Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Математическая логика» 10 –11 класс для обучающихся с ЗПР Северск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Математическая логика» предназначен для развития математических способностей учащихся, формирования логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с задержкой психического развития. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется математическим содержанием, новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Актуальность программы в потребности развития пространственного и логического мышления обучающегося с ЗПР, а также в использовании полученных знаний и опыта исследовательской работы в будущей практической деятельности. Проблема возможностей усвоения школьниками с ЗПР формальной логики как учебного предмета имеет сегодня особую актуальность. Одним из главных направлений этой концепции является развитие у учащихся теоретического мышления в процессе преподавания различных учебных предметов и, прежде всего, основ формальной логики. Справедливо считается, что овладение знаниями в области формальной логики может в значительной степени способствовать развитию теоретического мышления учащихся с ЗПР и подготавливает их к более сложному обучению на последующих этапах получения образования. Введения курса «Математическая логика» в школьную программу опирается на следующие моменты: курс позволяет рассмотрение заданий, не включенных в урочную деятельность; способствует развитию логического мышления; позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности; различные формы проведения курса, способствуют повышению интереса к предмету. Цель программы «Математическая логика» ориентирована на развитие у учащихся с ЗПР способов умственной деятельности средствами специальных задач, содержание которых отражает и житейские, и математические ситуации. На изучение учебного курса «Математическая логика» отводится 68 часа: в 10 классе – 34, 11 классе - 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Множества и отношения между ними Множество, характеристическое свойство множества, элемент множества, пустое, конечное, бесконечное множество. Подмножество. Отношение принадлежности, включения, равенства. Элементы множества, способы задания множеств, распознавание подмножеств и элементов подмножеств с использованием кругов Эйлера. Операции над множествами Пересечение и объединение множеств. Разность множеств, дополнение множества. Интерпретация операций над множествами с помощью кругов Эйлера. Элементы логики Определение. Утверждения. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример. Высказывания Истинность и ложность высказывания. Сложные и простые высказывания. Операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не. Условные высказывания (импликации). Содержание программы направлено на: - создание условий для развития личности ребѐнка - развитие мотивации личности ребѐнка к познанию и творчеству - обеспечение эмоционального благополучия ребѐнка - создание условий для творческой самореализации личности ребѐнка Формы проведения занятий: традиционные уроки, деловые игры, интеллектуальные турниры, математические бои. Формы организации индивидуальные, групповые. познавательной деятельности учащихся: Решать текстовые задачи арифметическим способом, использовать таблицы, схемы, чертежи, другие средства представления данных при решении задач. Решать практико-ориентированные задачи, связанные с отношением величин, пропорциональностью величин, процентами, интерпретировать результаты решения задач с учѐтом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов. Выполнять действия (сложение, вычитание, умножение) с одночленами и с многочленами, применять формулы сокращѐнного умножения (квадрат и куб суммы, квадрат и куб разности, разность квадратов, сумма и разность кубов), в том числе для упрощения вычислений. Применять преобразования многочленов для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики. Использовать свойства степеней с натуральными показателями для преобразования выражений. Составлять и решать линейное уравнение или систему линейных уравнений по условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат. Понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей. Использовать свойства функций для анализа графиков реальных зависимостей (нули функции, промежутки знакопостоянства функции, промежутки возрастания и убывания функции, наибольшее и наименьшее значения функции). Использовать графики для исследования процессов и зависимостей, при решении задач из других учебных предметов и реальной жизни. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ходе обучения обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умение объяснять свое несогласия и пытаться договориться; умение выражать свои мысли, аргументировать; овладение креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации; готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых познавательных интересов; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; и сформированность коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса «Математическая логика», являются: Регулятивные УУД: ▪ самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; ▪ выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; ▪ составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); ▪ работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); ▪ в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: ▪ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ▪ осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путѐм дихотомического деления (на основе отрицания); ▪ строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ▪ создавать математические модели; ▪ составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.); вычитывать все уровни текстовой информации. ▪ уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. ▪ понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания. просмотровое, ▪ самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; ▪ уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно- аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД: ▪ самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); ▪ отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; ▪ в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; ▪ учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ▪ понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ▪ уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. А также: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения; осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять еѐ в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения; владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных. математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента; умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики; овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий; умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. А также: ▪ применять правила сравнения; ▪ задавать вопросы; ▪ находить закономерность в числах, фигурах и словах; ▪ строить причинно-следственные цепочки; ▪ находить ошибки в построении определений; ▪ делать умозаключения; ▪ распознавать виды текстов; ▪ редактировать тексты; ▪ выделять фразеологизмы. ▪ научиться новым приемам устного счета; ▪ познакомиться с великими математиками; ▪ познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус; ▪ научиться рациональным приемам работы с кроссвордами и ребусами; ▪ рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию; ▪ систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов; ▪ применять нестандартные методы при решении задач; ▪ применить теоретические знания при решении задач; ▪ получить навыки решения нестандартных задач; ▪ выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении; ▪ решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Определение основных видов учебной деятельности Название раздела Предмет и задачи логики Количество часов 1 Ребусы Математические софизмы 1 Логика в математике Табличный метод решения задач. 1 Упорядоченное множество Игры на логику Палочки и фигуры Линии и числа Числа и слова Числовые ребусы Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями Формулы логики высказываний. Равносильные преобразования формул. 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1 Л (личностные), П (метапредметные познавательные), К (метапредметные коммуникативные); Р (метапредметные регулятивные) Личностные(Л): – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. метапредметные регулятивные (Р) – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Метапредметные познавательные: (П) – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; – совокупность умений по использованию доказательной математической речи. – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами. – умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. Метапредметные коммуникативные (К): совокупность умений самостоятельно Решение логических задач методами алгебры высказываний Принцип Дирихле и его применение к решению задач Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле 1 1 1 Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. 1 Графы и их применение в решении задач. 1 Свойства графа. Решение задач с использованием графов Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. Множество. Способы задания множеств. Пересечение и объединение множеств организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 1 1 1 Л: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Р: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в Подмножество. Диаграмма ЭйлераВенна. Конечные и бесконечные множества. Взаимно однозначное соответствие между множествами Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). 1 1 1 1 1 Подготовка и создание мультимедийного проекта по теме “Элементы математической логики”. 3 34 случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных логических задач и оценки иных результатов; – совокупность умений по использованию доказательной математической речи. – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами. – умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. К: – совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Часы самостоятельного изучения программы Тема урока Аудиторные часы 1 Предмет и задачи логики 1 урок - дискуссия 2 Ребусы 1 практикум 3 Математические софизмы. 1 урокисследования 4 Математические софизмы. 1 урокисследования 5 Логика в математике. 1 практикум по решению задач 6 Табличный метод решения задач. 1 практикум по решению задач изучение нового материала 7 Табличный метод решения задач. 1 практикум по решению задач изучение нового материала № Форма занятия Тип занятия Интернет - ресурсы комбиниров анное занятие комбиниров анное занятие изучение нового материала https://pptonline.org/25 9256 изучение нового материала комплексное применение знаний http://www. myshared.ru/ slide/140396 https://konstr uktortestov.r u/test22309 http://www. myshared.ru/ slide/140396 5/ https://aabab y.ru/zagadki/l ogicheskiezadachi/logic heskiezadachi-dlya-klassa https://intern eturok.ru/less on/informatik a//osnovyrabotystablitsami/tab lichnoereshenielogicheskihzadach https://intern eturok.ru/less on/informatik a/klass/osnovyrabotystablitsami/tab lichnoereshenielogicheskihzadach 8 Упорядоченное множество 1 комбинированное занятие комбиниров анное занятие https://znanio .ru/media/po nyatiemnozhestva- 9 Упорядоченное множество 1 комбинированное занятие комбиниров анное занятие https://znanio .ru/media/po nyatiemnozhestva5klassvilenkin2617035 10 Игры на логику 1 урокисследование комбиниров анное занятие Интеллектуальные игры 11 Палочки и фигуры 1 урокисследование комбиниров анное занятие http://mmmf. msu.ru/archiv e/20052006/z 5/12.html 12 Палочки и фигуры 1 урокисследование комбиниров анное занятие http://mmmf. msu.ru/archiv e/20052006/z 5/12.html 13 Линии и числа 1 практическая работа комплексное http://physmathschool.b применение logspot.com/ p/56_90.html знаний 14 Числа и слова 1 практикум по решению задач комплексное http://physmathschool.b применение logspot.com/ p/56_90.html знаний 15 Числа и слова 1 практикум по решению задач комплексное http://physmathschool.b применение logspot.com/ p/56_90.html знаний 16 Числовые ребусы 1 частично- поисковая деятельность комбиниров анное занятие http://physmathschool.b logspot.com/ p/56_90.html 17 Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями 18 Формулы логики высказываний. Равносильные преобразования формул. 19 Решение логических задач методами алгебры высказываний. 20 Принцип Дирихле и его применение к решению задач. 21 Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. 22 Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. 1 урокисследования изучение нового материала https://resh.e du.ru/subject/ lesson/131/ 1 урокисследования изучение нового материала https://youtu. be/Hqb97aK mqIU 1 практикум по решению задач комплексное https://mirlogiki.ru/log_ zadachi/ применение знаний 1 урокисследования комплексное http://mmmf. msu.ru/archiv применение e/20102011/z 5/9.html знаний 1 практикум по решению задач комбиниров анный 1 практикум по решению задач комплексное http://mmmf. msu.ru/archiv применение e/20102011/z 5/9.html знаний http://mmmf. msu.ru/archiv e/20102011/z 5/9.html 23 Графы и их применение в решении задач. 1 урокисследования изучение нового материала http://physmathschool.b logspot.com/ p/.html 24 Свойства графа. Решение задач с использованием графов. 25 Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. 26 Множество. Способы задания множеств. Пересечение и объединение множеств 27 Подмножество. Диаграмма Эйлера-Венна. 1 урокиссследование комбиниров анный http://mmmf. msu.ru/archiv e/20052006/z .html 1 практикум по решению задач комплексное http://mmmf. msu.ru/archiv применение e/20052006/z .html знаний 1 урокисследования изучение нового материала https://youtu. be/z19aRY7 XExY 1 урокисследования изучение нового материала https://youtu. be/R_P6p8lD -cA 28 Конечные и бесконечные множества. Взаимно однозначное соответствие между множествами. 1 практикум по решению задач изучение нового материала https://youtu. be/YI7krV8C tUc 29 Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). 30 Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. 31 Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). 32 Подготовка и создание мультимедийного проекта по теме “Элементы математической логики”. 33 Подготовка и создание мультимедийного проекта по теме “Элементы 1 урокисследования комбиниров анный https://pedso vet.su/matem /6115_kak_re shit_magiche sky_kvadrat 1 практикум по решению задач комбиниров анный https://easymath.ru/thehistoryofthe-numbers/ 1 практикум по решению заданий комплексное https://lifehac ker.ru/zadach i-sприменение chislami/ знаний 1 практикум по работе в Miсrosoft Power Point. урок-проект http://mutim media.tilda.w s/mutimproje ct 1 практикум по работе в Miсrosoft Power Point. урок-проект http://mutim media.tilda.w s/mutimproje ct математической логики”. 34 Итоговое занятие. Презентация проекта. 1 математический калейдоскоп Подведение итогов http://mutim media.tilda.w s/mutimproje ct УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для учащихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Просвещение, 1984. -160 с. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н. Олехник. - М.: Наука, 1985. - 158 с. Фарков А.В. Математические кружки в школе./ А.В. Фарков. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с. Шейнина О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьѐв. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Брадис В.М. Ошибки в математических рассуждениях/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1999. - 210 с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Сайты “Мир энциклопедий”, например: http://www.encyclopedia.ru Логические задачи - https://logiclike.com/math-logic/logicheskie-zadachi