Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи 5-9 класс Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи»

Северск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи» для обучающихся 5–9
классов МБОУ «СОШ № 83» подготовлен на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей
программы воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком
информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы
с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации
в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования ставит учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как
результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения
с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения
новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации,
преобразования известной информации, представления еѐ в новой форме, переноса в иной контекст
и т. п.; учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка
коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными
параметрами: коммуникативной задачей, темой, объѐмом, форматом. Формирование этих навыков
легло в основу целевого блока программы курса. В основной школе на всех предметах будет
продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся
овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного
круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа
«потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат
возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами
и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным;
выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов
и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего
конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию
коммуникативной компетенции, в частности, формированию познавательного интереса (это
достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьѐзные
проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся); формированию навыков
смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства
с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных
и прочитанных
текстов,
определение
основной
и второстепенной
информации);
формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации
информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание
логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов; формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая

наличие иного мнения у партнѐров по коммуникативному взаимодействию, умения строить
диалогическое и монологическое устное высказывание. ФГОС ООО предусматривает обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа
предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной
компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать,
обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных еѐ видах (вербальном,
графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных
коммуникативных информационных технологий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Основная цель курса «Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи» для
обучающихся 5–9 классов МБОУ «СОШ № 83» — создать условия для формирования навыков
проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе
решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности. Соответственно, задачами
данного курса являются:
 формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,
систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей
и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение
к информации, оценка еѐ достоверности, сопоставление еѐ с информацией из других
источников и имеющимся жизненным опытом;
 формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности
посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий;
 приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания,
его преобразованию и применению;
 духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных
установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской
идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа по курсу «Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи»
для обучающихся 5–9 реализуется в объеме 170 часов (1 час в неделю в 5,6,7,8,9 классах).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса «Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи» для
обучающихся 5–9 классов обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов: Личностными результатами являются: готовность ученика
целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования
информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания
и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных

и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной
информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную
ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные
и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска
необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение
моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать,
контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Работа
с текстом как средство развития устной и письменной речи» для обучающихся 5–9 классов »,
предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных
предметов на ступени основного общего образования.
Обучающийся научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу
текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать
выводы;
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка,
пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные
элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического
понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной
позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Форма проведения: практикум.
Форма промежуточной аттестации: зачет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и
разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его
основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста.

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде.
Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части
текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию.
Существенные признаки объектов, описанных в
тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста
(подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов,
основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в
таблицу. Преобразование
информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой
на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в
тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и
недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в
учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции
автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на
информацию.
6 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая
ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный
стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи.
Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта,
освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская
позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде.
Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части
текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации,
представленной в
неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию.
Существенные признаки объектов, описанных в
тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники,
словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста.
Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях

текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в
качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного
текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование
информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на
прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных
источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7
шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из
прочитанных текстов с
учѐтом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные
аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов
по предложенной теме, представление одной и
той же информации разными способами,
составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
(плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о
прочитанном, его аргументация. Достоверность и
недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в
учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции
автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
7 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функциональностилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художе ственный стиль, официально-деловой
стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр
текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст,
тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план
текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью
чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с
несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких
источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по
содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с
общей идеей текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях
текста информации.
Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по
содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации
из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы,
диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование
списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции,
алгоритма.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и
конспекты на основе прочитанных текстов с
учѐтом цели их дальнейшего использования,
письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных
текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами,
составление
инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в
учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции
автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения
на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной
(противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.
Критическое отношение к рекламной информации.
8 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждениеразмышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.
Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности
разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру,
языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста
информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части
текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде
символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари,
энциклопедии, Интернет.
Работа с
несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из
нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование
тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на
ос-новании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического
высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи.
Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического
высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с
опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и
конспекты на основе прочитанных текстов с
учѐтом цели их дальнейшего использования,
письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.Письменное воспроизведение текста с
заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание
письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение
позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на
информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной
(противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.
Критическое отношение к информации.

9 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление.
Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функциональ -но-стилевая дифференциация
тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль,
публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста
с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная
мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в
явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с
несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких
источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение
фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в
тексте напрямую. Сопоставление и
обобщение
содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста
(художественного, публицистического стиля)
монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и
стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного
монологического высказывания с
учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов,
аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных
материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных
текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с
заданной степенью свернутости (сжатое изложение со -держания прослушанного текста). Создание
письменного текста в соответствии с заданной темой и функциональ-носмысловым типом речи.
Создание эссе на заданную тему. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных
аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой
зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или
несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение
способов проверки противоречивой информации.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
1. Программа помогает постичь основы курса «Культура речи», сделать первые шаги по
исследованию текстов и информации различного характера.
2. Благодаря программе у обучающихся формируются основы гражданственности, любви и
уважению к родному языку.

3. Программа учит проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие
открытия, делиться своими знаниями с окружающими, работать с литературой, рассказывать,
исследовать демонстрационный наглядный материал.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.

Тема
Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного
Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации
Работа с текстом: оценка информации
ВСЕГО:

5 кл.
19

6 кл.
12

7 кл.
12

8 кл.
8

9 кл
8

8

14

14

20

20

7
34

8
34

8
34

6
34

6
34

Календарно- тематическое планирование
5 класс
№

1-2
3.
4.
5.
6.
7-8
9.

10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.

17.

Раздел
Тема

Колич
ество
часов

Планируемые результаты

Электронные
(цифровые)
образователь.
ресурсы

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (19час.)
Текст. Виды текстов. Сообщение.
2
Ориентироваться в
1. https://prosh
содержании
текста
и
понимать
kolu.ru/
Речь книжная и разговорная.
1
его целостный смысл:
2. https://resh.e
Художественный стиль речи.
1
du.ru/
Входное анкетирование.
определять главную тему
3. http://festiva
Изобразительно-выразительные
1
l.1september.ru/
текста;
средства.
subjects/15/
Тема текста, основная мысль текста,
1
выбирать
из
текста
или
идея.
придумывать заголовок,
«Что такое текстовая информация?
2
соответствующий содержанию
и общему смыслу текста;
Выделение из текста информации,
1
конкретных сведений, фактов, заданных
объяснять порядок частей,
в явном виде. Заголовок текста.
содержащихся в тексте;
Авторская позиция в тексте
1
Текст. Основные события,
1
сопоставлять основные
содержащиеся в тексте, их
текстовые и внетекстовые
последовательность.
компоненты;
Развитие мысли в тексте. Способы и
1
средства связи предложений в тексте.
обнаруживать связь между
Смысловые части текста: микротема,
1
частью текста и его общей
абзац, план текста.
идеей, сформулированной
Упорядочивание информации по
1
вопросом;
заданному основанию.
Существенные признаки объектов,
1
объяснять назначение карты,
описанных в тексте, их сравнение.
таблицы, рисунка, части
Разные способы представления
1
графика и т.д.;
информации: словесно, в виде рисунка,
символа, таблицы, схемы.
находить необходимую
Виды чтения: ознакомительное,
1
изучающее, поисковое, выбор вида

чтения в соответствии с целью чтения.

информацию в тексте.

Источники информации: справочники,
1
словари.
19. Использование формальных элементов
1
текста (подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации.
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
(8часов)
18.

20- Подробный и сжатый пересказ.
2
Структурировать тест,
21
используя нумерацию
страниц, проводить проверку
22. Вопросы и содержание текста.
1
правописания;
23. Как сформулировать вывод,
1
основанный на содержании текста.
интерпретировать текст:
Аргументы, подтверждающие вывод.
делать выводы из
24. Преобразование (дополнение)
1
сформулированных посылок;
информации из сплошного текста в
выводить заключение о
таблицу.
намерении автора или главной
25. Преобразование информации,
1
мысли текста.
полученной из рисунка, в текстовую
задачу.
26. Заполнение предложенных схем с
1
опорой на прочитанный текст.
27. Выступление перед аудиторией
1
сверстников с небольшими
сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию)
«Работа с текстом: оценка информации» (7 часов)
28. Оценка содержания, языковых
откликаться на содержание
особенностей и структуры текста,
1
текста: связывать
места и роли иллюстраций в тексте.
информацию, обнаруженную в
тексте, со знаниями из других
29. Промежуточная аттестация
1
источников;
30. Достоверность и недостоверность
1
информации в тексте, недостающая
откликаться на форму текста:
или избыточная информация.
оценивать не только
31. Участие в учебном диалоге при
1
содержание текста, но и его
обсуждении прочитанного или
форму, а в целом – мастерство
прослушанного текста.
его исполнения;
32. Соотнесение позиции автора текста с
2
-33 собственной точкой зрения.
на основе имеющихся знаний,
34. Сопоставление различных точек
1
жизненного опыта подвергать
зрения на информацию.
сомнению достоверность
имеющейся информации

http://festival.1s
eptember.ru/subj
ects/15/
http://nsc.1septe
mber.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.ru

1.https://proshko
lu.ru/
2.https://resh.ed
u.ru/
3.http://festival.
1september.ru/s
ubjects/15/

Календарно- тематическое планирование
6 класс
№

Раздел

Количество

Планируемые результаты

Электронные

Тема

1.

часов

(цифровые)
образователь
.ресурсы

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (6час.)
Текст. Виды текстов.(повторение)
1
ориентироваться в содержании
текста и понимать его
целостный смысл:
формулировать тезис,
выражающий общий смысл
текста;

Лексические и морфологические
средства создания выразительности
текста.
Стили и типы речи . Языковые
особенности разных стилей речи.
Входная контрольная работа.

1

5.

Текст, тема текста, основная
мысль, идея. Авторская позиция.

1

6.

Способы представления
информации: словесно, в виде,
символа, таблицы, схемы, знака.

1

2.

3.
4.

1
1

Формулирование выводов,
основанных на содержании текста.
Аргументы,
подтверждающие вывод.

1

10

Соотнесение фактов с общей идеей
текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую.

1

http://nsc.1sept
ember.ru/urok/

http://schoolсопоставлять формы выражения collection.edu.
информации в запросе и самом ru
тексте.
http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.
ru
http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (6часов)
7-8 Подробный и сжатый пересказ
2
Интерпретировать текст:
(устный и письменный)
вводить заключение о
намерении автора или главной
мысли текста, обнаруживать в
тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов.

9

http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/

http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.
ru
http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.
ru
http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.

11

Преобразование информации,
полученной из схемы, в текстовую
задачу.

1

12

Создание собственных письменных
материалов на основе прочитанных
текстов: выписки из прочитанных
текстов с учѐтом цели их
дальнейшего использования, не большие письменные аннотации к
тексту, отзывы о прочитанном.

1

13

14
15

16

17

ru
http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.
ru
http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.
ru

«Работа с текстом: оценка информации» (8 часов)
Оценка содержания, языковых
откликаться на содержание
особенностей и структуры текста.
1
текста: связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со
знаниями из других
Промежуточная аттестация
1
источников;
Достоверность и недостоверность
1
откликаться на форму текста:
информации в тексте, недостающая
оценивать не только
или избыточная
содержание текста, но и его
информация.
форму, а в целом – мастерство
Участие в учебном диалоге при
1
его исполнения;
обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
на основе имеющихся знаний,
Соотнесение позиции автора текста с
1
жизненного опыта подвергать
собственной точкой зрения.
сомнению достоверность
Сопоставление различных точек
имеющейся информации
зрения на информацию.

http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.
ru
http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/

Календарно- тематическое планирование
7 класс
№

1.

2.

3.

Раздел
Тема

Количест
во часов

Планируемые результаты

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
(12час.)
Текст. Виды текстов:
1
Ориентироваться в содержании
текста и понимать его целостный
смысл: предвосхищать
содержание предметного плана
Практическая работа. Понимание
1
текста по заголовку и с опорой
текста
на предыдущий опыт;
с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства
находить в тексте требуемую
текста.
информацию (пробегать тексты
Текст, тема текста, основная мысль
1
глазами, устанавливать,
текста, идея.

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/

http://schoolcollection.edu.

4.

Входное анкетирование

1

5.

Смысловые части текста,
микротемы, абзац, план текста.
Практическая работа.
Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение.

1

6.

1

являются ли они
тождественными или
синонимическими);
решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи,
требующие полного и
критического понимания текста:
определять назначение разных
видов текстов;

ru
http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.
ru

понимать душевное состояние
персонажей текста, сопереживать
им; ставить перед собой цель
чтения, направляя внимание на
полезную в данный момент
информацию
анализировать изменения своего
эмоционального состояния в
процессе чтения, получения и
переработки полученной
информации и ее осмысления.
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
(14часов)
7-8 Подробный и сжатый пересказ
2
структурировать текст, создавая
(устный и письменный)
оглавление, использовать в
Приемы сжатия текста.
тексте таблицы, изображения;
9 Практическая работа.
1
интерпретировать текст:
Формулирование выводов,
обнаруживать в тексте доводы и
основанных на содержании текста.
подтверждения выдвинутых
Аргументы, подтверждающие вывод.
тезисов,
10 Практическая работа. Составление
1
тезисов с опорой на прочитанный
текст.
11- Практическая работа. Создание
2
12 собственных письменных материалов
на основе прочитанных текстов:
планы, тезисы и конспекты на
основе прочитанных текстов с
учѐтом цели их дальнейшего
использования, письменные
аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
«Работа с текстом: оценка информации» (8 часов)
13 Выражение собственного мнения о
1
прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность
информации в тексте, недостающая
или избыточная информация. Пути
восполнения недостающей
информации.

http://nsc.1sept
ember.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.
ru
http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/

http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/

14
15

16

17

Промежуточная аттестация. Итоговое
тестирование
Участие в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение
позиции автора текста с собственной
точкой зрения
. Сопоставление различных точек
зрения
на информацию.
В процессе работы с одним или
несколькими источниками выявление
достоверной (противоречивой)
информации.

1

http://nsc.1sept
ember.ru/urok/
http://schoolcollection.edu.
ru

1

1

http://festival.1
september.ru/s
ubjects/15/
http://nsc.1sept
ember.ru/urok/

1

Календарно- тематическое планирование
8 класс
№

1

2

3

Раздел
Тема

Колич
ест
во
часов

Планируемые результаты

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
(12час.)
Текст. Виды текстов:
1
решать учебноразговорный стиль, художе
познавательные и учебноственный стиль, официальнопрактические задачи, требующие
деловой стиль, научный стиль,
полного и критического
публицистический стиль.
понимания текста: определять
назначение разных видов текстов;
Типология текстов.
1
Рассуждение-размышление.
понимать душевное состояние
Рассуждение-объяснение.
персонажей текста, сопереживать
Рассуждение-доказательство.
им; ставить перед собой цель
чтения, направляя внимание на
Работа с текстом. Входная
1
полезную в данный момент
диагностика
информацию
анализировать изменения своего
эмоционального состояния в
процессе чтения, получения и
переработки полученной
информации и ее осмысления.

Электронны
е
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы

1.https://prosh
kolu.ru/

2.https://resh.
edu.ru/

3.http://festiv
al.1september
.ru/subjects/1
5/
1.https://prosh
kolu.ru/

4

Жанр текста. Понимание текста с
опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства
текста.

1

5

Вычленение из текста
информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в
явном и неявном видах.

1

2.https://resh.
edu.ru/

6

Смысловые части текста,
микротемы, план текста.

1

3.http://festiv
al.1september

.ru/subjects/1
5/
7

Разные способы представления
информации: словесно, в виде
символа, таблицы, схемы, знака,
диаграммы.

1

1.https://prosh
kolu.ru/

8

Источники информации:
справочники, словари,
энциклопедии, Интернет.

1

2.https://resh.
edu.ru/

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
(20часов)
Подробный и сжатый пересказ
(устный и письменный). Приемы
сжатия текста.
Формулирование тезисов и
выводов, основанных на
содержании текста.

4

14

Аргументы, подтверждающие
вывод.

1

15

Соотнесение фактов с общей
идеей текста, установление связей,
не показанных в тексте напрямую.

1

16
17

Составление на основании
исходного текста
(художественного,
публицистического стиля)
монологического высказывания
(устного и письменного) в
соответствии с заданным типом и
стилем речи.

2

18

Составление на основании
исходного текста
(художественного,
публицистического стиля)
монологического высказывания
(устного и письменного) в
соответствии с заданным типом и
стилем речи.

1

912
13

1

структурировать текс;
преобразовывать текст, используя
новые формы представления
информации: формулы, графики,
диаграммы, таблицы ( в том числе
динамические, электронные, в
частности в практических задачах),
уметь переходить от одного
представления данных к другому;
интерпретировать текст;
сравнивать и противопоставлять
заключенную в тексте
информацию различного
характера.

1.https://prosh
kolu.ru/
2.https://resh.
edu.ru/
3.http://festiv
al.1september
.ru/subjects/1
5/
1.https://prosh
kolu.ru/

2.https://resh.
edu.ru/

3.http://festiv
al.1september
.ru/subjects/1
5/

19

Составление на основании
исходного текста
(художественного,
публицистического стиля)
монологического высказывания
(устного и письменного) в
соответствии с заданным типом и
стилем речи.

1

1.https://prosh
kolu.ru/

20

Композиция текста типа
рассуждения. Выбор типа
и стиля речи собственного
монологического высказывания с
учетом поставленной задачи.

1

2.https://resh.
edu.ru/

21

Композиция текста типа
рассуждения. Выбор типа
и стиля речи собственного
монологического высказывания с
учетом поставленной задачи.

1

3.http://festiv
al.1september
.ru/subjects/1
5/

22

Формулирование тезисов,
аргументов, выводов с опорой на
прочитанный текст.

1

1.https://prosh
kolu.ru/

23

Создание собственных
письменных материалов на основе
прочитанных текстов: планы,
тезисы и конспекты на основе
прочитанных текстов с учѐтом
цели их дальнейшего
использования, письменные
аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.

1

2.https://resh.
edu.ru/

24

Создание собственных
письменных материалов на основе
прочитанных текстов: планы,
тезисы и конспекты на основе
прочитанных текстов с учѐтом
цели их дальнейшего
использования, письменные
аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.

1

3.http://festiv
al.1september
.ru/subjects/1
5/

25
26

Письменное воспроизведение
текста с заданной степенью
свернутости (сжатое изложение
содержания прослушанного
текста)

2

1.https://prosh
kolu.ru/

27
28

27

28

29

30

31
32

33

34

Создание письменного текста в
соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом
речи.

2

2.https://resh.
edu.ru/

«Работа с текстом: оценка информации» (6 часов)
Оценка содержания, языковых
откликаться на содержание текста:
особенностей и структуры текста.
1
связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников;
Выражение собственного мнения о
1
прочитанном, его аргументация
откликаться на форму текста:
оценивать не только содержание
текста, но и его форму, а в целом –
мастерство его исполнения;
Участие в учебном диалоге при
1
обсуждении прочитанного или
на основе имеющихся знаний,
прослушанного текста.
жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность
Соотнесение позиции автора
1
имеющийся информации,
текста с собственной точкой
использовать полученный опыт
зрения.
восприятия информационных
Сопоставление различных точек
1
объектов для обогащения
зрения на информацию.
чувственного опыта, высказывать
оценочные суждения, свою точку
В процессе работы с одним или
1
зрения о полученном сообщении
несколькими источникам
(прочитанном тексте).
выявление достоверной
(противоречивой) информации.
критически относиться к
Нахождение способов проверки
1
рекламной информации.
противоречивой информации.
Критическое отношение к
информации.
Нахождение способов проверки
противоречивой информации.
Критическое отношение к
информации.

1

1.https://prosh
kolu.ru/
2.https://resh.
edu.ru/

3.http://festiv
al.1september
.ru/subjects/1
5/
1.https://prosh
kolu.ru/
2.https://resh.
edu.ru/
3.http://festiv
al.1september
.ru/subjects/1
5/
1.https://prosh
kolu.ru/

2.https://resh.
edu.ru/

Календарно- тематическое планирование
9 класс
№

1

Раздел
Тема

Количест
во часов

Планируемые
результаты

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (12час.)
Текст. Рассуждение1
решать учебно1.Справочноразмышление.
познавательные и
информационный
Рассуждениеучебно-практические
интернет-портал
объяснение.
задачи, требующие
«Русский язык»:
Рассуждениеполного и
http://www.gramotf.ru

доказательство.
2

3

4

5

6

7

8

Функциональностилевая
дифференциация
текстов

Жанр эссе.

критического
понимания текста:
1
прогнозировать
последовательность
изложения идей
текста;

1

Текст, тема текста,
основная мысль
текста, идея.

1

Вычленение из текста
информации,
конкретных сведений,
фактов, заданных в
явном и неявном
видах.
Смысловые части
текста, микротема,
абзац, план текста.
Работа с
несколькими
источниками
информации.

1

Сопоставление
информации,
полученной из
нескольких
источников.

1

1

1

сопоставлять разные
точки зрения и разные
источники
информации по
заданной теме;
выполнять смысловое
свертывание
выделенных фактов и
мыслей;
формировать на
основе текста систему
аргументов (доводов)
для обоснования
определенной
позиции;
анализировать
изменения своего
эмоционального
состояния в процессе
чтения, получения и
переработки
полученной
информации и ее
осмысления.

2.https://proshkolu.ru/
3.https://resh.edu.ru/
1.Справочноинформационный
интернет-портал
«Русский язык»:
http://www.gramotf.ru
2.https://proshkolu.ru/
3.https://resh.edu.ru/
1.Справочноинформационный
интернет-портал
«Русский язык»:
http://www.gramotf.ru
2.https://proshkolu.ru/
3.https://resh.edu.ru/
1.Справочноинформационный
интернет-портал
«Русский язык»:
http://www.gramotf.ru
2.https://proshkolu.ru/

3.https://resh.edu.ru/
1.Справочноинформационный
интернет-портал
«Русский язык»:
http://www.gramotf.ru
2.https://proshkolu.ru/

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (20часов)
9-12
Подробный и сжатый
4
структурировать текст, 1.Справочнопересказ
составлять списки,
информационный
(письменный).
делать ссылки;
интернет-портал
Приемы сжатия
«Русский язык»:
текста.
http://www.gramotf.ru
преобразовывать
текст, используя новые 2.https://proshkolu.ru/
формы представления 3.https://resh.edu.ru/
информации:
13-14
Формулирование
2
1.Справочноформулы, графики,
тезисов и выводов,
информационный
диаграммы, таблицы ( интернет-портал
основанных на
в том числе
содержании текста.
«Русский язык»:
динамические,
Аргументы,
http://www.gramotf.ru
электронные, в
подтверждающие
2.https://proshkolu.ru/

15

17

18-19
20

19

20

21

22

вывод.
Соотнесение фактов с
общей идеей текста,
установление связей,
не показанных в
тексте напрямую.
Составление на
основании исходного
текста
(художественного,
публицистического
стиля)
монологического
высказывания
(устного и
письменного) в
соответствии с
заданным типом и
стилем речи.
Композиция текста
типа рассуждения.
Выбор типа и стиля
речи собственного
монологического
высказывания с
учетом поставленной
задачи.
Формулирование
тезисов, аргументов,
выводов с опорой на
прочитанный текст.
Создание
собственных
письменных
материалов на основе
прочитанных текстов:
планы, тезисы и
конспекты на основе
прочитанных текстов
с учѐтом цели их
дальнейшего
использования.
Письменное
воспроизведение
текста с заданной
степенью свернутости
(сжатое изложение
содержания
прослушанного
текста).
Создание
письменного текста в
соответствии с
заданной темой и
функционально-

1

1

1
1

частности в
практических задачах),
уметь переходить от
одного представления
данных к другому;
интерпретировать
текст; сравнивать и
противопоставлять
заключенную в тексте
информацию
различного характера.
выявлять
имплицитную
информацию текста на
основе сопоставления
иллюстративного
материала с
информацией текста,
анализа подтекста
(используемых
языковых средств и
структуры текста).

3.https://resh.edu.ru/
1.Справочноинформационный
интернет-портал
«Русский язык»:
http://www.gramotf.ru
2.https://proshkolu.ru/

3.https://resh.edu.ru/
1.Справочноинформационный
интернет-портал
«Русский язык»:
http://www.gramotf.ru

2

2.https://proshkolu.ru/

2

3.https://resh.edu.ru/

2

1.Справочноинформационный
интернет-портал
«Русский язык»:
http://www.gramotf.ru

2

2.https://proshkolu.ru/

23

27

28

29

30

31
32

33

34

смысловым типом
речи.
Эссе на заданную
тему.

2

3.https://resh.edu.ru/

«Работа с текстом: оценка информации» (6 часов)
Оценка содержания,
откликаться на
языковых
1
содержание текста:
особенностей и
оценивать
структуры текста.
утверждения ,
сделанные в тексте,
Собственное мнение о
1
исходя из своих
прочитанном, его
представлений о мире;
аргументация
находить доводы в
защиту своей точки
Участие в учебном
1
зрения;
диалоге при
обсуждении
откликаться на форму
прочитанного или
текста: оценивать не
прослушанного
только содержание
текста.
текста. Но и его
Позиции автора
1
форму, а в целом –
текста с твоей точкой
мастерство его
зрения.
исполнения;
Точка зрения на
1
информацию.
обнаруживать
Что значит
1
недостоверность
достоверная
получаемой
информация?
информации, пробелы
в информации и
находить пути
Как найти способ
1
восполнения этих
проверки
пробелов;
противоречивой
информации.
в процессе работы с
Критическое
одним или
отношение к
несколькими
информации.
источниками выявлять
содержащуюся в них
Как найти способ
1
противоречивую,
проверки
конфликтную
противоречивой
информацию;
информации.
Критическое
находить способы
отношение к
проверки
информации.
противоречивой
информации;
определять
достоверную
информацию в случае
наличия
противоречивой или
конфликтной
ситуации.

2.https://proshkolu.ru/

3.https://resh.edu.ru/

1.Справочноинформационный
интернет-портал
«Русский язык»:
http://www.gramotf.ru
2.https://proshkolu.ru/

3.https://resh.edu.ru/
1.Справочноинформационный
интернет-портал
«Русский язык»:
http://www.gramotf.ru
2.https://proshkolu.ru/

3.https://resh.edu.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста /Л. Г. Бабенко, И. Е.
Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург, 2020.
2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 2021.
3. Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспект. — М, 2019
4. Лосева А. М. Как строится текст — М, 2020.
5. Лотман Ю. М. Структура художественно текста. — М: Просвещение, 2015
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Карточки, тестовые задания, тексты для анализа, тексты для подготовки к сжатому
изложению,словари, презентации, фонохрестоматия, справочные таблицы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2020.
2. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/Под ред. И.П.
Цыбулько. – М., 2016.
3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2015.
4. Роль художественных средств в тексте. – Омск, 2020.
5. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов
н/Д - М., 2018.
6. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2019.
7. kruqosvet.ru
8. langrus.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
4. Электронные словари: http://www.siovary.ru
5. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru
6. https://proshkolu.ru/
7. https://resh.edu.ru/
8. http://festival.1september.ru/subjects/15/
9. http://nsc.1september.ru/urok/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».