Практикум по русскому языку 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Практикум по русскому языку»
(форма проведения: практикум)
для 8 класса основного общего образования
срок освоения 1 год

Северск

Рабочая программа курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» для обучающихся 8
класса подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО),
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р),.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и

метапредметные

результаты

представлены с учѐтом особенностей преподавания

русского языка в основной общеобразовательной школе с учѐтом методических традиций построения
школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень
УМК по русскому языку.
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая
представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его
интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной
программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание
определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе
образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в
речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватной ситуации и стилю
общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными
нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального
общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их
социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка
и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его
проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его
существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и
выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности еѐ
самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и
мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных
традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной
культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности
как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных
форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности,

участвовать

в

социальной

жизни

Речевая

и

текстовая

деятельность

является

системообразующей доминантой школьного курса русского языка Соответствующие умения и навыки
представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения
(разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Целями изучения курса «Практикум по русскому языку» являются:
1. сознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому
языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и
хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской
культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
2. овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования
социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
3. овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о
стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка
и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в
собственной

речевой

орфографической

и

практике

разнообразных

пунктуационной

грамматических

грамотности;

воспитание

средств;

совершенствование

стремления

к

речевому

самосовершенствованию;
4. совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений
сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определѐнных
закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
5. развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных
форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик
информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения,
общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Практикум по русскому языку» входит в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений.
Учебным планом на изучение курса в 8 классе отводится - 34 ч (1 ч в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение в курс «Практикум по русскому языку». Особенности обучения в 8 классе.

Текстоведение. Понятие о тексте. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Абзац. Виды и средства
связи предложений в тексте.

Способы сокращения текста. Языковые приѐмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение,
обобщение. Применение способов сжатия. Работа над изложением.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

Композиция рассуждения. Аргумент.

Способы введения примеров-аргументов. Роль знаков препинания на письме. Сочинение-рассуждение по
прочитанному тексту.

Итоги года. Итоговый контроль. Итоговая контрольная работа по КИМам ОГЭ, еѐ анализ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения учебного курса деятельности должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации;
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского
языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков;

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием
ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
Работа с информацией:
выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать

информацию,

представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и
применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой информации с целью решения
учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного
или нескольких источников с учѐтом поставленных целей, эффективно запоминать и систематизировать
информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической
речи и в письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей аудитории и
в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного
материала.
Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта
перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; принимать себя и
других, не осуждая;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Введение в курс «Практикум по русскому языку»: иметь представление о языке как развивающемся
явлении, осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).

Текстоведение: анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять
его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические
(звукопись), словообразовательные, лексические; проводить смысловой анализ текста, его композиционных
особенностей, определять количество микротем и абзацев, выявлять лексические и грамматические средства
связи предложений и частей текста.

Способы сокращения текста: владеть умениями информационной переработки текста: составлять
план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего
воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную
информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы
информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ в учебной деятельности;
представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание
таблицы, схемы в виде текста;
редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать
собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм
современного русского литературного языка.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением: создавать тексты публицистического стиля в
жанре репортажа, заметки, интервью, сочинения; владеть нормами построения текстов разных стилей;

применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количеств Дата
Виды деятельности
о часов
изучения

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3082/main/

ВВЕДЕНИЕ
Введение в курс
«Практикум по русскому
языку». Особенности
обучения в 8 классе.
РАЗДЕЛ 1. ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

1

Лекция

1.1. Понятие о тексте.

1

1.2. Признаки текста.

1

Развитие
функциональной
грамотности (выполнение
заданий
из
раздела
читательская
грамотность).

Диагностическая
работа

1.3. Микротема.
Микротекст.
Абзац.

1

Выбирать из текста или
придумать заголовок,
соответствующий
содержанию и общему
смыслу текста;

Письменный
контроль

1.4. Виды и средства связи
предложений в тексте.

1

Формулировать тезис,
выражающий общий
смысл текста;

Определять главную
тему, общую цель или
назначение текста;

Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/1962/main/

Устный опрос

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2241/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222 /

1.5. Виды и средства связи
предложений в тексте.

1

Обобщить и
систематизировать
знания учащихся по
темам: «Текст»,
«Стили речи», «Типы
речи», «Способы и
средства связи
предложений в
тексте».

1.6. Р/р Комплексный анализ
текста.

1

Находить в тексте
Практическая
требуемую информацию работа

1.7. Анализ работ.

1

Выполнение работы над ошибками

Итого по разделу

12

Раздел 2. СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ ТЕКСТА
2.1. Языковые приѐмы
1
сжатия исходного текста:
исключение, упрощение,
обобщение.
2.2. Применение способов
сжатия.

1

Письменный
контроль

Развитие
функциональной
грамотности (КИМ:
Креативное мышление.
Книжная выставка)

Диагностическая
работа

1 . Проводить
проверку правописания;
использовать в тексте
таблицы, изображения;
2. Преобразовывать

Письменный
контроль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222 /

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/conspect/

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create

https://uchi.ru/lp/funcgram

2.3. Содержательные
способы сокращения
текста.

1

2.4. Языковые способы
сокращения текста.

1

2.5. Практическая работа по
сжатию текста.

1

2.6. Работа над изложением.

1

2.7. Подготовка
изложению.

сжатому

1

сжатого

1

2.8. Написание
изложения.

к

2.9. Анализ работ.

Итого по разделу

1

текст, используя новые
формы представления
информации: формулы,
графики, диаграммы,
таблицы (в том числе
динамические,
электронные, в
частности в
практических задачах),
переходить от одного
представления данных к
другому;
3. Интерпретировать
текст.
- сравнивать и
противопоставлять
заключѐнную в тексте
информацию разного
характера;
- обнаруживать в
тексте доводы в
подтверждение
выдвинутых тезисов;
- делать выводы из
сформулированных
посылок;
- выводить заключение
о намерении автора или
главной мысли текста.

9

Раздел 3. ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6357/conspect /

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6357/conspect /

Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/4793/start/
Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4793/start/

Практическая работа http://liter-rm.ru/esse-kak-zhanr-literatury-kak-napisatesse.html
Практическая работа https://lektsii.org/13-46516.html

Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2278/main/

рассуждения.
3.1. Композиция
Аргумент. Способы введения
примеров-аргументов.
Типы
текста.
3.2. Текст.
Повествование.
Описание.
Рассуждение.

3.3. Виды сочинений. Этапы
работы над сочинением.
Критерии
оценивания
сочинения.
рассуждения.
3.4. Композиция
Аргумент. Способы введения
примеров-аргументов.
рассуждения.
3.5. Композиция
Аргумент. Способы введения
примеров-аргументов.
3.6. Роль знаков препинания на
письме.
3.7. Сочинение-рассуждение
прочитанному тексту.

по

1

1

1

1

1

1
1

3.8. Работа над лингвистическим
сочинением – 9.1.

1

3.9. Работа над лингвистическим
сочинением – 9.1.

1

Откликаться на
содержание
текста.
Развитие
функциональной
грамотности
(КИМ:
Креативное
мышление. В
поисках правды)

Устный опрос

Диагностическая
работа

- связывать
Письменная работа
информацию,
обнаруженную в
тексте, со знаниями из
других источников;
Дебаты

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/conspect /

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/main/
https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/nasharech/tema-i-glavnaya-mysl-teksta

-оценивать
утверждения,
Практическая работа https://services.selfpub.ru/poleznoe-dljaсделанные в тексте,
pisatelej/glavnyj-geroj
исходя из своих
представлений о мире; Практическая работа https://resh.edu.ru/subject/lesson/3085/main/
-откликаться на форму Практическая работа
текста: оценивать не
только содержание
текста, но и его форму, Практическая работа
а в целом —
мастерство его
исполнения.
Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1186/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3689/conspect/31055/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4301/train/49112/

3.10. Зачетная работа. Сочинение
на лингвистическую тему.

1

3.11 Работа над сочинением 9.2
Понимание смысла текста.

1

Работа со схемами,
опорным конспектом.

Практическая работа

3.12 Работа над сочинением 9.2
Понимание смысла текста.

1

Работа со схемами,
опорным конспектом.

Практическая работа

3.13 Зачетная работа. Сочинение
по предложенному тексту.

1

Работа со схемами,
опорным конспектом.

Практическая работа

3.14 Работа над сочинением 9.3
Понимание смысла слова.

1

Работа со схемами,
опорным конспектом.

Практическая работа

3.15 Работа над сочинением 9.3
Понимание смысла слова.

1

Работа со схемами,
опорным конспектом.

Практическая работа

3.16 Зачетная работа. Сочинение
на понимание смысла слова

1

3.17 Анализ
работ.
Виды
грамматических и речевых
ошибок.
3.18 Работа над сочинением 9.2
Понимание смысла текста.

1

Работа с текстами.

Практическая работа

1

Работа с текстами.

Практическая работа

Итого по разделу:

18

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Написание
сочинения

Написание
сочинения

Письменная работа

Письменная работа

https://slovesnik.org/images/docs/sirius2021/analizprozy.pdf

https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=34234

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Карточки, тестовые задания, тексты для анализа, тексты для подготовки к сжатому изложению,словари, презентации, фонохрестоматия,
справочные таблицы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык.Русская речь». 8 класс / С. Н. Пименова, А.
П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. ; под ред.
С. Н. Пименовой. — Москва: Дрофа, 2014. — 125 с.
2.
Фалина Т. М . «Словарно-стилистическая подготовка учащихся к изложениям разных типов. Пособие для учителей по методике
преподавания русского языка для написания исследовательско - проектных работ. Москва: 2016.
3. Фефилова, Г. Е. Все уроки русского языка. 8 класс. — Москва: Изд. группа «Основа», 2009. — 256с. : ил., табл. — (Серия «12-летняя школа»).
4. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителейобщеобразоват. учреждений /
Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
— Москва: Просвещение, 2012. — 128 с. — (Академический школьный учебник).
5. Сергеева, Е.М. Тесты по русскому языку 8 класс, Москва: «Экзамен», 2014г.
6. Груздева, Е.Н. Комплексный анализ текста, Москва: «Экзамен», 2013г.
7. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Электронные словари: http://www.siovary. ru
2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.r u

3. https://proshkolu.ru/
4. https://uchi.ru/
5. Открытый банк заданий ОГЭ: https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=34234
6. https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».