Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи» Северск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи» для обучающихся 5–9 классов МБОУ «СОШ № 83» подготовлен на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления еѐ в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.; учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объѐмом, форматом. Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности, формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьѐзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся); формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации); формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов; формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнѐров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание. ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных еѐ видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Основная цель курса «Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи» для обучающихся 5–9 классов МБОУ «СОШ № 83» — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности. Соответственно, задачами данного курса являются: формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка еѐ достоверности, сопоставление еѐ с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа по курсу «Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи» для обучающихся 5–9 реализуется в объеме 170 часов (1 час в неделю в 5,6,7,8,9 классах). ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание курса «Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи» для обучающихся 5–9 классов обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Работа с текстом как средство развития устной и письменной речи» для обучающихся 5–9 классов », предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования. Обучающийся научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы; - составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте; - сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д. - находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: - определять назначение разных видов текстов; - ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; - различать темы и подтемы специального текста; - выделять не только главную, но и избыточную информацию; - прогнозировать последовательность изложения идей текста; - сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; - выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей; - формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции; - понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Форма проведения: практикум. Форма промежуточной аттестации: зачет. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 КЛАСС Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию) Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 6 КЛАСС Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 7 КЛАСС Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функциональностилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художе ственный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации. 8 КЛАСС Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждениеразмышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на ос-новании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации. 9 КЛАСС Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функциональ -но-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение со -держания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функциональ-носмысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Практическая значимость программы заключается в следующем: 1. Программа помогает постичь основы курса «Культура речи», сделать первые шаги по исследованию текстов и информации различного характера. 2. Благодаря программе у обучающихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному языку. 3. Программа учит проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими, работать с литературой, рассказывать, исследовать демонстрационный наглядный материал. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1. 2. 3. Тема Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Работа с текстом: оценка информации ВСЕГО: 5 кл. 19 6 кл. 12 7 кл. 12 8 кл. 8 9 кл 8 8 14 14 20 20 7 34 8 34 8 34 6 34 6 34 Календарно- тематическое планирование 5 класс № 1-2 3. 4. 5. 6. 7-8 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Раздел Тема Колич ество часов Планируемые результаты Электронные (цифровые) образователь. ресурсы Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (19час.) Текст. Виды текстов. Сообщение. 2 Ориентироваться в 1. https://prosh содержании текста и понимать kolu.ru/ Речь книжная и разговорная. 1 его целостный смысл: 2. https://resh.e Художественный стиль речи. 1 du.ru/ Входное анкетирование. определять главную тему 3. http://festiva Изобразительно-выразительные 1 l.1september.ru/ текста; средства. subjects/15/ Тема текста, основная мысль текста, 1 выбирать из текста или идея. придумывать заголовок, «Что такое текстовая информация? 2 соответствующий содержанию и общему смыслу текста; Выделение из текста информации, 1 конкретных сведений, фактов, заданных объяснять порядок частей, в явном виде. Заголовок текста. содержащихся в тексте; Авторская позиция в тексте 1 Текст. Основные события, 1 сопоставлять основные содержащиеся в тексте, их текстовые и внетекстовые последовательность. компоненты; Развитие мысли в тексте. Способы и 1 средства связи предложений в тексте. обнаруживать связь между Смысловые части текста: микротема, 1 частью текста и его общей абзац, план текста. идеей, сформулированной Упорядочивание информации по 1 вопросом; заданному основанию. Существенные признаки объектов, 1 объяснять назначение карты, описанных в тексте, их сравнение. таблицы, рисунка, части Разные способы представления 1 графика и т.д.; информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. находить необходимую Виды чтения: ознакомительное, 1 изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. информацию в тексте. Источники информации: справочники, 1 словари. 19. Использование формальных элементов 1 текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (8часов) 18. 20- Подробный и сжатый пересказ. 2 Структурировать тест, 21 используя нумерацию страниц, проводить проверку 22. Вопросы и содержание текста. 1 правописания; 23. Как сформулировать вывод, 1 основанный на содержании текста. интерпретировать текст: Аргументы, подтверждающие вывод. делать выводы из 24. Преобразование (дополнение) 1 сформулированных посылок; информации из сплошного текста в выводить заключение о таблицу. намерении автора или главной 25. Преобразование информации, 1 мысли текста. полученной из рисунка, в текстовую задачу. 26. Заполнение предложенных схем с 1 опорой на прочитанный текст. 27. Выступление перед аудиторией 1 сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию) «Работа с текстом: оценка информации» (7 часов) 28. Оценка содержания, языковых откликаться на содержание особенностей и структуры текста, 1 текста: связывать места и роли иллюстраций в тексте. информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других 29. Промежуточная аттестация 1 источников; 30. Достоверность и недостоверность 1 информации в тексте, недостающая откликаться на форму текста: или избыточная информация. оценивать не только 31. Участие в учебном диалоге при 1 содержание текста, но и его обсуждении прочитанного или форму, а в целом – мастерство прослушанного текста. его исполнения; 32. Соотнесение позиции автора текста с 2 -33 собственной точкой зрения. на основе имеющихся знаний, 34. Сопоставление различных точек 1 жизненного опыта подвергать зрения на информацию. сомнению достоверность имеющейся информации http://festival.1s eptember.ru/subj ects/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru 1.https://proshko lu.ru/ 2.https://resh.ed u.ru/ 3.http://festival. 1september.ru/s ubjects/15/ Календарно- тематическое планирование 6 класс № Раздел Количество Планируемые результаты Электронные Тема 1. часов (цифровые) образователь .ресурсы Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (6час.) Текст. Виды текстов.(повторение) 1 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; Лексические и морфологические средства создания выразительности текста. Стили и типы речи . Языковые особенности разных стилей речи. Входная контрольная работа. 1 5. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. 1 6. Способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. 1 2. 3. 4. 1 1 Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. 1 10 Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. 1 http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolсопоставлять формы выражения collection.edu. информации в запросе и самом ru тексте. http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. ru http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (6часов) 7-8 Подробный и сжатый пересказ 2 Интерпретировать текст: (устный и письменный) вводить заключение о намерении автора или главной мысли текста, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. 9 http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. ru http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. ru http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. 11 Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. 1 12 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, не большие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. 1 13 14 15 16 17 ru http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. ru http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. ru «Работа с текстом: оценка информации» (8 часов) Оценка содержания, языковых откликаться на содержание особенностей и структуры текста. 1 текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других Промежуточная аттестация 1 источников; Достоверность и недостоверность 1 откликаться на форму текста: информации в тексте, недостающая оценивать не только или избыточная содержание текста, но и его информация. форму, а в целом – мастерство Участие в учебном диалоге при 1 его исполнения; обсуждении прочитанного или прослушанного текста. на основе имеющихся знаний, Соотнесение позиции автора текста с 1 жизненного опыта подвергать собственной точкой зрения. сомнению достоверность Сопоставление различных точек имеющейся информации зрения на информацию. http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. ru http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ Календарно- тематическое планирование 7 класс № 1. 2. 3. Раздел Тема Количест во часов Планируемые результаты Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (12час.) Текст. Виды текстов: 1 Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: предвосхищать содержание предметного плана Практическая работа. Понимание 1 текста по заголовку и с опорой текста на предыдущий опыт; с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства находить в тексте требуемую текста. информацию (пробегать тексты Текст, тема текста, основная мысль 1 глазами, устанавливать, текста, идея. Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. 4. Входное анкетирование 1 5. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Практическая работа. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. 1 6. 1 являются ли они тождественными или синонимическими); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ru http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. ru понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14часов) 7-8 Подробный и сжатый пересказ 2 структурировать текст, создавая (устный и письменный) оглавление, использовать в Приемы сжатия текста. тексте таблицы, изображения; 9 Практическая работа. 1 интерпретировать текст: Формулирование выводов, обнаруживать в тексте доводы и основанных на содержании текста. подтверждения выдвинутых Аргументы, подтверждающие вывод. тезисов, 10 Практическая работа. Составление 1 тезисов с опорой на прочитанный текст. 11- Практическая работа. Создание 2 12 собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. «Работа с текстом: оценка информации» (8 часов) 13 Выражение собственного мнения о 1 прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. ru http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ 14 15 16 17 Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения . Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. 1 http://nsc.1sept ember.ru/urok/ http://schoolcollection.edu. ru 1 1 http://festival.1 september.ru/s ubjects/15/ http://nsc.1sept ember.ru/urok/ 1 Календарно- тематическое планирование 8 класс № 1 2 3 Раздел Тема Колич ест во часов Планируемые результаты Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (12час.) Текст. Виды текстов: 1 решать учебноразговорный стиль, художе познавательные и учебноственный стиль, официальнопрактические задачи, требующие деловой стиль, научный стиль, полного и критического публицистический стиль. понимания текста: определять назначение разных видов текстов; Типология текстов. 1 Рассуждение-размышление. понимать душевное состояние Рассуждение-объяснение. персонажей текста, сопереживать Рассуждение-доказательство. им; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на Работа с текстом. Входная 1 полезную в данный момент диагностика информацию анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. Электронны е (цифровые) образовател ьные ресурсы 1.https://prosh kolu.ru/ 2.https://resh. edu.ru/ 3.http://festiv al.1september .ru/subjects/1 5/ 1.https://prosh kolu.ru/ 4 Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. 1 5 Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. 1 2.https://resh. edu.ru/ 6 Смысловые части текста, микротемы, план текста. 1 3.http://festiv al.1september .ru/subjects/1 5/ 7 Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. 1 1.https://prosh kolu.ru/ 8 Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. 1 2.https://resh. edu.ru/ «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (20часов) Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. 4 14 Аргументы, подтверждающие вывод. 1 15 Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. 1 16 17 Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. 2 18 Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. 1 912 13 1 структурировать текс; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы ( в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), уметь переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию различного характера. 1.https://prosh kolu.ru/ 2.https://resh. edu.ru/ 3.http://festiv al.1september .ru/subjects/1 5/ 1.https://prosh kolu.ru/ 2.https://resh. edu.ru/ 3.http://festiv al.1september .ru/subjects/1 5/ 19 Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. 1 1.https://prosh kolu.ru/ 20 Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. 1 2.https://resh. edu.ru/ 21 Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. 1 3.http://festiv al.1september .ru/subjects/1 5/ 22 Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. 1 1.https://prosh kolu.ru/ 23 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. 1 2.https://resh. edu.ru/ 24 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. 1 3.http://festiv al.1september .ru/subjects/1 5/ 25 26 Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) 2 1.https://prosh kolu.ru/ 27 28 27 28 29 30 31 32 33 34 Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. 2 2.https://resh. edu.ru/ «Работа с текстом: оценка информации» (6 часов) Оценка содержания, языковых откликаться на содержание текста: особенностей и структуры текста. 1 связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; Выражение собственного мнения о 1 прочитанном, его аргументация откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; Участие в учебном диалоге при 1 обсуждении прочитанного или на основе имеющихся знаний, прослушанного текста. жизненного опыта подвергать сомнению достоверность Соотнесение позиции автора 1 имеющийся информации, текста с собственной точкой использовать полученный опыт зрения. восприятия информационных Сопоставление различных точек 1 объектов для обогащения зрения на информацию. чувственного опыта, высказывать оценочные суждения, свою точку В процессе работы с одним или 1 зрения о полученном сообщении несколькими источникам (прочитанном тексте). выявление достоверной (противоречивой) информации. критически относиться к Нахождение способов проверки 1 рекламной информации. противоречивой информации. Критическое отношение к информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации. 1 1.https://prosh kolu.ru/ 2.https://resh. edu.ru/ 3.http://festiv al.1september .ru/subjects/1 5/ 1.https://prosh kolu.ru/ 2.https://resh. edu.ru/ 3.http://festiv al.1september .ru/subjects/1 5/ 1.https://prosh kolu.ru/ 2.https://resh. edu.ru/ Календарно- тематическое планирование 9 класс № 1 Раздел Тема Количест во часов Планируемые результаты Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (12час.) Текст. Рассуждение1 решать учебно1.Справочноразмышление. познавательные и информационный Рассуждениеучебно-практические интернет-портал объяснение. задачи, требующие «Русский язык»: Рассуждениеполного и http://www.gramotf.ru доказательство. 2 3 4 5 6 7 8 Функциональностилевая дифференциация текстов Жанр эссе. критического понимания текста: 1 прогнозировать последовательность изложения идей текста; 1 Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. 1 Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации. 1 Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. 1 1 1 сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. 2.https://proshkolu.ru/ 3.https://resh.edu.ru/ 1.Справочноинформационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru 2.https://proshkolu.ru/ 3.https://resh.edu.ru/ 1.Справочноинформационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru 2.https://proshkolu.ru/ 3.https://resh.edu.ru/ 1.Справочноинформационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru 2.https://proshkolu.ru/ 3.https://resh.edu.ru/ 1.Справочноинформационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru 2.https://proshkolu.ru/ «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (20часов) 9-12 Подробный и сжатый 4 структурировать текст, 1.Справочнопересказ составлять списки, информационный (письменный). делать ссылки; интернет-портал Приемы сжатия «Русский язык»: текста. http://www.gramotf.ru преобразовывать текст, используя новые 2.https://proshkolu.ru/ формы представления 3.https://resh.edu.ru/ информации: 13-14 Формулирование 2 1.Справочноформулы, графики, тезисов и выводов, информационный диаграммы, таблицы ( интернет-портал основанных на в том числе содержании текста. «Русский язык»: динамические, Аргументы, http://www.gramotf.ru электронные, в подтверждающие 2.https://proshkolu.ru/ 15 17 18-19 20 19 20 21 22 вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально- 1 1 1 1 частности в практических задачах), уметь переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию различного характера. выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (используемых языковых средств и структуры текста). 3.https://resh.edu.ru/ 1.Справочноинформационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru 2.https://proshkolu.ru/ 3.https://resh.edu.ru/ 1.Справочноинформационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru 2 2.https://proshkolu.ru/ 2 3.https://resh.edu.ru/ 2 1.Справочноинформационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru 2 2.https://proshkolu.ru/ 23 27 28 29 30 31 32 33 34 смысловым типом речи. Эссе на заданную тему. 2 3.https://resh.edu.ru/ «Работа с текстом: оценка информации» (6 часов) Оценка содержания, откликаться на языковых 1 содержание текста: особенностей и оценивать структуры текста. утверждения , сделанные в тексте, Собственное мнение о 1 исходя из своих прочитанном, его представлений о мире; аргументация находить доводы в защиту своей точки Участие в учебном 1 зрения; диалоге при обсуждении откликаться на форму прочитанного или текста: оценивать не прослушанного только содержание текста. текста. Но и его Позиции автора 1 форму, а в целом – текста с твоей точкой мастерство его зрения. исполнения; Точка зрения на 1 информацию. обнаруживать Что значит 1 недостоверность достоверная получаемой информация? информации, пробелы в информации и находить пути Как найти способ 1 восполнения этих проверки пробелов; противоречивой информации. в процессе работы с Критическое одним или отношение к несколькими информации. источниками выявлять содержащуюся в них Как найти способ 1 противоречивую, проверки конфликтную противоречивой информацию; информации. Критическое находить способы отношение к проверки информации. противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. 2.https://proshkolu.ru/ 3.https://resh.edu.ru/ 1.Справочноинформационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru 2.https://proshkolu.ru/ 3.https://resh.edu.ru/ 1.Справочноинформационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru 2.https://proshkolu.ru/ 3.https://resh.edu.ru/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста /Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург, 2020. 2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 2021. 3. Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспект. — М, 2019 4. Лосева А. М. Как строится текст — М, 2020. 5. Лотман Ю. М. Структура художественно текста. — М: Просвещение, 2015 УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Карточки, тестовые задания, тексты для анализа, тексты для подготовки к сжатому изложению,словари, презентации, фонохрестоматия, справочные таблицы. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2020. 2. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/Под ред. И.П. Цыбулько. – М., 2016. 3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2015. 4. Роль художественных средств в тексте. – Омск, 2020. 5. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д - М., 2018. 6. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2019. 7. kruqosvet.ru 8. langrus.ru ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 4. Электронные словари: http://www.siovary.ru 5. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru 6. https://proshkolu.ru/ 7. https://resh.edu.ru/ 8. http://festival.1september.ru/subjects/15/ 9. http://nsc.1september.ru/urok/