ВУД Коррекционный курс по русскому языку 10 класс Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Коррекционный курс по русскому языку
для обучающихся с ОВЗ
10-11 класс
Подготовка к написанию изложения ГВЭ

Северск

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса по русскому языку «Подготовка к
написанию изложения ГВЭ» является дополнением к основному курсу русского языка,
предназначен для обучающихся с ОВЗ 10, 11 классов и рассчитан на 34 часа. Он
отвечает важным целям: знакомит с практикой итогового изложения и экзамена по
русскому языку в форме ГВЭ. Согласно этой модели экзамена выпускники пишут
сжатое изложение и создают сочинение-рассуждение. Контролю подлежат все виды
компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.
ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие
текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных;
сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух
предложенных тем. Каждый из этих видов важно отрабатывать. Необходимо
целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-10 классах.
Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
Главной целью курса является обеспечение подготовки выпускника к написанию
итогового изложения и ГВЭ (изложение с творческим заданием)
Планируемые результаты
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции 10-классника.
2. Определять проблему текстов и формулировать еѐ разными способами.
3. Грамотно писать подробное и сжатое изложение.
4. Владеть формами обработки информации исходного текста.
5. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в
зависимости от стиля и типа речи исходного текста.
6. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой,
формулировать еѐ разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью
способов передачи чужой речи).
7. Сжимать авторский текст.
8. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания
творческого задания.
9. Редактировать свое изложение, сочинение.
11. Обобщить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации,
лексике.
Форма проведения: практикум.
Форма промежуточной аттестации: зачет
Содержание коррекционного курса
№

п/п
1
2

Раздел программы
Введение.
Текст и его особенности.

Содержание раздела
Презентация курса
Текст и его свойства
Содержательный анализ прослушанного
текста: микротемы, проблема, идея,
ключевые слова.

3

Подробное изложение

Особенности подробного изложения
Методы и приемы работы над
изложением
Критерии оценивания итогового
изложения
Правила заполнения бланка регистрации
и бланков записи участников итогового
изложения
Подготовка к написанию пробного
итогового изложения
Написание итогового подробного
изложения
Анализ изложений

4

Сжатое изложение текста.

5

Творческое задание к сжатому
изложению (12 ч.)

Способы компрессии текста.
Приемы сжатия.
Анализ художественного текста:
проблема (или идея), позиция автора
или героя, характеристика героя,
лексическое и контекстуальное значение
слов, синонимия и антонимия.
Анализ публицистического текста:
проблема (или идея), позиция автора
или героя, характеристика героя,
лексическое и контекстуальное значение
слов, синонимия и антонимия.
речевой выразительности.
Подготовка к написанию сжатого
изложения .
Написание сжатого изложения.
Анализ сжатого изложения
Альтернативность творческих заданий
(сочинение- рассуждение на
лингвистическую или моральноэтическую темы).
Рассуждение как – тип речи
Тезис – главная мысль автора текста.
Проблема текста. Формулировка
проблемы.
Комментирование проблемы как

аналитико-синтетическая работа с
текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской
позиции.
Аргументация собственной позиции.
Виды аргументов.
Основные виды вступительной и
заключительной части.
34

ИТОГО:

Календарно-тематический план 10 класс
№
п/п

1

2

3

4

5
6
7

8
9
10
11
12
13

Раздел программы
Введение (1ч.)
Введение. Цели и задачи курса.
Текст и его особенности (3ч.)
Текст и его свойства: целостность,
стилистическое единство, функциональные
типы речи.
Содержательный анализ прослушанного
текста: тема (микротемы), проблема, идея,
ключевые слова.
Содержательный анализ прослушанного
текста: тема (микротемы), проблема, идея,
ключевые слова.
Подробное изложение(9 ч.)
Этапы работы над подробным изложением
Методы и приемы работы над изложением
Критерии оценивания итогового изложения
организациями, реализующими
образовательные программы среднего
общего образования
Правила заполнения бланка регистрации и
бланков записи участников итогового
изложения
Подготовка к написанию пробного итогового
изложения
Пробное итоговое изложение
Пробное итоговое изложение
Проверка и анализ изложений
Итоговое изложение

Дата
примечание
проведения
План Факт

Сжатое изложение текста (9ч.)
14
15
16

17

18

19
20
21
22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32

Сжатое изложение: способы компрессии
текста.
Приемы сжатия.
Урок – практикум «Работа с текстом.
Приемы сжатия текста».
Анализ предложенного текста: проблема (или
идея), позиция автора или героя,
характеристика героя, лексическое и
контекстуальное значение слов, синонимия и
антонимия.
Анализ предложенного текста: проблема (или
идея), позиция автора или героя,
характеристика героя, лексическое и
контекстуальное значение слов, синонимия и
антонимия.
Анализ предложенного текста. Средства
речевой выразительности.
Подготовка к написанию сжатого изложения
.
Написание сжатого изложения.
Проверка и анализ сжатого изложения
Творческое задание к сжатому изложению
(12 ч.)
Альтернативность творческих заданий
(сочинение- рассуждение на
лингвистическую или морально- этическую
темы).
Рассуждение как – тип речи: структура
(композиция), смысловая целостность,
аргументация (авторская позиция,
собственная точка зрения).
Тезис – главная мысль автора текста.
Проблема текста. Формулировка проблемы.
Комментирование проблемы как аналитикосинтетическая работа с текстом. Типы
комментирования.
Выявление и формулировка авторской
позиции.
Аргументация собственной позиции. Виды
аргументов.
Работа над композицией. Основные виды
вступительной и заключительной части.
Алгоритм написания творческого задания
Алгоритм написания творческого задания

33
34

Пробное изложение с творческим заданием
Пробное изложение с творческим заданием

Список литературы, используемый для составления программы:
1.
Государственный выпускной экзамен по русскому языку https://fipi.ru/gve/gve-11
2.
И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные
разработки по русскому языку. 11 класс. Москва «ВАКО» 2013г.
3.
И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10
класс. Москва «ВАКО» 2013 г.
4.
Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». –
«Просвещение», М., 2012.
5.
Контрольные измерительные материалы. Влодавская, Пучкова… «Экзамен»
2006.
6.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному
курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс
«Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 2009.
Образец КИМ для промежуточной аттестации по курсу
Изложение с творческим заданием № КИ-11-1
Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода.
Отец его не удосужился позаботиться о серьѐзной подготовке сына и мало обращал
внимания на воспитание мальчика. И отец не хотел, чтобы Александр стал военным,
тем более что ребѐнок не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. Казалось
бы, какие тут могли быть мечты о военной службе!
Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека и особенный интерес
вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра
Македонского, Юлия Цезаря. Проводя целые дни в библиотеке отца, Саша нашѐл в
этих книгах богатую пищу для своего ума. Он перечитывал их одну за другой и
отовсюду выбирал и сохранял в памяти крупицы полезных сведений. Детское
воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. С упорством и
настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной
деятельности. Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью
закалиться. Для этого он обливался холодной водой, не надевал тѐплого платья, скакал
верхом под проливным дождѐм. Отец читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения
военных книг.
Счастливый случай помог юному Суворову настоять на своѐм и пойти по
военной тропе. Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал
старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа
Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына,
и, заинтересовавшись, гость прошѐл к мальчику.
Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию – разыгрывал с
помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. Ганнибал приоткрыл
дверь и стал с интересом наблюдать. Вскоре он заметил, что это не просто игра:

мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манѐвра. Войдя в
детскую, генерал стал подавать свои советы. Маленький Суворов ловил их на лету,
иногда соглашался, иногда спорил. 3авязалась оживлѐнная беседа о военных правилах,
о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений ребѐнка. Он
вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании
Александра решѐн им самим, и притом вполне правильно.
С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального
русского полководца.
(По К. Осипову)
(325 слов)
Задание 1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту
очерка произведения К. Осипова.
2. Напишите сочинение по прослушанному (прочитанному) тексту.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».