МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №83 МБОУ СОШ № 83 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Математический практикум по вероятности и статистики для 8 класса» Северск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всѐ большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчѐты. Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчѐта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаѐт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы курса "Математический практикум по вероятности и статистики для 8 класса» выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. На изучение курса «Математический практикум по вероятности и статистики для 8 класса»» отводится 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рѐбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Математический практикум по вероятности и статистики для 8 класса» . ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учѐного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учѐтом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретѐнному опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения курса обучающийся получит следующие предметные результаты: Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Наименовани Количество часов е разделов и Всег Контрольны тем о е работы программы Практическ ие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 Представлени е данных 2 Описательная статистика 3 Случайная изменчивость 4 Введение в теорию графов 4 0 0 5 Вероятность и частота случайного события 4 0 1 6 Обобщение, систематизаци я знаний 7 0 2 https://m.edsoo.ru/7f415f dc Библиотека ЦОК 8 1 1 https://m.edsoo.ru/7f415f dc Библиотека ЦОК 6 0 1 https://m.edsoo.ru/7f415f dc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415f dc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415f dc Библиотека ЦОК 5 1 0 https://m.edsoo.ru/7f415f dc ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 5 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Количество часов Тема урока Все го Контроль ные работы Практичес кие работы Дата изучен ия Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Представлен ие данных в таблицах 1 0 0 2 Практически е вычисления по табличным данным 1 0 0 3 Извлечение и интерпретаци я табличных данных 1 0 1 4 Практическа я работа "Таблицы" 1 0 1 5 Графическое представлени е данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм 1 0 0 6 Чтение и построение диаграмм. Примеры демографиче ских диаграмм 1 0 0 https://m.edsoo.ru/86 3ed602 7 Практическа 1 0 1 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ec1f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ec324 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ec78e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ed18e Библиотека ЦОК я работа "Диаграммы" https://m.edsoo.ru/86 3ed72e 8 Числовые наборы. Среднее арифметичес кое 9 Числовые наборы. Среднее арифметичес кое 1 0 0 10 Медиана числового набора. Устойчивост ь медианы 1 0 0 11 Медиана числового набора. Устойчивост ь медианы 1 0 0 12 Практическа я работа "Средние значения" 1 0 1 13 Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах 1 0 0 14 Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах 1 0 0 15 Наибольшее и наименьшее 1 0 1 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/86 3ed846 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ed846 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3edb3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3edc6a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ee07a значения числового набора. Размах 16 Контрольная работа по темам "Представлен ие данных. Описательна я статистика" 17 Случайная изменчивост ь (примеры) 1 0 0 18 Частота значений в массиве данных 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 1 0 https://m.edsoo.ru/86 3ee390 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ee4bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ee69c Библиотека ЦОК 19 Группировка 1 0 0 20 Гистограммы 1 0 0 https://m.edsoo.ru/86 3ee9d0 Библиотека ЦОК 21 Гистограммы 1 0 0 22 Практическа я работа "Случайная изменчивост ь" 1 0 1 23 Граф, вершина, ребро. Представлен ие задачи с помощью графа 24 Степень (валентность) вершины. Число рѐбер и суммарная степень https://m.edsoo.ru/86 3eee1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3eecc8 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/86 3eef52 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/86 3ef0ba вершин. Цепь и цикл 25 Цепь и цикл. Путь в графе. Представлен ие о связности графа 26 Представлен ие об ориентирова нных графах 1 0 0 27 Случайный опыт и случайное событие 1 0 0 28 Вероятность и частота события. Роль маловероятн ых и практически достоверных событий в природе и в обществе 1 0 0 29 Монета и игральная кость в теории вероятностей 1 0 0 30 Практическа я работа "Частота выпадения орла" 31 Контрольная работа по темам "Случайная изменчивост ь. Графы. Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/86 3ef236 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ef3b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ef4d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3ef646 Библиотека ЦОК 1 0 1 https://m.edsoo.ru/86 3ef8a8 Библиотека ЦОК 1 1 0 https://m.edsoo.ru/86 3f0186 Вероятность случайного события" 32 Повторение, обобщение. Представлен ие данных 33 Повторение, обобщение. Описательна я статистика 1 0 0 34 Повторение, обобщение. Вероятность случайного события 1 0 0 34 2 7 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/86 3efa24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3efbaa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/86 3efec0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Вероятность и статистика 7-9 классы, Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под редакцией Ященко И.В..-Москва: Просвещение, 2023 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Вероятность и статистика. Методические рекомендации 7-9 классы, Высоцкий И.Р., Ященко И.В. Дидактические материалы по теории вероятностей 7-9 классы, Высоцкий И.Р. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://www.yaklass.ru/ https://edu.sirius.online/#/ https://content.edsoo.ru/lab/