Социально-бытовая ориентировка СОО ЗПР Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №83»

Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса
«Социально-бытовая ориентировка»
(10 – 11 класс)

Северск

Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 10-11 классов
с задержкой психического развития (ЗПР) составлена в соответствии с требованиями
адаптированной основной образовательной программы среднего общего образования. Рабочая
программа направлена на:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие и коррекцию навыков и приемов самоконтроля;
- закрепление навыков культуры поведения и приемов саморегуляции.
Психолого-педагогические особенности развития детей
с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная
замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что
приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в
середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе
детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с
минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования,
проведѐнные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре
типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный,
церебрально-органического происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте.
Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и
опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по
сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки
моторики, особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и
истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к
усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой
целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие
первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в
результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально- волевой
сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной
регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в
частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в
развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Нагляднодейственное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют
затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и
явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и
предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас
видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является
снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети
практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это
медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы,
касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько

расторможены, многословны.
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают
говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития
отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как
следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность
объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью
произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов,
легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении,
забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием
запоминания – механическое многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10.Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для
детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно
повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте
дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
11.Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной
ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его
основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается
фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости,
импульсивности, расторможенности влечений.
12.Особенности обучения в школе.
Для обучающихся характерны: низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и
осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели
ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении
учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к
школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной
категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая
эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении.
Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало
сбалансированы. Ребѐнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен,
постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате
чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой,
характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребѐнок самостоятельно, без
педагогической помощи выйти не может.
Изучение разделов программы «Социально-бытовая ориентировка» позволяет
практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки
самостоятельности в обслуживании себя и близких.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
социальной
адаптации
посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Место рабочей программы в учебном плане
Рабочая программа составляет часть содержания программы коррекционной работы,
направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика ее роль в подготовке

базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции.
Рабочая программа является обязательной составной частью коррекционно- развивающей
области комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР и реализуется вовнеурочное время.
Общее количество часов на курс – 68, в том числе в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34
часа.
Планируемые результаты
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
отнесены:
Личностные результаты:



осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права
обязанности;

и



с

соотнесение
собственных
поступков
принятыми и усвоенными этическими нормами;



определение
нравственного
поведении других людей;

аспекта

и поступков
в

собственном

других

людей

поведении

и



ориентировка в социальных ролях; осознанное отношение к выбору профессии.
Предметные результаты:





навыки обращения в различные учреждения и организации;





знание основных статей семейного бюджета;

ведение конструктивного диалога с работниками учреждений и организаций;

пользование услугами предприятий службы быта, торговли, связи, медицинской
помощи, государственных учреждений и учреждений по трудоустройству для решения
практически значимых задач;
самостоятельный расчет расходов и доходов семейного бюджета;

самостоятельное заполнение документов, необходимых для приема на работу
(заявление, резюме, автобиография).

Тематическое планирование 10 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Тема урока:
Личная гигиена.
Медицинская помощь
Жилище
Одежда и обувь
Служба быта
Средства связи
Транспорт
Культура общения
Бюджет
Торговля
Семья
Питание
Трудоустройство

Количество часов:
3
2
3
3
2
2
1
2
2
2
2
4
8

Итого:

34

Тематическое планирование 11 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Тема урока:

Количество часов:

Личная гигиена.
Медицинская помощь
Жилище
Одежда и обувь
Служба быта
Средства связи
Транспорт
Культура общения
Бюджет
Торговля
Семья
Питание
Трудоустройство
Итого:

3
2
3
3
2
2
1
2
2
2
2
4
8
34

4.1. Технические средства обучения.
 Аудиторная

доска
с
магнитной
приспособлений для крепления карт и таблиц.

поверхностью

и

набором

 Экспозиционный экран (на штативе 2×2, навесной 1,25×1,25.).
 Телевизор с универсальной подставкой.
 Аудио-центр с возможность использования аудио-дисков CD R, CDRW, MP3.
 Ноутбук (операционная система с графическим интерфейсом, универсальными
портами с приставкой для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами,
оснащенный колонками, микрофоном, наушниками и vibe-камерой, с
возможностью подключения к Internet; с пакетом прикладных программ
(текстовых, табличных, графических и презентационных)).

 Сканер.
 Принтер лазерный.
 Копировальный аппарат.
 Диапроектор.
 Фото/видеокамера.
 CD, DVD – проигрыватели.
 Средства телекоммуникации (электронную почту, выход в Internet).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».