Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №83» Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Социально-бытовая ориентировка» (10 – 11 класс) Северск Пояснительная записка. Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 10-11 классов с задержкой психического развития (ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы среднего общего образования. Рабочая программа направлена на: - развитие коммуникативных навыков; - развитие и коррекцию навыков и приемов самоконтроля; - закрепление навыков культуры поведения и приемов саморегуляции. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведѐнные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения. Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной. 1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой. 2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности. 3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально- волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля. 4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Нагляднодейственное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера). Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий. Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. 5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон речи. 6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость. 7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. 8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное повторение. 9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована. 10.Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению. 11.Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности. Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений. 12.Особенности обучения в школе. Для обучающихся характерны: низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребѐнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребѐнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Изучение разделов программы «Социально-бытовая ориентировка» позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких. Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Место рабочей программы в учебном плане Рабочая программа составляет часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика ее роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции. Рабочая программа является обязательной составной частью коррекционно- развивающей области комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР и реализуется вовнеурочное время. Общее количество часов на курс – 68, в том числе в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа. Планируемые результаты К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: Личностные результаты: осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права обязанности; и с соотнесение собственных поступков принятыми и усвоенными этическими нормами; определение нравственного поведении других людей; аспекта и поступков в собственном других людей поведении и ориентировка в социальных ролях; осознанное отношение к выбору профессии. Предметные результаты: навыки обращения в различные учреждения и организации; знание основных статей семейного бюджета; ведение конструктивного диалога с работниками учреждений и организаций; пользование услугами предприятий службы быта, торговли, связи, медицинской помощи, государственных учреждений и учреждений по трудоустройству для решения практически значимых задач; самостоятельный расчет расходов и доходов семейного бюджета; самостоятельное заполнение документов, необходимых для приема на работу (заявление, резюме, автобиография). Тематическое планирование 10 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема урока: Личная гигиена. Медицинская помощь Жилище Одежда и обувь Служба быта Средства связи Транспорт Культура общения Бюджет Торговля Семья Питание Трудоустройство Количество часов: 3 2 3 3 2 2 1 2 2 2 2 4 8 Итого: 34 Тематическое планирование 11 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема урока: Количество часов: Личная гигиена. Медицинская помощь Жилище Одежда и обувь Служба быта Средства связи Транспорт Культура общения Бюджет Торговля Семья Питание Трудоустройство Итого: 3 2 3 3 2 2 1 2 2 2 2 4 8 34 4.1. Технические средства обучения. Аудиторная доска с магнитной приспособлений для крепления карт и таблиц. поверхностью и набором Экспозиционный экран (на штативе 2×2, навесной 1,25×1,25.). Телевизор с универсальной подставкой. Аудио-центр с возможность использования аудио-дисков CD R, CDRW, MP3. Ноутбук (операционная система с графическим интерфейсом, универсальными портами с приставкой для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном, наушниками и vibe-камерой, с возможностью подключения к Internet; с пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)). Сканер. Принтер лазерный. Копировальный аппарат. Диапроектор. Фото/видеокамера. CD, DVD – проигрыватели. Средства телекоммуникации (электронную почту, выход в Internet).