Коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коррекционно-развивающий курс
"Индивидуальные и групповые логопедические занятия"
для обучающихся 5-9 классов с ТНР (5.1, 5.2)

Северск

Пояснительная записка
Коррекционный курс является обязательной частью коррекционно-развивающей области
для детей с ТНР. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством фронтальных
занятий учителя-логопеда и обеспечивается системой логопедического сопровождения.
Сопровождение обучающегося с ТНР организуется посредством реализации следующих форм
профессиональной деятельности учителя-логопеда: логопедическая диагностика, коррекционноразвивающая деятельность, логопедическая
профилактика, логопедическое просвещение,
логопедическое консультирование, организационно-методическая деятельность.
Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны
взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков
саморегуляции.
Курс направлен на:
а) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой
деятельности;
б) развитие психических функций и пространственных представлений, обеспечивающих
функционирование механизмов письменной речи:
в) коррекция дисграфии и дислексии;
г) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по
разделу "Русский язык" и "Литература", а также формирование умений работать с текстами любой
направленности (в том числе гуманитарной, естественнонаучной, текстами задач и другими).
Коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия"
включает:
Диагностический этап:
обследование обучающихся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая;
изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР,
представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;
комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации
от специалистов различного профиля;
выявление симптоматики и уровня речевого развития обучающихся с ТНР;
установление этиологии, механизма, структуры речевого нарушения у обучающихся с ТНР;
анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов
коррекционной помощи обучающимся с ТНР;
Коррекционный этап.
По итогам обследования обучающиеся делятся по группам, составляются рабочие программы и
график проведения логопедических занятий.
Речевой материал, предъявляемый на коррекционно-развивающих занятиях коррелируется с
программным материалом по другим предметам, но изучается в практическом плане (без введения
терминологии) и с опережением по сравнению с изучением теории. Мониторинг эффективности
осуществляется, как правило, в конце учебного года. При необходимости мониторинг может
осуществляться в более ранние сроки при необходимости внесения изменений в рабочую
коррекционную программу обучающегося. Результаты мониторинга обсуждаются на ППк
образовательной организации, на основании решения которого решается вопрос об адекватности
выбранной программы.
Занятия по коррекционно-развивающему курсу "Индивидуальные и групповые
логопедические занятия" проводятся в форме индивидуальных, групповых и подгрупповых
занятий, направленных на формирование полноценных речемыслительных процессов,
обеспечивающих полноценную речевую деятельность обучающихся с ТНР, а также
совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения на
уровне основной общего образования.
Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально.

Ориентировочная продолжительность занятий:
групповое занятие (наполняемость от 6 до 8 человек - до 30 минут);
подгрупповое занятие (наполняемость от 2 до 6 человек - до 25 минут);
индивидуальное занятие (до 20 минут).
Коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия" ведет
учитель-логопед.
Содержание занятий направлено на развитие и расширение жизненных компетенций
обучающегося с ТНР.
Обучающийся с ТНР 5-9 классов – физическое лицо, освоившее образовательную
программу начального общего образования, достигшее по итогам ее освоения планируемых
результатов в овладении предметными, метапредметными, личностными компетенциями в
соответствии с ФГОС НОО и имеющее первичные речевые нарушения, препятствующие
освоению основной общеобразовательной программы без реализации специальных условий
обучения. Статус обучающегося с ТНР устанавливается психолого-медико-педагогической
комиссией (ПМПК). При условии компенсации нарушений во время обучения по решению ПМПК
обучающийся может быть переведен на основную программу основного общего образования.
Обучающиеся с ТНР получают образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5-9 классы).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
Основным недостатком данной группы детей, обучающихся в 5-9 классах, при первично
сохранном интеллекте и слухе продолжает оставаться недостаточность полноценной речевой
и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Это может
проявляться в виде следующих нарушений:
1) нерезко выраженное недоразвитие устной речи, как правило, осложненное органическим
поражением центральной нервной системы;
2) нарушения чтения и нарушения письма;
3) темпо-ритмические нарушения речи (заикание и др.);
4) нарушения голоса (дисфония, афония).
Проявлениями нерезко выраженного речевого недоразвития являются: недостатки
произношения звуков, незначительное сужение словарного запаса и неустойчивое использование
сложных грамматических форм и конструкций, трудности программирования и реализации
развернутых монологических высказываний, отдельные неустойчивые специфические ошибки при
чтении и на письме.
У детей отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой способностей,
ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при сформированности бытовой
коммуникации).
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются
остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических
компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений
звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных
вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду
с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие
впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне
сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
Обращает на себя внимание незаконченность процессов формирования артикулирования и
3

восприятия звуков,
отличающихся
тонкими
акустикоартикуляторными
признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в
различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции),
смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного
языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного
языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования
фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении
звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением
формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только
звукопроизношения или звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова). Такие
обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством
ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие
названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны
использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное
значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по
значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных
связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются
с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с
абстрактным значением.
Недостаточность
лексического
строя
речи
проявляется
в
специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в
нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных
слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по
русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С
одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при
сравнении правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер ошибок,
особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся
нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях,
пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на
заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей
жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в

основном, простые малоинформативные предложения.
Нарушение чтения (дислексия) проявляется в снижении скорости, недостаточной
правильности чтения (угадывающее чтение, смешение оптически сходных букв, смешение букв,
обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам гласные и согласные звуки,
пропуски слогов, аграмматизм, пропуски и повторы строк) и недостаточном понимании
прочитанного.
Основными диагностическими ошибками, свидетельствующими о нарушении письма
(дисграфии), являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих акустически и
артикуляционно сходные звуки, трудности обозначения оптически сходных графем, аграмматизм
на письме, отсутствие границ слова и предложения и т.д. Эти ошибки являются устойчивыми.
Выраженность дислексии и / или дисграфии характеризуется незначительным проявлением
всех перечисленных показателей, что в целом, однако, приводит к затруднениям в использовании
чтения и письма как метапредметных умений. Фактором, положительно влияющим на школьную
успеваемость, является рациональная и оправданная задачами обучения замена письменного
предъявления текстов (чтения) на устное (аудирование).
На фоне дефицита языковой и метаязыковой способностей, несформированности процессов
произвольной деятельности и / или незначительных отклонений в протекании высших
психических процессов в работах обучающихся обнаруживается большое количество
орфографических ошибок.
Дети, имеющие недоразвитие устной речи, нарушения письма и чтения, даже в легкой
степени выраженности, составляют группу риска по школьной неуспеваемости, в частности, по
русскому языку, литературе и другим дисциплинам, освоение которых предполагает работу с
текстовым материалом.
Низкая успеваемость приводит к появлению психологических искажений, учебному
негативизму и проблемам социализации.
Заикание - расстройство устной речи, которое без специального комплексного (медикопсихолого-логопедического) воздействия даже в лѐгкой форме может приводить к тяжелым
личностным, поведенческим изменениям. Боязнь речевой неудачи порой приводит к полному
отказу от речи (логофобия).
Ранее редуцированное заикание может в подростковом возрасте вновь дать о себе знать и
без специальной работы закрепиться и усилиться. Это детерминирует психологический
дискомфорт в условиях обучения в школьном коллективе и, как следствие, социальную
дезадаптацию, различные формы деструктивного поведения.
Вариант 5.1 рекомендован для детей с заиканием, проявляющимся в запинках судорожного
характера, не препятствующих эффективной коммуникации или влияющих на ее эффективность в
отдельных ситуациях общения. Следует, однако, иметь в виду, что стрессовые ситуации могут
провоцировать ухудшение состояния речи обучающихся. Это требует специального внимания к
организации процедур текущего контроля и аттестации обучающихся.
Нарушения голоса, выражающиеся в изменениях (дисфония) резонанса (гипо- и
гиперназальность), высоты основного тона, силы голоса, тембра голоса (осиплость или
охриплость) вплоть до полного его отсутствия (афония). Голос, являясь одним из компонентов
речи, обеспечивает се слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его
нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, развитие речи, проявляются как в
информативно-коммуникативных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка,
что приобретает особую значимость в подростковом возрасте в период мутации. Важным является
создание правильного голосового режима и соблюдение гигиены голоса в процессе обучения.
5

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ТНР определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов –
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная
программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Во всех перечисленных случаях при отсутствии коррекционной работы и отлаженного
взаимодействия учителей-предметников с учителем-логопедом происходит нарастание
трудностей.
Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами
сопровождения (педагогом-психологом, учителями предметниками), а также с родителями
обучающегося,
что
обеспечивает
комплексный
подход
в
решении
задач
предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ТНР. Проведение коррекционноразвивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных возможностей
психофизического развития обучающихся с ТНР 5-9 классов посредством индивидуализации
содержания курса с учетом их особых образовательных потребностей.
Организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение фронтальных
занятий продолжительностью 30 минут и периодичностью 1 раз в неделю.
Общее количество часов на курс – 170, в том числе в 5 классе – 34 часа, в 6 классе – 34
часа, в 7 классе – 34 часа, в 8 классе – 34 часа, в 9 классе – 34 часа.
Цель курса - создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР (5.1) в
освоении адаптированной
основной образовательной
программы основного общего
образования, преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений
координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе
интеграции движений, музыки и речи.
Задачи коррекционного курса:
- развивать общую, тонкую и артикуляторную моторику;
- развивать дыхание и голос;
-развивать восприятие, различение и воспроизведение ритмов, реализующихся в различном темпе;
- воспитывать координацию речи с темпом и ритмом музыки, умение сочетать систему движений
(речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма;
- формировать умение вносить коррективы в характер выполняемых движений в соответствии с
заданной установкой (с характером темпа и ритма музыкального произведения);
- корректировать речевые нарушения средствами логопедической ритмики.
Коррекция трудностей речевого развития и социальной адаптации осуществляется с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР на основе специальных
коррекционных курсов с использованием подходов, методов и способов, учитывающих
особенности подросткового возраста и направленных на преодоление дефицитарности неречевых
и речевых расстройств в синдроме речевой патологии.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР
относятся:
 выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со
специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе
обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;




























организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед
началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного,
начального и общего школьного образования и воспитания, ориентированных на
нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося
и степени выраженности его речевого недоразвития;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как
через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных
курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе
обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями
и коррекции этих нарушений;
координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в
процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации
первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной
деятельности, соматического здоровья;
возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости
коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
Соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний), необходимых
при выполнении обучающимися с ТНР текущих и итоговых работ, адаптация (в
соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и
иллюстративного материала, а также увеличение времени на их выполнение: время может
быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся,
не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ТНР;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов,
исходя из механизма речевого дефекта;
применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на
речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных
контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные
стратегии и тактики;
психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
7

коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с
родителями.
Помимо выполнения всех коррекционных логопедических программ и курсов особое
внимание следует уделить организации и проведению классных и внеклассных мероприятий,
обеспечивающих реализацию различных видов коррекционного воздействия на речевые
процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью обучающихся с ТНР. В
процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны взрослого,
обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков саморегуляции.
Содержание занятий курса направлено на развитие и расширение жизненных компетенций
обучающегося с ТНР.
Программа курса строится по модульному принципу и предусматривает гибкость
содержательного наполнения модулей и конкретных тем.
Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в
определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на
развитие дефицитарных речевых функций обучающихся с ТНР в соответствии с направленностью
соответствующего модуля.
При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение конкретных
тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей конкретных обучающихся с ТНР, зачисленных на логопедические коррекционные
занятия. За счет этого возможно формирование индивидуализированных коррекционноразвивающих программ, направленных на коррекцию и развитие дефицитарных речевых функций,
профилактику возникновения новых нарушений в речевом развитии, оптимизацию социальной
адаптации и развития обучающихся с ТНР.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и
разделы программы:
Модуль 1 «Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов» состоит из
разделов: «Развитие слухового восприятия», «Развитие внимания и памяти», «Регуляция
мышечного тонуса», «Развитие движений», «Развитие чувства музыкального размера (метра)»,
«Развитие чувства музыкального темпа», «Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма
в движении» и направлен на воспитание и коррекцию неречевых процессов у обучающихся с
ТНР: развитие общей моторики; согласованности между движениями, словами и музыкой;
фонематического и музыкального слуха, ритма; развитие слухового и зрительного внимания,
памяти; оптикопространственных представлений; сукцессивных и симультанных процессов;
артикуляторного праксиса.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять
собственным телом, подчинять его заданному темпу и ритму, сочетать слово, действие, музыку.
Проводится работа над способностью работать в паре, в группе. самостоятельно выполнять
действия по усвоенной программе.
Модуль 2 «Развитие речи и коррекция речевых нарушений» состоит из разделов:
«Развитие дыхания и голоса», «Развитие фонематического восприятия», «Развитие темпа и ритма
речи», «Развитие просодической стороны речи» и направлен на развитие чувства ритмизации
окружающей жизни; развитие речи и коррекцию речевых нарушений (формирование
оптимального для речи типа физиологического дыхания и на его основе – речевого дыхания с
воспитанием его объема, плавности, ритмичности, продолжительности; коррекция нарушений
голосообразования; темпа, ритма, интонационного оформления речи, паузации, обучение умению
правильно использовать логическое и словесно-фразовое ударение; развитие фонематического

восприятия; коррекция речевых нарушений в зависимости от механизма, структуры речевого
дефекта и методических подходов к их преодолению).
Все логоритмические упражнения обеспечивают нормализацию речевого дыхания,
формирование умений произвольно изменять акустические характеристики голоса параллельно с
формированием правильного произношения звуков; координированную работу дыхательной,
голосовой и артикуляторной мускулатуры; выражение эмоций разнообразными просодическими
средствами.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса на уровне основного
общего образования
В результате изучения модуля «Развитие, воспитание и коррекция неречевых
процессов» обучающийся научится и будет (сможет):

воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры, как простые
(неакцентированные), так и акцентированные;

правильно воспроизводить акцентно-ритмическую, звукослоговую структуру слова;

дифференцировать звучания различных по высоте источников звука самостоятельно
определять цели и задачи собственной деятельности;

удерживать в памяти и воспроизводить заданный ряд последовательных движений,
сохраняя двигательную программу, результативно пользоваться всеми видами памяти:
зрительной, слуховой, двигательной;

расслаблять
и
напрягать определѐнные
группы
мышц
по
контрасту
с
напряжением/расслаблением и по представлению; регулировать мышечный тонус,
обеспечивающий произвольное управление движениями общескелетной/артикуляторной
мускулатуры: мышц стоп, спины, живота, плечевого пояса, ног, артикуляторного аппарата.

пользоваться различными видами ходьбы; владеть статической и динамической
координацией общих/ручных/артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения
последовательно и одновременно организованных движений); пространственно-временной
организацией двигательного акта;

прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы,
давать на них ответную реакцию движением; воспринимать неожиданный, метрический
(равномерно повторяющийся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на
него (переход на другое движение, прекращение или поочередное выполнение движения и т.п.).

воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых
движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, построения,
перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами); умение чувствовать темп
музыкального произведения с целью его соотнесения темпом речи;

воспринимать, усваивать и воспроизводить ритмический рисунок на инструментах (бубен,
маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук
и т.п.).
В результате изучения модуля «Развитие речи и коррекция речевых нарушений»
обучающийся научится и будет (сможет):
 владеть оптимальным для речи типом физиологического дыхания (смешаннодиафрагмального) и на его основе – продолжительным плавным речевым выдохом;
произносить различный речевой материал на выдохе (гласных, глухих согласных звуков,
их сочетаний, двух- трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами, фраз) с учетом
параметров движения: интенсивности (характеризующей динамический компонент
9

артикуляции), напряженности (характеризующей степень напряжения различных мышц,
участвующих в артикуляции), длительности;
 удлинять выдох приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на
выдохе, постепенного распространения фразы.
 использовать темп и ритм дыхания в процессе двигательных упражнений сначала без речи
с музыкальным сопровождением (что обеспечивает музыкально-ритмические стимуляции),
затем с речью;
 менять высоту, силу голоса, управлять и регулировать тембр и модуляцию голоса.
 произносить/пропевать под музыку речевой материал, насыщенный оппозиционными
звуками.
 владеть слоговой/акцентной структурой слова, словесным ударением, ориентироваться на
ритмическую основу слогов, слов и фраз на основе формирования чувства ритма
(музыкального и двигательного), участвовать в двигательных инсценировках
стихотворений в которых движения согласуются со словом, а речевой материал
обеспечивает автоматизацию и дифференциацию звуков, обогащение лексического
словаря;
 уметь оформлять речь с точки зрения просодики: мелодика, темп, ритм, акцент, интонация,
(логическое
ударение),
паузация;
сопровождать
высказывания
различных
коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная
интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная,
побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером
музыки
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы
коррекционно-развивающего курса
Диагностическое направление работы предполагает получение своевременной информации
об индивидуально-психологических особенностях и динамике речевого и неречевого развития
обучающихся с ТНР, позволяет оценить результаты освоения коррекционно-развивающего курса
обучающимися в начале учебного года, после получения НОО, а также на конец учебного года.
Диагностика проводится с использованием стандартизированных диагностических методик,
наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.
При оценке уровня развития неречевых процессов следует обращать внимание на
сформированность таких показателей, как: умение воспринимать и воспроизводить различные
ритмические структуры, соблюдать координацию движений, воспринимать и различать темп
музыки с целью его согласования с темпом простых и сложных движений выдвижению и
удержанию ее целей; способность определять значимые условия для осуществления деятельности;
способность к самоконтролю в процессе выполнения задания и при оценке результата;
способность адекватно оценивать результат своей деятельности. Также необходимо оценивать
степень самостоятельности при выполнении задания, эффективность оказываемой взрослым
дозированной помощи.
При оценке уровня развития речи подростков необходимо учитывать ещѐ сохранившиеся
речевые нарушения: дефектно произносимые как отдельные звуки, так и группы звуков,
искажение слоговой структуры слов, аграмматизмы, в ходе занятий по логоритмике следует
продолжить работу над коррекцией проблемных звуков (автоматизацией), слоговой структуры
слов, над лексико-грамматическим строем языка.
Содержание курса на уровне основного общего образования
Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов.

Развитие слухового восприятия. Формирование ритмического, гармонического, мелодического
(звуковысотного), тембрового, динамического слуха. Восприятие и воспроизведение различных
ритмических структур, как простых (неакцентированных), так и акцентированных, с целью
развития слухомоторных дифференцировок, сукцессивных функций рядовосприятия и
рядовоспроизведения; развитие межанализаторного взаимодействия (слухозрительных, слуходвигательных, зрительно-двигательных связей); создание предпосылок для усвоения словесного
ударения, правильного воспроизведения акцентно-ритмической, звукослоговой структуры слова;
дифференциация звучания различных по высоте источников звука (звучащие колокольчики,
поставленный вертикально металлофон и др.), различных по силе и характеру звучания
источников звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты). Развитие слухового
восприятия как основы формирования фонематического восприятия.
Развитие внимания и памяти. Формирование концентрации (устойчивости), объема,
переключения и распределения внимания; быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые
сигналы; способности распределять внимание между сигналами
различной модальности.
Обучение умению сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Развитие качеств всех видов
памяти: зрительной, слуховой, двигательной; умения удерживать в памяти и воспроизводить
заданный ряд последовательных движений, сохраняя двигательную программу.
Регуляция мышечного тонуса. Развитие умения расслаблять и напрягать определѐнные группы
мышц по контрасту с напряжением/расслаблением и по представлению. Формирование умений
регулировать мышечный тонус, обеспечивающих произвольное управление движениями
общескелетной/артикуляторной мускулатуры. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого
пояса, ног, артикуляторного аппарата.
Развитие движений. На фоне нормализации мышечного тонуса развитие всех параметров
общих/ручных/артикуляторных движений. Обучение различным видам ходьбы; формирование
статической и динамической координации общих/ручных/артикуляторных и мимических
движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений);
пространственно-временной организации двигательного акта. Все движения выполняются
ритмично, под счет или в соответствии с определенным акцентом в музыке.
Развитие чувства музыкального размера (метра). Усвоение понятия об акценте как ударном
моменте в звучании. Умение прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне
звучания равной силы, давать на них ответную реакцию движением. Умение воспринимать
неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акцент и
соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или
поочередное выполнение движения и т.п.).
Развитие чувства музыкального темпа. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей
работы над темпом речи. Восприятие и различение темпа музыки с целью его согласования с
темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег,
построения, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). Умение
чувствовать темп музыкального произведения с целью его соотнесения темпом речи.
Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении. Чувство музыкального
ритма и ритма в движении как основа дальнейшей работы по формированию ритма речи.
Основные сенсорные компоненты чувства музыкального ритма: отношения длительности звуков и
пауз, лежащих в основе ритмического рисунка; отношения акцентированных и
11

неакцентированных звуковых элементов, составляющих основу музыкального метра;
скорость следования опорных звуков, определяющая музыкальный темп. Восприятие, усвоение, и
воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в движении
(хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
Развитие речи и коррекция речевых нарушений
Развитие дыхания и голоса. Развитие дыхания и голоса проводится в соответствии с этапами
коррекционно-логопедической работы и решает задачу нормализации деятельности
периферических отделов речевого аппарата, создает предпосылки для формирования четкой
дикции. Формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания (смешаннодиафрагмального) и на его основе – продолжительного плавного речевого выдоха. Статические
дыхательные упражнения, обеспечивающие дифференциацию носового и ротового дыхания,
подготавливающие речеголосовой аппарат к ощущению правильного резонирования и создающие
необходимые условия для развития фонационного дыхания. Динамические дыхательные
упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы), обеспечивающие навыки
полного смешаннодиафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время
вдоха и выдоха и способствующие снятию голосовой зажатости. Произнесение различного
речевого материала на выдохе (гласных, глухих согласных звуков, их сочетаний, двухтрехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами, фраз) с учетом параметров движения:
интенсивности (характеризующей динамический компонент артикуляции), напряженности
(характеризующей степень напряжения различных мышц, участвующих в артикуляции),
длительности.
Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на
выдохе, постепенного распространения фразы. При этом учитываются физиологические
возможности обучающихся с ТНР.
Развитие темпа и ритма дыхания в процессе двигательных упражнений сначала без речи с
музыкальным сопровождением (что обеспечивает музыкально-ритмические стимуляции), затем с
речью. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в
которой без труда различаются ритмические удары (акценты).
Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса. Голосовые (ортофонические) упражнения как
средство выработки координированной работы речевой мускулатуры. Мелодекламация и чтение
стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения. Специфика содержания
работы по формированию дыхания, голоса, звукопроизношения определяется с учетом механизма
речевой патологии.
Развитие фонематического восприятия. Подготовительные упражнения: восприятие и анализ
музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. Произношение/пропевание
под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками.
Развитие темпа и ритма речи. Ритмическая основа речи, обеспечивающая овладение
слоговой/акцентной структурой слова, словесным ударением. Ориентация на ритмическую основу
слогов, слов и фраз на основе формирования чувства ритма (музыкального и двигательного).
Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее
характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами:
флажками, лентами, платочками, мячами). Счетные упражнения, обеспечивающие соблюдение
двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся
в качестве сигнала для выполнения движений. Двигательные инсценировки стихотворений, песни-

пляски, в которых движения согласуются со словом, а речевой материал обеспечивает
автоматизацию и дифференциацию звуков, обогащение лексикона, развитие грамматического
строя речи.
Развитие просодической стороны речи. Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм,
акцент (логическое ударение), паузация. Развитие просодии на основе воспитанных характеристик
речевого дыхания, темпоритмической организации движений, звуковысотных, динамических
изменений, речевого слуха, обеспечивающего способность точно распознавать интонации,
устанавливать связь интонационных средств со смыслом высказывания. Организация и уточнение
семантической стороны речи, лексического значения слов. Сопровождение высказываний
различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное,
вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова,
восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с
характером музыки.
Занятия включают следующие виды деятельности:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются
вводными и заключительными. Они формируют четкую координацию движений рук и ног,
улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия левостороннего и
правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое
внимание.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и
напрягать определенные группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости
движений.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над артикуляцией позволяет
уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ,
способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Для детей, имеющих речевые нарушения,
особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм
выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-100. Чаще всего счетные
упражнения – это разнообразные считалки.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание
стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих
упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет
совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
7. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка
чувство музыкального ритма в движении.
8. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того чтобы на основе музыкального
темпа работать над темпом речи.
9. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает
дикцию и координирует слух и голос.
10. Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает
внимание, память и пр.
11. Пальчиковые игры. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с
мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами. Науке давно известно, развитие
13

подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую
моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
12. Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и
артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
13. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей,
переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без
нее, под счет.
14. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это
различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха
невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться
различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на
развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по
звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных
звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения
заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
15. Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по
исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются
упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия,
артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется.
Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.
Все перечисленные виды деятельности делятся на две большие группы:
А) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация
движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства
музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов);
Б) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие
артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием
фонематического слуха).

Личностные

Метапредметные

Контроль

Элементы
содержания

часов

Планируемые результаты курса
Количество

Тематический
раздел

Тематическое планирование

5 класс
Стартовая
диагностика

2

Оценка уровня
развития
неречевых
процессов.

Развитие,
воспитание
и
коррекция
неречевых

10

- Развитие
слухового
восприятия;
- Развитие
внимания и

Диагностический
комплекс.

- Осознание языка
как основного
средства
человеческого
общения;

- Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи решения

- Оценка уровня
состояния
речевого
дыхания;
- Оценка уровня

процессов.

памяти;
- Регуляция
мышечного
тонуса;
- Развитие
движений
- Развитие
чувства
музыкального
размера (метра);
- Развитие
чувства
музыкального
темпа;
- Развитие
чувства
музыкального
ритма и чувства
ритма в
движении.

- Понимание того,
что правильная
устная есть
показатель
индивидуальной
культуры человека;
- Способность к
самооценке на
основе наблюдения
за собственной
речью и
движениями;
-Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его
органичном
единстве природной
и социальной
частей;
- Способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных
ролей;
-Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
- Развитие
этических чувств,
доброжелательности
и эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей;
- Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях;
- Владение
навыками

типовых учебных
практических
задач,
коллективного
поиска средств их
осуществления;
-Формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации;
- Определение
наиболее
эффективных
способов
достижения
результата.

чувства ритма,
темпа;
- Оценка уровня
состояния
общей, мелкой
моторики.

15

Развитие
речи и
коррекция
речевых
нарушений.

20

- Развитие
дыхания и
голоса;- Развитие
фонематического
восприятия; Развитие темпа и
ритма речи;
- Развитие
просодической
стороны речи.

коммуникации и
принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия.
- Умение
коммуницировать,
договариваться с
партнѐром (работа
в паре, группе);
-Формирование
уважительного
отношения к иному
мнению;
- Определение
общей цели и путей
ее достижения;
-Умение
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности,
адекватно оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих;
- Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством учета
интересов сторон и
сотрудничества;
-Формирование и
развитие социально
значимых мотивов
учебной
деятельности;
- Осознание себя
как гражданина
России,
-Формирование
чувства гордости за
свою Родину;
- Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в

- Овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий и
причинноследственных
связей, построения
рассуждений,
отнесения к
известным
понятиям на
уровне,
соответствующем
индивидуальным
возможностям.

- Оценка уровня
состояния
артикуляционной
моторики;
- Оценка уровня
чувства темпа,
ритма;
- Оценка уровня
согласованности
движения и
устной речи.

повседневной
жизни.
Итоговая
диагностика

2

Оценка динамики
развития чувства
темпа- ритма,
согласованности
речи и движения.

Выполнение
практической
работы.

6 класс
Стартовая
диагностика

2

Развитие,
воспитание
и
коррекция
неречевых
процессов.

10

Оценка уровня
развития
неречевых
процессов.
- Развитие
слухового
восприятия;
- Развитие
внимания и
памяти;
- Регуляция
мышечного
тонуса;
- Развитие
движений;
- Развитие
чувства
музыкального
размера (метра);
- Развитие
чувства
музыкального
темпа;
- Развитие
чувства
музыкального
ритма и чувства
ритма в
движении.

Диагностический
комплекс.
- Осознание языка
как основного
средства
человеческого
общения;
- Понимание того,
что правильная
устная есть
показатель
индивидуальной
культуры человека;
- Способность к
самооценке на
основе наблюдения
за собственной
речью и
движениями;
-Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве
природной и
социальной частей;
- Овладение
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемсяи
развивающемся
мире;
- способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,

- формирование
умения понимать
причины успеха
(неуспеха) учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать даже в
ситуациях
неуспеха;
- использование
речевых средств и
средств
информационных и
коммуникационных
технологий (далее ИКТ) для решения
коммуникативных
и познавательных
задач;
- готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством учета
интересов сторон и
сотрудничества.

- Оценка уровня
состояния
речевого
дыхания.
- Оценка уровня
чувства ритма,
темпа.
- Оценка уровня
состояния
общей, мелкой
моторики.

17

Развитие
речи и
коррекция
речевых
нарушений.

20

- Развитие
дыхания и голоса.
- Развитие
фонематического
восприятия.
- Развитие темпа
и ритма речи.
- Развитие
просодической
стороны речи.

Итоговая
диагностика

2

Оценка динамики
уровня развития
чувства темпаритма,
согласованности
речи и движения.

принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных ролей.
-Формирование
уважительного
отношения к иному
мнению;
-Формирование и
развитие социально
значимых мотивов
учебной
деятельности;
- Осознание себя
как гражданина
России,
формирование
чувства гордости за
свою Родину;
- Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной
жизни.

- Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных
практических
задач,
коллективного
поиска средств их
осуществления
Формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации; - --Определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;

- Оценка уровня
состояния
артикуляционной
моторики.
- Оценка уровня
чувства темпа,
ритма.
- Оценка уровня
согласованности
движения и
устной речи

Выполнение
практической
работы.

7 класс
Стартовая
диагностика

2

Оценка уровня
развития
неречевых
процессов.

Развитие,
воспитание
и
коррекция
неречевых
процессов.

10

- Развитие
слухового
восприятия.
- Развитие
внимания и
памяти
- Регуляция
мышечного
тонуса.

Диагностический
комплекс.

- Осознание языка
как основного
средства
человеческого
общения.
- Понимание того,
что правильная
устная есть
показатель

- Формирование
умения понимать
причины успеха
(неуспеха) учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать даже в
ситуациях

- Оценка уровня
состояния
речевого
дыхания.
- Оценка уровня
чувства ритма,
темпа.
- Оценка уровня
состояния

Развитие
речи и
коррекция
речевых
нарушений.

20

- Развитие
движений
- Развитие
чувства
музыкального
размера (метра).
- Развитие
чувства
музыкального
темпа.
- Развитие
чувства
музыкального
ритма и чувства
ритма в
движении.

индивидуальной
культуры человека.
- Способность к
самооценке на
основе наблюдения
за собственной
речью и
движениями.
- Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством учета
интересов сторон и
сотрудничества.

неуспеха;
общей, мелкой
-Использование
моторики.
речевых средств и
средств
информационных и
коммуникационных
технологий (далее ИКТ) для решения
коммуникативных
и познавательных
задач.

- Развитие
речевого
физиологического
дыхания и голоса.

-Формирование
уважительного
отношения к иному
мнению;
-Осознание себя как
гражданина России,
формирование
чувства гордости за
свою Родину;
- Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной
жизни.

- Формирование и
развитие социально
значимых мотивов
учебной
деятельности;
- Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных
практических
задач,
коллективного
поиска средств их
осуществления;
- Формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;

- Развитие
фонематического
слуха и
восприятия.
- Развитие темпа
и ритма речи.
- Развитие
просодической
стороны речи.

- Оценка уровня
состояния
артикуляционной
моторики.
- Оценка уровня
чувства темпа,
ритма.
- Оценка уровня
согласованности
движения и
устной речи.

19

- овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации.
Итоговая
диагностика

2

Оценка динамики
уровня развития
чувства темпаритма,
согласованности
речи и движения.

Выполнение
практической
работы.

8 класс
Стартовая
диагностика

2

Оценка уровня
развития
неречевых
процессов.

Развитие,
воспитание
и
коррекция
неречевых
процессов.

10

- Развитие
слухового
восприятия.
- Развитие
внимания и
памяти
- Регуляция
мышечного
тонуса.
- Развитие
движений
- Развитие
чувства
музыкального
размера (метра).
- Развитие
чувства
музыкального
темпа.
- Развитие
чувства
музыкального
ритма и чувства
ритма в
движении.

Диагностический
комплекс.

- Осознание языка
как основного
средства
человеческого
общения.
- Понимание того,
что правильная
устная есть
показатель
индивидуальной
культуры человека.
- Способность к
самооценке на
основе наблюдения
за собственной
речью и
движениями.
- Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством учета
интересов сторон и
сотрудничества.
- Способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей

- Формирование
умения понимать
причины успеха
(неуспеха) учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать даже в
ситуациях
неуспеха;
-Использование
речевых средств и
средств
информационных и
коммуникационных
технологий (далее ИКТ) для решения
коммуникативных
и познавательных
задач.

- Оценка уровня
состояния
речевого
дыхания.
- Оценка уровня
чувства ритма,
темпа.
- Оценка уровня
состояния
общей, мелкой
моторики.

Развитие
речи и
коррекция
речевых
нарушений.

Итоговая
диагностика

20

- Развитие
речевого
физиологического
дыхания и голоса.
- Развитие
фонематического
слуха и
восприятия.
- Развитие темпа
и ритма речи.
- Развитие
просодической
стороны речи.

2

и социальных ролей.
-Формирование
уважительного
отношения к иному
мнению;
-Осознание себя как
гражданина России,
формирование
чувства гордости за
свою Родину;
- Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной
жизни.

Оценка динамики
уровня развития
чувства темпаритма,
согласованности
речи и движения.

- Формирование и
развитие социально
значимых мотивов
учебной
деятельности;
- Овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных
практических
задач,
коллективного
поиска средств их
осуществления;
- Формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
- овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации.

- Оценка уровня
состояния
артикуляционной
моторики.
- Оценка уровня
чувства темпа,
ритма.
- Оценка уровня
согласованности
движения и
устной речи.

Выполнение
практической
работы.

9 класс
21

Стартовая
диагностика

2

Оценка уровня
развития
неречевых
процессов.

Развитие,
воспитание
и
коррекция
неречевых
процессов.

10

- Развитие
слухового
восприятия.
- Развитие
внимания и
памяти
- Регуляция
мышечного
тонуса.
- Развитие
движений
- Развитие
чувства
музыкального
размера (метра).
- Развитие
чувства
музыкального
темпа.
- Развитие
чувства
музыкального
ритма и чувства
ритма в
движении.

Развитие
речи и
коррекция
речевых
нарушений.

20

- Осознание языка
как основного
средства
человеческого
общения.
- Понимание того,
что правильная
устная есть
показатель
индивидуальной
культуры человека.
- Способность к
самооценке на
основе наблюдения
за собственной
речью и
движениями.
- Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве
природной и
социальной частей;
- Овладение
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемсяи
развивающемся
мире;
- Способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных ролей.
- Развитие
- Осознание языка
как основного
речевого
физиологического средства
дыхания и голоса. человеческого
общения.
- Развитие
- Понимание того,
фонематического что правильная
слуха и

Диагностический
комплекс.

-Формирование
умения понимать
причины успеха
(неуспеха) учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать даже в
ситуациях
неуспеха;
-Использование
речевых средств и
средств
информационных и
коммуникационных
технологий (далее ИКТ) для решения
коммуникативных
и познавательных
задач;
-Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством учета
интересов сторон и
сотрудничества.

- Оценка уровня
состояния
речевого
дыхания.
- Оценка уровня
чувства ритма,
темпа.
- Оценка уровня
состояния
общей, мелкой
моторики.

- Определение
общей цели и путей
ее достижения;
умение
договариваться о
распределении
функций и ролей в

- Оценка уровня
состояния
артикуляционной
моторики.
- Оценка уровня
чувства темпа,

восприятия.
- Развитие темпа
и ритма речи.
- Развитие
просодической
стороны речи.

устная есть
показатель
индивидуальной
культуры человека.
- Способность к
самооценке на
основе наблюдения
за собственной
речью и
движениями.
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его
органичном
единстве природной
и
социальной
частей;
-Способность
к
осмыслению
социального
окружения, своего
места
в
нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и
социальных
ролей;
-Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
- Развитие
этических чувств,
доброжелательности
и эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей;
развитие
навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками
в
разных социальных
ситуациях;
-Владение навыками
коммуникации
и
принятыми

совместной
деятельности;
- Осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих;
- Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством учета
интересов сторон и
сотрудничества.

ритма.
- Оценка уровня
согласованности
движения и
устной речи.

23

ритуалами
социального
взаимодействия.
Итоговая
диагностика

2

Оценка уровня
развития
неречевых
процессов.

Выполнение
практической
работы.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и
могут определяться индивидуальными программами развития детей с ТНР.
Достижения обучающихся с ТНР рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных
достижений, а не в сравнении с возможностями и успеваемостью учащихся класса. Это может
быть накопительная оценка собственных достижений ребенка. В результате осуществления
полного комплекса коррекционной программы у обучающихся должен быть достигнут уровень
сформированности устной и письменной речи, соответствующий возрастному уровню, или
сохраняться минимизированные проявления дефектов устной и письменной речи до уровня,
позволяющего освоить базовый объем знаний и умений обучающихся в области
общеобразовательной подготовки.
Поурочное планирование курса
№
п/п
1

Тема раздела и /или тема урока

Кол-во часов

Стартовая диагностика

2

Развитие, воспитание и коррекция
неречевых процессов.
Развитие слухового восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Регуляция мышечного тонуса.
Развитие движений.

10

2

3.1

Развитие чувства музыкального размера
(метра).
Развитие чувства музыкального темпа.
Развитие чувства музыкального ритма и
чувства ритма в движении.
Развитие речи и коррекция речевых
нарушений
Развитие дыхания и голоса.

3.2

Развитие фонематического восприятия.

2
2.1
2.2
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
3

1
1
1
2

1
2
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Примечание

3.3

Развитие темпа и ритма речи.

3.4.

Развитие просодической стороны речи.

5

Итоговая диагностика

1
1
1
1
1
1
1
1
2

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».