Коррекционно-развивающий курс "Развитие учебно-познавательной деятельности"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Коррекционно-развивающий курс
«Развитие учебно-познавательной деятельности»
для обучающихся 5 – 9 классов

Северск
1

Пояснительная записка
Коррекционно-развивающий курс «Развитие учебно-познавательной деятельности» обучающихся с
ТНР является обязательной частью коррекционно-развивающей области. Курс реализуется в рамках
внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий
педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения.
Сопровождение обучающегося с ТНР организуется посредством реализации следующих форм
профессиональной деятельности педагога-психолога: психологическая диагностика, коррекционноразвивающая деятельность, психологическая профилактика, психологическое просвещение,
психологическое консультирование, организационно-методическая деятельность.
У обучающихся с ТНР сохраняются трудности и замедленный темп развития отдельных
познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна
общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций.
Адаптивные ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает
трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.
Неполноценная речевая деятельность откладывает отпечаток на формирование у детей
сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная
устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно
сохранной смысловой памяти, у детей с ТНР снижена вербальная память, страдает продуктивность
запоминания.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития
обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными
предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети отстают в
развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают
анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще некоторое отставание в
развитии двигательной сферы.
Дети с ТНР достаточно критичны к своему дефекту, отсюда возникает опасность социальной
дезадаптации обучающихся, особенно в подростковом возрасте.
Выбор эффективных средств помощи детям, повышающих возможности их обучения и
возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на четком понимании причин
трудностей, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые
могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях его
жизнедеятельности.
Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление
трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы,
коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ТНР. В
ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социальноориентированной, конкурентоспособной, творческой личности, способной к самоопределению,
саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами
сопровождения (учителем-логопедом, учителями предметниками), а также с родителями
обучающегося,
что
обеспечивает
комплексный
подход
в
решении
задач
предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ТНР. Проведение коррекционноразвивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных возможностей
психофизического развития обучающихся с ТНР посредством индивидуализации содержания курса
с учетом их особых образовательных потребностей.
2

Программа курса направлена на развитие личности подростка, его коммуникативных и
социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в
подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в
неделю.
Общее количество часов на курс – 170, в том числе в 5 классе – 34 часа, в 6 классе – 34 часа, в
7 классе – 34 часа, в 8 классе – 34 часа, в 9 классе – 34 часа.
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной,
коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление
трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:

Формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов.

Коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и
поведения, формирование навыков самоконтроля.

Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.

Развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного
«образа Я».

Развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков
сотрудничества.

Стимулирование интереса к себе и социальному окружению.

Развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми.

Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.

Становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации осуществляется с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР на основе специальных
подходов, методов и способов, учитывающих особенности подросткового возраста. При выборе
форм и приемов работы необходимо опираться на ведущую деятельность подросткового возраста –
общение. В ходе коррекционно-развивающего занятия педагогу-психологу важно учитывать
принцип активного включения обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым
деятельность, предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения, беседы,
диалога. Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны
взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков
саморегуляции.
Содержание занятий направлено на развитие и расширение жизненных компетенций
обучающегося с ТНР.
Программа курса строится по модульному принципу и предусматривает гибкость
содержательного наполнения модулей и конкретных тем.
Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в
определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на
развитие дефицитарных психических функций обучающихся с ТНР в соответствии с
направленностью соответствующего модуля.
При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение конкретных
тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей конкретных обучающихся с ТНР, зачисленных на психокоррекционные занятия. За
счет этого возможно формирование индивидуализированных коррекционно-развивающих программ,
3

направленных на коррекцию и развитие дефицитарных психических функций, профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной адаптации и развития
обучающихся с ТНР.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и
разделы программы:
Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит
из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции
эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование произвольной
регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у
обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять
собственными психологическими состояниями, а также поступками и действиями. Проводится
работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе,
самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал.
Также большое внимание уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального
реагирования. Формируется способность управлять, понимать и различать чужие эмоциональные
состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых
позициях, развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить,
адекватные средства достижения этих целей.
Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие
личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на
осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное
отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального
самоопределения и обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия
общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные
ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. В
ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя
как социального субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других
людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события,
выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие
коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков
личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном
окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной
ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения,
способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных
статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в
подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и невербальной
экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения,
динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения.
Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в
конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому поведению. В ходе
коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного
взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих
4

стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных
ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный
контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях
конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной деятельности, эффективно
взаимодействовать с социальным окружением.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса на уровне основного общего
образования
В результате изучения модуля «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения» обучающийся научится и будет (сможет):

уметь планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать
свои действия при необходимости;

самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности;

осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности, объективно
оценивать собственные достижения;

регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в
соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;

сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации
возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора;

владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь
минимизировать волнение;

уметь прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения,
при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой
ситуации экзамена;

сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного
воздействия со стороны окружающих.
В результате изучения модуля «Формирование личностного самоопределения»
обучающийся научится и будет (сможет):

демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;

иметь представление о своих личностных особенностях;

иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях
поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения;

оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения;

оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил;

выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие
последовательность целей и задач в их взаимосвязи;

ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую
характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;

иметь представления о собственных профессиональных склонностях, способностях и
профессиональном потенциале;

знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной
пригодности при выборе будущей профессии;

иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального
образования и будущей профессиональной деятельности;

5


с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов.
В результате изучения модуля «Развитие коммуникативной деятельности» обучающийся
научится и будет (сможет):

владеть навыками конструктивного общения;

использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социальноэмоциональному контексту ситуации;

выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса, возраста,
социальной роли и особенностей собеседника;

владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных
ситуациях;

конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников коммуникации;

критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно
таково) и корректировать его;

самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве
(ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат
общей деятельности и достигать его);

находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования
позиций и учета интересов участников группы.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы
коррекционно-развивающего курса
Диагностическое направление работы предполагает получение своевременной информации
об индивидуально-психологических особенностях и динамике развития обучающихся с ТНР,
позволяет оценить результаты освоения коррекционно-развивающего курса обучающимися.
Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик,
анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности
обучающихся.
При оценке уровня произвольной регуляции следует обращать внимание на
сформированность таких показателей, как: способность к осознанному планированию своей
деятельности, выдвижению и удержанию ее целей; способность определять значимые условия для
осуществления деятельности; способность к самоконтролю в процессе выполнения задания и при
оценке результата; способность адекватно оценивать результат своей деятельности. Также
необходимо оценивать степень самостоятельности при выполнении задания, эффективность
оказываемой взрослым дозированной помощи.
При оценке эмоциональной сферы подростков необходимо учитывать ее общую
неустойчивость и высокий уровень ситуативной тревожности, характерный для обучающихся
данного возраста. Показателями особенностей развития эмоциональной сферы выступают общее
эмоциональное состояние и настроение,
склонность
к аффективному поведению,
стрессоустойчивость, уровень эмпатии, выраженность агрессивности и личностной тревожности.
При определении особенностей развития личности подростков следует оценить
характерологические особенности и выраженность акцентуаций характера, уровень и структуру
самооценки, ценностные ориентации, иерархию потребностей личности, уровень притязаний и
уровень субъективного контроля. Для выявления профессионального самоопределения личности
необходимо определить общую направленность личности, профессиональные склонности и
интересы, мотивы выбора профессии, профессиональный тип личности, а также тип мышления.
6

При оценке особенностей развития коммуникативной сферы важно обращать внимание на
уровень общительности, развитие коммуникативных умений, уровень коммуникативных и
организаторских способностей, тип поведения в конфликте, а также учитывать явления, характерные
для малой группы (социальный статус в группе сверстников, оценочные отношения членов группы,
преобладающий тип отношений к окружающим).
Содержание курса на уровне основного общего образования
Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач.
Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий, необходимых для
выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка следования словесной инструкции
(устной и письменной). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Отработка
выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с
эталоном. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы,
результативности участия в групповой работе своего и других участников группы.
Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при
выполнении заданий. (с использованием цифробуквенного материала).
Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними
проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений,
соответствующие различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и
противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Основные
техники и приемы регуляции эмоций. Контроль эмоциональных состояний. Моделирование
социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях,
отработка способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и уровня
тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы,
ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и
деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами
профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой
аттестации.
Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения»
Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с
социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков самопрезентации.
Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные ситуации).
Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера.
Характеристика задатков и склонностей человека. Знакомство с понятием уровень притязаний, связь
уровня притязаний и реальных возможностей. Способность противостоять негативным
воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Представление об
ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего
поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка
различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых
социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его временных перспектив. Планирование
путей и средств достижения жизненных планов.
Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными направлениями
профессиональной деятельности. Значение склонностей и познавательных способностей при
определении направления профессиональной деятельности. Профессиональная направленность
личности. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных
интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как
7

профессиональный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных
направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. Представления
о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии.
Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности»
Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально-эмоциональным
контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях.
Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические
помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности
личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с навыками
активного слушания. Способы передачи информации между собеседниками. Ведение диалога,
поддержание беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы
поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции
социально приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе.
Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила совместной
работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. Планирование и
реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения
общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под
руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера
для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила
поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при
возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Отработка умения
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым
способом.
Организация занятий
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми
образовательными потребностями обучающегося с ТНР. Учитывая сниженную общую
работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение
эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагог-психолог придерживается строгой
этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на
вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и
работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и
релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который
позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая
активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности
участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение
различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося с
ЗПР в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия
включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными
впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с
обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы
арт-терапии и тренинговых занятий.

8

Тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем
Количество часов
п/п
программы
Всего
Контрольн Практическ
ые
ие работы
работы/Диа
гностическ
ие
процедуры
5 класс
1
Стартовая диагностика
2
2
2
Формирование личностного
5
самоопределения
3
Развитие саморегуляции
15
познавательной деятельности и
поведения
4
Развитие коммуникативной
10
деятельности
5
Итоговая диагностика
2
2
6 класс
6
Стартовая диагностика
2
2
7
Формирование личностного
10
самоопределения
8
Развитие саморегуляции
10
познавательной деятельности и
поведения
9
Развитие коммуникативной
10
деятельности
10
Итоговая диагностика
2
2
7 класс
11
Стартовая диагностика
2
2
12
Формирование личностного
10
самоопределения
13
Развитие саморегуляции
10
познавательной деятельности и
поведения
14
Развитие коммуникативной
10
деятельности
15
Итоговая диагностика
2
2
8 класс
16
Стартовая диагностика
2
2
17
Формирование личностного
10
самоопределения
18
Развитие саморегуляции
10
познавательной деятельности и
поведения

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

9

19
20

Развитие коммуникативной
деятельности
Итоговая диагностика

10
2

2
9 класс

21
22
23

24
25

Стартовая диагностика
Формирование личностного
самоопределения
Развитие саморегуляции
познавательной деятельности и
поведения
Развитие коммуникативной
деятельности
Итоговая диагностика

2
10

2

10

10
2

2

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».