Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №83» Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Развитие эмоционально-волевой сферы» (10 – 11 класс) Северск Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 10-11 классов с задержкой психического развития (ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы среднего общего образования. Рабочая программа направлена на: - развитие коммуникативных навыков; - развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы, навыков и приемов самоконтроля; - развитие и коррекцию ВПФ; - закрепление положительных навыков учебного поведения; - закрепление навыков культуры поведения и приемов саморегуляции. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психическогоразвития Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведѐнные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения. Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной. 1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой. 2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности. 3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоциональноволевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля. 4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера). Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий. Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. 5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон речи. 6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость. 7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. 8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное повторение. 9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована. 10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению. 11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности. Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений. 12. Особенности обучения в школе. Для обучающихся характерны: низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребѐнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребѐнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса Необходимость создания коррекционно-развивающей программы для обучающихся с ЗПР обусловлена, прежде всего, требованиями Российского законодательства, в части создания специальных условий обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образовательными стандартами (ФГОС) и рекомендациями специальной литературы. Основной принцип организации коррекционно-развивающего образовательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение коррекционных занятий общей и предметной направленности. Большое значение коррекционные занятия, представленные в программе, имеют для повышения уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе результатов комплексной диагностики и оценки резервов возможностей ребенка. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без глубокого и всестороннего изучения причин затруднений, возникающих у детей в процессе образования. Содержание занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоциональноволевой сферы обучающихся, помощь в профориентации. Задачи программы: диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); формирование позитивной учебной мотивации; развитие эмоционально-личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей). реализация комплексного психолого-социально-педагогического сопровождения обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК); осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР. Основными принципами содержания программы являются: Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы. Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медикопсихолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог). Основные формы и приемы обучения: Интерактивная деятельность - деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар, стимулирует развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание). Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе. Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока. Использование методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент. Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой соревновательный характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с детьми с ЗПР, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и вышению работоспособности. Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Место рабочей программы в учебном плане Рабочая программа составляет часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика ее роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции. Рабочая программа является обязательной составной частью коррекционноразвивающей области комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР и реализуется во внеурочное время. Общее количество часов на курс – 68, в том числе в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа. Планируемые результаты Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося): Положительное отношение к школе. Принятие социальной роли ученика. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Способность к оценке своей учебной деятельности. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья. Регулятивные УУД: Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей. Контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации. Познавательные УУД: Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике. Использовать элементы причинно-следственного анализа; Исследование несложных реальных связей и зависимостей; Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Коммуникативные УУД: Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтные ситуации. 2. Содержание рабочей программы Рабочая программа психокоррекционной работы следующими направлениями: Адаптация. В рамках работы по адаптации в десятом классе осуществляется принятие социальной роли школьника, перешедшего из среднего звена в старшее. Коррекция познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственновременных представлений). Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (работа по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения). Развитие коммуникативных навыков и совместной деятельности (развитие способности к взаимодействию с одноклассниками). Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков. Коррекционная работа по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения. Коррекционная работа по совершенствованию познавательной деятельности на учебном материале. При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих психокоррекции или коррекции индивидуальных пробелов в знаниях, педагог-психолог может заниматься с ними индивидуально или в подгруппах, формирующихся на основе сходства имеющихся проблем. Конкретное распределение часов на индивидуальные занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической диагностики. Содержание программы в 10 классе: Определение уровня интеллектуального и личностного развития. Развитие высших психических функций. Знакомство с методами тренировки внимания. Знакомство с методами эффективного запоминания. Тренировки логического, визуального, структурного мышления. Задания на креативность. Содержание программы в 1 классе: Развитие профессионального самоопределения. 10 класс N п/п Тема занятия Содержание 1 Вводное занятие 2 Диагностика 3 Адаптация к старшим классам 4 Развитие эмоциональной сферы 5 Развитие личностной сферы 6 Развитие коммуникативных навыков Выработка и принятие правил индивидуальной работы, создание атмосферы эмоционального комфорта, мотивации к занятиям. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Определение уровня интеллектуального и личностного развития, уровня утомления и работоспособности. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. Работа с эмоциональными состояниями с помощью арт-терапии Развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. Формирование готовности совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации, Кол-во часов 1 2 3 2 3 3 7 Развитие внимания 8 Развитие памяти 9 Промежуточная диагностика 10 Развитие мышления 11 Развитие творческого мышления 12 Развитие самоопределения 13 Диагностика на конец года 14 Итоговое занятие N п/п Тема занятия 1 Вводное занятие выработка новых моделей Знакомство с методами тренировки внимания Знакомство с методами эффективного запоминания Диагностика ВПФ и эмоциональномотивационной сферы Тренировки логического, визуального, структурного мышления. Задания на креативность Составление индивидуальной траектории профессионального развития Диагностика ВПФ и эмоциональномотивационной сферы Подведение итогов курса. Рефлексия 2 2 2 6 2 3 2 1 11 класс 2 2 3 Содержание Выработка и принятие правил индивидуальной работы, создание атмосферы эмоционального комфорта, мотивации к занятиям. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Диагностика Готовность к профессиональном у самоопределению Диагностика Оценка когнетивных и коммуникативных способностей Профессиональное самоопределение Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности Способности к профессиям Кол-во часов 1 2 2 10 4 Профессиональная пригодность 5 Мотивы и потребности 6 Современный рынок труда 7 Пути получения профессии 8 Обобщающее занятие социального типа Способности к офисным видам деятельности Способности к предпринимательской деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности Уровни профессиональной пригодности Ошибки в выборе профессии Востребованные профессии Знакомство с учебными заведениями Подведение итогов 4 4 4 5 2 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Материальное-техническое обеспечение: классная доска, магнитная доска, компьютер, проектор, колонки, песочница. Программы компьютерной обработки: «Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших подростков», «Диагностика умственного развития школьника», «Развитие и коррекция мышления младших подростков», «Диагностика и развитие социальной ответственности подростков», «Профориентационная система ПРОФИ-I, «Диагностика умственного развития абитуриентов и школьников», «Развитие и коррекция мышления подростков», «ПрофильКЛАСС», «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая версия» Литература: 1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО 2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ 3. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС.