Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коррекционный курс "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов (ЗПР) г. Северск Содержание рабочей программы 1. Пояснительная записка. 2. Методологические и теоретические основы программы. 3. Место курса в учебном плане. 4. Цель и задачи курса. 5. Основные направления логопедической работы. 6. Методы, применяемые на логопедических занятиях. 7. Формы работы учителя-логопеда. 8. Формы контроля над коррекционным процессом. 9. Рекомендации по организации работы по программе. 10. Содержание курса логопедической коррекции. 11. Планируемые результаты. 12. Тематическое планирование групповых занятий логопедической коррекции с учѐтом программы русского языка и чтения. 13. Литература, используемая в работе над составлением программы. 14. Литература, используемая учителем-логопедом для реализации программы. 1. Пояснительная записка Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребѐнка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический опыт работы показывают, что число детей с различными нарушениями устной и письменной речи в последние годы выросло. На сегодняшний день вопрос квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (ЗПР) очень актуален. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) основного общего образования обучающихся с ЗПР определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД). В школьном периоде у обучающихся с ЗПР должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие; устной и письменной формах. Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. В данном контексте значимость логопедической работы, как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы. Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД). Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе. ФГОС указывает и на обязательный учѐт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы. Рабочая программа логопедической коррекции составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: грамма обучающихся с ЗПР. Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи у детей с ЗПР. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребѐнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Развитие речи обучающихся с ЗПР характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства из них типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи. У значительной части обучающихся имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков – фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание. Расстройства речи проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. И тем самым, затрудняют процесс овладения грамотой, и в большинстве случаев ведѐт к нарушениям письменной речи. Так как формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности. Нарушения речи у большинства обучающихся с ЗПР носят системный характер. Системное недоразвитие речи (СНР) для которого характерно: - нарушение звукопроизношения; - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; - нарушения сложных форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); - нарушения чтения (дислексия); - нарушения письма (дисграфия). Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Расстройства речи данной категории детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь до старших классов, и логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы также являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий («Расскажи стихи руками»), элементы логопедической ритмики, биоэнергопластики. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой русского языка и литературы. При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка. Усвоенные на логопедических занятиях правильные речевые навыки исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и др.) Это указывает на слабый несформированный контроль, слабость волевых процессов и обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя. И возникает необходимость так организовать педагогический процесс в школе, чтобы не только на логопедических занятиях, но и на уроках, и во внеурочное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов в коррекции речевых расстройств. 2. Методологические и теоретические основы программы Как и любая программа, программа логопедической коррекции для учащихся ЗПР имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, М.Ф. Фомичѐвой, Г.А. Каше и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. При создании программы использовалисьтакже материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер. 3. Место курса в учебном плане В учебном плане образовательного учреждения в разделе «Коррекционно-развивающая область» предусмотрены часы логопедических занятий для 5-9 классов, из расчѐта 1 час в неделю. 4. Цель и задачи курса Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико- грамматической, синтаксической), связной речи. Основные задачи курса: Создать условия для формирования правильного произношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. Формировать пространственно-временные представления и понятия. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики. Создавать базу для успешного овладения обучающимися навыками письма и чтения. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Формировать фразовую и связную речь. Способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой стороне речи, самоконтроля. Развивать психологические предпосылки к совершенствованию речевых умений: -устойчивости внимания; -наблюдательности; -способности к запоминанию; -способности к переключению; -навыков и приемов самоконтроля; -познавательной активности. 5. Основные направления логопедической работы 1. Диагностическая работа, включающая комплексное обследование: а) уровня сформированности всех компонентов речевой системы: - звукопроизношения; - фонематических процессов; - лексической стороны речи; - грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); - связной речи. б) состояние общей моторики и мелкой (артикуляционной и пальцевой); в) личностных особенностей (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, поведение, активность, усидчивость, работоспособность, критичность). 2. Коррекционно-логопедическая работа на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях по коррекции отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций. - коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи; коррекция фонематических процессов; - коррекционная работа на лексическом уровне; - коррекционная работа на синтаксическом уровне; - совершенствование связной речи (коррекция диалогической и формирование монологической форм речи); развитие коммуникативной функции речи; - коррекция нарушений чтения и письма; - развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания); - расширение представлений об окружающей действительности. Коррекция звукопроизношения заключается в отработке произносительных навыков и слухопроизносительной дифференцировке свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Задачей коррекционной работы на фонематическом уровне является устранение различных видов дислексий, акустической, оптической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твѐрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов». На преодоление дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи и включает в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Коррекционная работа по совершенствованию связной речи предполагает работу над текстом, контекстной речью и проводится на каждом году обучения. 6. Методы, применяемые на логопедических занятиях Метод обучения в логопедии рассматривается как способ совместной деятельности логопеда и ребѐнка, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитания чувств, поведения и личностных качеств. Методы, применяемые в практике учителя-логопеда в рамках логопедических занятий в ОУ: практические (игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации; упражнения: подражательно-исполнительские, конструирование, творческого характера, речевые, игровые; прослушивание записей на магнитофоне, компьютере). наглядные (демонстрация мультфильмов; иллюстрации, рассматривание рисунков, макетов, профилей артикуляции, а также с показом артикуляции звука); словесные (пояснения, объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, предварительные, итоговые и обобщающие беседы, педагогическая оценка). 7. Формы работы учителя-логопеда. Логопедическое обследование обучающихся: индивидуальное и фронтальное (Обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 10 по 25 мая. Результаты логопедического обследования отмечаются в речевой карте ребѐнка). Логопедические занятия с обучающимися (групповые, подгрупповые, индивидуальные). Консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для группы педагогов или родителей. 8. Формы контроля над коррекционным процессом Анализ устной и письменной речи в начале и конце учебного года (фронтальный, индивидуальный). Проверочные работы и диктанты по программным темам. Тестирование по лексическим темам. 9. Рекомендации по организации работы по программе На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 15 минут на каждого обучающегося. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью 20-25 минут, с группой – 30-40 минут. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся. Как правило, индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке и коррекции звуков. Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особенности нарушения речи у некоторых учащихся требуют работы с ними по особому плану, не совпадающему с групповым планом. На групповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скорригированы на индивидуальных занятиях. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи - на базе пройденного речевого материала. Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции обучающихся. На групповых занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи. Индивидуальные занятия направлены на автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексикограмматических категорий. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учѐтом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. В основу еѐ положено формирование представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В структуру занятия могут входить: - упражнения для развития артикуляционной моторики: различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата; - упражнения для развития общей координации движений; - упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук - дыхательная гимнастика: формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков; - голосовые упражнения; - коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; - формирование фонематических процессов; - работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; - работа над предложением, текстом; - обогащение и активизация словарного запаса; - закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях; - на всех занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза. Коррекционная работа проводится в несколько этапов: 1. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. 2. Работа над словом. 3. Работа над звуковым и слоговым составом слова. 4. Предложение. 5. Дифференциация звуков и букв, обусловленных нарушением оптико - пространственного восприятия. 6. Дифференциация звонких и глухих согласных. 7. Работа с предлогами. 8. Развитие связной устной речи (по разделам): - устная связная речь; - лексика; - предложение; - текст; - письменная связная речь. 10. Содержание курса логопедической коррекции. 5 класс Коррекция нарушений чтения и письма. Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка. 1. Обследование учащихся. 2. Повторение изученного материала: - развитие фонематического анализа; - формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем); - устранение оптической дислексии и дисграфии (развитие зрительного восприятии и узнавания (зрительного гнозиса; развитие зрительной памяти, формирование буквенного гнозиса, формирование пространственного восприятия). - устранение семантической дислексии (механического чтения без понимания прочитанного). 3. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов, дифференциация глаголов, противоположных по значению. 4. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Приставки: В, ВЫ, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ. Приставка и предлог. 5. Понятие о родственных словах (в практическом плане). Корень слова. Образование родственных слов. Образование сложных слов. Состав слова. 6. Морфемный анализ и синтез слов различной структуры. 7. Подведение итога - написание диктанта - 45-50 слов (не более 8 слов в предложении), выполнение грамматического задания. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ. - работа с деформированным текстом; - изложение по предложенному плану; - составление предложений и рассказа по вопросам, по картинке, серии картинок, материалам наблюдений; - составление рассказа по опорным словам (жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой). Методическое обеспечение программы для 5 класса: Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. д.), а в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических средств, следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения. 6 -9 классы Коррекция нарушений чтения и письма. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ. 1.Обследование учащихся. 2. Повторение изученного материала: - развитие языкового анализа и синтеза; - устранение оптической дислексии и дисграфии; - устранение семантической дислексии; - образование слов при помощи приставок и суффиксов; - корень слова, родственные слова. 3. Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления. 4. Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО. 5. Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. 6. Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм. 7. Части речи: существительное, прилагательное, местоимение, глагол. 8. Совершенствование связной речи: - работа с деформированным текстом; - распространение текста путѐм включения в него имѐн прилагательных; - изложение рассказа по коллективно составленному плану; - составление рассказа по картине по коллективно составленному плану; - составление рассказа по картине и данному началу с включение имени прилагательного; - составление рассказа по опорным словам и данному плану; - составление рассказа по предложенным темам - сочинение по составленному плану 9. Подведение итога - написание диктанта – 65-70 слов (не более 8 слов в предложении). Учѐту подлежат все слова, в том числе и предлоги, союзы, частицы. На каждом занятии по совершенствованию связной речи необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: - расчленение сложных предложений на простые; - составление сложных предложений из простых; - переконструирование простых предложений в сложные; - конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д. Программа по коррекции речи в 5-9 классах основывается на возрастных и индивидуальнотипологических особенностях обучающихся. Обучающиеся должны быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств, поэтому особое внимание уделено развитию связной устной и письменной речи. Планируемые результаты В результате освоения учебного материала программы, обучающиеся получат возможность научиться: Артикуляционным умениям: -хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нѐбо; - точность, сила и дифференцированность движений этих органов; - выработка полноценных движений и определѐнных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Речевым: - выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится; - использовать средства создания выразительности: интонацию, мимику; - понимать вопросы и задания, инструкцию учителя; - создавать устные высказывания на основе схем, рисунков. Фонетическим: - разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы; - выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости и звонкости согласные. Языковым (грамматические и фонетико-фонематические): - определять границы предложения, правильно обозначать их на письме (начало прописной буквой, конец - точкой, вопросительным или восклицательным знаком); - задавать вопросы к словам-предметам, отличать от слов-действий и слов-признаков; - различать звуки и буквы; - выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику. Определять последовательность в слове. Гигиеническим, графическим, орфографическим: - соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке; -правильно, аккуратно, разборчиво писать буквы; - осмысленно обозначать на письме твѐрдость и мягкость согласных; - применять правила оформления границ предложения, написания имѐн собственных, раздельного написания слов; - графически обозначать звуки, слога и слова, границы предложения, предлоги; - писать под диктовку, списывать с печатного и письменного текста, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слов. 12. Тематическое планирование групповых занятий логопедической коррекции с учѐтом программы русского языка и чтения. 5 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Темы занятий Обследование учащихся. Звуки и буквы. Алфавит. Слово. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространѐнные и распространѐнные предложения. Распространѐнное предложение. Однородные члены предложения. Состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс) Звонкие и глухие согласные в корне слова (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с). Кол-во часов 2 1 1 1 1 1 1 1 4 4 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Предлоги (НА, В, НА-В, С-СО, ИЗ, С (ИЗ), ПО, К, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД). Приставка и предлог. Дифференциация. Части речи (повторение). Самостоятельные и служебные. Имя существительное. Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имен существительных по числам. Род имѐн существительных. Изменение имен существительных по падежам. Глагол. Согласование глагола с именем существительным. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Согласование имени существительного с числительным. Развитие связной речи. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи. Составление предложений и рассказа по вопросам, по картинке, серии картинок, материалам наблюдений Развитие связной речи. Изложение по предложенному плану. Развитие связной речи. Составление текста по опорным словам. Логопедическое обследование. ИТОГО: 2 2 1 3 1 1 1 1 2 1 2 1 34 ч 6 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Темы занятий Обследование учащихся. Звуки и буквы (гласные, согласные). Гласные звуки. Гласные звуки 2 ряда. Дифференциация твѐрдых и мягких согласных перед буквами: И, Е, Ё, Ю, Я И – Ы, А – Я, У – Ю, О - Ё Звонкие и глухие согласные. Дифференциация б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Слово. Состав слова (корень, суффикс, окончание, приставка) Предлоги. Дифференциация приставки и предлога. Образование слов с помощью приставок Образование слов с помощью суффиксов. Имя существительное. Имена собственные. Единственное и множественное число имѐн существительных. Имя прилагательное. Изменение имѐн прилагательных по родам. Изменение имѐн прилагательных по числам. Согласование имени существительного с именем прилагательным. Глагол. Согласование глагола с именем существительным. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Развитие связной устной речи. Составление рассказа. А) по сюжетной картинке. Б) по серии картинок. Кол-во часов 2 1 1 1 6 3 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 20 21 22 В) по опорным словам. Г) по вопросам. Д) по плану. Е) по началу. Рассказ – описание. Работа с деформированным текстом. Логопедическое обследование. Диктант. ИТОГО: 1 1 2 34 ч 7 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Темы занятий Обследование учащихся. Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез слова. Слово. Прямое и переносное значение слова. Предложение. Графическая схема. Однородные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Творческая работа по теме «Осень». Состав слова. Словообразование. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Приставка и предлог. Разделительный Ъ после приставок. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Согласование имени существительного с именем прилагательным. Согласование имени существительного с глаголом. Творческая работа по теме «Зима». Местоимение. Наречие. Слова омонимы. Слова синонимы. Предложение (простое, сложное) Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение Совершенствование связной речи. Работа с деформированным текстом. Совершенствование связной речи. Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану Составление рассказа по данному началу Творческая работа по теме «Весна». Совершенствование связной речи. Распространение текста путѐм включения в него имѐн прилагательных. Совершенствование связной речи. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Логопедическое обследование. ИТОГО: Кол-во часов 2 1 1 3 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 2 1 1 1 1 34 ч 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Темы занятий Обследование учащихся. Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез слова. Слово. Прямое и переносное значение слова. Фразеологизмы. Предложение. Графическая схема. Однородные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Творческая работа по теме «Осень». Состав слова. Словообразование. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Приставка и предлог. Разделительный Ъ после приставок. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Согласование имени существительного с именем прилагательным. Согласование имени существительного с глаголом. Творческая работа по теме «Зима». Местоимение. Наречие. Слова антонимы. Слова синонимы. Предложение (простое, сложное) Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение Совершенствование связной речи. Работа с деформированным текстом. Совершенствование связной речи. Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану Совершенствование связной речи. Изложение по данному плану Творческая работа по теме «Весна». Совершенствование связной речи. Распространение текста путѐм включения в него имѐн прилагательных. Совершенствование связной речи. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Логопедическое обследование. ИТОГО: Кол-во часов 2 1 1 3 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 1 1 1 1 1 1 34 ч 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Темы занятий Обследование учащихся. Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез слова. Слово. Прямое и переносное значение слова. Фразеологизмы. Предложение. Графическая схема. Однородные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Творческая работа по теме «Осень». Состав слова. Словообразование. Кол-во часов 2 1 1 3 1 2 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Звонкие и глухие согласные в корне слова. Приставка и предлог. Разделительный Ъ после приставок. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Согласование имени существительного с именем прилагательным. Согласование имени существительного с глаголом. Творческая работа по теме «Зима». Местоимение. Наречие. Слова антонимы. Слова синонимы. Предложение (простое, сложное) Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение Совершенствование связной речи. Работа с деформированным текстом. Совершенствование связной речи. Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану Совершенствование связной речи. Краткое изложение. Творческая работа по теме «Весна». Совершенствование связной речи. Распространение текста путѐм включения в него имѐн прилагательных. Совершенствование связной речи. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Логопедическое обследование. ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 1 1 1 1 1 1 34 ч 13. Литература, используемая учителем-логопедом в работе над составлением программы 1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г. 2. Филичева Т.Г., Чевелѐва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение», 1989 г 3. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г. 4. Лалаева Р.И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: «Просвещение», 1978 г. 5. Аксѐнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г. 14.Литература, используемая учителем-логопедом для реализации программы. 1. Логопедия под ред. Волковой- М.: Просвещение,1989. 2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. 3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998. 4. Е.Ф.Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: Просвещение, 1968. 5. Н.И. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Просвещение ,1997. 6. А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1987. 7. А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе - М.: Владос, 1999. 8. И.Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: Аквариум, 1995. 9. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1989. 10. З.А. Репина, В.И.Буйко. Уроки логопедии. - Екатеринбург, Литур, 1999. 11. Р.И. Лалаева. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1978. 12. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.: Владос, 1999. 13. Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1988. 14. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1988. 15. Л.Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей». Санкт-Петербург, 1995. 16. А.Л. Сиротюк. «Коррекция обучения и развития школьников». Москва: «Сфера», 2001. 17. В.Т. Голубь «Графические диктанты». Москва: «ВАКО», 2004. 18. Л.Я. Гадасина, О.Г. Ивановская «Звуки на все руки». Санкт-Петербург, 2004. 19. Н.Н. Максимук «Игры по обучению грамоте». Москва: «ВАКО», 2004. 20. И.В. Медведева «Логоигры». Санкт-Петербург: «КАРО», 2003. 21. Скороговорки - чистоговорки. - М.: «Гном-пресс»,1999. 22. Е.Косинова. Пальчиковая гимнастика. - М.: «Эксмо», 2003. 23. Ю.В. Микляева «Логопедический массаж и гимнастика». Москва: «АЙРИС», 2010. 24. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической работы в школе». МоскваСФЕРА. 2005. 25. Е.В. Меттус, А.В. Литвина «Логопедические занятия со школьниками». СанктПетербург, 2006. 26. Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников». Части 1-3, Москва «Владос», 2009.