«Экономическая азбука»

Пояснительная записка
Осуществляемые в стране экономические реформы, развитие информационного
общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого
человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости,
способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать
решения. Формирование нового экономического мышления в современных условиях
стало социальным заказом общества. В связи с этим назрела необходимость в более
целенаправленной и эффективной подготовке обучающихся путем введения системы
экономических знаний. Экономическая образованность и экономическое мышление
формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса
предметов, изучаемых в школе, где математике принадлежит особая роль. Это
объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью
математического аппарата, который излагается в школьном курсе.
Экономика и математика связаны между собой уже тысячелетия. Само появление
чисел и многого того, что ныне составляет основу математики, было вызвано к жизни
задачами практики, производства, обмена, торговли и земледелия. И по мере становления
и развития математики укреплялись ее связи с экономикой. Современная экономика
широко использует математические методы.
Идея экономического образования и воспитания – подготовка школьников к жизни
и деятельности в новых социально – экономических условиях, получение более широкой
жизненно важной информации для дальнейшего выбора профессии, трудоустройства,
свободной ориентировки в современном обществе и быту.
Курс «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АЗБУКА» предусматривает овладение обучающимися
основными терминами и категориями в соответствии с возрастными особенностями,
развитие интереса к экономическим событиям, формирование элементов экономического
мышления.
Учащиеся знакомятся с «тремя китами» современного рынка: спросом и
предложением, маркетингом и менеджментом.
Для того чтобы сделать занятия экономики живыми и интересными, при разработке
тематического плана было предусмотрено большое количество практических занятий, в
ходе которых целесообразно использовать активные формы и методы обучения, деловые
игры и практикумы. Элемент деловых игр активизирует и пробуждает познавательные
интересы учащихся, показывает возможности математических методов для анализа
экономических процессов.
Разработанная в рамках реализации дополнительного образования обучающихся
программа создает и обеспечивает необходимые условия для личностного развития
обучающихся, развитиеих профессиональной ориентации, а также ориентирует на
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирует их общую
культуру.
Отбор нового содержания обучения осуществлялся с учетом возможности развития
познавательных интересов детей, их логического мышления, а также с учетом возрастных
особенностей обучающихся. Использование задач с экономическим содержанием на
занятиях кружка превращает обучение в творческий процесс, способствуя более
глубокому осмыслению и освоению материала. Полученные обучающимися знания по
основам экономики позволяют детям участвовать в экономической жизни своей семьи,
помогают усвоить сущность рыночной экономики, формируют способности к
экономическому мышлению.
Курс интересен также тем, что предлагает изучать ряд главных для цивилизованного
развития экономических вопросов, таких, например, как вопросы денежного обращения,
особенности банковской системы. Жизнь в саморегулирующейся рыночной системе
требует знакомства с такими понятиями, как «депозит», «банковский процент»,

«дивиденды», «инфляция» и т.д., в буквальном смысле слова составляя тот фон, на
котором проходит жизнь нашего общества.
Более того, занятия в кружке могут способствовать решению задач инклюзивного
образования, направленного на «обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей», активную социализацию детей с ОВЗ, помощь в
максимальном раскрытии их потенциала, потребности самореализоваться и утвердиться в
общественной жизни.
Реализация курса «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АЗБУКА» теснейшим образом связана с
математикой, информатикой, экономикой. Работая в рамках социального партнерства по
реализации дополнительного образования школьников, для проведения онлайн-обучения,
лекций, занятий, бесед и мастер-классов привлечены представители реального сектора
экономики, а также представители Сибирского химического комбината (СХК).
Программа вариативна, в рамках еѐ содержания можно выстроить индивидуальные
траектории обучения учащихся.
Программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы.
Срок реализации 2 года, 34 часа в учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительность 40 минут.
Цель программы:
Способствовать формированию основ экономического мышления, развитию
логического и латерального мышления обучающихся, подготовке учащихся к жизни в
условиях современного общества.
Задачи:
Обучающие:
 последовательное изучение учащимися элементарных экономических понятий и
умение применять их в условиях реальной жизни.
Воспитательные:
 Воспитание разумных потребностей, формирование умений соизмерять свои
потребности с материальными возможностями.
 Формирование у учащихся желания трудиться и потребности в улучшении результатов
своего труда, повышении благосостояния.
 Воспитывать уважение к собственности и бережное отношение к ресурсам,
трудолюбие, порядочность.
Развивающие:
 Развитие экономического мышления.
 Развитие нестандартного мышления, используя максимальное количество подходов к
решению задач.
Содержание тем учебного курса
№
1

Тема
Вводное занятие «Что такое «Экономика»»?
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества,
присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение

Количество
часов
2ч

правильно рассчитать средства).
Социально-психологическое тестирование
8ч

3

Деньги.
История возникновения денег. Роль денег. Почему золото удобнее в
качестве денег. Бумажные деньги. Банкноты. Монетный двор. Роль
денег. Валюта, валютный курс. Банк. Кредит. Выгодно ли давать
деньги в кредит.
Семейная экономика.
Бюджет семьи. Из чего складываются доходы и расходы семьи.
Обязательные платежи семьи. Как рассчитать плату за воду,
электроэнергию. Как рассчитать стоимость покупки на день.
Что такое безработица и причины появления безработицы.

4

Работа над проектами.

6ч

5

Магазин. Рынок. Спрос и предложения.
Виды магазинов, отделы магазинов. Розничная цена. Оптовая цена.
Цены на основные продукты питания.
Экономика в школе.
Стоимость одежды для девочки. Стоимость одежды для мальчика.
Расходы на питание детей в школе. Расходы школы на оплату
электроэнергии, водоснабжение и канализацию. Экономия в
условиях школы.
Труд. Оплата труда.
Процент. Нахождение одного и нескольких процентов от числа.
Зарплата, аванс. От чего зависит размер зарплаты. Справедливо ли
платить всем одинаковую зарплату. Верхняя граница зарплаты,
нижняя граница зарплаты. Прожиточный минимум.
Способы завоевания рынка. Маркетинг и
менеджмент.Конкуренция. Монополия.

10ч

9

Страхование.

2ч

10

Работа над проектами.

6ч

2

6

7

8

18ч

4ч

8ч

4ч

Учебно-тематический план
№
1

Тема
Вводное занятие «Что такое
«экономика»».

Социально-психологическое

Технология реализации
Устный журнал с элементами
беседы. (доктор физикоматематических наук Брендаков
В.Н.)
Тестирование

Количество
часов
1ч

1ч

2

3

4
5

6

тестирование
Экскурсия в музей,
Деньги.
- Из истории возникновения денег. беседа
Онлайн экскурсия в музей.
- Мы идем в банк:
экскурсия в банк
Для чего нужны деньги. Функции
денег.
Иностранные деньги (валюта):
евро, доллар и др.
Наличные и безналичные деньги.
Банкомат. Правила пользования.
- Решение задач практической
решение задач
направленности.
Семейная экономика.
-Будем знакомы - моя семья.
Беседа, презентация.
-Доходы семьи.
Мастер-класс (доктор физико-Расходы семьи.
математических наук Брендаков
-Как составить меню и покупка
В.Н.)
продуктов на день. Подсчет
стоимости покупки.
-Расходы на одежду и обувь.
Решение задач практической
-Подарки, семейные праздники.
направленности.
-Обязательные платежи семьи.
-Приусадебное хозяйство.
-Бюджет школьника.
- «Хочу» и «надо», делаю выбор.
-Экономия в условиях семьи.
Деловая игра.
-Игра «Экономический
калейдоскоп».
Создание и защита проектов
Работа над проектами
Магазин. Рынок.
- Спрос и предложения.
Вводное занятие.
-Что такое товар. Товары и услуги.
Кто производит товары?
-Виды предприятий, магазинов.
Экскурсия на предприятие.
Экскурсия.
-Современный супермаркет.
Знаете ли вы цены на продукты?
Решение задач практической
Рекламные акции и скидки.
направленности.
-Подсчет стоимости 100г, 200г,
300г и т.д. продукта.
- Услуги рынка. Базар.
Деловая игра.
Игра «Математический базар».
Экономика в школе.
-Сколько стоят твои учебники?
Беседа.
Одежда школьника.
Решение задач практической
-Как экономить электроэнергию.
направленности.

1ч
1ч

6ч
1ч
2ч

13ч

2ч
6ч
1ч

1ч

6ч

2ч

1ч
1ч

7

8

9

Экономия теплового режима.
-Твое здоровье в твоих руках.
-Конкурс творческих идей
«Сэкономь, сбереги, сохрани».
Труд. Оплата труда.
-Зарплата. Различие в оплате
труда.
Что такое «аванс».
-Что такое «процент».
Как найти несколько процентов
числа.
-Подоходный налог.
Профсоюзный взнос.
-Премия.
-Производительность труда.
-Бухучет играючи.
Способы завоевания рынка.
Маркетинг и менеджмент.
Конкуренция. Монополия.
Страхование.

10 Работа над проектами

Деловая игра.
Конкурс творческих идей.

1ч
1ч

Беседа.

1ч

Решение задач практической
направленности.

2ч

1ч

Закрепление знаний в форме
игры.
Лекция, беседа, мастер-класс
(доктор физико-математических
наук Брендаков В.Н.)
Решение задач практической
направленности.
Создание и защита проектов

1ч
1ч
2ч
4ч

2ч
6ч

Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты:
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного
содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
 Критичность мышления, креативность
 Логическое решение жизненных экономических задач
 Умение мыслить на микро- и макроуровне
 Использовать полученные знания в системе со знаниями других предметов
 Понимать экономические механизмы в повседневной жизни и использовать их.

Метапредметные результаты:
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем; способность
и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
 готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников.

Предметные результаты:
 овладение базовыми экономическими понятиями;
 владение применением полученных теоретических знаний в социальной
реальности российского общества;
 владение навыками и опытом разработки стратегий экономически целесообразного
поведения.
Учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях
 торговля, товары, услуги;
 бюджет, доходы, расходы;
 банк, доллар, евро;
 кредит, процент;
 производство;
 налоги, платежи.
учащиеся должны уметь:
 работать с табличным материалом, калькулятором, компьютером, решать простые
экономические задачи;

использоватьприобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни;
Формы контроля за уровнем достижений обучающихся:
 Текущий контроль, выборочный контроль осуществляется в ходе выполнения
практических работ во время занятий.
 Итогом изучения курса станет защита проектов по направлению «Экономическое
развитие Северска», где обучающиеся смогут применить полученные знания –
предложить эффективную технологию производства того или иного товара, а затем
лучший способ его реализации, научатся устанавливать цену на товар в условиях
рынка и реализовывать его с получением наибольшей прибыли.
Учебно-методическое обеспечение программы:
Список использованной литературы:
Основная литература:
1. Липсиц И.В. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся 5-7. Издательство «
Вако», Москва, 2018.
2. Липсиц И.В. Финансовая грамотность. Материалы для родителей 5-7. Издательство «
Вако», Москва, 2018.
3. Ермакова И.В. Учебное пособие для внеурочной работы в 5-6 классах ОО. 2015.
4. Автономов
В.С.
Введение
в
экономику.
–
М:
Вита-Пресс,
2009.
5.. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 2008.
6. Савицкая Е.В., Серѐгина С.Ф. Уроки экономики в школе. М.: Вита-пресс, 2009г.
7. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник .-М.: Республика, 2012.
8. Кроссворды.
9. Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики5-6 класс учебное пособиедля
внеурочной работы ОО, Новосибирск, 2015.
10.Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация
хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов» М. Вита-пресс. 2011.
11

Дополнительная литература:
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: Дело
Лтд, 2013.
2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. – СПб.,
2002.
3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная
микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.:
Международные отношения, 2011.
4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Пер. с англ. – М.: Прогресс,
1992.
5. Липсиц И.В. Экономика. В 2-х книгах. – М.: Вита-пресс, 2010.
6. Лэйард Р. Макроэкономика. – М.: Джон Уайли энд Санз, 2008.
7. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-пресс,
2007.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т.
Пер. с англ. (11-е изд.). – М.: Республика, 1992.
9. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
10. Основы предпринимательского дела: Под ред. Ю.М. Осипова – М.: БЕК, 2006
11. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. Издательство
«ВИТА-ПРЕСС», 2011.
Материально – техническое обеспечение программы:

1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным
разделам курса математики
2. Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых
тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и
индивидуальной работы
(Диски: тесты по всем разделам математики,
http://www.it-n.ru/profil.http://festival.1september.ru/articles
http://maitf.dnu.dp.ua/illustrations)
3. Мультимедийный компьютер
4. Мобильный класс
5. Средства программы Smart Note Board
6. Система мониторинга качества знаний MIMIO VOTE
7. Сканер
8. Принтер лазерный
9. Копировальный аппарат
10. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная сеть, выход в Интернет)
11. Микрофон, наушники, колонки.
Интернет – ресурсы:
1.http://be.economicus.ru/ (введение в экономику)
2. http://bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm (экономика для школьников)
3. http://bibliotekar.ru/biznes-15/index.htm (экономический словарь).
4. http:/./school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
5.http:// mat. 1 september.ru - Сайт газеты «Математика».
6.www.school.edu.ru - Российский образовательный портал.
7.www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений.
8. МФ РФ статистика http://www.eeg.ru

9. Министерство финансов РФ - www.minfin.ru
10. Министерство экономического развития и торговли - ww.economy.gov.ru
11. Центральный банк Российской Федерации - www.cbr.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».