ВУД Практическая география 9 класс Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Практическая география»
для 9 класса основного общего образования
срок освоения 1 год

Северск

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка _________________________________________________________3
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности________________________________5
3. Содержание курса______________________________________________________________5
4. Тематическое планирование_____________________________________________________ 7
5. Приложения___________________________________________________________________22

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии «Практическая география»
предназначена для обучающихся 9-х классов МБОУ «СОШ №83
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической
составляющей школьной географии.
Курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также
на отработку практических умений учащихся. Данный курс даѐт возможность научить учащихся
решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и
задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы также и в ходе
подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче ГИА по географии в 9 классе.
Задачи изучения данного курса:
Обучающие:
• получение базовых знаний в области фундаментальных наук о Земле и представлений о
взаимосвязях и взаимозависимостях геосфер (оболочек Земли);
• знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о Земле;
• развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать ее в
различные формы;
• активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и углубление знаний по
предмету
Развивающие:
• личностное развитие ученика, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству,
формирование универсальных учебных действий.
• формирование системного экологического мышления
Воспитательные:
• воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему миру;
• формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей
социализации.
• совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической,
экономической, экологической, художественной.
Программа предназначена для учеников 9 классов, у которых уже имеются определенные познания в
области географии и навыки работы с картой.
Согласно программе воспитания у современного школьника, должны быть сформированы ценности
Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и
3

красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениях
функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое,
духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного
познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному
личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Ценностные ориентиры:
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет,
содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и
гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным
законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
• комплексное представление о географической среде как среде обитания человечества посредством
знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и
социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность;
адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического
мира и согласия; трудолюбие.
В ходе обучения географии должны быть сформированы:
• ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель
планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
• осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
• осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих еѐ
народов;
• осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли,
еѐ отдельных частей;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно
противостоять глобальным вызовам современности; гармонично развитые социальные чувства и
качества:
• патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
• любовь к своему Отечеству, региону, местности;
• гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед
современниками и будущими поколениями;
• уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу
жизни российского и других народов, толерантность;
4

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости еѐ
сохранения и рационального использования.
География - один из учебных предметов, способных успешно интегрировать содержание
образования в области естественных и общественных наук. Поэтому, одним из основных
направлений в процессе изучения географии является естественно-научная грамотность.
Согласно принятому в международном сообществе определению, «естественно-научная
грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно
значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественно-научными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что
требует от него следующих компетентностей:
— научно объяснять явления,
— оценивать и понимать особенности научного исследования,
— интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Планируемые результаты освоения учебного курса «Практическая география»
Личностные: овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в
различных жизненных ситуациях;
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение
взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.
Предметные:
•
овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из
языков» международного общения;
•
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Прогнозируемые результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
•

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;

•
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения
на основе анализа географических карт и статистических данных;
•

следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в последние годы;

•

решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;

•

предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из них рациональный;

•

решать комбинированные контрольные работы;

•

представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм;
5

•
подготовить устные сообщения с использованием различных источников информации, в том
числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической
печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана на дополнительное
обучение учеников 9-х классов на принципах доступности и результативности.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной
деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый, метод
контроля и др.
Отличительной особенностью данной программы является подход в обучении, в котором география
рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять
сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Формы контроля: творческие работы, исследовательские работы, тестовые задания, анализ и
работа со схемами, таблицами.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, по окончании
курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по
результатам ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ,
предлагаемых в КИМах.
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Форма проведения занятий: практикум.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 час)
Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся и их интересов.
1. План и карта (5 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта.
Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение
топографических и физических карт. Измерение направлений, азимутов, расстояний,
географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической
карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и
меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение
протяжѐнности параллелей и меридианов на глобусе и географической карте.
Практическая работа: Составление плана местности. Изображение холма на плане местности.
Практическая работа: Решение задач на определение географических координат.
Практическая работа: Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
Практическая работа: Определение расстояний на карте.
6

2. Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот.
Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций.
Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География
Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое
общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М.
Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И.
Арсеньев). Географические закрытия на карте. Практическая работа: Обозначение на контурной
карте маршрутов путешествий.
3. Природа Земли (10 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса.
Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по
отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей
высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практическая работа. Определение средней температуры за сутки, при подъеме и спуске. Решение
задач на определение амплитуды колебания температур за сутки, неделю, месяц, год, составление
графика «Роза ветров».
Решение задач на определение атмосферного давления.
4. Материки, океаны, народы и страны (9 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей
проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география.
Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с
картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Практические задания по описанию страны по плану.
5. География России (6 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на
территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы
России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России.
Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России.
Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения
отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны.
Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Страны-мировые лидеры
по различным показателям. Определение стран по краткому описанию.
Практические задания:
7

Решение географических задач на определение поясного времени. Решение географических задач на
определение плотности населения, анализ таблиц, графиков.
Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона.
Решение задач по определению экономических районов по краткому описанию.
Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение
объектов по краткому описанию.

8

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1

2
3

4

5

Наименование
разделов и тем
программы

Раздел 1.
План и карта
Водное занятие
Ориентирование на
местности. Азимут.
План местности.
Составление плана.
Определение
расстояний на плане
местности.
Координатная сетка.
Широта. Долгота
Построение профиля
рельефа местности по
топографической карте.

Количеств Дата
Виды деятельности
о часов
изучения

1

1
1

1

1

Знакомство с курсом
внеурочной
деятельности
Слушают, работают по
заданному вопросу.

Виды, формы
контроля

Практическая
работа
Практическая
работа

Вспоминают основные Практическая
понятия. Определяют
работа
расстояние на плане
местности.
Вспоминают основные
понятия. Работают
картами атласа
Построение профиля
рельефа местности по
топографической карте.

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/624/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/626/

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/442/

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/627/

9

6

7

8

9

Практическое решение
заданий.
Раздел 2
Путешествия и
географические
открытия
Эпоха Великих
географических
открытий.

Путешественники,
географы, которые
внесли вклад в изучение
России.
Раздел 3. Природа
Земли
Развитие земной коры.
Земная кора на карте.

1

1

1

1

Практическое решение Практическая
заданий.
работа
Вспомнить великих
Практическая
первооткрывателей и их работа
маршруты
путешествий. Сделать
обобщение

Проследить маршруты
путешественников,
внесших вклад в
изучение России.
Составить
обобщающую таблицу
Рассмотреть карту
тектонического
строения Земли.
Определить крупные
тектонические
структуры, сделать
вывод об их
расположении.
Вспомнить как
тектонические
структуры меняли свой

https://resh.edu.ru/subject/lesson/627/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/440/

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/440/

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/44/

10

облик со временем
10

11

Крупные формы
рельефа. Внешние и
внутренние силы Земли

Атмосфера.
Температура воздуха.
Ветер. «Роза ветров».

1

1

Определить
крупнейшие формы
рельефа Земли, описать
внутренние
(эндогенные) и
внешние (экзогенные)
силы, которые влияют
на внешний облик
планеты. Определить
виды хозяйственной
деятельности человека
которые оказывают
наибольшее влияние на
внешний облик рельефа
Вспомнить слои
атмосферы. Как
распределяется
температура воздуха и
от каких факторов она
зависит. Построение
графика «Роза ветров»
по данным из таблицы.
Устанавливать связи
между свойствами
воздушных масс и
характером
поверхности, над
которой они
формируются.
Составлять
характеристику
воздушных масс с
разными свойствами.

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/447/

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7190/main/27149
1/

11

12

13

14

15

16

Атмосферное давление.
Практикум

Климатические пояса
Земли. Климатические
области Земли.

Работа с
климатограмами
Воды суши: состав,
свойства,
происхождение.

Природные зоны Земли.
Практикум

1

1

1

1

1

Рассмотреть пояса
атмосферного давления,
вспомнить как меняется
атмосферное давление с
изменением высоты.
Решение задач
Объяснять размещение
на Земле
климатических поясов.
Составлять
характеристику одного
из климатических
поясов. Выявлять
причины выделения
климатических
областей в пределах
поясов.
Читать климатограммы

Практическая
работа

Практическая
работа

https://geo-oge.sdamgia.ru

Устанавливать
зависимость рек от
рельефа и климата.
Составлять
характеристику одной
из рек материка по
плану. Объяснять
появление
заболоченных
территорий и их
зависимость от климата
Описывать природные
зоны Земли. Объяснять
соотношение тепла и
влаги в каждой из

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1662/main/

Практическая
работа

https://geo-oge.sdamgia.ru/search

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7191/start/2
52071/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7189/main/251702/

12

17

Взаимосвязь природных
компонентов

1

18

Практическое решение
заданий

1

19

Раздел 4. Материки,
океаны, народы и
страны
Особенности природы
Африки.

1

природных зон.
Выявлять изменения
природы зон под
влиянием
хозяйственной
деятельности человека
Вспомнить понятие
«Природный
комплекс». Сравнить
территориальные и
аквальные комплексы.
Привести примеры
различных природных
комплексов
Выполнение
практической работы

Устный опрос

https://youtu.be/ADkrOOAUiAE

Практическая
работа

https://geo-oge.sdamgia.ru

Определять
Практическая
географическое
работа
положение материка и
объяснять его влияние
на природу. Оценивать
результаты
исследований Африки
зарубежными и
русскими
путешественниками и
исследователями.
Описывать природные
зоны материка.
Объяснять
соотношение тепла и
влаги в каждой из
природных зон.
Выявлять изменения
природы зон под

https://www.youtube.com/watch?time_conti
nue=3&v=XMi6dYc7fwg&feature=emb_log
o

13

20

Особенности природы
Южной Америки

1

21

Особенности природы
Австралии.

1

22

Особенности природы
Антарктиды.

1

влиянием
хозяйственной
деятельности человека
Объяснять причины
преобладания
влажных типов
климата, богатства
материка
поверхностными
водами.
Объяснять причины
сухости климата на
большей территории,
бедности
поверхностными
водами. Читать
климатограммы.
Описывать реки
материка. Объяснять
причины
эндемичности
органического мира
Объяснять причины
особенностей
природы материка и его
влияние на
природу всей Земли.
Анализировать
климатограммы.
Составлять
описание климата
внутренних и
прибрежных районов
материка. Оценивать
природные ресурсы

Практическая
работа

Практическая
работа

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=9
_uHQVJcxl4&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?v=ZbySwd
v1GWY&feature=emb_logo

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1670/main/

14

23

24

25

Особенности природы
Евразии.

Особенности природы
Северной Америки.
Практикум

Население мира.

1

1

1

Антарктиды.
Объяснять вязь между
компонентами
природы основных зон
материка и
особенности в
расположении
природных зон.
Сравнение природных
зон Северной Америки
и Евразии.
Устанавливать степень
изменения природных
зон человеком
Объяснять причины
особого размещения
природных зон.
Составлять описания
отдельных зон.
Составлять на основе
текста учебника
определение понятий
«тундра», «тайга»,
«степь». Оценивать
степень изменения
природы материка.
Выявлять по карте
расположение
заповедников и
национальных парков
Составление схемы
«Основные и
переходные
человеческие расы».
Работа с картами

Устный опрос

https://www.youtube.com/watch?v=f7bgpJJ
SpAM

Практическая
работа

https://vk.com/video-141833315_456239052

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2754/main/

15

26

27

Страны мира.
Классификация стран.
Практикум.

Океаны Земли, их
особенности.

1

атласа и ответ на
вопрос о самых
густонаселенных
странах мира.
Выявление
взаимосвязей
исторического и
современного
заселения. Записать в
тетрадь основные
понятия: народ, нация,
языковая семья,
языковая группа.
Схема в тетрадь
«Религии мира».
Рассуждение о разнице
и схожести мировых
религий
Выявление признаков,
по которым можно
проклассифицировать
все страны мира. Обзор
крупнейших и
карликовых государств.
Сравнение государств
по численности
населения. Обозначение
на к/к крупнейших по
площади государств и
их столиц
Определять по картам
географическое
положение океанов,
глубины, крупнейшие
поверхностные течения.

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1664/main/

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7183/main/
251764/

16

28

Раздел 5. География
России
ГП России.
Административнотерриториальное
устройство РФ. Физикогеографические районы
России. Экономические
районы России.

1

Устанавливать по
картам атласа
особенности
компонентов
природы океанов.
Выявлять характер
хозяйственного
использования
океанов и влияние его
на сохранение
природы океанов.
«Характеристика ГП
Практическая
России. Определение
работа
географических
координат крайних
точек. Анализировать и
сопоставлять карты
атласа. Работать с
различными
источниками
географической
информации.
Сравнивать размеры и
конфигурацию
государственной
территории России и
других стран (Канады,
США и т. п.) на основе
анализа карт и
статистических данных.
Оценивать достоинства
и недостатки размеров
и конфигурации
государственной
территории России.

https://www.youtube.com/watch?v=fGTSXs
TeH-A

17

29

30

Часовые пояса. Поясное
время. Практикум
Общая характеристика
природы России.

1

1

Сопоставлять размеры
территории
благоприятной для
ведения хозяйства
России и других
крупнейших стран
мира.
«Определение поясного
времени для разных
пунктов России.
Решение задач»
Сопоставление
физической и
тектонической карт
России. Анализировать
внутренние и внешние
современные процессы,
которые влияют на
развитие современного
рельефа. Объяснение
зависимости
расположения крупных
форм рельефа и
месторождений
полезных ископаемых
от строения земной
коры на примере
отдельных территорий.
Анализировать
климатические карты и
диаграммы,
сопоставлять их с
физической картой.
Характеризовать
разные типы климата

Практическая
работа

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_v
iew/atomic_objects/3219447

Практическая
работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1672/main/

18

31

Народы, населяющие
Россию, их география.
Демографическая
ситуация в России.
Практикум

1

России.
Выявлять особенности Практическая
формирования
работа
государственной
территории России,
изменения ее границ,
заселения и
хозяйственного
освоения на разных
исторических этапах.
Анализировать карты
для определения
исторических
изменений границ
Российского
государства.
Характеризовать
изменения
национального состава
России, связанные с
ростом ее
территории.
Подготавливать и
обсуждать сообщения и
презентации об
основных этапах
формирования
Российского
государства. Анализ
основных
статистических
показателей,
характеризующих
население страны в
целом и ее отдельных

https://mosobr.tv/release/7857

19

32

33

Регионы России.
Хозяйство Европейской
части России.
Заповедники

Регионы России.
Хозяйство Азиатской
части России.
Заповедники

1

1

территорий. Сравнивать
показатели
воспроизводства
население России с
показателями других
стран. Анализировать
переход от одного типа
воспроизводства к
другому. Анализ по
картам и стат.
материалам
особенностей
размещения крупных
народов России
Выявлять на основе
Устный опрос
анализа карт
особенности
географического
положения
макрорегиона,
специфику
территориальной
структуры расселения и
хозяйства, этнического
и религиозного состава
населения
Выявлять на основе
Практическая
анализа карт
работа
особенности
географического
положения
макрорегиона,
специфику
территориальной
структуры расселения и

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2688/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2688/main/

20

34

Итоговая практическая
работа

1

хозяйства, этнического
и религиозного состава
населения
Выполнение итоговой Диагностическая
практической работы
работа

21

5.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки учебных результатов программы:
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (от 3 до 10),
так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
Низкий уровень знаний (от 3 до 5 баллов)
Средний уровень знаний (от 6 до 8 баллов)
Высокий уровень знаний (от 9 до 10 баллов)
Критерии оценивания устных ответов обучающихся.
Высокий уровень: если логически и последовательно раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно
обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная
терминология.
Средний уровень: если при правильном ответе воспитанник не способен самостоятельно и полно
обосновать его.
Низкий уровень: если обучающийся даѐт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос,
не правильно произносит географические термины, не может точно сформулировать, обосновать
свой ответ, показать объекты на карте.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».