Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Практикум по русскому языку» (форма проведения: практикум) для 8 класса основного общего образования срок освоения 1 год Северск Рабочая программа курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» для обучающихся 8 класса подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р),. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учѐтом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку. В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватной ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Целями изучения курса «Практикум по русскому языку» являются: 1. сознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; 2. овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; 3. овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой орфографической и практике разнообразных пунктуационной грамматических грамотности; воспитание средств; совершенствование стремления к речевому самосовершенствованию; 4. совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определѐнных закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; 5. развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Практикум по русскому языку» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Учебным планом на изучение курса в 8 классе отводится - 34 ч (1 ч в неделю). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение в курс «Практикум по русскому языку». Особенности обучения в 8 классе. Текстоведение. Понятие о тексте. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Абзац. Виды и средства связи предложений в тексте. Способы сокращения текста. Языковые приѐмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. Применение способов сжатия. Работа над изложением. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. Роль знаков препинания на письме. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Итоги года. Итоговый контроль. Итоговая контрольная работа по КИМам ОГЭ, еѐ анализ. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения учебного курса деятельности должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); Работа с информацией: выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей, эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; принимать себя и других, не осуждая; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Введение в курс «Практикум по русскому языку»: иметь представление о языке как развивающемся явлении, осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры). Текстоведение: анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические; проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев, выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Способы сокращения текста: владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ в учебной деятельности; представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста; редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением: создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью, сочинения; владеть нормами построения текстов разных стилей; применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количеств Дата Виды деятельности о часов изучения Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Устный опрос https://resh.edu.ru/subject/lesson/3082/main/ ВВЕДЕНИЕ Введение в курс «Практикум по русскому языку». Особенности обучения в 8 классе. РАЗДЕЛ 1. ТЕКСТОВЕДЕНИЕ 1 Лекция 1.1. Понятие о тексте. 1 1.2. Признаки текста. 1 Развитие функциональной грамотности (выполнение заданий из раздела читательская грамотность). Диагностическая работа 1.3. Микротема. Микротекст. Абзац. 1 Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; Письменный контроль 1.4. Виды и средства связи предложений в тексте. 1 Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; Определять главную тему, общую цель или назначение текста; Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1962/main/ Устный опрос https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create https://resh.edu.ru/subject/lesson/2241/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222 / 1.5. Виды и средства связи предложений в тексте. 1 Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи», «Способы и средства связи предложений в тексте». 1.6. Р/р Комплексный анализ текста. 1 Находить в тексте Практическая требуемую информацию работа 1.7. Анализ работ. 1 Выполнение работы над ошибками Итого по разделу 12 Раздел 2. СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ ТЕКСТА 2.1. Языковые приѐмы 1 сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. 2.2. Применение способов сжатия. 1 Письменный контроль Развитие функциональной грамотности (КИМ: Креативное мышление. Книжная выставка) Диагностическая работа 1 . Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; 2. Преобразовывать Письменный контроль https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222 / https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/conspect/ https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create https://uchi.ru/lp/funcgram 2.3. Содержательные способы сокращения текста. 1 2.4. Языковые способы сокращения текста. 1 2.5. Практическая работа по сжатию текста. 1 2.6. Работа над изложением. 1 2.7. Подготовка изложению. сжатому 1 сжатого 1 2.8. Написание изложения. к 2.9. Анализ работ. Итого по разделу 1 текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; 3. Интерпретировать текст. - сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера; - обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; - делать выводы из сформулированных посылок; - выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. 9 Раздел 3. ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ Устный опрос https://resh.edu.ru/subject/lesson/6357/conspect / Устный опрос https://resh.edu.ru/subject/lesson/6357/conspect / Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/4793/start/ Устный опрос https://resh.edu.ru/subject/lesson/4793/start/ Практическая работа http://liter-rm.ru/esse-kak-zhanr-literatury-kak-napisatesse.html Практическая работа https://lektsii.org/13-46516.html Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2278/main/ рассуждения. 3.1. Композиция Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. Типы текста. 3.2. Текст. Повествование. Описание. Рассуждение. 3.3. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения. рассуждения. 3.4. Композиция Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. рассуждения. 3.5. Композиция Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. 3.6. Роль знаков препинания на письме. 3.7. Сочинение-рассуждение прочитанному тексту. по 1 1 1 1 1 1 1 3.8. Работа над лингвистическим сочинением – 9.1. 1 3.9. Работа над лингвистическим сочинением – 9.1. 1 Откликаться на содержание текста. Развитие функциональной грамотности (КИМ: Креативное мышление. В поисках правды) Устный опрос Диагностическая работа - связывать Письменная работа информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; Дебаты https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/conspect / https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/main/ https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/nasharech/tema-i-glavnaya-mysl-teksta -оценивать утверждения, Практическая работа https://services.selfpub.ru/poleznoe-dljaсделанные в тексте, pisatelej/glavnyj-geroj исходя из своих представлений о мире; Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/3085/main/ -откликаться на форму Практическая работа текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, Практическая работа а в целом — мастерство его исполнения. Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1186/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3689/conspect/31055/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4301/train/49112/ 3.10. Зачетная работа. Сочинение на лингвистическую тему. 1 3.11 Работа над сочинением 9.2 Понимание смысла текста. 1 Работа со схемами, опорным конспектом. Практическая работа 3.12 Работа над сочинением 9.2 Понимание смысла текста. 1 Работа со схемами, опорным конспектом. Практическая работа 3.13 Зачетная работа. Сочинение по предложенному тексту. 1 Работа со схемами, опорным конспектом. Практическая работа 3.14 Работа над сочинением 9.3 Понимание смысла слова. 1 Работа со схемами, опорным конспектом. Практическая работа 3.15 Работа над сочинением 9.3 Понимание смысла слова. 1 Работа со схемами, опорным конспектом. Практическая работа 3.16 Зачетная работа. Сочинение на понимание смысла слова 1 3.17 Анализ работ. Виды грамматических и речевых ошибок. 3.18 Работа над сочинением 9.2 Понимание смысла текста. 1 Работа с текстами. Практическая работа 1 Работа с текстами. Практическая работа Итого по разделу: 18 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Форма промежуточной аттестации – зачет. Написание сочинения Написание сочинения Письменная работа Письменная работа https://slovesnik.org/images/docs/sirius2021/analizprozy.pdf https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=34234 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Карточки, тестовые задания, тексты для анализа, тексты для подготовки к сжатому изложению,словари, презентации, фонохрестоматия, справочные таблицы. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык.Русская речь». 8 класс / С. Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. ; под ред. С. Н. Пименовой. — Москва: Дрофа, 2014. — 125 с. 2. Фалина Т. М . «Словарно-стилистическая подготовка учащихся к изложениям разных типов. Пособие для учителей по методике преподавания русского языка для написания исследовательско - проектных работ. Москва: 2016. 3. Фефилова, Г. Е. Все уроки русского языка. 8 класс. — Москва: Изд. группа «Основа», 2009. — 256с. : ил., табл. — (Серия «12-летняя школа»). 4. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителейобщеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — Москва: Просвещение, 2012. — 128 с. — (Академический школьный учебник). 5. Сергеева, Е.М. Тесты по русскому языку 8 класс, Москва: «Экзамен», 2014г. 6. Груздева, Е.Н. Комплексный анализ текста, Москва: «Экзамен», 2013г. 7. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Электронные словари: http://www.siovary. ru 2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.r u 3. https://proshkolu.ru/ 4. https://uchi.ru/ 5. Открытый банк заданий ОГЭ: https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=34234 6. https://resh.edu.ru/