Математический практикум по вероятности и статистики 8 класс Программа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №83
МБОУ СОШ № 83

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Математический практикум по вероятности и статистики
для 8 класса»

Северск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают
всѐ большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так
и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число
профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка
в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для
продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у
него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка
или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное
вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у
обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве
неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчѐты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и
представления данных из различных сфер жизни общества и государства
приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ
комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчѐта числа
вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории
графов создаѐт математический фундамент для формирования компетенций в
области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и
вероятности обогащаются представления обучающихся о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли
статистики как источника социально значимой информации и закладываются
основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы курса
"Математический практикум по вероятности и статистики для 8 класса»
выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление
данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы
комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика»
служит основой для формирования навыков работы с информацией: от
чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на
диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с
использованием статистических характеристик средних и рассеивания.
Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать

данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы,
размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их
влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование
закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для
изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические
задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного
события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с
простейшими методами вычисления вероятностей в случайных
экспериментах
с
равновозможными
элементарными
исходами,
вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные
задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных
величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с
множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются
примеры применения для решения задач, а также использования в других
математических курсах и учебных предметах.
На изучение курса «Математический практикум по вероятности и статистики
для 8 класса»» отводится 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение
таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и
круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из
диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе
и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рѐбер и суммарная
степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в
графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном
графе. Решение задач с помощью графов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

«Математический практикум по вероятности и
статистики для 8 класса» .
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики, ценностным отношением к достижениям российских
математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учѐного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учѐтом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач
в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своѐ развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
 воспринимать,
формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие,
условные;

выявлять
математические
закономерности,
взаимосвязи
и
противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях,
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать
гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
 оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями
и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения











в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения
задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять
результаты
решения
задачи,
эксперимента,
исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления
с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких
людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы
и координировать свои действия с другими членами команды,
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учѐтом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать и корректировать
варианты решений с учѐтом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку приобретѐнному опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения курса обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,
представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименовани Количество часов
е разделов и
Всег
Контрольны
тем
о
е работы
программы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Представлени
е данных

2

Описательная
статистика

3

Случайная
изменчивость

4

Введение в
теорию
графов

4

0

0

5

Вероятность и
частота
случайного
события

4

0

1

6

Обобщение,
систематизаци
я знаний

7

0

2

https://m.edsoo.ru/7f415f
dc

Библиотека ЦОК
8

1

1

https://m.edsoo.ru/7f415f
dc

Библиотека ЦОК
6

0

1

https://m.edsoo.ru/7f415f
dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415f
dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415f
dc

Библиотека ЦОК
5

1

0

https://m.edsoo.ru/7f415f
dc

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Все
го

Контроль
ные
работы

Практичес
кие
работы

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Представлен
ие данных в
таблицах

1

0

0

2

Практически
е вычисления
по
табличным
данным

1

0

0

3

Извлечение и
интерпретаци
я табличных
данных

1

0

1

4

Практическа
я работа
"Таблицы"

1

0

1

5

Графическое
представлени
е данных в
виде
круговых,
столбиковых
(столбчатых)
диаграмм

1

0

0

6

Чтение и
построение
диаграмм.
Примеры
демографиче
ских
диаграмм

1

0

0

https://m.edsoo.ru/86
3ed602

7

Практическа

1

0

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ec1f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ec324

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ec78e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ed18e

Библиотека ЦОК

я работа
"Диаграммы"

https://m.edsoo.ru/86
3ed72e

8

Числовые
наборы.
Среднее
арифметичес
кое

9

Числовые
наборы.
Среднее
арифметичес
кое

1

0

0

10

Медиана
числового
набора.
Устойчивост
ь медианы

1

0

0

11

Медиана
числового
набора.
Устойчивост
ь медианы

1

0

0

12

Практическа
я работа
"Средние
значения"

1

0

1

13

Наибольшее
и
наименьшее
значения
числового
набора.
Размах

1

0

0

14

Наибольшее
и
наименьшее
значения
числового
набора.
Размах

1

0

0

15

Наибольшее
и
наименьшее

1

0

1

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/86
3ed846

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ed846

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3edb3e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3edc6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ee07a

значения
числового
набора.
Размах

16

Контрольная
работа по
темам
"Представлен
ие данных.
Описательна
я статистика"

17

Случайная
изменчивост
ь (примеры)

1

0

0

18

Частота
значений в
массиве
данных

1

0

0

Библиотека ЦОК
1

1

0

https://m.edsoo.ru/86
3ee390

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ee4bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ee69c

Библиотека ЦОК
19

Группировка

1

0

0

20

Гистограммы

1

0

0

https://m.edsoo.ru/86
3ee9d0

Библиотека ЦОК
21

Гистограммы

1

0

0

22

Практическа
я работа
"Случайная
изменчивост
ь"

1

0

1

23

Граф,
вершина,
ребро.
Представлен
ие задачи с
помощью
графа

24

Степень
(валентность)
вершины.
Число рѐбер
и суммарная
степень

https://m.edsoo.ru/86
3eee1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3eecc8

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/86
3eef52

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/86
3ef0ba

вершин.
Цепь и цикл

25

Цепь и цикл.
Путь в графе.
Представлен
ие о
связности
графа

26

Представлен
ие об
ориентирова
нных графах

1

0

0

27

Случайный
опыт и
случайное
событие

1

0

0

28

Вероятность
и частота
события.
Роль
маловероятн
ых и
практически
достоверных
событий в
природе и в
обществе

1

0

0

29

Монета и
игральная
кость в
теории
вероятностей

1

0

0

30

Практическа
я работа
"Частота
выпадения
орла"

31

Контрольная
работа по
темам
"Случайная
изменчивост
ь. Графы.

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/86
3ef236

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ef3b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ef4d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3ef646

Библиотека ЦОК
1

0

1

https://m.edsoo.ru/86
3ef8a8

Библиотека ЦОК
1

1

0

https://m.edsoo.ru/86
3f0186

Вероятность
случайного
события"

32

Повторение,
обобщение.
Представлен
ие данных

33

Повторение,
обобщение.
Описательна
я статистика

1

0

0

34

Повторение,
обобщение.
Вероятность
случайного
события

1

0

0

34

2

7

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/86
3efa24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3efbaa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/86
3efec0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вероятность и статистика 7-9 классы, Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под
редакцией Ященко И.В..-Москва: Просвещение, 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вероятность и статистика. Методические рекомендации 7-9 классы,
Высоцкий И.Р., Ященко И.В.
Дидактические материалы по теории вероятностей 7-9 классы, Высоцкий
И.Р.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://edu.sirius.online/#/
https://content.edsoo.ru/lab/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».