Школа дошкольников «Мозаика знаний» Программа

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка ____________________________________________________________ 3
2. Планируемые результаты освоения курса_____________________________________________ 5
3. Содержание курса ________________________________________________________________ 6
«Развитие речи. Азы грамматики»___________________________________________________6
«Развитие мелкой моторики»________________________________________________________12
«Математика и конструирование»____________________________________________________16
«Окружающий мир»_______________________________________________________________22
4. Заключение_______________________________________________________________________27

2

Пояснительная записка

ПРОГРАММА «ШКОЛА ДОШКОЛЬНИКА «МОЗАИКА ЗНАНИЙ»
Наша школа массовая, общеобразовательная, в которой есть место каждому ребёнку вне
зависимости от его индивидуальных особенностей, способностей и склонностей. Обучаться ребята
начинают в Школе Дошкольника «Мозаика знаний».
Программа «Школа Дошкольника «Мозаика знаний» была задумана прежде всего для того,
чтобы помочь детям, их семьям и самой школе лучше узнать друг друга, а значит, сделать первые
месяцы пребывания ребенка в школе более комфортными, сократить до всегда сложности
адаптационного периода.
Благодаря участию в Программе, семьи учащихся также получают более ясные и адекватные
представления об условиях современного школьного обучения, специфических особенностях
конкретной школы. Они лучше узнают об учебных успехах и возможностях своего ребенка,
знакомятся с учителями начальной школы, педагогом – психологом, логопедом, врачом школы, друг
с другом.
Родители к концу обучения отмечают произошедшие в их детях положительные перемены.
Кроме того, что дети учатся правильно сидеть за партой, держать ручку или карандаш,
приветствовать учителя и работать в коллективе сверстников, они научаются взаимодействовать друг
с другом, несмотря на разный уровень развития.
Дети, приходя в начальную школу с разным уровнем подготовки. Многие дошкольники
приходят в первый класс совсем неподготовленными. Учителю, принявшему первый класс, много
времени и сил приходится тратить на выравнивание знаний и умений учащихся, а первоклассникам
бывает трудно занять новую для них «позицию ученика».
Практика работы Школы Дошкольника «Мозаика знаний» позволяет нам охватить детей
микрорайона (потенциальных учеников нашей школы) и не только «предшкольным образованием»,
так как от его уровня зависит успешность жизни ребенка. Наша школа имеет определенные
наработки по учету детей в микрорайоне: тесное сотрудничество с паспортистами ЖЭУ,
социальными педагогами Службы семейного воспитания, детскими дошкольными учреждениями
(нашего района и коррекционными детскими садами).
«Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени
важности. Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных
групп (независимо от достатка родителей) свидетельствует о целесообразности введения нулевого
класса; создания условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей,
ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных
способностей» - из доклада Фурсенко.
Программа «Школа Дошкольника «Мозаика знаний» помогает привлечь в школу родителей,
которые еще не приняли решение, куда отдать своего ребенка учиться.
Кроме того, Программа позволяет учителям, набирающим первые классы (и, как правило,
работающим в текущем учебном году с детьми 10 – 11 летнего возраста), вновь «окунуться» в жизнь
6-7 летних детей, заранее узнать каждого из них, особенности его семьи. А значит, лучше
подготовиться к началу нового учебного года.
Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является
наиболее полное раскрытие возможностей каждого ученика. В этом направлении работает сегодня
педагогическая наука и практика.

3











Данная Программа включает в себя систему сопровождения дошкольников, способы ведения
наблюдений за индивидуальным развитием детей, посещающих «Школу Дошкольника», и систему
работы с их семьями.
Программа «Школа Дошкольника «Мозаика знаний» может быть полезна прежде всего
школам, имеющим у себя подготовительные классы.
Программа направлена на формирование у учащихся определенных личностных качеств,
которые позволят им быть успешными при обучении в современной школе. В соответствии с этим
стратегические цели Программы заключаются в том, чтобы научить детей следующим важным
умениям.
Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания. В нашей школе
основное внимание уделяется не столько результату, сколько процессу усвоения учащимися знаний,
умений и навыков, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новых знаний и
усвоения новых навыков, обретают личный опыт использования уже имеющихся знаний и умений
для решения реальных жизненных проблем.
Принимать самостоятельные и ответственные решения. Мы создаем такие условия, при которых
учащиеся в рамках своей компетенции имеют возможность сделать свободный и ответственный
выбор, принять самостоятельное решение и тем самым активно влиять на то, что и как они изучают,
т.е. стать реальными субъектами процесса обучения.
Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты. Исходя из задачи
развития личности ребенка как активного и осмысленного деятеля, школа уделяет большое внимание
рефлексивному развитию учащихся, формированию у них умения самостоятельно организовывать и
анализировать свою деятельность.
Принимать ответственность за себя и свое окружение. Предоставляя учащимся широкие
возможности для проявления самостоятельности, школа в то же время стремится к повышению доли
ответственности детей за свое поведение. Вовлекая учеников в процесс обсуждения и
самостоятельного соблюдения общепринятых норм и правил школьной жизни, педагоги постепенно
передают, традиционно присущую им функцию контроля за поведением, в руки самих детей.
Строить с другими людьми отношения сотрудничества. Школа стремиться научить каждого
ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относится к индивидуальным интересам и
потребностям других людей; развивает у учащихся способности к учебному сотрудничеству, умение
координировать различные точки зрения, учиться друг у друга в процессе совместной работы.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 5,5 до 7 лет), не охваченных
дошкольным образованием.
В течение сентября длится подготовительный этап. С октября месяца начинаются основные
занятия: три урока по двадцать пять минут с десятиминутными перерывами каждую субботу.
Занятия завершаются в конце апреля. После прохождения половины занятий, проводится
промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия,
организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения
у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в
школе.
В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы
составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.
Для детей, приходящих раз в неделю на два часа, образовательный процесс организуется
максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни
одного важного направления развития ребенка.
4











В данной Программе деятельность педагогов строится на внимательном отношении к
индивидуальным интересам и возможностям каждого ребенка и нацелена на развитие в каждом
ученике самостоятельной, инициативной и творческой личности.
Цель программы: развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению.
Задачи Программы:
Обеспечить интеллектуальное, личностное и физическое развития ребенка старшего дошкольного
возраста.
Организовать взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, при необходимости осуществить
комплексное сопровождение специалистами.
Организовать диагностирование качества школьной зрелости, знания и умения детей;
Организовать для детей образовательный процесс в школе с учетом возможностей возраста и
индивидуальных особенностей;
Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к
сверстникам;
Провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям педагога.
Планируемые результаты.
Рассматривая проблему подготовки детей к школе, нельзя обойти такой ее аспект, как
готовность к школе и школьному обучению. Речь идет о готовности ребенка не к обучению
вообще, а к обучению в школе со всем комплексом ее учебных и внеучебных нагрузок.
Психологический портрет будущего ученика:
Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая
его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.
Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма
ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких
моторных координаций, физическая и умственная работоспособность (определяется медицинской
комиссией).
Личностная готовность – это определенный уровень произвольности поведения,
сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной);
активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и
согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать
в группе.
Интеллектуальная готовность – это развитие образного мышления, воображения и
творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной
деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование);
овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами
учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования,
рисования, лепки, различных игр) - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и
обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире
людей, вещей, природе.
Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка
соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной
стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой
– развитие любознательности и умственной активности.
5

Работа с дошкольниками строится по следующим направлениям:

«Развитие речи. Азы грамматики»
Пояснительная записка.
В соответствии с ФГОС реализация основной общеобразовательной программы от рождения
до школы под редакцией "Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой предполагает
всестороннее социальное- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое
и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
Между отдельными разделами курса существуют многообразные взаимосвязи: познавательное
развитие тесно связано с речевым социально- коммуникативным, художественно- эстетическое - с
познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной
области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста.
В образовательной области "Речевое развитие" осуществляется реализация целей и задач,
которые определены в основной общеобразовательной программе "От рождения до школы" под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Парциальной программы" От звука к
букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", составленной Е.В. Колесниковой. В основе
образовательной деятельности лежит комплексный подход, который направлен на решение
различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:
Фонетическую, лексическую, грамматическую, слоговую структуру речи, развитие связной речи.
Решение каждой задачи осуществляется прежде всего через линейную форму, поскольку для
каждой возрастной группы идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи,
варьируется и сочетаемость упражнений
Основная цель образовательной деятельности «Развитие речи. Азы
грамматики»:
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов и
различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
Основные направления :
1) Развитие речи:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными
способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи
- диалогической и монологической форм;
6

- формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
2) Приобщение к художественной литературе:
- воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
- воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием
действия.
Принципы реализации :
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
- принцип коммуникативно - деятельностногоподхода к развитию речи;
- принцип развития языкового чутья;
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
Средства реализации :
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда;
- обучение родной речи на занятиях;
- художественная литература; - изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам программы.
Методы реализации программы по средствам:
1) Наглядные
2) Словесные
3)Практические
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе),
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и
картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал
- дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения,
хороводные игры
Приемы развития речи:
1) Словесные:
- речевой образец,
- повторное проговаривание
- объяснение
- указание
- оценка детской речи
- вопрос
2) Наглядные:
- показ иллюстративного материала
- показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению
3) Игровые:
- игровое сюжетно
7

-событийное развертывание
- игровые проблемно-практические ситуации
- игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание
- имитационно-моделирующие игры
- ролевые обучающие игры
- дидактические игры
Развивающая речевая среда.
Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых
знаний. Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие
настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы
смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.
Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для
самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им наиболее точно характеризовать объект,
ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли
понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы
речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных
фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений. Формирование словаря. Продолжать работу
по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать
разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям
осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с
естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком,
находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи.
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение
образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с
приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить
сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей
(чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.) Связная речь. Продолжать совершенствовать
диалогическую и монологическую формы речи.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами,
словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и
выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию
мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
ЦЕЛЬ: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к
усвоению грамоты.
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
8

- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи -темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги,
распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам,
используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по
отношению к окружающим
ОСОБЕННОСТИ.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с
последующим обучением.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и
не дублируют школу. Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1полугодие - развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
2полугодие - развитие звукобуквенного анализа, интереса и способностей к чтению.
Программа предполагает обучение весёлое и интересное и помогает детям незаметно для себя
овладевать задачами дошкольного обучения.
Способы и формы работы с детьми:
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
- Рисование
Планируемые результаты:
- проявление интереса к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентирование в звуко-буквенной системе языка;
- понимание смыслоразличительной функции звуков, букв;
- записывание слов предложений печатными буквами;
- разгадывание ребусов, кроссвордов, игры со словами,
- чтение слов, предложений, небольших текстов и понимание прочитанного;
- ориентирование в тетради; - выполнение графических диктантов.
Содержание:
9

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами
и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи —
диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной
речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием
действия. Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять
инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими
глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться
играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем)
предпочитают слушать.
Уточнять высказывания детей, помогать им, наиболее точно характеризовать объект,
ситуацию. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли
понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все
звуки родного языка.
Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с
естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с
определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи.
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение
образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с
приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить
сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей
(чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.) Связная речь. Продолжать совершенствовать
диалогическую и монологическую формы речи.
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и
предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-шаМа-ша, мали-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Приобщение к художественной
литературе. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять
литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками,
скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и со чувствие к героям книги,
отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Обращать
внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);
помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к
поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские
навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения,
естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к
содержанию литературной фразы).

10

Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность. - При
необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы,
сложные предложения.
Организация образовательной деятельности. С сентября по апрель проводится
образовательная деятельность в соответствии с утвержденным учебным планом на каждый учебный
год.
Продолжительность занятий соответствует СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 и составляет:
для детей шестого и седьмого года жизни – 25 минут.
Тематический план занятий:
1 занятие. Овощи. Составление рассказа «Уборка урожая»
2 занятие Фрукты. Составление рассказа по сюжетной картине «В саду». Сложносочинённое
предложение с союзом «а»
3 занятие. Беседа о хлебе «Откуда хлеб пришел?». Рассматривание картины И.Шишкина “Рожь”
Предложение.
4 занятие. Рассказывание на заданную тему” Осень”. Составление 4х словных предложений.
5 занятие. Семейный портрет. Коллективное рассказывание. Ударение в словах. Звуковой анализ
слов.
6 занятие. «Дом, в котором ты живешь». Составление рассказа на тему из личного опыта.
7 занятие. Моя квартира. Мебель. Предлоги «из-за», «из-под»
8 занятие. Профессии. Составление рассказа” Все работы хороши” Профессии. Дательный падеж
множественного числа существительных
9 занятие .Мой город. Знакомство с предлогами «в», «на», «под». Многозначные слова
10 занятие. Деревья. Лес. Составление рассказа” Шишка” по серии сюжетных картин
11 занятие. «Россия – Москва». Составление рассказа на тему из личного опыта. Сложные слова.”
Москва- столица России”
12 занятие. Домашние животные. Составление рассказа по картине «Лошади и жеребята»
13 занятие. Игрушки. Составление рассказа «Моя любимая игрушка». Составление рассказа по
набору игрушек.
14 занятие. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Мы для милой мамочки»
15 занятие. «В мире книги». Сказки
16 занятие. Праздник «Новый год». Составление рассказа «Новогодние украшения»
17 занятие. Составление рассказа «Зима» по опорным картинкам. Обобщить и систематизировать
знания детей о зиме; учить составлять рассказ по опорным картинкам; расширить словарь о теме;
развивать связную речь.
18 занятие. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Учить отбирать для
рассказа самое интересное и существенное, находить целесообразную форму передачи его
содержания; включать в повествование описания природы; активизировать в речи употребление
однокоренных слов; развивать связную речь.
19 занятие. Составление рассказа по сюжетной картине «Комнатные растения». Обучить
повторению рассказа по отдельному фрагменту картины; формулировать представление о комнатных
растениях; составлять рассказ по сюжетной картине.
20 занятие. Антонимы. Упражнять в подборе слов, противоположенных по цельно заданному слову;
развивать воображение и умение логически мыслить; активизировать употребление прилагательных.
11

21 занятие. Наша армия. Защитники Отечества. Развитие связной речи; обогащение речи признаками
и синонимами; усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов – защитников
различных военных профессий.
22 занятие. «Чего на свете не бывает». Продолжать учить составлять описательный рассказ с
выдуманными персонажами; развивать способность самостоятельно придумывать события;
активизировать в речи сложные предложения; учить находить неточности в тексте и исправлять их;
употреблять в речи притяжательные прилагательные.
23 занятие. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Мы для милой мамочки». Учить
развивать сюжет по серии картин; развивать связную речь; совершенствовать умение составлять
рассказ по серии сюжетных картин; учить согласовывать прилагательные с существительными.
24 занятие. Ранняя весна. Учить составлять сравнительный рассказ по картинкам, используя
речевые связки – переходы; учить самостоятельно строить сюжет своего рассказа; активизировать в
речи сравнения, учить образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительноласкательных
суффиксов.
25 занятие. Синонимы. Упражнять в подборе слов близких по значению; развивать воображение и
умение логически мыслить; воспитывать интерес к языку; активизировать употребление
прилагательных.
26 занятие. Пересказ «Первая рыбка» Е. Пермяк
27 занятие. Транспорт. Активизировать активный и пассивный словарь по теме; учить составлять
рассказ по вопросному плану с опорой на картинку.
28 занятие. Правила дорожного движения. Развивать творческое воображение; продолжать учить
составлять небольшие рассказы из личного опыта; учить сочинять загадки; учить употреблять в речи
сложные предложения
29 занятие. Природные явления. Учить понимать образные выражения в народных приметах;
закреплять умение соотносить звук и букву; закреплять умение проводить фонетический разбор
слова.
30 занятие. Сравнение и описание предметов. Учить составлять рассказ, включая в него антонимы;
учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к
прилагательным; развивать связную речь.
31 заняте. Рассказывание на заданную тему. Семья. Учить составлять короткий рассказ на заданную
тему; упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; упражнять в
словообразовании.
32 занятие. Скоро в школу. Продолжать развивать диалогическую речь; составлять небольшие
рассказы по сюжетным картинкам, используя полученные ранее представления; активизировать в
речи детей глаголы. Насекомые. Учить составлять рассказ – описание насекомого; активизировать в
речи прилагательные; побуждать к самостоятельному чтению для того, чтобы решить кроссворд..

«Развитие мелкой моторики»
Пояснительная записка
Данное направление направлено на развитие начальных графических навыков и начальную
постановку руки, а также на развитие речи первоклассников.
В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их
пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше
взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого
12

взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке,
тем он умнее.
Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе. Этот этап является
определяющим в успехе всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые рисуют, строят при
помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Кроме
того, штриховка ведется и в приготовленных учителем рисунках.
Надо отметить, что данный кружок может вестись учителем начальных классов, работающим
по любой программе, так как тематика занятий не привязана ни к одному УМК.
Цель – развитие тонкой моторики, интеллектуально-творческого потенциала ребенка.
Задачи:
1. Познакомить детей с правилами посадки и владения инструментами.
2. Формировать навык каллиграфического письма.
3. Развивать образное мышление, память, внимание, творческое воображение.
4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, старательное отношение к выполнению работы.
Основные направления работы, направленные на подготовку руки ребёнка к письму:
 штриховка в разных направлениях с выбором инструмента (ручка, карандаш);
 соблюдение правил штриховки:
o штрихи не должны выходить за контур
o промежутки между штрихами должны быть одинаковыми
o соблюдать параллельность линий
o линию штриха вести непрерывно;
 обведение фигур по трафарету или шаблону;
 закрашивание;
 соблюдение правил закрашивания:
o раскрашивать в одном направлении
o не заходить за контуры рисунка
o не оставлять непрокрашенных мест в рисунке;
 написание по пунктиру элементов письменных букв.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры»,
которые необходимо включать в занятия. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок
достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на
развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи) и
подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что
в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Игры эти очень эмоциональные, способствуют развитию речи, творческой деятельности. В
ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения учителя, активизируют моторику рук. Тем самым
вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на
одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает
возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Упражнения по штриховке, предлагаемые детям по данному курсу, развивают мелкие мышцы
пальцев и кисти руки. Кроме того, в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь,
логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.
13

Когда проводится штриховка? Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают до
конца периода обучения грамоте (можно проводить в течение всего 1 класса). Составление,
моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, поэтому целесообразно на
занятиях, попутно составлять небольшие рассказы по теме, работать над словом.
Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Научные исследования
показывают, что школьник, приступивший к письму, не только не ощущает потребности в этой
новой речевой функции, но в высшей степени смутно представляет себе, для чего вообще эта
функция нужна ему. Создается гигантский барьер в обучении письму:
во-первых - «не хочу», во-вторых – «не могу». Как это нежелание преодолеть? Нельзя ли облегчить
обучение письму, построить уроки интереснее, чтобы захотелось писать? Есть замечательные
педагогическое правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться, обеспечь им первый
успех. Курс «Штриховка» поможет первокласснику преодолеть первые трудности, связанные с
письмом букв, слогов, слов.
Что необходимо для штриховки? Для штриховки каждому ученику надо иметь альбом
(тетрадь для рисования), либо заготовленные учителем на каждого ученика листы
(А 4) с готовым заданием. Простой и цветные карандаши и ручки с цветными пастами, трафареты с
геометрическими фигурами, фигурами животных и набор разных лекал.
В какой последовательности надо работать с линейками – трафаретами и лекалами?
Вначале для штриховки дети используют трафарет с геометрическими фигурами. Некоторые
фигуры им уже знакомы, так как они работали с ними еще в детском саду. После того как ученики
научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками,
составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами (с
изображениями предметов и фигур животных), а также лекалами. Дети обводят фигуры, штрихуют
их, составляют их них различные комбинации.
На втором – третьем месяце обучения (в зависимости от уровня готовности класса) учащиеся уже
сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лакал. Штрихуют они в течение всего периода
обучения грамоте. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не
чувствуют утомления.
Штриховка делается только под руководством учителя. Необходимо контролировать
направление и параллельность линий, посадку ребенка и то, как он держит ручку или карандаш.
Позднее занятия непосредственно посвящаются подготовке к каллиграфическому письму.
Последовательно вводятся новые виды штриховки. Все усилия учителя направлены на то, чтобы
помочь ребенку в тренировке и развитии мелкой мускулатуры руки. Важно закрепить навыки
правильной работы. На каждом уроке желательно повторять ощупывание геометрических фигур по
линейке – трафарету.
Задания и упражнения, включаемые в занятия по штриховке, позволяют решать три аспекта
цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
 формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения
 формирование и развитие общеучебных умений и навыков
Развивающий аспект:
 развитие речи при работе над словом, предложением
 развитие мышления
 развитие сенсорной сферы
 развитие двигательной сферы
Воспитывающий аспект:
 воспитание системы нравственных межличностных отношений
14

Предлагаемая структура занятий.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Основная задача данного этапа – создание определенного положительного эмоционального фона.
II. «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА».
Выполняются упражнения для улучшения мозговой деятельности:
качания головой (дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед; позвольте голове
медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение);
«ленивые восьмерки» (нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза
каждой рукой, а затем обеими руками – активизирует структуры мозга, повышает устойчивость
внимания);
«умная шапочка» - улучшает внимание, ясность восприятия и речь (мягко пощипать уши от мочки до
верхней точки уха три раза).
III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ РИСУНКА.
На данном этапе занятия уместно включать загадки, а также скороговорки, чистоговорки для
развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного
способа чтения фразы в дальнейшем.
IV. СОСТАВЛЕНИЕ РИСУНКА, ШТРИХОВКА.
На данном этапе ребята штрихуют предметы, которые были предложены или построили
самостоятельно с помощью трафарета. Штриховка подводит детей к пониманию симметрии,
композиции в декоративном рисовании, развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребенка. В
процессе работы по построению развивается внутренняя и внешняя речь, так как попутно составляют
рассказы по теме, овладевают выразительными свойствами языка.
V. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Пальчиковые игры не только способствуют развитию мелкой мускулатуры, но и положительно
сказываются на самочувствии, улучшают работу мозга.
VI. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА – ОПИСАНИЯ ПО РИСУНКУ.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА.
Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных
какой-то темой. С общей темой занятия связывают темы рифмовок, пальчиковых игр. Занятия
строятся по принципу от простого к сложному.

Тематический план занятий:
1 занятие. Виды штриховок (горизонтальная, вертикальная, с наклоном вправо и влево, по спирали,
петлеобразная) Штриховка по образцу, самостоятельное составлениекартинки, раскрашивание.
2 занятие. Собираем урожай. Проведение линий по середине дорожек без отрыва карандаша от
бумаги, штриховка по образцу, продолжение узора, раскрашивание.
3 занятие Времена года. Осень. проведение линий по середине петлеобразных линий, обведение
рисунка по контуру, штриховка, раскрашивание.
4 занятие. Кто, где живет? графический диктант, дорисовывание картинки, штриховка,
раскрашивание.
5 занятие. В синем море – океане штриховка, проведение линии по середине дорожки, рисование по
образцу, песни «Синяя вода», «Катерок» из мультфильма «В порту».
6 занятие. Паровозик из Ромашково. Штриховка, обведение рисунка по контуру, раскрашивание,
рисование по образцу, слайдовая презентация, песня «Веселые путешественники» на стихи
С.Михалкова.
7 занятие. Овощи, фрукты штриховка, раскрашивание, дорисовывание картинки.
8 занятие. Лесные жители. графический диктант, обведение по точкам, раскрашивание, штриховка,
видеосюжеты о животных леса.
15

9 занятие. Чудо – птицы. Обведение по контуру без отрыва от бумаги, штриховка голоса птиц,
раскрашивание.
10 занятие На дне морском. Графический диктант, раскрашивание, дорисовывание, штриховка,
песня «Осьминожки».
11 занятие. Чаепитие. Обведение по контуру, штриховка, раскрашивание
12 занятие Русская народная сказка «Колобок». Штриховка, раскрашивание, нумерация сюжетных
картинок, отрывок из мультфильма.
13 занятие. В зоопарке. Графический диктант, обведение по контуру без отрыва от бумаги,
штриховка, раскрашивание, видеосюжет о зоопарке.
14 занятие. Скоро-скоро Новый год! обведение по контуру, продолжение узора, штриховка,
раскрашивание.
15 занятие. Времена года. Зима. штриховка, дорисовывание картинки, раскрашивание
16 занятие. Снеговик. Раскрашивание, обведение по точкам, самостоятельное моделирование,
штриховка.
17 занятие. Из клубка ниток… Проведение линии по середине дорожки, штриховка, раскрашивание
по образцу.
18 занятие. Транспорт. Графический диктант, обведение по контуру, штриховка, дорисовывание
недостающих деталей.
19. занятие Самолет. Обведение по точкам, штриховка, раскрашивание, соотнесение по цвету.
20. занятие День – ночь. Обведение по контуру, штриховка, раскрашивание, игра «День – ночь».
21 занятие Времена года. Весна. Обведение по контуру, штриховка, раскрашивание.
22 занятие. Цветочная клумба .Графический диктант, штриховка, раскрашивание, продолжение
узора по образцу.
23 занятие Львенок и черепаха. Дорисовывание элементов, обведение по контуру, штриховка,
раскрашивание по образцу, музыкальное сопровождение из мультфильма «Львенок и черепаха»
24. занятие Матрешка. Обведение по контуру, штриховка, раскрашивание по образцу.
25 занятие Космос, ракета. Графический диктант, штриховка, раскрашивание, самостоятельное
моделирование звезд.
26 занятие. Мои игрушки. Штриховка, раскрашивание, соотнесение геометрических тел по цвету,
формирование пространственных отношений.
27 занятие. Цирк! Цирк! Цирк! Штриховка, обведение по контуру, раскрашивание, музыкальное
сопровождение.
28 занятие. В жарких странах. Графический диктант, штриховка, раскрашивание
29 занятие. Летом на реке. Обведение по контуру, дорисовывание предмета, штриховка,
раскрашивание, самостоятельное моделированиеЭ
30 занятие. Моя мечта. Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования,
штрихования.

«Математика и конструирование»
Пояснительная записка.

1)
2)
3)
4)
5)

Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика.
Цель:Содержание направления направлено на всестороннее развитие личности, формирование
умственных способностей ребенка.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
формирование простейших математических представлений;
введение в активную речь простейших математических терминов;
развитие у детей основ конструирования;
развитие логических способностей;
развитие зрительной и слуховой памяти;
16

6) формирование образного мышления;
7) формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
8) формирование творческой активности детей.
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала
игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя
обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от
игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.
На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи
математического содержания.
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного
усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, тетради служат как для объяснения нового
материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как
срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в
школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы
используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод,
позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя
эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур,
зарисовывая, раскрашивая.
Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства:
метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.
Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и
дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми,
работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом,
пользоваться тетрадью.
Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и
позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.
Реализация данного направления обеспечивает достижение дошкольников следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.








Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, выработка умения терпимо относиться к
людям иной национальной принадлежности;
17
























наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным
ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о математике;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого
иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное
поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание математики как науки, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
достижение необходимого для продолжения образования уровня математической компетентности,
общего речевого развития,
Использовать в своей речи понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко,
рядом, высоко, низко, глубоко;
умение самостоятельно отличать геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
Умение самостоятельно считать до 10 и обратно;
умение самостоятельно выбирать знак действия при решении простых задач;
умение использовать в своей деятельности: рисование узоров по клеточкам, дорисовывание
недостающих частей предмета, штрихование и раскрашивание.
Содержание
1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке
(0,7 см) – (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
18

Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при
решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.
Решают задания творческого характера.
2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей
речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче,
одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине;
толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и
разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и
выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);
направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад,
в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко,
дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают
понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с
весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра
и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины
фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и
наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).
Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам
и дорисовывают недостающие части предметов.
7. Конструирование.
19

Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы,
предметы, картинки.
8. Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий
по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку
художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.
Тематический план занятий.
1. Занятие. Числа от 0 до 10. Ориентировка на листе в клеточку. Логические задачи (классификация
предметов по признакам). Конструирование из палочек.
2. Занятие. Прямой и обратный счет в пределах 10. Сравнение предметов по форме. Логические
задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (штрихование и раскрашивание).
3. Занятие. Порядковый счет в пределах 10. Понятия: слева, справа, вверху, внизу. Ориентировка в
тетради в клеточку (0,7 см). Конструирование из палочек.
4. Занятие.Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение чисел – соседей (предшествующее,
последующее число). Логические задачи (антонимические игры). Графические работы (штрихование
и раскрашивание).
5. Занятие.Счет в пределах 10. сравнение предметов по цвету. Ориентировка в кабинете по
словесной инструкции. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек.
6. Занятие.Счет в пределах 10. сравнение предметов по размерам. Логические задачи
(классификация предметов по признакам). Конструирование из палочек. Графические работы
(штрихование и раскрашивание).
7. Занятие.Счет в пределах 10. Сравнение предметов по длине и высоте. Отношения «больше»,
«меньше», «равно». Знакомство со знаками «>», «<», «=». Графические работы (рисование узоров по
клеточкам). Конструирование из палочек.
8. Занятие.Число и цифра 1. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические
задачи (головоломки). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров). Конструирование
из палочек.
9. Занятие.Число и цифра 2. Понятие «пара». Ориентировка в пространстве. Направления движение:
слева, справа, вверху, внизу. Логические задачи (нахождение логических связей). Графические
работы (дорисовывание недостающей части предметов).
10. Занятие.Число и цифра 3. Число сказок. Логические задачи (продолжение логического ряда).
Графические работы (графический диктант по клеточкам).
Конструирование из палочек.
11. Занятие.Число 3. Знакомство с треугольником. Формирование представлений: далеко, близко,
дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Графические работы (штрихование и раскрашивание).
Конструирование из палочек.
20

12. Занятие.Число и цифра 4. Времена года, стороны света, части суток. Нахождение в группе
предметов «лишнего». Логические задачи (задачи на развитие внимания, памяти). Графические
работы (штрихование и раскрашивание).
13. ЗанятиеЧисло 4. Четырехугольник. Ориентировка в пространстве, использование предлогов: в,
на, над, под, за, перед, между, от, к. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из
палочек.
14. Занятие.Число и цифра 5. Звезды морские и геометрические. Сравнение предметов по ширине и
толщине. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (дорисовывание
недостающих частей предмета).
15. Занятие.Число 5. Пятиугольник. Ориентировка в пространстве, понятия: в том же направлении, в
противоположном направлении. Графические работы (графический диктант). Конструирование из
палочек.
16. Занятие.Число и цифра 6. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические
задачи (игры, развивающие логическое мышление). Графические работы (штриховка и
раскрашивание узоров). Конструирование из палочек.
17. Занятие.Число 6. Шестиугольник. Прием попарного сравнения. Формирование понятий: вчера,
сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Конструирование из палочек. Графические работы
(рисование узоров на слух по клеточкам).
18. Занятие.Число и цифра 7. Радуга и ноты. Ориентирование во времени: название дней недели.
Логические задачи (нахождение отличий у двух одинаковых картинок). Графические работы
(штриховка и раскрашивание).
19. Занятие.Число 7. Семиугольник. Сравнение предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи
(задания на развитие внимания, памяти). Конструирование из палочек. Графические работы
(рисование по памяти).
20. Занятие.Число и цифра 8. Рождество, восьмиконечная звезда. Ориентировка во времени:
названия месяцев (первый – январь, второй – февраль…). Логические задачи (нахождение «лишнего»
предмета). Графические работы (графический диктант по клеточкам).
21. Занятие.Число 8.Восмиугольник. формирование представлений: утро, день, вечер, ночь. Подбор
и группировка предметов по 1-2 признакам. Конструирование из палочек. Графические работы
(срисовывание предметов по точкам).
22. Занятие.Числа 1 – 10. Знакомство со знаками «+», «-», «=». Выделение из группы предметов
«лишнего» предмета. Конструирование из палочек. Графические работы (дорисовывание
недостающей части предметов).
23. Занятие.Знакомство с задачей. Выделение из ряда фигур «лишних». Логические задачи
(нахождение отличий в двух одинаковых картинках). Конструирование из палочек. Графические
работы (рисование узоров по клеточкам).
24. Занятие.Числа от 0 до 20. прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Решение задач.
Конструирование из палочек. Графические работы (графический диктант).
25. Занятие.Счет от 1 до 20. Счет двойками до 20 и обратно. Решение задач. Знакомство с ромбом.
Конструирование из палочек. Графические работы (штрихование и раскрашивание). Логические
задачи (ребусы, головоломки).
Планируемые результаты.
Дети должны знать:
 числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
 порядковый счет в пределах 20;
 состав числа первого десятка;
 предшествующее число, последующее, числа – соседи;
21

 понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко,
глубоко;
 геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
 вершины, стороны, углы фигур;
 основные цвета и их оттенки;
 название сторон и углов клетки;
 строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);
 временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
 название дней недели;
 название месяцев и времен года;
 знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;
 направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том
же направлении, в противоположном направлении.

«Окружающий мир»
Пояснительная записка
Концепция направления разработана на основе идеи преемственности между дошкольным,
начальным и основным образованием, рассматривает преемственность как создание условий для
гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую,
целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Подготовка к
обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной
возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед
образованием.
Цели : развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных
процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных
детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи:
Образовательные
− формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе,
некоторых видах труда и профессиях;
− уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
− обогащать активный и пассивный словарь;
Развивающие
− развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
− формировать навыки самоконтроля и самооценки;
− формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
− развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
− развивать творческие способности, воображение;
− формировать
общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать
внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные
− способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
− способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, краю, природе, способность любоваться
её красотой, бережно относится к растениям и животным.
22

− формировать этические нормы и правильное поведение
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным
образованием являются: ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка,
на его «зону ближайшего развития»; создание условий для включения ребенка в новые социальные
формы общения; организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных
видов деятельности; подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; обеспечение
постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы лежат личностноориентированные и
развивающие технологии. Целью личностноориентированных технологий являются развитие и
формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие
технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие
мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие
практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитикосинтетические действия.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а
развивающий характер. При подготовке к школе программа не допускает дублирования первого
класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе инварианта. Ее
цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Основные положения:
− подготовка к школе носит развивающий характер;
− не допускает дублирования программ первого класса;
− помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со
взрослыми);
− обеспечивает формирование ценностных установок;
− ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на
зону его ближайшего развития;
− обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
− организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды
деятельности;
− готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
− инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения:
− общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей; развитие
творческой деятельности;
− развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья;
− формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
− развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
− сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах:
− учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; систематичность и
последовательность;
− вариантность и вариативность;
− доступность и достаточность;
− наглядность; достоверность;
− комплексность; взаимосвязь с окружающим миром;
− использование произведений искусства;
23

− разнообразие игровых и творческих заданий;
− многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, театрализованная,
музыкальная, художественно-речевая,).
Курс «Окружающий мир» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной
деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ
безопасности жизнедеятельности и экологического сознания. Курс обеспечивает систематизацию и
научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений,
предоставляет возможность получения опыта последовательного приобщения ребёнка к
свойственным естественно-научным дисциплинам методам познания, следуя которым нужно как
можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор
содержания курса и характер деятельности детей на занятиях.
Содержание курса представляет собой синтез различных составляющих естественно-научного
и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии,
физики, биологии, экологии. При этом создаётся достаточно целостная первоначальная картина
мира, которая становится фундаментом для развёртывания соответствующего учебного содержания в
начальной школе.
Планируемые результаты:
В ходе освоения содержания программы предполагается обеспечение условий для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД:
-знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием,
выполнением недостающих элементов;
- сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
-установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных
условий;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:
-осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
-осуществление контроля своей деятельности по результату;
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
-овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
-эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
-ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника;
-задавать вопросы.
Личностные УУД:
-мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к
обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Планируемые результаты:
− владеть универсальными предпосылками учебной деятельности — уметь работать по правилу и
образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
− распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
24

-перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;
− применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач,
предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке,
модели и т.д.;
− проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека
ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного
поведения в мире природы;
− проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать
простейшие правила поведения в природе.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
− единство развития, обучения и воспитания; − учет возрастных и индивидуальных особенностей
детей;
− комплексный подход;
− систематичность и последовательность;
− вариативность и вариантность;
− сознательность и творческая активность;
− наглядность; − доступность и достаточность.
Ожидаемые результаты:
− обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
− развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
− формирование его готовности к систематическому обучению.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного
детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать
главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной
адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую
деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ
Звёзды, Солнце и Луна
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двухтрёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых).
Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие
на Луну».
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком,
совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.
Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги.
Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным
зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Чудесный мир растений и грибов
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя).
Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений,
рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся
размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые
растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному
образцу.
25

Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в
природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые
грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.
Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на
наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. Наши друзья животные
Животные нашей местности.
Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего
питомца.
Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью
атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на
лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни
рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между
особенностями строения и 9 условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений
«спрятавшихся» рыб.
Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного
окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими
птицами и т.д.).
Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Лепка и
раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с
помощью атласа-определителя). Лягушки, улитки, черви – тоже животные.
Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и
дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на
наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки.
Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей между
различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных,
занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и
отрицательногоотношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки
экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих),
простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой
дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Тематический план занятий.
Звезды. Солнце. Луна.
1 занятие. Звездное небо.
2 занятие Солнце и Луна.
3 занятие Радуга.
Грибы. Зеленое чудо – растения.
4 занятие Травы. Кустарники. Деревья.
26

5 занятие Травы. Кустарники. Деревья
6 занятие Декоративные растения.
7 занятие Декоративные растения.
8 занятие Съедобные и ядовитые растения.
9 занятие Съедобные и ядовитые растения.
10 занятие Лекарственные растения.
11 занятие Мхи и папоротники.
12 занятие Грибы.
Животные нашей местности.
13 занятие Наши друзья – животные.
14 занятие Домашние животные.
15 занятие Домашние животные.
16 занятие Породы собак.
17 занятие В мире насекомых.
18 занятие В мире насекомых.
19 занятие В мире рыб.
20 занятие В мире птиц.
21 занятие В мире зверей.
22 занятие В мире зверей.
Круглый год.
23 занятие Времена года.
24. занятие Осень.
25 занятие Зима.
26 занятие Весна.
27 занятие Лето.
28 занятие Отношение человека к природе.
29 занятие Отношение человека к природе.
30 занятие Что такое Экология?

Заключение
ПРОГРАММА«ШКОЛА ДОШКОЛЬНИКА «МОЗАИКА ЗНАНИЙ»
предназначена педагогам, организующим предшкольную подготовку детей 6-7 лет в
общеобразовательной школе. В материале представлен опыт организации работы с
детьми, родителями и педагогами.
Данная практика работы помогает привлечь в школу родителей, которые еще не
приняли решение, куда отдать своего ребенка учиться; позволяет педагогам охватить
детей микрорайона (потенциальных учеников школы), вопреки снижению притока
детей в образовательные учреждения города.
Основной идеей является то, что создание в школе специального класса,
отвечает с одной стороны, интересам семей, желающих, чтобы их ребенок оказался
успешным при обучении в школе, а с другой – потребностям самой школы в
полномасштабном комплектовании первых классов и обеспечении быстрой и
безболезненной адаптации детей к школьному обучению.
Организация обучения на основе индивидуального подхода требует от педагога
ясных представлений об индивидуальных особенностях детей, специфическом
27

развитии каждого из них. Такие представления педагоги школы получают в ходе
систематического и специально организованного наблюдения. В данной работе
подробно описана процедура психолого-педагогического наблюдения, представлена
карта школьной зрелости, дан психологический портрет школьно-зрелого ребенка.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».