Развитие эмоционально-волевой сферы СОО ЗПР Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №83»

Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса
«Развитие эмоционально-волевой сферы»
(10 – 11 класс)

Северск

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 10-11
классов с задержкой психического развития (ЗПР) составлена в соответствии с
требованиями адаптированной основной образовательной программы среднего общего
образования. Рабочая программа направлена на:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы, навыков и приемов самоконтроля;
- развитие и коррекцию ВПФ;
- закрепление положительных навыков учебного поведения;
- закрепление навыков культуры поведения и приемов саморегуляции.
Психолого-педагогические особенности развития детей
с задержкой психическогоразвития
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций,
вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных
факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е.
Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по
отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной
нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и
психологические исследования, проведѐнные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С.
Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития:
конституциональный,
соматогенный,
психогенный,
церебрально-органического
происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном
возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в
переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по
сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки
моторики, особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и
истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к
усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой
целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие
первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в
результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоциональноволевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности
произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации
поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии
всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное
мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют
затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между
предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки

сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного
характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен
запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития
является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни
дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей
действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети
задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.
Обычно они несколько расторможены, многословны.
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают
говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития
отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как
следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая
утомляемость.
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность
объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью
произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов,
легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном
воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения.
Основной прием запоминания – механическое многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для
детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно
повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном
возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной
ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его
основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается
фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости,
импульсивности, расторможенности влечений.
12. Особенности обучения в школе.
Для обучающихся характерны: низкий уровень самоконтроля, не умение
планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение
поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий,
отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование
отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и
поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У
детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками,
а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в
поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и

возбуждения мало сбалансированы. Ребѐнок, либо очень возбудим, импульсивен,
агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован,
заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из
таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической
дезадаптации, ребѐнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
Необходимость
создания
коррекционно-развивающей
программы
для
обучающихся с ЗПР обусловлена, прежде всего, требованиями Российского
законодательства, в части создания специальных условий обучения для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, образовательными стандартами (ФГОС) и
рекомендациями специальной литературы.
Основной принцип организации коррекционно-развивающего образовательного
процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие
детей. Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает
проведение коррекционных занятий общей и предметной направленности.
Большое значение коррекционные занятия, представленные в программе, имеют
для повышения уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов
предшествующего развития и образования, работа по формированию недостаточно
освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной
сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их
решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи
коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе результатов
комплексной диагностики и оценки резервов возможностей ребенка. Выбор оптимальных
средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без глубокого
и всестороннего изучения причин затруднений, возникающих у детей в процессе
образования. Содержание занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление,
восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется
не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения
возможностей развития ребенка в целом.
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания
формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно
двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся
является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение
придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее
операций,
как
анализ,
синтез,
обобщение,
абстрагирование,
установление
закономерностей, формирование логических операций. Постепенно закладываются
основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления
учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического
мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое
внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной
адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует
освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых
моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения
эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей.
Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в
основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить,


















что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время
психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что
позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной
мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются
стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и
снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп
методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь
со всеми основными предметами общего образования.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы,
социальной
адаптации
посредством
индивидуализации
и
дифференциации
образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоциональноволевой сферы обучающихся, помощь в профориентации.
Задачи программы:
диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных
процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
формирование позитивной учебной мотивации;
развитие эмоционально-личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости,
агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие
коммуникативных способностей).
реализация
комплексного
психолого-социально-педагогического
сопровождения
обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК);
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
Основными принципами содержания программы являются:
Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые
призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.
Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого
образовательного
пространства при переходе от начального общего образования к основному общему
образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми
образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,
включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса
о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).




Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход
пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медикопсихолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда
специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог).
Основные формы и приемы обучения:
Интерактивная деятельность - деятельность обучает ребенка управлять своим
поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар,
стимулирует развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной
деятельности. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих
возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха
выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении
получаемых знаний.
Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с
подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается
самостоятельно работать или придумать подобное задание).
Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.
Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять
перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.
Использование методов и приемов работы, включающих соревновательный
элемент. Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной
и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе
способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно
завышенной. Детям с низкой самооценкой соревновательный характер занятий позволит
избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной
самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность
получить истинную оценку своих возможностей.
Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение
физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является
обязательным при работе с детьми с ЗПР, так как дает возможность оптимально
распределить свою энергию,
способствует снятию
усталости
и вышению
работоспособности.
Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью
организации внимания и установления обратной связи с учащимися.
Место рабочей программы в учебном плане
Рабочая программа составляет часть содержания программы коррекционной работы,
направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика ее роль в
подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной
компетенции.
Рабочая программа является обязательной составной частью коррекционноразвивающей области комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР и реализуется во
внеурочное время.
Общее количество часов на курс – 68, в том числе в 10 классе – 34 часа, в 11 классе –
34 часа.





























Планируемые результаты
Планируемые
результаты коррекционной
работы
имеют
дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития
детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются
разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и
других людей.
Контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
Использовать элементы причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных



задач.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
2. Содержание рабочей программы
Рабочая программа психокоррекционной работы следующими направлениями:
Адаптация. В рамках работы по адаптации в десятом классе осуществляется
принятие социальной роли школьника, перешедшего из среднего звена в старшее.
Коррекция познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственновременных представлений).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (работа по
развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).
Развитие коммуникативных навыков и совместной деятельности (развитие
способности к взаимодействию с одноклассниками).
Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков.
Коррекционная работа по формированию интереса к себе и позитивного
самоотношения.
Коррекционная работа по совершенствованию познавательной деятельности на
учебном материале.
При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих
психокоррекции или коррекции индивидуальных пробелов в знаниях, педагог-психолог
может заниматься с ними индивидуально или в подгруппах, формирующихся на основе
сходства имеющихся проблем. Конкретное распределение часов на индивидуальные
занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической
диагностики.
Содержание программы в 10 классе:
Определение уровня интеллектуального и личностного развития. Развитие
высших психических функций. Знакомство с методами тренировки внимания. Знакомство
с методами эффективного запоминания. Тренировки логического, визуального,
структурного мышления. Задания на креативность.
Содержание программы в 1 классе:
Развитие профессионального самоопределения.

10 класс
N п/п

Тема занятия

Содержание

1

Вводное занятие

2

Диагностика

3

Адаптация к старшим классам

4

Развитие эмоциональной сферы

5

Развитие личностной сферы

6

Развитие коммуникативных
навыков

Выработка и принятие
правил индивидуальной
работы, создание
атмосферы
эмоционального
комфорта, мотивации к
занятиям. Принятие
ритуалов приветствия и
прощания.
Определение уровня
интеллектуального и
личностного развития,
уровня утомления и
работоспособности.
Развитие
самостоятельности
и
личной ответственности
за
свои
поступки,
способности адекватно
судить
о
причинах
своего успеха/неуспеха
в
учении, связывая
успех
с
усилиями,
трудолюбием,
старанием.
Работа с
эмоциональными
состояниями с
помощью арт-терапии
Развитие способности
адекватно судить о
причинах
своего
успеха/неуспеха
в
учении, связывая успех
с
усилиями,
трудолюбием,
старанием.
Формирование
готовности совершить
дальнейший
профессиональный
выбор,
соответствующий
интересам,
склонностям,
состоянию здоровья.
Создание условий для
обращения подростков
к собственному опыту
общения на модели
игровой ситуации,

Кол-во часов
1

2

3

2

3

3

7

Развитие внимания

8

Развитие памяти

9

Промежуточная диагностика

10

Развитие мышления

11

Развитие творческого мышления

12

Развитие самоопределения

13

Диагностика на конец года

14

Итоговое занятие

N п/п

Тема занятия

1

Вводное занятие

выработка новых
моделей
Знакомство с методами
тренировки внимания
Знакомство с методами
эффективного
запоминания
Диагностика ВПФ и
эмоциональномотивационной сферы
Тренировки
логического,
визуального,
структурного
мышления.
Задания на
креативность
Составление
индивидуальной
траектории
профессионального
развития
Диагностика ВПФ и
эмоциональномотивационной сферы
Подведение итогов
курса. Рефлексия

2
2

2

6

2
3

2

1

11 класс

2

2
3

Содержание

Выработка и принятие
правил индивидуальной
работы, создание
атмосферы
эмоционального
комфорта, мотивации к
занятиям. Принятие
ритуалов приветствия и
прощания.
Диагностика
Готовность к
профессиональном
у самоопределению
Диагностика
Оценка когнетивных
и коммуникативных
способностей
Профессиональное самоопределение Способности общие и
специальные.
Способности к
практическим видам
деятельности.
Способности к
интеллектуальным
видам деятельности
Способности к
профессиям

Кол-во часов
1

2

2

10

4

Профессиональная пригодность

5

Мотивы и потребности

6

Современный рынок труда

7

Пути получения профессии

8

Обобщающее занятие

социального типа
Способности к
офисным видам
деятельности
Способности к
предпринимательской
деятельности.
Способности к
интеллектуальным
видам деятельности
Уровни
профессиональной
пригодности
Ошибки в выборе
профессии
Востребованные
профессии
Знакомство с
учебными
заведениями
Подведение итогов

4

4
4
5

2

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материальное-техническое обеспечение: классная доска, магнитная доска,
компьютер, проектор, колонки, песочница.
Программы компьютерной обработки:
«Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших подростков»,
«Диагностика умственного развития школьника», «Развитие и коррекция мышления
младших подростков», «Диагностика и развитие социальной ответственности
подростков», «Профориентационная система ПРОФИ-I, «Диагностика умственного
развития абитуриентов и школьников», «Развитие и коррекция мышления подростков»,
«ПрофильКЛАСС», «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая
версия»
Литература:
1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или
Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей
и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.:
АРКТИ
3. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».