учителями предметниками), а также с родителями обучающегося, что обеспечивает комплексный подход в решении задач предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ОВЗ. Проведение коррекционноразвивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных потребностей. Программа курса направлена на развитие личности подростка, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом, формирование у обучающихся с РАС необходимых умений, которые соотносятся с достижением необходимого уровня метапредметных результатов освоения АООП, с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Это такие умения, как: развитие владения навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; развитие владения изучающим видом чтения; 3 развитие умения письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно; развитие умения выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; развитие умения подробно и сжато передавать устно, а также в письменной форме, содержание исходного текста, преимущественно предметной направленности; развитие умения представлять содержание научно-учебного текста, текста задачи в виде таблицы, схемы. Организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю. Общее количество часов на курс – 170, в том числе в 5 классе – 34 часа, в 6 классе – 34 часа, в 7 классе – 34 часа, в 8 классе – 34 часа, в 9 классе – 34 часа. Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации осуществляется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основе специальных подходов, методов и способов, учитывающих особенности подросткового возраста. При выборе форм и приемов работы необходимо опираться на ведущую деятельность подросткового возраста – общение. В ходе коррекционно-развивающего занятия педагогу-психологу важно учитывать принцип активного включения обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым деятельность, предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения, беседы, диалога. Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков саморегуляции. Содержание занятий направлено на развитие и расширение жизненных компетенций обучающегося с ОВЗ. Программа курса строится по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций обучающихся с ОВЗ в соответствии с направленностью соответствующего модуля. При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей конкретных обучающихся с ОВЗ, зачисленных на психокоррекционные занятия. За счет этого возможно формирование индивидуализированных коррекционно-развивающих программ, направленных на коррекцию и развитие дефицитарных психических функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной адаптации и развития обучающихся с ОВЗ. В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы: Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся. В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и действиями. Проводится 4 работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих целей. Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения. Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы. Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном окружении. Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Планируемые результаты освоения коррекционного курса на уровне основного общего образования В результате изучения модуля «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» обучающийся научится и будет (сможет): уметь планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости; самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности; 5 осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности, объективно оценивать собственные достижения; регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации; сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора; владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение; уметь прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена; сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих. В результате изучения модуля «Формирование личностного самоопределения» обучающийся научится и будет (сможет): демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию; иметь представление о своих личностных особенностях; иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения; оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения; оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил; выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи; ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда; иметь представления о собственных профессиональных склонностях, способностях и профессиональном потенциале; знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии; иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. В результате изучения модуля «Развитие коммуникативной деятельности» обучающийся научится и будет (сможет): владеть навыками конструктивного общения; использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социальноэмоциональному контексту ситуации; выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса, возраста, социальной роли и особенностей собеседника; владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях; конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников коммуникации; 6 критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его); находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса Диагностическое направление работы предполагает получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях и динамике развития обучающихся с ОВЗ, позволяет оценить результаты освоения коррекционно-развивающего курса обучающимися. Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся. При оценке уровня произвольной регуляции следует обращать внимание на сформированность таких показателей, как: способность к осознанному планированию своей деятельности, выдвижению и удержанию ее целей; способность определять значимые условия для осуществления деятельности; способность к самоконтролю в процессе выполнения задания и при оценке результата; способность адекватно оценивать результат своей деятельности. Также необходимо оценивать степень самостоятельности при выполнении задания, эффективность оказываемой взрослым дозированной помощи. При оценке эмоциональной сферы подростков необходимо учитывать ее общую неустойчивость и высокий уровень ситуативной тревожности, характерный для обучающихся данного возраста. Показателями особенностей развития эмоциональной сферы выступают общее эмоциональное состояние и настроение, склонность к аффективному поведению, стрессоустойчивость, уровень эмпатии, выраженность агрессивности и личностной тревожности. При определении особенностей развития личности подростков следует оценить характерологические особенности и выраженность акцентуаций характера, уровень и структуру самооценки, ценностные ориентации, иерархию потребностей личности, уровень притязаний и уровень субъективного контроля. Для выявления профессионального самоопределения личности необходимо определить общую направленность личности, профессиональные склонности и интересы, мотивы выбора профессии, профессиональный тип личности, а также тип мышления. При оценке особенностей развития коммуникативной сферы важно обращать внимание на уровень общительности, развитие коммуникативных умений, уровень коммуникативных и организаторских способностей, тип поведения в конфликте, а также учитывать явления, характерные для малой группы (социальный статус в группе сверстников, оценочные отношения членов группы, преобладающий тип отношений к окружающим). Содержание курса на уровне основного общего образования Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы, 7 результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. (с использованием цифробуквенного материала). Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений, соответствующие различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций. Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека. Знакомство с понятием уровень притязаний, связь уровня притязаний и реальных возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств достижения жизненных планов. Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально-эмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы 8 поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе. Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. Организация занятий Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ОВЗ. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося с ЗПР в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности. При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий. Тематическое планирование № Наименование разделов и тем Количество часов п/п программы Всего Контрольн Практическ ые ие работы работы/Диа гностическ ие процедуры 5 класс 1 Стартовая диагностика 2 2 2 Формирование личностного 5 самоопределения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 9 3 4 5 Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения Развитие коммуникативной деятельности Итоговая диагностика 15 10 2 2 6 класс 6 7 8 9 10 Стартовая диагностика Формирование личностного самоопределения Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения Развитие коммуникативной деятельности Итоговая диагностика 2 10 2 10 10 2 2 7 класс 11 12 13 14 15 Стартовая диагностика Формирование личностного самоопределения Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения Развитие коммуникативной деятельности Итоговая диагностика 2 10 2 10 10 2 2 8 класс 16 17 18 19 20 Стартовая диагностика Формирование личностного самоопределения Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения Развитие коммуникативной деятельности Итоговая диагностика 2 10 2 10 10 2 2 9 класс 21 22 23 24 Стартовая диагностика Формирование личностного самоопределения Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения Развитие коммуникативной деятельности 2 10 2 10 10 10 25 Итоговая диагностика 2 2 11