ВУД Художественная обработка древесины 5-9 класс Программа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ СОШ № 83

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Художественная обработка древесины»
для обучающихся 5 – 9 классов

Северск

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины» имеет художественную
направленность, является прикладной и носит практико-ориентированный характер.
Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в
декоративно–прикладном творчестве, делает акцент на предоставление обучаемым свободы выбора и
самостоятельность в большей или меньшей сфере его трудовой деятельности.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы заключается в следующем:
 программа позволяет раскрыть таланты учащихся;
 в процессе освоения данной образовательной программы воспитанники получают качественные
начальные знания, навыки и умения в профессиональной деятельности, востребованной на
современном рынке труда;
 у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности:
конструктивное
мышление,
сосредоточенность,
усидчивость,
наблюдательность,
целеустремленность;
 дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают
навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий;
 дети приобретают навыки проектной деятельности;
 занятия по резьбе позволяют существенно влиять на трудовое воспитание, рационально
использовать свободное время детей;
 опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально
значимых коммуникативных качеств;
 дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его
востребованность в социуме;
 программа позволяет и родителям включаться в это интересное занятие, больше общаться с
детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия;
 занятия способствуют формированию способностей ребенка видеть красоту природного материала,
более эмоционально воспринимать природу, бережно к ней относиться, чувствовать себя ее
частицей.
На занятиях закладываются основы будущей профессии детей, и многие черты характера,
воспитанные в процессе этих занятий, помогут в дальнейшем в любой трудовой деятельности. В
кружок принимаются все желающие. Каждому ребѐнку даѐтся возможность попробовать свои силы в
работе с древесиной.
Опыт нескольких лет работы показал, что работа с древесиной востребована детьми. Это очень
увлекательное занятие, которое дает возможность раскрыть свои творческие способности,
самовыразиться, пережить ситуацию успеха даже тем обучающимся, кто не успешен в условиях
учебной деятельности.
Поскольку деятельность в кружке направлена не только на формирование навыков ручного
труда, но и на развитие созидательной, творческой личности ребенка, образовательный процесс
строится на следующих принципах:
- принцип уникальности. Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию
и творчеству в соответствии со своими особенностями. В связи с этим предполагается
индивидуальный темп продвижения по образовательной программе;
- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной
«я — концепции» и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В
связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом;

- принцип гуманности. В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен
в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную
сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в
ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский);
- принцип доступности. Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок;
- принцип наглядности. Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского - привлекать
к обучению все органы чувств, в учебном процессе используются разнообразные иллюстрации,
учебные плакаты, видео- и аудиозаписи. На начальном этапе обучения особенно активно применяется
эмпирический метод — метод подражания;
- принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность
осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот
принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов;
- принцип междисциплинарного подхода. Использование знаний различных областей науки и
искусства.
Цель программы:
Раскрытие творческого потенциала и развитие нравственно-личностных
качеств
воспитанников через формирование ключевых компетенций и специальных навыков обработки
древесины.
Задачи:
1- й год обучения

Обучающие
 Формировать пространственное представление, художественно – образное
восприятие
действительности.
 Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных
образов и предметов быта.
 Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
 Изучить технологию работы лобзиком.
 Изучить технологию прорезной и контурной резьбы.
 Научить работать различными инструментами, приспособлениями.
Развивающие
 Развивать художественно – творческие способности учащихся.
 Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как
важнейшее средство общения человека с окружающим миром.
 Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям
действительности.
Воспитывающие
 Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края, приобщить детей к истокам
народной культуры.
 Пробуждать интерес и к новым, современным направлениям народного творчества.
 Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие.
 Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе.
2- й год обучения
Обучающие
 Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества.
 Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы. Познакомить со способами
хранения древесины.




Изучить технологию геометрической резьбы.
Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.

Развивающие
 Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно –
прикладного творчества;
 Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;
 Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;
 Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям,
проникнутое любовью к природе и народной культуре.
Воспитывающие
 Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.
 Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов школьного курса
образовательной области "Технология":
 материаловедение;
 технология обработки древесины;
 графика;
 техническое творчество;
 введение в художественное конструирование.
Срок реализации программы: выполнение программы рассчитано на 2 года.
Возраст обучающихся: в реализации программы участвуют дети 11-13 лет.

Формы и методы контроля:
- коллективные и персональные выставки изделий учащихся;
- участие в конкурсах, фестивалях, творческих мастерских различного уровня;
- сдача зачѐтов;
- тестирование по изученному материалу;
- защита проектов.
Зачѐтная работа проводится в виде тестирования, во время которого оценивается уровень
усвоения материала и умение применять полученные знания на практике, в том числе в форме доклада
или рассказа о выполненной работе.
Выполненная работа оценивается по трѐм критериям: высокий уровень «отлично» - работа
выполнена аккуратно, по всем правилам с творческим подходом и фантазией средний уровень
«хорошо» - работа выполнена с техническими неточностями, нуждается в помощи педагога низкий
уровень «удовлетворительно» - при выполнение работы допущены технические ошибки, работа
выполнена без личного творческого подхода.
Форма организации: кружок.
Форма промежуточной аттестации: зачет.

Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков воспитанников
Прямые:
 теоретический уровень знаний;
 степень овладения рабочими приѐмами при работе с инструментами и приспособлениями;
 применение полученных знаний на практике;
 соблюдение технических и технологических требований;
 качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
 изготовление изделия в установленные нормы времени;



соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной
санитарии и охраны среды.

Косвенные:
 экономия материалов;
 желание трудиться;
 познавательная активность и творческий подход;
 самостоятельность;
 партнѐрские отношения при совместной работе.
Ожидаемый результат: творческая, здоровая, активная, способная к креативному и

неординарному мышлению личность, стремящаяся изобретать, создавать что-то новое,
интересное.
Тематическое планирование
№ п/п

Количество часов
Всего
Теория Практиче
ские
работы
Раздел 1. Древесина – уникальный материал
Наименование разделов и тем

1.1

1.2
1.3
1.4
1.5

2.1
2.2
2.3

2.4
2.5

2.6

2.7

2.8

2.9.
2.10
2.11

Вводное занятие. Охрана труда, техника
1
безопасности при производстве
художественных изделий.
Древесина и ее свойства.
2
Основные древесные породы.
2
История искусства обработки древесины.
1
Зачѐтная
работа
по
изученному
2
материалу.
Раздел 2. Художественное выпиливание
Резьба по дереву - древний вид народного
3
декоративно-прикладного искусства.
Виды резьбы по дереву. Художественное
4
выпиливание.
Материалы, инструменты и
2
приспособления для выпиливания. Охрана
труда при работе инструментами.
Рабочее место. Устройство лобзика.
2
Подготовка материала к выпиливанию.
3
Охрана труда при обработке древесины
(фанеры).
Технология выпиливания лобзиком как
разновидность оформления изделия.
3
Особенности работы лобзиком.
Знакомство с художественными
3
особенностями и техническими приемами
контурной резьбы.
Выбор эскиза рисунка, подготовка основы
3
для выпиливания. Перевод рисунка на
основу.
Выпиливание по внешнему контуру.
3
Контурная обработка фигур напильником
2
и шлифовальной шкуркой.
Инструменты для создания отверстий:
2
коловорот, сверлильный станок. Приѐмы

1

-

1
1
1

1
1
-

1

1

1

2

1

3

1

1

1

1

1

2

-

3

-

3

-

3

-

3

-

2

-

2

Формы
контроля

зачѐт

2.12

2.13

2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19

2.20

3.1

3.2
3.3
3.4

работы.
Знакомство с художественными
особенностями и техническими приемами
прорезной резьбы.
Технология выпиливания орнамента.
Построение орнамента. Виды орнамент,
применяемые в работах лобзиком.
Выпиливание по внутреннему контуру.
Отделка, зачистка изделия.
Технология сборочных и отделочных
работ. Работа над конструкцией изделия.
Изготовление изделия по образцу.
Зачѐтная работа по изученному материалу.
Тестирование.
Зачѐтная работа.
Изготовление изделия по выбору.
Творческая работа.
Организация и проведение выставки
«Наши первые работы»

4

-

4

3

-

3

3
1

-

3
1

2

-

2

3

-

3

1

1

-

5

-

5

2

-

2

Раздел 3. Знакомство с искусством резьбы по дереву
Народные художественные промыслы и
2
2
декоративно-прикладное искусство

Тестирова
ние
Зачѐт
Организа
ция
выставки

-

Художественно-технические приемы
местного промысла резьбы по дереву.
Защита творческих проектов.

2

-

2

4

-

4

Оформление итоговой выставки и отбор
лучших работ.

2

-

2

72

13

Итого:

Защита
проектов
Оформле
ние
выставки

59

Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Древесина – уникальный материал
Тема 1.1. Вводное занятие. Охрана труда, техника безопасности при производстве художественных
изделий.
Теория. Введение . Знакомство с группой, целями, задачами и планами работы кружка на
предстоящий учебный год. Инструктаж по технике безопасности ТБ, электро и пожарная
безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика (тест на
определение творческого потенциала воспитанников).
Тема 1.2. Древесина и еѐ свойства.
Теория. Основы материаловедения. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород;
фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы. Природная текстура древесины.
Расположение и характер рисунка волокон древесины при резьбе по дереву.
Тема 1.3. Основные древесные породы.
Теория. Твердые хвойные породы. Мягкие хвойные породы.
Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости.
древесины (доски, фанера, ДВП, ДСП).
Тема 1.4. История искусства обработки древесины.
Теория. История возникновения деревообрабатывающего инструмента.

Материалы, получаемые из

Развитие деревообработки в XXI веке.
Тема 1.5. Зачѐтная работа по изученному материалу.
Теория. Тестирование по теме «Древесина и еѐ свойства».
Практическая работа. Определение породы древесины, краткая характеристика свойств древесины.
Раздел 2. Художественное выпиливание
Тема 2.1. Резьба по дереву - древний вид народного декоративно-прикладного искусства.
Теория. Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России. Особенности народного
искусства. Творчество народных мастеров-резчиков по дереву.
Тема 2.2. Виды резьбы по дереву. Художественное выпиливание.
Теория. Народные художественные традиции. Виды
и особенности резьбы
Выпиливание лобзиком.

по

дереву.

Тема 2.3 . Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Охрана труда при работе
инструментами.
Теория. Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика
инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 2.4. Рабочее место. Устройство лобзика.
Теория. Оборудование и инструменты рабочего места. Рабочее место и гигиена труд. Особенности
работы лобзиком. Устройство лобзика. Заправка полотна (пилки) в лобзик.
Практическая работа. Пропиловка прямых и волнистых линий, тупых и острых углов.
.
Тема 2.5 Подготовка материала к выпиливанию. Охрана труда при обработке древесины (фанеры).
Теория. Подбор материала в соответствии с замыслом работы и техникой исполнения. Подготовка
деревянной основы к работе. Охрана труда при обработке фанеры.
Практическая работа. Подбор материала для заготовки изделия.
Тема 2.6. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности
работы лобзиком.
Практическая работа. Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь) .
Тема 2.7. Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами
контурной
резьбы.
Практическая работа. Овладение техникой контурной резьбы. Изготовление подвижной игрушки
(крестьянин и медведь) .
Тема 2.8. Выбор эскиза рисунка, подготовка основы для выпиливания. Перевод рисунка на основу.
Практическая работа. Выпиливание лобзиком частей к вазочке для конфет .
Сборка конструкции.
Тема 2.9. Выпиливание по внешнему контуру.
Практическая работа. Выпиливание изделия «Олень».
Тема 2.10. Контурная обработка фигур напильником и шлифовальной шкуркой.
Практическая работа. Подготовка к творческому проекту. Выпиливание изделий по выбору
(фоторамка, подставка под книгу, игрушки для детей «Буратино», «Самолѐт»)
Тема 2.11. Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный станок. Приѐмы работы.
Практическая работа.
Тема 2.12. Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами
прорезной
резьбы.
Практическая работа. Овладение техникой прорезной резьбы. Изготовление ажурной полочки .

Тема 2.13. Технология выпиливания орнамента. Построение орнамента.
применяемые в работах лобзиком.
Практическая работа. Выпиливание лобзиком частей шкатулки .

Виды орнамента,

Тема 2.14. Выпиливание по внутреннему контуру.
Практическая работа. Выпиливание лобзиком частей шкатулки .
Тема 2.15. Отделка, зачистка изделия.
Практическая работа. Отделка изделия (шкатулки):
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов .
Тема 2.16. Технология сборочных и отделочных работ. Работа над конструкцией изделия.
Практическая работа. Зачистка и протравка морилкой шкатулки. Сборка шкатулки
.
Тема 2.17. Изготовление изделия по образцу.
Практическая работа. Изготовление салфетницы
Тема 2.18. Зачѐтная работа по изученному материалу.
Теория . Тестирование по теме «Выпиливание лобзиком»
Тема 2.19. Зачѐтная работа. Изготовление изделия по выбору. Творческая работа.
Практическая работа. Изготовление изделия по выбору с применением контурной или прорезной
резьбы..
Тема 2.20. Организация и проведение выставки «Наши первые работы» .
Раздел 3. Знакомство с искусством резьбы по дереву
Тема 3. 1. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство народов
Теория Технико-технологические сведения:
- традиционные виды народных промыслов;
- народный традиционный орнамент;
- характерные особенности;
- традиционные приемы обработки и декорирования изделий из дерева.
Знакомство с экспонатами народных умельцев.
Тема 3.2. Художественно-технические приемы местного промысла резьбы по дереву.
Практическая работа. Отделка панно «Лось» .
Тема 3.3. Защита творческих проектов.
Практическая работа. Защита индивидуальных творческих проектов.
Тема 3.4. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. Вручение дипломов.

Тематическое планирование
№п/п

Содержание темы
Всего

1.1

1.2
1.3
1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

1.11
1.12
1.13

2. 1

Раздел 1. Резьба по дереву
Введение. Охрана труда,
производственная санитария, электро
2
и пожарная безопасность при
производстве художественных
изделий из дерева.
Виды резьбы по дереву.
3
Материал для резьбы по дереву.
3
Инструменты, оборудование и
3
приспособления резчика по дереву.
Подготовка инструментов к работе.
Геометрическая резьба по дереву.
8
Освоение приемов выполнения
геометрической резьбы.
Художественные изделия из дерева,
украшенные геометрической резьбой.
Образцы народного искусства,
5
современные изделия
художественного промысла. Подборка
тем творческих проектов.
Резной геометрический орнамент.
5
Создание несложных изделий в
технике трехгранно-выемчатой резьбы
Изготовление простого
художественного изделия столярным
7
способом.
Изготовление разделочной доски и
7
декорирование ее геометрической
резьбой.
Рельефная, плоскорельефная и
скульптурная резьба.
10
Освоение приемов выполнения
рельефной и скульптурной резьбы.
Отделка и реставрация резных изделий
5
Зачѐтная работа по изученному
1
материалу. Тестирование.
Зачѐтная работа.
5
Изготовление изделия по выбору.
Творческая работа.
Раздел 2. Древнее искусство народов
Резьба по дереву – древнейший вид
1
искусства

Количество часов
Теория
Практиче
ские
работы

2

-

3
3

-

3

-

4

4

2

3

-

5

-

7

-

7

3

7

-

5

1

-

Тестиро
вание

-

5

Зачѐт

1

-

2.2
5

-

5

2

-

2

72

22

50

Защита творческих проектов.
2.3
Выставка работ, их обсуждение.
Итого:

Формы
контрол
я

Защита
проекто
в
Оформл
ение
выставк
и

Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Резьба по дереву
Тема 1.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при
производстве художественных изделий из дерева.
Теория . Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при
производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год.
Тема 1.2. Виды резьбы по дереву.
Теория. Технология выполнения геометрической, плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной,
прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.
Тема 1.3. Материал
Теория. Технология подготовки материала, выбор материала.
Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов .
Тема 1.4. Инструменты, оборудование и приспособления резчика по дереву.
Подготовка
инструментов к работе.
Теория . Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему.
Назначение
инструментов.
Краткая
характеристика
каждого
из
них.
Выбор инструмента для различных видов резьбы. Хранение инструментов.
Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых резных работ
Тема 1.5. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Теория. Технология выполнения геометрической резьбы по дереву.
Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение
скобчатых порезок (лунок)
Технико-технологические сведения сочетания треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;

- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе
Тема 1.6. Художественные изделия из дерева, украшенные геометрической резьбой. Образцы
народного
искусства,
современные
изделия
художественного
промысла.
Тема 1.7. Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранновыемчатой резьбы. Подборка тем творческих проектов.
Практическая работа. Изготовление панно в технике трехгранно-выемчатой резьбы
Тема 1.8. Изготовление простого художественного изделия столярным способом
Практическая работа. Изготовление простого художественного изделия столярным способом.
Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Тема 1.9 Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.
Практическая работа. Изготовление разделочной доски:
- составление и перенос рисунка на заготовку;
- резание рисунка;
- отделка изделия
Тема 1.10. Рельефная и скульптурная резьба
Теория. Технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы»
технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении.
Практическая работа.

Технико-

Тема 1.11. Отделка и реставрация резных изделий
Практическая работа. Отделка и реставрация резных изделий.
Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка
Тема 1.12. Зачѐтная работа по изученному материалу. Тестирование.
Теория . Тестирование по тем: «Виды резьбы по дереву».
Тема 1.13. Зачѐтная работа.
Практическая работа. Изготовление изделия по выбору с применением резьбы по дереву. Творческая
работа

Тема 2.1. Теория. Резьба по дереву – древнейший вид искусства.
Тема 2.2. Защита творческих проектов.
Практическая работа. Защита индивидуальных творческих проектов
Тема 2.3. Выставка работ, их обсуждение. Вручение дипломов.
Контрольно-измерительные материалы
I –ый год обучения.
Раздел №1. Занятие № 1.5
Зачѐтная работа. Тест « Древесина и еѐ свойства».
1.Что относится к механическим свойствам древесины?
А) плотность влажность
Б) прочность упругость
В) влажность запах
Г) плотность прочность
2. Прочность древесины – это…
А) способность сопротивляться внедрению других тел
Б) способность выдерживать нагрузки не разрушаясь
В) способность приминать ту же форму после прекращения нагрузок
3. Твердой лиственной породой является
А) дуб
Б) липа
В) береза
Г) осина
4. Мягкой лиственной породой является
А) бук
Б) клен
В) береза
Г) осина
5) Свежесрубленная древесина имеет влажность
1) 8-15%
2) 60-80%
3) 45-50%
6. Для сушки древесину складывают
А) в стопки
Б) в камеры
В) в штабеля

7. Что происходит с пиломатериалом после сушки?
А) размеры уменьшаются
Б) размеры остаются прежними
В) размеры увеличиваются
8. Какая из пород древесины имеет специфический едкий запах?
А) липа
Б) береза
В) осина
Г) лиственница
9. Сушка древесины бывает
А) естественная
Б) натуральная
В) уличная
Г) воздушная
10. Какого вида коробление досок не встречается после сушки?
А) продольное
Б) поперечное
В) винтовое
Г) торцевой
Раздел №2. Занятие № 2.18.
Тестирование «Выпиливание лобзиком»
Задание:

№
п/п

прочитай вопрос , найди правильный ответ и запиши номер вопроса и номер ответа.

Ответы

Вопросы
1

1

Какой нужен
инструмент, чтобы
выпилить детали из
фанеры?

2

Из какого материала
можно выпили-вать
детали ручным
лобзиком ?

Из доски толщиной 30-40
мм

2

3

Из фанеры толщиной 3- Из бруска толщиной
4мм
30мм

3
Пилка

Ручка

Рамка

Верхний зажим

Рамка

Ручка

лобзика?
Деталь 1 ?-

Нижний зажим

Верхний зажим

Пилка

Деталь 2 - ?

Нижний зажим

Ручка

Верхний зажим

Пилки, выпиловочный
столик, шило и лобзик

Выпиловочный столик,
верстак, рисунок
детали и лобзик

Верстак,
выпиловочный
столик, лобзик, пилки,
шило, копировальная
бумага, рисунок
детали

От ручки лобзика

Вниз, к рамке лобзика

К ручке лобзика

Вправо и влево

Вниз

Вверх

Деталь 3 - ?

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Деталь 4 - ?
Что нужно для
выпиливания деталей
лобзиком?

Зубья пилки должны
быть
направлены………….
Пиление лобзиком
происходит при
движении пилки
Во время выпиливания
лобзиком нажимать
сильно на
пилку…………..
При быстром
пилении………………

Нельзя, потому что пилка
сломается
Можно быстро выпилить
деталь

При выпиливании
детали с внутренним
контуром
выпиливают…………
……..
Чтобы проколоть
отверстие шилом для
пилки при
выпиливании детали с
внутренним контуром
…………………
Чтобы изменить
направление пиления
нужно
…………………………
…….
Опилки с
верстака………………
…..

Сначала внешний контур

Если изделие нужно
раскрасить, это делают
так
……………………….

Нужно, чтобы быстро
пилить
Пилка нагреется и
сломается
Сначала внутренний
контур

Нельзя, пилка
нагреется
Деталь будет ровной и
красивой
Можно начинать
выпиливать внешний
или внутренний
контур

Деталь нужно положить на
верстак и прокалывать
отверстие шилом

Деталь нужно
положить на колени и
прокалывать отверстие
шилом

Деталь нужно держать
в руке и прокалывать
отверстие шилом

Повернуть пилку с
лобзиком

Повернуть
выпиливаемую деталь

Снять пилку и снова
еѐ вставит

Сдуть ртом

Смести рукой

Смести щѐткой

Сначала раскрашивают,
зачищают шкуркой и
покрывают лаком.

Сначала покрывают
лаком, раскрашивают и
зачищают шкуркой.

Сначала зачищают
шкуркой,
раскрашивают и
покрывают лаком.

II-ой год обучения.
Раздел № 1. Занятие № 1.12.

Тест «Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву».
Выберите правильный ответ.
1.Как называется мастер, занимающийся резьбой по дереву:
а) столяр;

б) слесарь;

в) резчик

г) станочник

2.Какую древесину лучше использовать для резьбы:
а) мягкую;

б) твердую;

в) сырую;

г) гнилую

3.Найдите соответсвия:
а) мягкие

1) береза

4) липа

б) твердые

2) самшит

5) яблоня

в) очень твердые

3) сосна

6) тисс

4.Что не относится к порокам древесины:
а) сучки;

б) смоляные кармашки;

в) червоточина;

г) деформативность

5. Порода, обладающая плотной древесиной от желтовато-белого до желтовато-коричневого цвета,

текстура резко выражена, древесина твердая, режется с трудом. Это:
а) береза;

б) дуб;

в) сосна;

г) клен

6. Порода, обладающая мягкой и легкой древесиной белого цвета, древесина гладкая, имеет слабо

выраженный рисунок, хорошо режется. Это:
а) осина;

б)орех;

в) кедр;

г) махагони

7. Это естественный рисунок, образующий на поверхности древесины вследствие перерезания

структурных элементов:
а) текстура;

б) аромат;

в) дерево;

г) цвет

8.Что является наиболее важным декоративным свойством древесины:
а) блеск;

б) запах;

в) цвет;

г) гниль

9.Главный инструмент необходимый при геометрической резьбе:
а) стамеска;

б) клюкарза;

в) церазик;

г) резак

10.Во время работы необходимо соблюдать:
а) технику безопасности;

б) тишину;

в) координацию движения;

г) чистоту

11.Какую из перечисленных пород древесины используют для геометрической резьбы:
а) дуб;

б) ель;

в) липа;

г) береза

12. Дописать определение:

Пороки древесины – это отклонение…………………………………………….
13. Перечислить какие вы знаете виды резьбы:

1

2

4

5

3
6

Ожидаемые результаты 1-го года обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:













принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертѐж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по
свойствам материалов;
назначение столярных инструментов для резьбы по дереву (резаков, резцов, лобзика, ножей);
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их
характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их.

Должны уметь:












рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по еѐ внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учѐтом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
выполнять прорезную резьбу.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения

Должны знать:







основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приѐмы резьбы по дереву, типовые композиции и их выполнение на различных
видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их.
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с
инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и
внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:






выполнять контурную, плоскорельефную и геометрическую резьбу по дереву;
выполнять простейшие расчѐты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в различных видах резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.
Условия реализации программы
Для проведения занятий кружка «Резьба по дереву» имеются:







кабинет, оснащенный системой вентиляции и оборудованный рабочими столами, верстаками,
скамейками, полками для хранения и демонстрации работ воспитанников. Кабинет отвечает
требованиям санитарии и противопожарной безопасности.;
инструменты и приспособления: сверлильный станок, электропила, электрические выжигатели,
лобзики, рубанки, резцы, напильники, рашпили, тиски, кисточки;
материалы: древесина различных пород, фанера, лак масляный, клей ПВА, наждачная бумага;
спецодежда (халат или передник);
мультимедийный проектор, ноутбук обеспечивающие просмотр видеоматериалов, презентаций.
Методическое обеспечение программы

- методическая литература и папки с дидактическим материалом;
- разработки для обеспечения образовательного процесса (планы, конспекты, сценарии);
- разработки для проведения занятий (схемы, таблицы, раздаточный материал);
- разработки для организации контроля и определения результативности обучения (тесты, анкеты,
контрольные срезы);
- сборники с фотографиями, эскизами, чертежами изделий из древесины и инструкциями по их
изготовлению;
- сборники с описанием различных технологий обработки древесины.
Календарный учебный график
Полу
годие
Первое
полугодие

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Второе
полугодие

Недели
обучения

Месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

I-ый год
обучения
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
П
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У

II-ой год
обучения
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
П
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У

Май

31
32
33
34
35
36

Всего учебных
недель
Всего часов по
программе

У
У
У
У
У
У, ПА
36

У
У
У
У
У
У, ИА
36

72

72

Список литературы
1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
2. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
6. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.
7. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.
8. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
9. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.
10. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
11. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
12. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
13. Резьба по дереву. /Сост.Березнѐв А.В., Березнѐва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.
14. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
15. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
16. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.
17.Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
18.Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.
19.Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
20.Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
21.Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».