Комплекс основных характеристик программы Данная программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации Минобрнауки России по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 Н - 09-3242); Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования РФ от 03.04.2003г. №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект». Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 27 мая 200года). Пояснительная записка В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования имеет особую актуальность, т.к. именно этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор обучающегося видов и форм деятельности, становление его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. В настоящее время система дополнительного образования рассматривается в новых аспектах, предусматривающих самоопределение обучающегося в изменившихся профессиональных сферах деятельности человека, которая обеспечивает психологическую и профессиональную адаптацию в новых социальных условиях “Личность формируется и развивается в деятельности — это аксиома”. История говорит о том, что педагогика всегда уделяла много внимания подготовке обучающегося к трудовой деятельности. Многие программы предусматривают изучение народного творчества. Традиции народных мастеров, тайны художественного ремесла издавна передавались из поколения в поколение. Культура одежды является наиболее индивидуальной формой материальной культурой народа. В одежде находит отражение и его духовная культура, воплощены представления об удобстве, целесообразности, красоте тела, души и окружающего мира. На протяжении всей своей истории люди создавали одежду, и каждый живший на земле человек внес вклад в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был наиболее близок большинству людей, так как в нем каждый мог проявить свое мастерство, фантазию, понимание прекрасного. Умение шить и вышивать, прясть, ткать, вязать было еще совсем недавно необходимым для любой женщины, ведь ей приходилось одевать себя и свою вою семью. И это умение было обязательным не только для крестьянок, но и для женщин всех сословий, в том числе дворянского. В помещичьих домах приготовлением приданного для невесты, шитьем платьев занимались не только дворовые мастерицы, но и сами хозяйки и будущие невесты. Умели шить и вышивать и самые знатные дамы общества - вспомним пушкинских героинь, например барышни - крестьянку Лизу Муромцеву, или Екатерину II, подарившую князю Потемкину собственноручно вышиты туфли и платки. Вот как описывает повседневный быт супруги Петра I. Царицы Екатерины, А. Корнилович в повести «Андрей Безыменный»: «В то время вышивание было единственным занятием женщин высшего и среднего сословия. Мужья носили кафтаны, шитые шелками, серебром, золотом; лавок же модных еще не было, все приготовлялось дома. Посему во дворе, во всяком дворянском доме приемные, гостиные, спальни, девичьи уставлены были пяльцами; за ними просиживали по целым дням и царица, и самая бедная дворянка. И старуха, и носившая на заплечьях крылышки». Со времени своего возникновения одежда кроме чисто утилитарной выполняла еще социальную и эстетическую функции. По костюму человек всегда можно было точно определить, какое общественное положение он занимает, догадаться о его достатке и роде занятий - на это указывали форма и материал украшений. Качество тканей, мехов, покой и цвет костюма, богатство его отделки и совершенство исполнения. И в настоящее время костюм может дать достаточно много информации о своем владельце, несмотря на значительное ослабление социальное функции одежды. При этом, как и прежде, велика ее эстетическая роль: при помощи наряда человек может изменить свою внешность, скрыть ее недостатки и подчеркнуть достоинства, продемонстрировать свой вкус. Женщина всегда знала, что ее оценивают не только по уму, характеру, умению вести хозяйство, но и по туалету, и учитывала это, уделяя нарядам, достаточно много времени, сил, средств, раскрывая в этом все свои способности. Научиться шить самостоятельно не всем девушкам удается легко. Поэтому для любой девушки, желающей шить себе самостоятельно одежду, должен стать постоянным помощником кружок по моделированию, раскрою, технологии изготовления отдельных узлов одежды, где можно найти советы, как сделать то или иное изделии, как обработать нужный элемент, как правильно раскроить или примерить. Кружок, который поможет сделать так, чтобы творение ее рук доставляло мастерице радость, а процесс его создания -удовольствие. Направленность программы Данная авторская программа «Модница» имеет художественно направленность, т.е. направлена на развитие художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Актуальность программы Мы живем сегодня в век прогресса, инновационных технологий. Меняется мир, меняются люди, меняются наши взгляды... индустрия моды и модельный бизнес. Мода - это допинг в нашей бурной жизни, это эстетика и характер, это взлеты и падения. А демонстрации новых одежд - это «изысканный десерт» на богатом столе удовольствий, придуманных XXI веком. Новое привлекательно всегда, особенно для молодежи. Молодежная мода - почти всегда игра, причем игра откровенная, веселая и азартная. И каждой девушке хочется быть модной, привлекательной, особенной. И сегодня на прилавках магазинов имеется большой выбор модной, красивой одежды, но цены на нее такие, что десять раз подумаешь, прежде чем что-то купить. Ни у каждого родителя имеются средства содержать свое чадо по моде. И учащимся предлагается шить самим, ни на кого не надеясь. Несмотря на наличие многочисленных журналов мод, и пособий по шитью, не так-то просто из множества предложений найти решение нового изделия для себя. Проблема усложняется и из-за размерных и ростовых данных или отклонений в телосложении. Красота женской фигуры зависит от ее пропорций, но, к сожалению, немногие девушки могут хвататься идеальной фигурой. Поэтому очень важно знать, как при помощи одежды скрыть те или иные недостатки ил как сделать их менее заметными. Искусство одеваться состоит в том, чтобы сделать любого человека более привлекательным, чем он есть. Выбирая, модель из журнала мод, можно воспользоваться только эскизом модели, а затем по индивидуальны меркам фигуры построить чертеж основы для последующей разработки конкретной выкройки. Только хорошая выкройка, созданная по собственному чертежу основы, может обеспечить правильную посаду и красоту будущего изделия. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в изготовлении одежды для себя, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. На занятиях кружка дети учатся составлять лекало по индивидуальным меркам. Надо ли говорить, что ремесло это - одно из древнейших и необходимейших, что оно, как и всякое рукоделие, во все времена славилось мастерами, настоящими художниками своего дела. В наше время производство одежды - мощная отрасль индустрии, призванная служить бытовым потребностям, и художественным запросам человека. История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одевать людей художником должен каждый, от прославленных модельеров до рядовых исполнителей. Без понимания художественной задачи нельзя достигнуть успеха, даже превосходно владея такими необходимыми специальными знаниями как конструирование, технология. Программа оригинальна тем, что она вводит обучающегося в мир выбора профессии. Проблема выбора профессии молодежью занимает значительное место во всей работе средней общеобразовательной школе. Вопрос «Кем быть?» - это один из главных вопросов для каждого молодого человека. От его решения зависит вся его дальнейшая жизнь. Именно учитель призван, учитывая экономические реформы и перестройку в целом, помочь подростку не только овладеть общим образованием, но и правильно выбрать профессию, в которой они лучше смогут реализовать свои способности и интересы, принести большую пользу обществу. Обучающимся дается возможность не только кроить, но и моделировать, учиться мыслить образно и неординарно. Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся). Педагогическая целесообразность образовательной программы “Тайны искусства” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к декоративно-прикладному творчеству, применение полученных знаний, умений и навыков прикладного творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическому творческому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую культуру, а развитие творческих способностей помогает более тонкому восприятию на познание своего внутреннего мира через изделия, сделанные своими руками – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы. .Новизна программы заключается в том, что дополнительная образовательная программа «Модница» направлена на становление следующих ключевых и специальных компетентностей: № 1. Ключевые (сквозные) и специальные компетентности познавательная компетентность 2. информационная компетентность 3. коммуникативная компетентность 4. социальная и гражданская компетентность Результат развития ключевых специальных компетентностей (сквозных) и способность к обучению как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения; способность работать с разными источниками информации; способность к критическому суждению в отношении получаемой информации; компьютерная грамотность, умение использовать планы, знаковые системы (таблицы, схемы и т.д.); выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности соблюдение социальных и культурных норм поведения, правил здорового образа жизни; способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем; способность жить и общаться с людьми других языков, религий и культур; готовность к участию в позитивных социальных преобразованиях 5. организаторская компетентность планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности Данная программа рассчитана для детей в возрасте от 8 до 14 лет, предполагает разноуровневый подход, обеспечивая равный доступ к образованию для всех обучающихся школы с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Также способствует решению задач инклюзивного образования в области конструирования и моделирования одежды. В МБОУ «СОШ № 83» созданы условия для получения дополнительного образования обучающимися с ОВЗ. Обучающиеся, поступающие в кружок, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности склонности к выбранной деятельности. По его результатам обучающиеся так же могут быть зачислены в группу второго года обучения. Программа предусматривает разный уровень подготовки детей. В одной группе занимаются дети, которые уже знакомы с шитьем, а в другой, которые в первый раз взявшиеся за подобное дело. Поэтому основной курс программы построен на последовательности обучения - от простого к сложному, он систематизирует знания, полученные на теоретических занятиях с применением их на практике. Занятия проходят в группах, индивидуально и сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора обучающихся в кружок: принимаются все желающие. Объем и срок программы освоения Программа рассчитана на 3 летний цикл обучения, в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. 1 год обучения – 68 часов (по 2 часа 1 раз в неделю) 2 год обучения – 68 часов (по 2 часа 1 раз в неделю) 3 год обучения – 68 часов (по 2 часа 1 раз в неделю) Форма обучения – очная, традиционная, групповая. С участием учащихся с ОВЗ. «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (закон №273-ФЗ) Формы проведения занятий – аудиторные: учебное занятие, защита проекта. практикумы, творческие мастерские, лекции. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом планируемых мероприятий и интересов учащихся. Принципы обучения и воспитания: При реализации образовательной программы использовались следующие принципы обучения: Доступности, простота изложения и понимания материала, позволяющего каждому обучающемуся реализовать в процессе обучения свои возможности. Преемственности, содержание более сложного курса основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных на более ранних этапах обучения. Межпредметности, целенаправленного применения межпредметных связей для эффективного достижения целей. Связь теории и практики, предполагающей, что практическая применимость выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения. Программа является не только обучающей, развивающей, но и воспитывающей. Она опирается на важнейшие принципы, обозначенные в Законе Российской Федерации «Об образовании». Приоритетными при реализации данной программы являются следующие принципы воспитания: Креативности, творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке и при участии педагога, творящего и заражающего своими идеями детей. Природосообразности, учет половозрастных, физиологических и биологических особенности детей (проведение занятий в интересной форме, с использованием игровых технологий, музыкального сопровождения для создания эмоционально – творческой атмосферы). Целостно-смыслового равенства, дети по собственному желанию выбирают изделие, подбирают для него необходимый материал, рисунок и вместе с педагогом воплощают задумку в жизнь. Индивидуально – личностного подхода, научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Коллективности - такая форма способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами позволяет ускорить работу и улучшить ее качество. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений, чувства взаимопомощи. Демократичности и гуманизма, взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей. Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарно-гигиенических норм. В ней предусматривается, что теоретические знания чередуются с практической работой. Продолжительность освоения образовательной программы: В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей во внеурочное время. Так же программа может быть использована вв учреждениях дополнительного образования, по данной программе с успехом занимаются как одаренные, так и дети с ограниченными возможностями в здоровье (инклюзивное обучение). Она помогает создать основу для глубокого осмысленного творчества. Все объекты труда, для учебного процесса, выбраны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость, были посильны обучающимся, начиная с 8 летнего возраста, так как в этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности обучающихся безграничны, но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у обучающихся не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий помогают обучающемуся обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом, необходимо только отыскать их. Выполняя различные действия: вырезание, вышивание, складывание из бумаги — обучающийся будет развивать мелкие и точные движения рук. Особенности организации образовательного процесса Программа составлена с использованием и вариативных модулей, предусматривающих, усложнения творческих заданий, базовую подготовку обучаемых, при этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется, что дает возможность в будущем в определении профессиональной деятельности. Обучение модулями – законченными блоками информации, в настоящие время является одним из самых эффективных методов. Каждый блок или его часть логически закончен и может рассматриваться, как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два, три, четыре или пять лет обучения. В зависимости от интересов, способностей, уровня подготовки и возраста обучающихся возможно изменение последовательности блоков программы. Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приемам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы различными техниками, обучающиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. Заручившись терпением и фантазией, обучающиеся, делают изящными предметы домашнего обихода, унылый вид которого уже изрядно поднадоел. На занятиях создается атмосфера радости, удовольствия, соучастие обучающихся в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий, такой характер творчества заставляет сознательно объединять в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая педагогические подходы, раскрывая в творческой деятельности свои специфические признаки педагогической целесообразности и значимости Главный же результат для обучающихся состоит в самоудовлетворении от проделанной работы, возможности приобрести новые умения, применить полученные в школе знания на практике, стать на ступеньку выше, чем были вчера, что является основной целью личностноориентированного подхода, реализуемого в художественно эстетичном образовании обучающихся. № Признаки 1.Современность 2.Доступность 3.Разноплановость 4.Индивидуальность 5.Социализация Характерные особенности деятельности Отсутствие четких канонов. Многообразие используемых технологий. Возможность самовыражения с использованием доступных средств. Экономичность и доступность материала. Отсутствие возрастных ограничений. Возможность создания разновозрастных групп. Возможность создания различных изделий, воссоздание производственных моделей и технологических процессов. Разноплановость применения изготовленных изделий (подарки, костюмы, сюрпризы, наглядные пособия, декоративное оформление и др.). Это особое состояние в изображении действительности, и здесь у каждого предмета свой реальный мир, который имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход. Возможность самовыражения личности, решение финансово-экономических проблем, коммуникативное общение среди людей, занятых общим делом. Цель и задачи программы Цель программы - содействие становлению и развитию личности ребенка, раскрывая взаимодействие национального народного творчества с разнообразными областями современного композиционного проектирования. Достижение поставленной цели связывает с решением следующих задач: Образовательные: дать теоретические и практические знания из области основ кроя и пошива одежды; научить использовать различные трудовые приемы при работе с разными материалами; заложить навыки художественно творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития и осмысленного выбора профессии; освоить навыки организации и планирования работы; обучить основам проектной деятельности. Метапредметные: развивать образное и пространственное мышление, цветоощущение, память, фантазию ребенка; формировать художественный вкус и гармонию между формой и художественного образа; развивать аналитическое мышление и самоанализ; зрительную содержанием развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность; развивать психометрические и коммуникативные качества личности. Личностные: сформировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе; привить интерес к швейному делу; стимулировать художественные способности обучающихся, создавая условия для перехода от творческих переживаний к умению творческого самовыражения; содействовать появлению позитивного мироощущения, посредством общения с народным искусством, учитывая региональный компонент; формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; воспитывать любовь к родному краю, Родине. Коррекционные: Формирование и закрепление эмоционально – позитивных установок в самооценке обучающихся с ограниченными возможностями. Создание условий для самореализации обучающихся Развитие навыков самоорганизации, самоуправления, самоконтроля. Преодоление недостатков, психического и физического развития обучающихся. Содержание программы Первый год обучения Учебно - тематический план № Тема раздела Количество сов часов В том числе 1. Введение. Инструктаж по ОТ 2 2 Прак.час . - 2. Работа с утюгом 2 1.5 0.5 3. Ручные стежки 26 11 15 4. Швейная машина 16 8 8 5. Изготовление прихватки в технике «Синель». 22 5.5 16.5 68 28 40 ИТОГО: Теор. час Первый год обучения Учебно - тематический план Дата № Тема занятия Всего часов В том числе Теор. часы Практ. часы Введение. 1. Введение. Инструктаж по ОТ Работа с утюгом Организация рабочего места для утюжильных работ. 2 2 - 2 2 - 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 Ручные стежки Организация рабочего места при выполнении 3. ручных работ. Организация рабочего места и ТБ при выполнении 4. ручных работ. 26 2 11 1.5 15 0.5 2 1.5 0.5 Изготовление подставки под горячее. Подбор тканей, прокладочного материала, ниток. Составление лекала. 6. Выкраивание деталей. 7. Нанесение линий строчки. 8. Прокладывание первой строчки стачным 9. стежком. Прокладывание второй строчки стачным 10. стежком. Осноровка подставки под горячее. 11. Обработка среза 1 -ой половины подставки, 12. ручным обметочным стежком. Обработка второй половины подставки. 13. ВТО готового изделия. 14. Правила пришивания фурнитуры. 15. Швейная машина Швейная машина - ее прошлое, настоящее и 16. будущее. 2 1 1 2 2 2 2 1 1 0.5 0.5 1 1 1.5 1.5 2 0.5 1.5 2 2 1.5 0.5 0.5 1.5 2 2 2 16 2 0.5 0.5 0.5 8 1.5 1.5 1.5 1.5 8 0.5 2. 5. 17. Изучение стачивающей бытовой машины с электрическим приводом и ее заправка. 2 1.5 0.5 18. Практическая работа (заправка машины). 2 1.5 0.5 19. Организация рабочего места при выполнении машинных забот. 2 1.5 0.5 Изготовление прямой машинной строчки. 20. фактическая работа (машинные строчки). 21. изготовление вышивальных строчек. 22. Практическая работа (вышивальные строчки). 23. Изготовление прихватки в технике «Синель». Выкраивание 1- 6 слоёв прихватки 24. Смётывание 5 слоёв прихватки 25. Разлиновка параллельных линий на бумаге 26. Разлиновка параллельных линий на прихватке 27 Выстёгивание прихватки на швейной машинке 28. Разрезание между параллельными строчками 29. Трепание 5слоёв ткани прихватки в воде 30. Осноровка прихватки 2 2 2 2 0.5 0.5 0.5 0.5 1.5 1.5 1.5 1.5 22 2 2 2 2 2 2 5.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 16.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 2 0.5 1.5 31. 32. 33. 34. Соединение 6 слоёв ткани смёточным стежком Примётывание тесьмы по краям прихватки Притачивание тесьмы по краям прихватки В.Т.О. готового изделия Итого 2 2 2 2 68 0.5 0.5 0.5 0.5 28 1.5 1.5 1.5 1.5 40 Содержание программы первого года обучения Раздел 1. «Введение» Теоретические сведения. Содержание курса кружка. Требования охраны труда в мастерской. Организация рабочего места. Санитарные требования к помещению. Правила санитарии и гигиены. Практические работы. Знакомство с кабинетами. Знакомство с программой. Планирование своей работы. Организация своего рабочего места. Безопасные приёмы работы с оборудованием, инструментами. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Просмотр используемой литературы. Раздел 2. «Работа с утюгом» Теоретические сведения : организация рабочего места для утюжильных работ. Правила по технике безопасности при работе с утюгом. Демонстрация приемов работы с утюгом. Информация об устройстве утюг .Практические работы. Проведение влажно-тепловых работ. Раздел 3. «Ручные стежки» Теоретические сведения. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: смёточная, заметочная, намёточная,. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Практические работы. Подготовка рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Раздел 4. «Швейная машина» Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине. Практические работы. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок. Раздел 5. «Изготовление прихватки в технике «Синель». Теоретические сведения Построение квадратов на ткани. Построение параллельных линий с помощью линейки и треугольника Практические работы. Выкраивание, наметывание квадратов. Выстегивание прихватки на машине. Разрезание строчек. Второй год обучения Учебно - тематический план № Раздел Всего часов В том числе Теор. час. Прак.ча с. 2 - 1. Организационное занятие, знакомство с группами и направлением для групп, распорядок занятий, знакомство с программой, оформление тетради (Принадлежности, инструменты, приспособления, спецодежда). Инструктаж по ОТ 2 2. Изготовление декоративной подушки 28 6.5 21.5 3. Изготовление сумки 24 6.0 18 4. Изготовление конической юбки 16 4 12 ИТОГО: 68 18.5 45.5 Второй год обучения Учебно - тематический план В том числе Дата № Тема занятия Всего часов часов 1 Организационное занятие, знакомство с группами и направлением для групп, распорядок занятий, знакомство с программой, оформление тетради (Принадлежности, инструменты, приспособления, спецодежда). Инструктаж по ОТ. Изготовление декоративной подушки 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Подбор тканей, фурнитуры. Составление лекал. Выкраивание деталей. Соединение клеевой и основной тканей. Нанесение рисунка для вышивки. Вышивание рисунка. Изготовление рюши. Соединение рюш с основой. Подшивание открытых срезов подушки. Пришивание липучки. Сметывание деталей подушки. Теор. часы Практ. часы - 2 2 28 6.5 21.5 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 Стачивание деталей подушки. Обметывание срезов ВТО готового изделия. 2 2 0.5 0.5 1.5 1.5 Изготовление сумки 24 6.0 18 Выбор модели и подбор ткани, фурнитуры. Составление лекала. Выкраивание деталей. Изготовление рюш. Приклеивание тканей для вышивки. Соединение подкладки с верхом ткани. Обработка застежки. Обработка ручки для сумки. Обработка ручки для сумки. Соединение ручки с сумкой. Отделка верха сумки. Стачивание и обметывание боковых швов сумки. Изготовление конической юбки 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 16 4 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Выбор модели и ткани. 2 0.5 1.5 28 Составление лекал. 2 0.5 1.5 29 Выкраивание деталей юбки. 2 0.5 1.5 30 Изготовление пояса. 2 0.5 1.5 31 Соединение пояса с юбкой выкраивание деталей. 2 0.5 1.5 32 Обметывание и заметывание юбки. 2 0.5 1.5 33 Вышивание низа юбки. 2 0.5 1.5 34 ВТО готовой юбки. 2 0.5 1.5 Итого: 68 18.5 45.5 Содержание программы второго года обучения Раздел 1. «Введение» Теоретические сведения. Содержание курса кружка. Требования охраны труда в мастерской. Организация рабочего места. Санитарные требования к помещению. Правила санитарии и гигиены. Практические работы. Знакомство с кабинетами. Знакомство с программой. Планирование своей работы. Организация своего рабочего места. Безопасные приёмы работы с оборудованием, инструментами. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Просмотр используемой литературы. Раздел 2. «Изготовление декоративной подушки» Теоретические сведения. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Практические работы Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Раздел 3 «Изготовление сумки» Теоретические сведения Виды сумок и их назначение. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами). Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания. Машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и на оверлоке. Постоянное соединение деталей — стачивание. Постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Практические работы Выбор модели и ткани для сумочки. Составление выкроек. Раскраивание и пошив сумки. Раздел 4 «Изготовление конической юбки» Теоретические сведения Модели юбок. Виды ткани и их свойства. Правила подбора вида конической юбки для своей фигуры. Способы обработки низа юбки. Практические работы Выбор модели и ткани юбки . Составление выкройки, раскраивание и отшив юбки Третий год обучения Учебно - тематический план № Тема раздела Всего часов В том числе Теор. Прак. час. час. 2 - 2 2. Организационное занятие, знакомство с группами и направлением для групп, распорядок занятий, знакомство с программой, (Принадлежности, инструменты, приспособления, спецодежда). Правила снятия мерок. 4 1.5 2.5 3. Изготовление блузки без швов 28 9 19 4. Изготовление брюк с запахом 34 10.5 23.5 68 23 45 1. ИТОГО: Третий год обучения Учебно - тематический план Дата № Тема занятия Организационное занятие, знакомство с группами и направлением для групп, распорядок занятий, вводный инструктаж, знакомство с программой. (Принадлежности, инструменты, приспособления, спецодежда). Инструктаж по ОТ Снятие мерок 1. 2. Правила снятия мерок. 3. Практическая работа. Изготовление блузки (без швов) 4. Выбор модели, подбор ткани и фурнитуры. 5. Составление лекала. 6. Выкраивание блузки. 7. Примерка блузки. 8. Осноровка блузки. 9. Заметывание срезов блузки. 10. Обработка срезов машинной строчкой зигзаг. 11. Высекание припуска после машинной строчки зигзаг. 12. Прокладывание второй строчки зигзаг. 13. ВТО блузки. 14. Закрепление боковых сторон блузки на машине прямой строчки. 15. Изготовление петель для пояса. 16. Изготовление пояса. 17. ВТО готовой блузки. Изготовление брюк с запахом 18. Выбор модели, подбор ткани и фурнитуры. 19. Составление лекала. 20. Выкраивание брюк. 21. Подготовка к первой примерке. 22. Проведение первой примерки. 23. Стачивание вытачек и среднего шва брюк. 24. Обметывание среднего шва и боковых срезов. 25. ВТО вытачек и среднего шва. 26. Заметывание боковых срезов. 27. Заметывание низа брюк. 28. Подшивание низа брюк. 29. Прокладывание вышивальной строчки по боковым срезам. 30. Изготовление пояса - завязки. 31. Притачивание пояса - завязки. 32. Соединение пояса с юбкой - шорт. 33. Обметывание шва - пояса. 34. ВТО готовых брюк. Всего В том числе часов Практ. Теор. час час 2 2 - 4 1.5 2 2 28 2 2 2 2 2 2 2 2 2 9 0.5 1 1 1 0.5 0.5 0.5 0.5 2.5 2 19 1.5 1 1 1 1.5 1.5 1.5 1.5 2 2 2 0.5 0.5 0.5 1.5 1.5 1.5 2 2 2 34 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 0.5 0.5 10.5 0.5 1 1 0.5 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1 1.5 1.5 23.5 1.5 1 1 1.5 1 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 2 2 2 2 2 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 Итого: 68 23 45 Содержание программы третьего года обучения Раздел 1. «Введение» Теоретические сведения. Содержание курса кружка. Требования охраны труда в мастерской. Организация рабочего места. Санитарные требования к помещению. Правила санитарии и гигиены. Практические работы. Знакомство с кабинетами. Знакомство с программой. Планирование своей работы. Организация своего рабочего места. Безопасные приёмы работы с оборудованием, инструментами. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Просмотр используемой литературы. Тема 2. «Правила снятия мерок.» Теоретические сведения. Правила снятия мерок с фигуры человека. Предполагаемые ошибки их устранение. Правильная запись снятых мерок. Количество необходимых мерок для построения различных типов одежды. Практические работы Снятие мерок и их запись. Раздел 3. «Изготовление блузки без швов» Теоретические сведения Описание данной модели блузки. Мода блузок в данном сезоне. Особенность пошива. Практические работы Подбор ткани для данной модели блузки. Изготовление выкройки на себя в натуральную величину. Выкраивание и пошив блузки. Обработка края блузки строчкой «зиг-заг» Раздел 4. «Изготовление брюк с запахом» Теоретические сведения Особенность брюк данной модели. Классификацию видов ткани, предназначенных для пошива брюк. Практические работы Подбор ткани для данной модели брюк. Изготовление выкройки на себя в натуральную величину. Выкраивание и пошив брюк. Обработка края брюк вышивальной строчкой по желанию. Выполнение влажно-тепловой обработки готового изделия. Ожидаемые результаты 1. В обучении. По окончанию курса обучающийся узнает: правила технике безопасности; требования к организации рабочего места; швейные инструменты и приспособления; условные обозначения на чертежах; историю возникновения одежды; типы фигур; правила снятия мерок; построение лекал по индивидуальным меркам; виды тканей и их свойства. По окончанию курса обучающийся сможет: правильно обращаться с чертежными инструментам и приспособлениями; составлять чертежи основ изделий по индивидуальным меркам; вносить изменения в чертеж модели; работать с шаблонами, выкройками; творчески подходить к созданию модели; моделировать полочки, рукава, воротники; организовывать свое рабочее место; работать с режущими и колющими инструментами; работать на швейной машине, заправлять ее и регулировать натяжение обоих нитей; выполнять влажно-тепловые работы с помощью утюга; выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); грамотно использовать в речи швейную терминологию; оценить себя самостоятельно, используя «Карту критерий для контрольно-оценочного успеха обучающегося». По окончании курса у обучающегося сформируется интерес: к дальнейшему обучению в специально-профессиональных образовательных учреждениях; к швейному делу (хобби). 2. В воспитании. По окончанию курса обучающийся узнает: нормы поведения в быту и обществе; культуру общения. По окончанию курса обучающийся сможет: отстаивать собственную точку зрения; доводить до конца начатое дело. По окончании курса у обучающегося сформируется: уверенность в собственных силах; сознание своей значимости, социальной восстребованности; коммуникабельность; пунктуальность; точность и старательность в выполнении работы 3.В развитии: - реализовывать собственные замыслы в работе. - находить оригинальные решения в своих замыслах. - работать в нужном темпе. - планировать, систематизировать, обобщать, анализировать, оценивать учебное занятие. По окончании курса у обучающегося сформируется: - самоуважение и уважение к другим - способность к самоанализу - точность и старательность в выполнении работы. - аккуратность (способность содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к материалам, инструментам) - образное мышление - интерес к обучению и художественным видам деятельности Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение: Помещение – учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, магитно-маркерная доска, компьютерное обеспечение, шкафы и стеллажи, стенды для хранения учебной литературы и наглядных пособий. № Материалы Разновидность Бумага Калька, ватман, цветная бумага, писчая бумага Картон Цветной, белый бытовой Ткань Органза, вуаль, шелк, капрон, лен, хлопок 4. Нитки Обычные, шелковые, капроновые, «ирис», шерстяные 5. Тесьма Отделочная 1. 2. 3. № Разновидность Инструменты Измерительные приборы линейки, сантиметры, циркули, лекала. 2. Колющие и инструменты Иглы канцелярские, ручные, машинные 3. Ножницы Обыкновенные, портновские 4. Пинцеты, зажимы Бытовой 1. 5. режущие Простые и цветные Карандаши 6. Утюг 7 Швейные машины Электрический, паровой электрические Универсальные и специализированные. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Время проведения Цель проведения Формы контроля Начальный или входной контроль В начале учебного года, при Определение уровня развития Беседа, опрос, тестирование, обучающегося, их творческих анкетирование, практическая поступлении способностей. работа. Текущий контроль В течение всего учебного года Определение степени Педагогическое наблюдение, усвоения обучающимися опрос, контрольные занятия, учебного материала. самостоятельная работа. Определение готовности обучающихся к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный контроль По окончании изучения темы Определение степени обучающимися или блока. В конце полугодия. усвоения учебного материала. Определение результатов Выставка, конкурс, праздник, соревнования, творческая работа, зачет, открытое занятие, самостоятельная работа. Защита проектов, творческих работ, презентация, тестирование, анкетирование. обучения. Итоговый контроль В конце учебного года или Определение уровня развития обучающихся, их творческих курса обучения способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Выставка, конкурс, праздник, соревнования, творческая работа, зачет, открытое занятие, самостоятельная работа. Защита проектов, творческих работ, презентация, тестирование, анкетирование. Экзамен, взаимозачет, коллективный анализ работ, самоанализ. Техника безопасности Учащиеся в первый день занятий проходят инструктаж по правилам техники безопасности и расписываются в журнале. Педагог на каждом занятии напоминает учащимся об основных правилах соблюдения техники безопасности. Оценочные материалы Способы определения результативности: Педагогическое наблюдение Педагогический анализ результатов анкетирования , тестирования, зачетов, взаимозачетов, участие обучающихся в мероприятиях (конкурсах, викторинах, соревнованиях) защиты проектов, активности обучающихся на занятиях и т.п. Мониторинг Карта самооценки Карта критерий для контрольно-оценочного успеха обучающегося Электронный репетитор «Символ-тест». Педагогический мониторинг Мониторинг образовательной деятельности обучающихся Контрольные задания и тесты Самооценка обучающего Портфолио Ведение зачетных книжек Анкетирование Ведение творческого дневника обучающегося Педагогические отзывы Ведение летописи Ведение педагогического дневника Оформление фотоотчетов Ведение оценочной системы Методические материалы. Методы обучения: 1 Словесные: беседа, рассказ, объяснение, убеждение, поощрения. 2 Наглядные: показ видеоматериалов, пример, плакаты, чертежи, рисунки, готовые изделия. 3 Практическое: тренировочные упражнения, практическая работа. 4 Аналитические: наблюдение, сравнивание с готовым изделием, самоанализ, повторение пройденного материала, самоконтроль, взаимоанализ выполненных работ, анкетирование. 5 Проблемный 6 Проектный 7 Воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); 8 Культурно-массовые мероприятия Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей: обосновывается с позиции инвалиды, дети с ОВЗ) и др.; профиля деятельности и категории обучающихся (дети- Объяснительно - иллюстративный: обучающие воспринимают и усваивают готовую информацию. Репродуктивный – обучающие воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом. Исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы. Типы обучения: 1.Индивидуально – практическая работа. 2.Коллективная работа. 3.Самостоятельная работа. 4.Консультация. 5.Проектная работа. Типы занятий: Комбинированное Теоретическое Практическое Диагностическое Контрольное Тренировочное Формы организации деятельности обучающихся: Индивидуальная Групповая Фронтальная Формы проведения занятий: Беседа Игра - путешествие Практическое занятие Вернисаж Сюжетно-ролевая игра Презентация Встреча с интересными людьми КВН Сказка Выставка Конкурс Соревнование Галерея Консультация Творческая встреча Гостиная Конференция Экзамен Диспут, дискуссия, обсуждение Круглый стол Экскурсия Занятие – игра Мастер-класс Ярмарка Защита проектов Наблюдение Зачет Игра деловая Открытое занятие Все это направлено на компетенции, которые состоят из: 1. Изучать (эстетическое восприятие произведений художественной культуры (живописи, графики, скульптуры, архитектуры и т.п.)); 2. Думать (над созданием работы, синтезе творчества и т.п.); 3. Искать (новые пути в решении учебно-творческих заданий и упражнений и т.п.); 4. Творить (приниматься за дело); 5. Сотрудничать (в ходе обучение с педагогом, трудиться индивидуально и в группе); 6. Адаптироваться (к творческому процессу и процессу обучения в новых условиях).