«Графический дизайн»

1

Раздел №1
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике курс «Графический
дизайн» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) на основе авторской
программы курса информатики для 6-9 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к
условиям внеурочной деятельности и на основе книги дизайнера – графика, профессора
Харьковской академии дизайна и искусств Владимира Ивановича Лесняка «Графический
дизайн» (основы профессии).
Программа разработана для осуществления образовательной деятельности
обучающихся 6-9 классов в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об
утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам (утверждѐн приказом Министерства
просвещения РФ от 9 ноября 2018 г., №196);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерства образования и
науки России от 18 ноября 2015 года №09-3242;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Программа внеурочной деятельности по курсу «Графический дизайн» направлена
реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, чтобы обучающий смог
оценить свой потенциал и познакомиться с разными видами и направлениями в области
графического и компьютерного дизайна: промышленный дизайн, дизайн интерьеров, арт–
дизайн, дизайн среды и ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды иобуви.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося;
творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного
образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного
общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень
быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим
воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Дополнительное образование по информатике по курсу «Графический дизайн»
основной школы является внеурочной деятельностью и частью организационного курса
информатики, который включает в себя пропедевтическую и профориентационную
направленность по отношению к профильному образованию. Областью изучения данного
курса является «язык» и специфика графического и компьютерного дизайна. В
содержании курса сделан акцент на художественное восприятие, на развитие
воображения, фантазии и мышления при разработке и выполнении графических работ с
использованием ИКТ.
Информатика имеет очень большое и всѐ возрастающее число междисциплинарных
связей, причѐм как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания
2

и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного
из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Особенность данного курса заключается в том, что многие предметные знания и способы
деятельности (включая графические возможности средств ИКТ) имеют значимость для
других предметных областей и формируются при их изучении. Данный курс
рассматривается как дополнительный в процессе развития ИКТ-компетентности учащихся
средней
школы,
и закладывает
основы
естественнонаучного и
культурного
мировоззрения.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена повсеместным использованием графики в
различных отраслях и сферах деятельности человека. Программа дает обучающимся
возможность получить теоретические знания и практические навыки работы в векторной
программе, позволяет расширить знания в области информационных технологий,
помогает определиться в выборе будущей профессии, стать востребованными на рынке
труда, способствует развитию интеллекта, формированию социально-активной личности.
Новизна программы
Программы заключается в сочетании технической и художественной подготовки
обучающихся, т.к. для успешного овладения компьютерной графикой необходимо знание
основ рисунка, живописи, композиции и цветоведения, законов формообразования; а
также умение соединять технические навыки с «полетом» творческой фантазии.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она способствует
раскрытию роли информационных технологий в формировании естественнонаучной
картины мира, формированию компьютерного стиля мышления, подготовке обучающихся
к жизни в информационном обществе. Программа позволит выявить заинтересованных
обучающихся, оказать им помощь в формировании навыков работы в векторной
программе Inkscape, повысить уровень их пространственного мышления и воображения.
Отличительная особенность программы
Отличительная особенность программы состоит в том, что она является мощным
образовательным инструментом, который не только позволяет привить обучающемуся
привычку использовать готовое, а обучает создавать, воплощать свои конструкторские и
дизайнерские идеи.
Цель программы:
- формирование у обучающихся представление об основах графического и компьютерного
дизайна.
Задачи программы:
Обучающие:
- изучить фундаментальные основы компьютерной графики;
- развить творческое мышление и пространственное воображение;
- сформировать дизайнерские способности у обучающихся;
- приобрести навыки работы с графическими программами;
- воспитать ответственное отношение к соблюдению этических и
- правовых норм информационной и графической деятельности;
- овладеть современными ИКТ как элементом общей культуры человека.
Развивающие:
- развивать инженерное мышление, навыки моделирования, эффективного использования
компьютерных систем;
- развивать мыслительные, творческие, коммуникативные способности обучающихся;
3

- развивать любознательность в области цифрового дизайна;
- развивать интеллектуальные и практические умения, самостоятельно приобретать и
применять на практике полученные знания.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к цифровому дизайну;
- воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры
современного человека;
- формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению
через техническое творчество.

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
Форма контроля итогов
теор практ всего
Введение. Инструктаж по технике
1
1
2
Тест
безопасности. Основные понятия.
I. Графический дизайн и основные
3
7
10 Практическая работа
сведения о программе
II.Контуры и фигуры. Трансформация
2
4
6
Практическая работа
объектов
III. Текст
2
6
8
Практическая работа
IV. Цвет
1
5
6
Практическая работа
V. Растровые изображения
1
5
6
Практическая работа
VI. Заливка и обводка
2
4
6
Практическая работа
VII. Организация объектов
1
3
4
Практическая работа
VIII. Специальные эффекты
1
3
4
Практическая работа
IX. Творческие проекты
5
11
16 Практическая работа
X. Итоговое занятие.
2
2
Защита итоговой работы
Итого
70
Тематический блок

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела тема
Введение. Инструктаж по технике
безопасности. Основные понятия.
I.Графический дизайн и основные
сведения о программе
1. История развития
2. компьютерного и графического
дизайна.
2. Основные сведения о
3.
программе Inkscape
1.

3. Интерфейс и главные элементы
программы
II. Контуры и фигуры.
1.Способы создания и
редактирования контуров.
5.
Трансформация объектов
4.

6.

2.Способы создания фигур. Узлы

III. Текст
7.

1. Инструмент «Текст»

Количество часов
всего
теория пр.работа
2

1

1

10

3

7

3

1

2

3

1

2

4

1

3

6

2

4

3

1

2

3

1

2

8

2

6

4

1

3

Форма аттестации
Тестирование

Педагогическое
наблюдение и
консультирование
Педагогическое
наблюдение и
консультирование
Педагогическое
наблюдение и
консультирование
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.

5

8.

2. Простой текст и контуры

IV. Цвет
9.

1. Работа с цветом в Inkscape.
Цветовые модели RGB и CMYK

V. Растровые изображения

4

1

3

6

1

5

6

1

5

6

1

5

10. 1. Изображения как объекты

6

1

5

VI. Заливка и обводка

6

2

4

11. 1.Обводка и заливка

3

1

2

12. 2. Прозрачность

3

1

2

VII. Организация объектов

4

1

3

1. Группировка и выравнивание
13.
объектов и слои.

4

1

3

VIII. Специальные эффекты

4

1

3

14. 1.Эффекты Inkscape
IX. Творческие проекты
15. 1. Дизайн интерьера
2. Архитектурный дизайн (малые
16.
архитектурные формы)

4

1

3

16
1.5

5
0.5

11
1

1.5

0.5

1

17. 3. Ландшафтный дизайн

2

1

1

18. 4. Брендирование

3

1

2

19. 5. Графический дизайн сайта

4

1

3

20. 6. Портфолио

4

1

3

X. Итоговое занятие.
21. Защита творческой работы

2
2

Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Опрос
Опрос
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Педагогическое
наблюдение и
консультирование.
Анализ работы
Анализ практической
работы

2
2

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Основные понятия. (2 ч)
Теория: Информация о курсе и его особенности.
Тестирование
I.

Графический дизайн и основные сведения о программе (10ч.)

1. История развития компьютерного и графического дизайна.
Теория: Знакомство с деятельностью курса, с его целями и задачами, порядком и планом
работы на учебный год. Компьютерный дизайн – неотъемлемая часть информационных
технологий. История и перспективы развития компьютерного дизайна. Понятия
дизайн/дизайнер. Виды дизайнерского творчества. Графический дизайн как форма
визуальной информации.
Практическая работа: различия между компьютерном и графическим дизайном.
2. Основные сведения о программе Inkscape
Теория: Отличие векторной графики от растровой графики. Применение векторной
графики. Первый запуск программы. Создание и сохранение документа.
Практическая работа: Поиск в Интернете изображения векторной и растровой графики.
Загрузка и запуск программы. Создание и сохранение документа.
3. Интерфейс и главные элементы программы
Теория: Главное меню. Панель инструментов. Панели управления. Панель свойств.
Палитра цветов. Настройки программы. Масштаб отображения. Окно документа.
Параметры страницы. Режимы просмотра.
Практическая работа: Знакомство с программой. Установка различных опций параметров
программы. Опрос по изученному материалу.
II.

Контуры и фигуры. Трансформация объектов(6 ч.)

1.Способы создания и редактирования контуров
Теория. Построение прямых линий. Инструменты создания кривых. Контуры с
сегментами различных типов. Замкнутые контуры. Инструмент выбора. Выделение и
перемещение объектов (настройка шага перемещения и т.д.
Практическая работа: Отработка навыков работы. Создание объекта «Часы».
2.Способы создания фигур. Узлы
Теория: Инструмент «Фигура». Типы узлов и их преобразование. Изменение кривизны
сегментов. Операции с группами сегментов. Инструмент «Кривая Безье». Инструмент
«Ломаная линия». Инструменты для создания форм: «Прямоугольник», «Эллипс»,
«Многоугольник», «Спираль» и т.д.
7

Практическая работа: Создание плаката «Графический орнамент».
III.

Текст (8ч.)

1. Инструмент «Текст»
Теория. Атрибуты текста. Установка текста. Фигурный текст. Текстовый режим. Текст как
объект. Шрифт, его настройки и особенности. Форматирование символов. Работа с
текстом с помощью инструмента «Форма».
Практическая работа: Создание элемента наружной рекламы (наружная вывеска, табличка
и т.д.), используя свойства шрифтов, простые и сложные объекты, цвета, линии.
2. Простой текст и контуры
Теория. Набор и свойства текстовых контейнеров. Связанные блоки. Выделение и
редактирование простого текста. Специальные эффекты – автоматические маркированные
списки и буквицы. Преобразование простого и фигурного текстов. Размещение фигурного
текста вдоль контура и т.д.
Практическая работа: 1) Создание «Визитки», используя свойства трансформации
шрифтов. 2) Создание макета упаковки для продукта, используя шрифты, простые и
сложные объекты, заливку.
IV Цвет (6ч.)
1. Работа с цветом в Inkscape. Цветовые модели RGB и CMYK
Теория. Модели цветов и виды цветной печати. Выбор цвета и цветовые библиотеки.
Дополнительные палитры. Редактирование цвета в панели «Цвет». Цветовые модели RGB
и CMYK и их особенности.
Практическая работа: Определить цветовое сочетание собственного фирменного стиля
(использование цветов и цветовых переходов). Создание объекта «Воздушные шары» или
создание растяжки цвета - картина «Закат на море»
V. Растровые изображения(6ч.)
1. Изображения как объекты
Теория. Команда меню «Растровые изображения». Получение изображений. Команды
пункта меню «Эффекты». Трансформирование изображений в Inkscape. Редактирование
контура изображения. Обрезка и изменение размеров изображения. Изменение типа
изображения. Коррекция изображений. Тоновая коррекция. Маскирование цветов.
Практическая работа: Обработка растрового изображения вInkscape.
поздравительной открытки с использованием растрового изображения.

Создание

VI. Заливка и обводка(6 ч.)
1.Обводка и заливка
8

Теория. Параметры по умолчанию. Инструменты управления обводкой. Настройки
обводки в окне «Перо абриса». Цвет. Толщина и единицы измерения. Масштабирование
обводки. Обводка за контуром. Пунктир. Сопряжения и концы линий. Каллиграфические
линии. Настройка обводки в окне «Свойства объекта» и на панели свойств.
Преобразование обводки в контур. Типы заливки. Управление сплошной заливкой из
панели свойств. Градиентные заливки. Заливка нескольких объектов.
Практическая работа: Поиск в Интернете логотипов и элементом к ним. Создание знакасимвола или логотипа с использованием художественного оформления или создание
элемента орнамента, используя простые формы рисования, кривые, заливку.
2. Прозрачность
Теория. Прозрачность и заливка. Типы и степень прозрачности. Режимы наложения
прозрачности. Прозрачность как художественный прием. Отмена прозрачности.
Практическая работа: Создание витражной картины с использованием прозрачности и
заливки.
VII. Организация объектов (4 ч)
1. Группировка и выравнивание объектов и слои.
Теория. Способы группировки объектов. Редактирование сгруппированных объектов.
Выравнивание по направляющим. Выравнивание по объектам. Создание слоев.
Управление слоями. Стили по умолчанию.и т.д.
Практическая работа: Создание рекламного буклета с помощью изученного материала.
VIII. Специальные эффекты (4ч)
1.Эффекты Inkscape
Теория. Виды эффектов в программе.
Практическая работа: Создание графического фона для грамоты или благодарственного
письма.
IX. Творческие проекты (16ч)
1. Дизайн интерьера
Теория. Разработка идеи и замысла. Сбор материалов. Обработка текстового и
графического блоков. Создание композиции.
2. Архитектурный дизайн (малые архитектурные формы)
Теория. Понятие арт-объекта. Разработка идеи и замысла. Сбор материалов. Обработка
текстового и графического блоков. Создание композиции.
3. Ландшафтный дизайн
9

Теория. Разработка идеи и замысла.
Практическая работа: Создание арт-объекта с использованием замысла ландшафтного и
архитектурного дизайна малых форм.
Воркшоп: Работа в команде. Защита своей идеи.
4. Брендирование
Теория: Основы брендирования и его особенности.
Практическая работа: Создание бренда с использованием ранее созданного логотипа.
5. Графический дизайн сайта
Теория: основы сайтостроения и их вид.
Практическая работа: создать вид сайта с использованием созданного логотипа и
элементов брендирования.
6. Портфолио
Практическая работа: Формирование творческого портфолио из фотографий работ,
выполненных в течение года (создание плаката из работ).
X. Итоговое занятие (2ч).
Выставка творческих проектов
Практическая работа: Итоговая аттестация. Выставка и защита творческих проектов
обучающихся.

10

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.

Тема
Введение.
Инструктаж
по
технике
безопасности. Основные понятия.
I. Графический дизайн и основные
сведения о программе
1. История развития компьютерного и
графического дизайна.
I. Графический дизайн и основные
сведения о программе
2. Основные сведения о программе
Inkscape
I. Графический дизайн и основные
сведения о программе
2. Основные сведения о программе
Inkscape
I. Графический дизайн и основные
сведения о программе
3. Интерфейс и главные элементы
программы
I. Графический дизайн и основные
сведения о программе
3. Интерфейс и главные элементы
программы. Настройка интерфейса
II.Контуры и фигуры. Трансформация
объектов
1.Способы создания и редактирования
контуров. Трансформация объектов
II.Контуры и фигуры. Трансформация
объектов
2.Способы создания фигур. Узлы
II.Контуры и фигуры. Трансформация
объектов
III. Текст
1. Инструмент «Текст»
III. Текст
1. Инструмент «Текст»
III. Текст
2. Простой текст и контуры
IV. Цвет
1. Работа с цветом в Inkscape. Цветовые
модели RGB и CMYK
IV. Цвет .Палистра цветов
IV. Цвет . свойства триколора
V. Растровые изображения 1. Изображения
как объекты
V. Растровые изображения 1. Изображения
как объекты

Количество
часов
2

Дата проведения

2

2

2

2

2

2

2

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
11

19.
20.
21.
22.
23.

24.

25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

V. Растровые изображения 1. Изображения
как объекты
VI. Заливка и обводка
1.Обводка и заливка
VI. Заливка и обводка
2.Прозрачность
VI. Заливка и обводка
VII.Организация объектов
1. 1. Группировка и выравнивание
объектов и слои.
VII.Организация объектов
1. 1. Группировка и выравнивание
объектов и слои.
VIII. Специальные эффекты
1.Эффекты Inkscape
VIII. Специальные эффекты
1.Эффекты Inkscape
IX. Творческие проекты
1. Дизайн интерьера
2. Архитектурный дизайн (малые
архитектурные формы)
IX. Творческие проекты
3. Ландшафтный дизайн
IX. Творческие проекты
4. Брендирование
IX. Творческие проекты
5. Графический дизайн сайта
IX. Творческие проекты
5. Графический дизайн сайта
IX. Творческие проекты
6. Портфолио
IX. Творческие проекты
6. Портфолио
IX. Творческие проекты
6. Портфолио
X. Итоговое занятие.
Итого

2
2
2
2
2

2

2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
70

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методы, виды и формы организации занятий определяются требованиями
профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей, развитием и
саморазвитием личности. При графической подготовке учащихся основной упор делается
на создание прочной базы знаний, что не исключает применения метода активного
обучения для улучшения понимания пройденного материала, повышения у обучающихся
интереса к учебе и вовлеченности в учебный процесс. Активные формы проведения
занятий: лекция-визуализация – сводится к связанному, развернутому комментированию
подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему, проблемная
лекция, реферат, экскурсия, консультация.
12

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому
использованию полученных знаний программой предусматриваются:
– Проблемное обучение – поиски решения проблемы осуществляются либо в виде
определенных практических действий, либо путем наглядно-действенного или
абстрактного мышления на основе личных наблюдений или информации.
– Метод проекта состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся
пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических
задач; приобретают коммуникативные умения.
– Метод самостоятельного овладения знаниями – исследовательская, аналитическая и
поисково-познавательная деятельность, индивидуальная или групповая.
Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения:
– рефераты и презентации;
– посещение мастер-классов, выставок;
– участие в конкурсах, олимпиадах, форумах и конференциях различного уровня;
– поиск необходимой информации в глобальных компьютерных сетях.
Занятия планируется вести с использованием интерактивных образовательных
технологий, наглядных пособий, учебных и электронных плакатов, раздаточного
материала в виде заготовок для решения задач, инструкционных карт по выполнению
практических и графических работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
- повышение мотивации и познавательной активности к освоению графических программ;
- профориентация на творческие профессии, связанные с использованием компьютерной
графики;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
- развитие интеллектуального и практического умения, самостоятельно приобретать и
применять на практике полученные знания.
. Метапредметные
- навыки общения в информационной среде;
- планирование сотрудничества;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- развитие инженерного мышления, навыков моделирования, эффективного
использования компьютерных систем;
- проявление избирательности в работе с информацией, исходя из морально-этических
соображений;
Предметные
- использование навыков ИКТ в графическом дизайне;
- изучение фундаментальных основ компьютерной графики;
- развитие творческого мышления и пространственного воображения;
- формирование дизайнерских способностей у обучающихся;
- приобретение навыков работы с графическими программами;
-

13

По итогам обучающиеся будут знать:
- технику безопасности и требования, предъявляемые к организации рабочего места;
- моделирования;
- основные элементы, инструменты и операции для работы в программе Inkscape;
- основы векторной программы Inkscape;
- различия векторной и растровой графики;
- основы дизайна и компьютерной графики;
- принципы и виды дизайнерского творчества;
будут уметь:
- свободно владеть инструментами векторной программы Inkscape;
- эффективно использовать инструменты программы;
- работать с графическими примитивами;
- выполнять операции с текстом и фотографиями;
- применять спецэффекты Inkscape;
- совмещать векторные и растровые изображения за счет экспорта и импорта файлов;
- создавать творческие проекты с использованием компьютерных технологий
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В середине и конце периода обучения проводится промежуточная и итоговая
аттестация в форме зачета.
При аттестации обучающихся могут быть зачтены:
участие в мероприятиях разного уровня (творческое объединение, городской,
региональный, межрегиональный, всероссийский, международный);
- достижения обучающихся, полученные ими в ходе творческой деятельности при
выполнении проектных работ (участие в научно-практических конференциях разных
уровней, социально-значимых мероприятиях).
Критерии и система оценки графических работ
1. Четкость выполнения графической работы;
2. Правильность выполнения согласно заданию, самостоятельность.
3. Творческий подход к выполнению определенного вида заданий.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Четкость формулировки.
3. Развернутость ответов, образность, аргументированность.
4. Использование понятийного аппарата.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки практических работ
1. Правильность выполнения;
2. Самостоятельность;
3. Четкость выполнения, композиция.
Формы подведения итогов по результатам обучения:
1. Выполнение тестов по теоретическому материалу;
2. Выполнение практических работ;
3. Выполнение графических работ;
4. Выполнение эскизов, рисунков;
5. Выполнение проектных задач;
14

6. Решение графических задач;
7. Устный опрос;
8. Викторины;
9. Кроссворды;
10. Тестирование;
11. Занимательные задачи;
12. Конкурсы;
13. Защита проекта и участие в воркшопе «Атлас специальностей»
В процессе реализации программы осуществляются основные виды контроля
знаний, умений и навыков обучающихся.
Вводный контроль.
Данная программа дополнительного образования даѐт обучающимся необходимый
минимум компетенций для дальнейшего успешного профессионального обучения.
Для мотивации обучающихся проводятся вводные занятия, включающие:
 презентации профессий и специальностей, где необходимо использование знания
графической грамотности;
 презентации учреждений профессионального образования, связанных с обучением
компьютерной графике;
 профориентационное тестирование, с целью мотивации изучения компьютерной
графики.
Текущий контроль.
Контроль знаний обучающихся осуществляется как в процессе изучения темы, так
и после завершения изучения. Для контроля знаний применяются различные формы и
методы: тесты, опросы, защита работ, доклады, проекты, компьютерное тестирование.
Итоговый контроль.
Применяются тесты, опросы, защита работ, доклады, проекты, компьютерное
тестирование, так же предполагается участие детей в научно- технических мероприятиях
различных уровней: учрежденческих, муниципальных, региональных, всероссийских
(выставки научно-технического творчества, семинары, конференции, конкурсы).
Учащиеся представляют свои графические работы, проекты.
Развития личностных качеств обучающихся в баллах и, таким образом, фиксирует
уровень выраженности оцениваемого качества:
от 8 до 10 баллов - максимальный уровень: полностью овладел программным материалом,
твердо знает изученные правила и условности изображений; дает четкий и правильный
ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий
прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием
принятой в курсе компьютерной графики терминологии; ошибок не делает, но допускает
небольшие неточности, которые легко исправляет по требованию учителя.
от 4 до 7 баллов – средний уровень: полностью овладел программным материалом, но при
выполнении работ испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще
пространственного представления; правилаи приемы изображения знает; дает правильный
ответ в определенной логической последовательности; допускает некоторую неполноту
ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью
учителя.
от 1 до 3 баллов – минимальный уровень: основной программный материал знает
нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
вопрос понимает, но ответ дает неполный, затрудняется в использовании терминологии;
изученные приемы применяет неуверенно, требует постоянной помощи учителя
(наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности или не может
исправить даже с помощью учителя.
15

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы строится на принципах: «от простого к сложному»
(усложнение идѐт «расширяющейся спиралью»), доступности материала, развивающего
обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все
виды объяснительно-иллюстративных методов (объяснение, демонстрация наглядных
пособий). На этом этапе обучающиеся выполняют задания точно по образцу и
объяснению. Затем в течение дальнейшего обучения, постепенно усложняя технический
материал, подключаются методы продуктивного обучения, такие как метод проблемного
изложения, частично-поисковый метод, метод проектов.
Основными формами проведения занятий являются комбинированные занятия,
состоящие из теоретической и практической части, большее количество времени
уделяется практической части. Выбор методов (способов) обучения зависит от
психофизиологических, возрастных особенностей обучающихся, темы и формы занятий.
При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
При реализации данной Программы используются самые разнообразные формы
занятий по каждой теме, применяются различные методы обучения: словесные,
наглядные, практические, проблемно-поисковые, исследовательские. Методы, в основе
которых лежит способ организации занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ педагогом и др.);
- практический (выполнение работы по образцу, игры).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске и сборе
информации, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная работа обучающихся; научная обработка,
анализ и систематизация материалов; создание собственных работ.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся
на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ,
КАДРОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ)
Категория учащихся - программа предназначена для обучающихся 6-9 классов.
Срок реализации программы – 1 год (70 часов - 35 занятий по 2 академических часа).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
16

Обучение по Программе ведется в разновозрастных группах, которые комплектуются из
обучающихся 6-9 классов. Количество обучающихся в группе – 10-15 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся (индивидуально, в малой подгруппе или всем составом объединения)
1 раз в неделю по 2 академических часа.
Методические материалы
1. Раздаточный материал.
2. Обучающий материал виде: презентации, алгоритмов на выполнение определенных
действий и видео материал, кейс-документы будет размещен на сайте
образовательного учреждения или на личном сайте учителя информатики Лаврик
Е.М. http://lelav.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕПРОГРАММЫ
Большинство заданий Программы выполняется с помощью персонального
компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не
обязателен. Многие работы ученики могут осуществлять без подключения к сети.
Основные требования к предварительному уровню подготовки – владение основными
навыками работы в среде ОС Windows и векторной программой Inkscape (бесплатная).
Интерес к данной тематике со стороны детей велик, так как в современных условиях
востребованы графические дизайнеры, одной из компетенций которых является создание
компьютерного и графического представления информации в печатном и в электронном
виде.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ
Для
обучения
по
Программе
необходима
аудитория,
оснащенная
мультимедийными средствами (компьютер с программным обеспечением, интерактивная
доска, проектор, наличие Интернета) и 10-15 персональных компьютеров.
СПТИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кимберли Э. Графический дизайн. Принцип сетки". СПб: Издательство ООО
«Питер Пресс», 2014г.
2. ЛауэрД."Основы дизайна". СПб: Издательство ООО «Питер Пресс», 2019г.
3. Луптон Э. "Графический дизайн. Базовые концепции». СПб: Издательство ООО
«Питер Пресс», 2017г.
4. Смикиклас М."Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи
изображений"СПб: Издательство ООО «Питер Пресс», 2014г.
5. ТуэмлоуЭ. «Графический дизайн: фирменный стиль». М.: Астрель, АСТ, 2006
6. Фаворский В. «О шрифте». Новосибирск: Издательство «Шрифт». 2016г.
7. Чихольд Я. «Образцы шрифтов».М: Издательство «Стyдии Артемия Лебедева».
2012г.
8. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера (2-е издание). СПб:
Издательство ООО «Питер Пресс», 2016г.

17

*«Атлас веб-специальностей» - это проект, который будет реализовываться на
протяжении всего учебного года. Учащиеся на данном курсе «Графический дизайн»
познакомятся с такой специальностью как дизайнер. Углубиться в тему выбора и
изучения профессий с
Дизайнер – общее название большого количества профессий, представители которых
постоянно генерируют новые идеи, что-то создают и отличаются творческим началом.
Они заботятся не только о декоративной привлекательности вещи, интерьера или
программы, но и об их удобстве, функциональности. Профессия связана с мировой
художественной культурой, историей, рисованием.
Сейчас имеются возможности работать удаленно, и специалисты очень востребованы на
рынке труда и услуг.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».