УТВЕРЖДЕНО приказом от 31.05.2024 № 165 Положение о профильном обучении в МБОУ «СОШ № 83» 1. Общие положения 1.1. Положение о профильном обучении в МБОУ «СОШ № 83» (далее – Положение) регулирует вопросы организации образовательной деятельности в профильных классах МБОУ «СОШ № 83» (далее – Школа). 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС СОО), федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), Постановлением Администрации Томской области от 06.06.2014 № 219a «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в областные государственные образовательные организации и муниципальные образовательные организации в Томской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения», статьи 13 Закона Томской области от 12.08.2013 № 149-O3 «Об образовании в Томской области» (с изменениями от 01.06.2022 года № 41-03), нормативными правовыми актами в области образования. 1.3. Школа организует профильное обучение по программам среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО и ФОП СОО. 1.4. Прием на обучение в профильные классы осуществляется в соответствии с Порядком приема на обучение в МБОУ «СОШ № 83». 1.5. При определении профилей обучения Школа учитывает: социальный запрос; кадровые возможности Школы; материально-техническое оснащение Школы; перспективы получения профессионального образования выпускниками. 1.6. Профильное обучение может быть организовано по следующим направлениям: гуманитарному; социально-экономическому; естественно-научному; технологическому; универсальному. 1.7. Основные цели и задачи профильного обучения: обеспечение социализации личности; предоставление обучающимся оптимальных условий для получения среднего общего образования; обеспечение расширенного уровня овладения знаниями и умениями по профилирующим дисциплинам; создание условий для развития творческих способностей обучающихся в соответствии с их интересами и наклонностями; осуществление профилизации, воспитание устойчивого интереса к избранному профилю. 1.8. Выпускники основной школы и их родители (законные представители) выбирают профиль обучения исходя из предлагаемых МБОУ «СОШ № 83» вариантов учебного плана в соответствии с ФГОС СОО и ФОП СОО. 1.9. Количество 10-х классов в школе определяется в зависимости от числа поданных заявлений обучающихся и от условий, созданных для осуществления образовательной деятельности. 2. Порядок комплектования профильных классов (групп) 2.1. Комплектование профильных 10-х классов (групп) осуществляется из выпускников 9-х классов в сроки, установленные школой, по результатам индивидуального отбора. 2.2. Индивидуальный отбор обучающихся, получивших основное общее образование, осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего, получившего основное общее образование, реализующего право, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – поступающий). 2.3. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс (группу) выпускник 9-го класса предоставляет в школу следующие документы: заявление о приеме на имя директора школы (с указанием профиля обучения или предметов для углубленного изучения (универсальный профиль)); оригинал аттестата об основном общем образовании справка о результатах ГИА по программам основного общего образования обучающегося (для обучающихся, подающих заявление из других школ). 2.4. Индивидуальный отбор при приеме либо переводе в образовательные организации на профильное обучение осуществляется на основании рейтинга (средний балл аттестата, отметки по двум обязательным экзаменам, отметки по профильным предметам). 2.5. Рейтинг поступающих выстраивается по мере убывания набранных ими баллов. На основе рейтинга формирует список обучающихся, набравших наибольшее число баллов, в соответствии с предельной наполняемостью класса. При равном количестве баллов в рейтинге обучающихся преимущественным правом при приеме (переводе) в образовательную организацию пользуются обучающиеся МБОУ «СОШ № 83». 2.6. Ответственность за комплектование профильных классов (групп) возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 2.7. Знакомство обучающихся, их родителей (законных представителей) с Положением, учебным планом проводится в 9 классе и во время приема заявлений на обучение по программам среднего общего образования. 2.8. Обучающиеся зачисляются в 10-е классы на основе рейтингов до превышения пределов максимальной наполняемости класса согласно пункту 3.4.14 СП 2.4.3648-20. 2.9. Состав профильных классов (групп) утверждается приказом директора школы. 2.10. Профильные группы открываются при наполняемости не менее 10 человек. Возможность открытия профильной группы с меньшим количеством обучающихся определяется финансовыми возможностями учреждения. 2.11. Зачисление в 10-e профильные классы (группы) и (или) классы (группы) с углубленным изучением отдельных предметов проводится приказом директора школы по результатам индивидуального отбора. 2.12. Отчисление обучающихся из профильных классов (групп) возможно по инициативе обучающихся, их родителей (законных представителей). 2.13. Зачисления и отчисления обучающихся из профильных классов (групп) оформляются приказом директора школы. 2.14. Школа вправе отказать в зачислении в 10 класс при отсутствии свободных мест (п.4 ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ»). 3. Особенности образовательного процесса при профильном обучении 3.1. Содержание и организация образовательного процесса в классах (группах) профильного обучения строится на основе учебного плана МБОУ «СОШ № 83», который является частью основной образовательной программы школы. 3.2. Нагрузка обучающихся в классе профильного обучения не должна превышать максимального объема учебной нагрузки. 3.3. Любой профиль состоит из набора базовых предметов и профильных предметов. 3.4. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности и защиты Родины) и предусматривает изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. 3.5. При профильном обучении предусматриваются предметы и курсы по выбору, в том числе элективные, в части, формируемой участниками образовательных отношений. 3.6. Предметы и курсы, выбранные обучающимися, и связанные с ними практические подготовки, проекты, исследовательская деятельность являются обязательными для посещения всеми обучающимися. Знания обучающихся по выбранным предметам и курсам оцениваются на общих основаниях. Набор и содержание предметов и курсов по выбору, в том числе элективных, Школа определяет самостоятельно в соответствии с выбранными обучающимися профилями. 3.7. Для проведения занятий по профильным учебным предметам и курсам по выбору класс может делиться на группы при наличии финансирования и соответствующей материальной базы. 3.8. Приоритетными направлениями при организации образовательной деятельности в профильных классах являются: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. 3.9. Рабочие программы по учебным предметам составляются педагогами в соответствии с учебными планами ООП СОО по профилям, локальными нормативными актами Школы. 3.10. В целях контроля качества профильного обучения и определения тенденций развития класса промежуточная аттестация по профильным учебным предметам проводится не менее двух раз в учебном году. 3.11. Государственная итоговая аттестация выпускников профильных классов осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения, Рособрнадзора, в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами власти. 4. Управление профильными классами (группами) 4.1 Деятельность профильных классов (групп) организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения для обучающихся и работников. 4.2. Общее руководство профильным обучением осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной работе школы. 4.3. Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляют классный руководитель и учителя-предметники профильного класса (группы). 5. Права обучающихся 5.1. Обучающимся в 10-х профильных классах (группах) может быть предоставлено право изменения профиля обучения при следующих условиях: - отсутствия академических задолженностей за прошедший период обучения; - самостоятельной сдачи зачетов по ликвидации пробелов в знаниях по предметам вновь выбранного профиля; - письменного заявления обучающегося и (или) его родителя (законного представителя).