ВУД Коррекционный курс по русскому языку 6 класс Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционного курса
по русскому языку
(форма проведения: практикум)
для 6 класса основного общего образования
срок освоения 1 год

Северск

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекции речи в 6 классе составлена на основе учебного плана, примерной
программы основного общего образования по русскому языку с учетом программы по русскому
языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель М. Т. Баранов – М.:
Просвещение, 2015. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: для 6 классов
Русский язык. 6 класс для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т.
Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Цели изучения коррекции речи в специальном (коррекционном) классе (СКК) направлены на
обеспечение развития учащегося как личности, полноценно владеющей устной речью: овладение
умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое
поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в
собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры; ликвидация пробелов в
знаниях по русскому языку.
Структура учебного предмета.
Орфография. Пунктуация в простом предложении. Пунктуация в сложном предложении. Морфемика
и орфография. Морфология и орфография.
Основные образовательные технологии.
В процессе изучения предмета используются следующие образовательные технологии:
исследовательская деятельность, проблемно-диалогическое обучение, технология формирования
критического мышления через чтение и письмо.
Требования к результатам освоения учебного предмета.
 применять правила правописания (в объѐме содержания курса);
 определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
 проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки$
 различать предложение, словосочетание, слово;
 устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и
предложении;
 находить главные и второстепенные члены предложения;
 выделять предложения с однородными членами;
 правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обращением, прямой речью.
Общая трудоемкость учебного предмета.
Количество часов в год – 34, количество часов в неделю – 1.
Формы контроля.
Контроль проводится в форме тестирования, устных и письменных мини-сочинений, творческих
работ, устных изложений.
Коррекционные занятия по коррекции письменной речи способствуют решению следующих
общеобразовательных задач:
 коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие
действительности;
 коррекция сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с
учетом зоны ближайшего развития;
 коррекция устной речевой деятельности;
 коррекция личностных качеств;
 коррекция знаний из области стилистики, словообразования, лексики, фразеологии;
 коррекция речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме
Коррекционные занятия по коррекции речи способствуют решению специальных задач:
2



содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых
особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и
воспитания и осуществлять их коррекцию;
 развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного
взаимодействия с социумом;
 создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к
новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение
климата межличностных взаимоотношений;
 развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с
окружающими;
 развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
 создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение
и развитие классного коллектива;
 обогащение словарного запаса путѐм расширения представлений об окружающем мире,
умение пользоваться словарями;
 развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности
высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
 формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;
 усвоение приѐмов умственной деятельности, необходимых для овладения основным курсом
русского языка.
Требования к уровню подготовки учащихся:
 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной
работы с воспитанниками, приѐмы, методы, формы.
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционноразвивающего обучения - это принцип коррекционной направленности обучения. Современная
практика коррекционно-развивающего обучения школьников включает различные его формы:
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий
урок.
Коррекционно-развивающая цель предполагает коррекцию и развитие не только речи, но и
психических функций, коррекцию пробелов в знаниях. Эта цель должна быть предельно конкретной
и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально
задействованы на уроке.
Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных
коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания,
восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, включение заданий с опорой на несколько
анализаторов, в частности, на коррекцию мышления, памяти и речи.
Основные положения коррекционной работы:
 в процессе развития речи у детей следует опираться на коммуникативность обучения, что
способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию
учебной группы и личности отдельно;
 следует представлять сложные технические упражнения в упрощенном виде, избегать
излишней терминологии;
 упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком
трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся;
следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при
которой каждый учащийся все время задействован на уроке.
3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметными результатами коррекционного курса является сформированность следующих
умений:
 осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
 подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
 при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок;
 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах;
 различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,
обстоятельства;
 выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
 различать простые и сложные предложения.
Форма промежуточной аттестации: зачет
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Наименование раздела программы
Раздел 1. Орфография.
Раздел 2. Пунктуация в простом предложении.
Раздел 3. Пунктуация в сложном предложении.
Раздел 4. Морфемика и орфография.
Раздел 5. Морфология и орфография.
Итого

Кол-во часов
4
8
5
4
13
34

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
п/п
1. Раздел 1. Орфография.
Развитие произвольного
внимания. Правописание
безударных гласных в корне
слова.
2. Развитие логического
мышления. Правописание
безударных гласных в корне
слова.
3. Развитие долговременной
памяти. Правописание
проверяемых согласных в
корне слова.
4. Развитие логического
мышления. Правописание
проверяемых согласных в
корне слова.
5. Раздел 2. Пунктуация в
простом предложении.
Развитие произвольного
внимания. Знаки
препинания в предложении
с однородными членами.
6. Развитие логического
мышления. Знаки
препинания в предложении
с однородными членами.
7. Развитие произвольного
внимания. Знаки
препинания в предложениях
с обобщающим словом при
однородных членах.
8. Развитие
распределительного
мышления. Знаки
препинания в предложениях
с обобщающим словом при
однородных членах.
9. Развитие долговременной
памяти. Знаки препинания в
предложении с обращением.
10. Развитие логического
мышления. Знаки
препинания в предложении
с обращением.
11. Развитие долговременной
памяти. Знаки препинания в

Кол-во
часов
1

Характеристика
деятельности
комментированное
письмо; словарная
работа

1

объяснительный
диктант; осложненное
списывание

1

комментированное
письмо; осложненное
списывание

1

объяснительный
диктант; распределит
ельный диктант

1

комментированное
письмо; осложненное
списывание

1

1

комментированное
письмо; осложненное
списывание

1

комментированное
письмо; осложненное
списывание
конструирование
предложений;
комментированное
письмо
объяснительный
диктант; осложненное

1

ЭОР
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa252126

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa25fe52

распределительный
диктант;
комментированное
письмо
объяснительный
диктант; словарная
работа

1

1

Дата

5

предложениях с прямой
речью.
12. Развитие произвольного
1
внимания. Знаки
препинания в предложениях
с прямой речью.

списывание
конструирование
предложений;
комментированное
письмо
определение
грамматической
основы в
предложении;
конструирование
сложных предложений

13. Раздел 3. Пунктуация в
сложном предложении.
Развитие произвольного
внимания. Грамматические
основы в сложном
предложении.

1

14. Развитие долговременной
памяти. Грамматические
основы в сложном
предложении.

1

15. Развитие логического
мышления. Знаки
препинания в сложном
предложении.

1

16. Развитие
распределительного
внимания. Знаки
препинания в сложном
предложении.
17. Развитие произвольного
внимания. Знаки
препинания в сложном
предложении.

1

распределительный
диктант;
конструирование
предложений

1

объяснительный
диктант;
конструирование
предложений

18. Раздел 4. Морфемика и
орфография. Развитие
произвольного внимания.
Правописание безударных
гласных в корне слова.
19. Развитие логического
мышления.
Разделительный Ь и Ъ.

1

20. Развитие произвольного
внимания. Правописание
глаголов на –тся, -ться.

1

21. Развитие
распределительного
мышления. Правописание
приставок на –З, -С.
22. Раздел 5. Морфология и
орфография. Развитие

1

1

1

определение
грамматической
основы в
предложении;
конструирование
сложных предложений
комментированное
письмо;
осложненное
списывание

комментированное
письмо;
словарная работа

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f417922

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fbaa6d12

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fbaa69a2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa256ed8

объяснительный
диктант;
распределительный
диктант
комментированное
письмо;
словарная работа
объяснительный
диктант;
осложненное
списывание
комментированное
письмо;

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa257464

Библиотека
6

произвольного внимания.
Правописание падежных
окончаний
существительных.
23. Развитие долговременной
памяти. Правописание
падежных окончаний
существительных.

осложненное
списывание

1

24. Развитие логического
мышления. Буквы Ч и Щ в
суффиксах –чик-, -щик-.

1

25. Развитие долговременной
памяти. Правописание
окончаний прилагательных.

1

26. Развитие произвольного
внимания. НЕ с
существительными,
прилагательными.

1

27. Развитие долговременной
памяти. НЕ с
существительными,
прилагательными.

1

28. Развитие логического
1
мышления.
Н-НН в суффиксах
прилагательных.
29. Развитие долговременной
1
памяти. Дефисное и слитное
написание сложных
прилагательных.
30. Развитие логического
1
мышления. Дефисное и
слитное написание сложных
прилагательных.
31. Развитие логического
1
мышления. Правописание
безударных личных
окончаний глаголов.
32. Развитие долговременной
1
памяти. Правописание
безударных личных
окончаний глаголов.
33. Развитие долговременной
памяти. НЕ с глаголами.

34. Развитие логического
мышления. Ь на конце и в

1

1

комментированное
письмо;
словарная работа
комментированное
письмо;
осложненное
списывание
объяснительный
диктант;
осложненное
списывание
комментированное
письмо;
распределительный
диктант
объяснительный
диктант;
осложненное
списывание
объяснительный
диктант;
распределительный
диктант
объяснительный
диктант;
осложненное
списывание
комментированное
письмо;
распределительный
диктант
комментированное
письмо;
осложненное
списывание
объяснительный
диктант;
распределительный
диктант
объяснительный
диктант;
распределительный
диктант
комментированное
письмо;

ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa2587e2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa2587e2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa25a114

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa26cce2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa26ba04

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa25ce32

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa25ccd4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/fa25dc74

7

середине числительных.

осложненное
списывание
ПРИЛОЖЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
Никитина Е.И. Развитие речи. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,
2011.
Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 6 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
Брынцева, О.Л. Русский язык. Тренинг. 6 класс. Контрольные работы / О.Л.Брынцева. –М.: Айриспресс, 2009
Симакова, Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами/Е.С.Симакова. – М.: Издательство
«Экзамен», 2006
Якунина, А.М. Русский язык. Тесты. Дидактические материалы / А.М.Якунина. –М.: Айрис-пресс,
2008
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VI класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А,
Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий
центр Сфера, 2010.
Для обучающихся:.
Львова, С.И. Практикум по русскому языку. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
Львова, С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений /
С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
Львова, С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004
Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Полищук, В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы. –М.:
Издательство «Ювента», 2005
Прохватилина, Л.В. Проверь себя. 6 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. –М.:
Мнемозина, 2010
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса (печатный и электронный
варианты)
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,
Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.
Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с
языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».