Функциональная грамотность СОО ЗПР Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса для обучающихся с ОВЗ
«Функциональная грамотность»
(10-11 классы)
форма проведения: практикум

Северск

Пояснительная записка
Программа курса «Функциональная грамотность» разработана для обучающихся с ОВЗ на
уровне среднего общего образования.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной
активности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и
использование активных форм, методов и приѐмов обучения является одним из необходимых
средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
При подборе содержания занятий для школьников с ОВЗ учитывается, с одной
стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения
материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной
деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным
возможностям детей и их потребностям.
У учащихся с ОВЗ при изучении предметов возникают серьезные проблемы,
связанные с тем, что у них ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают
медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам
обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им
активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к
учебе. Поэтому развитие функциональной грамотности должно осуществляться на доступном
уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и
привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а) осуществлять индивидуальный подход к обучающимся;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый
педагогический такт.
Функциональная грамотность детей с ОВЗ создает базу не только для успешности на
уроках, но и является гарантией успеха в любой области, основой развития ключевых
компетентностей.
Цель: развитие функциональной грамотности обучающихся 10-11 классов как индикатора
качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи:
-развивать способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
- развивать способности обучающегося понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
-развивать способности обучающегося осваивать и использовать естественнонаучные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
- развивать способности обучающегося понимать основные особенности естествознания, как
формы человеческого познания;
- развивать способности обучающегося демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки, технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении
проблем, связанных с естествознанием;
- развивать способности обучающегося принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Программа адресована обучающимся с ОВЗ 10-11 классов. В соответствии с

учебным планом, в 10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа), в 11 классе
отводится 1 час в неделю (всего -34 часа).

Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты:
Обучающиеся разовьет навыки анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный,
местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций,
проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из
различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для
решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
• способность находит и извлекать информацию из разных текстов
• способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
• анализ и интеграция информации, полученной из текста;
• учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;
• умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания;
• умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
• умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном
контексте в рамках метапредметного содержания;
• умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения.
Личностные результаты:
• умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
• формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
• умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни
на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
• способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов
Промежуточная аттестация по курсу проводится в форме «зачет/незачет».

Содержание курса 10 класс
№
Тема
Модуль «Финансовая грамотность»
1
Как защититься от кибермошенничества. Правила
безопасности в киберпространстве
2
Азбука страхования
3
Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с
долгами
4
Акции. Что должен знать начинающий инвестор
5
Личный финансовый план. Путь к достижению цели
6
Финансовые инструменты и стратегии
инвестирования
7
Платить и зарабатывать банковской картой
8
Все про кредит или четыре правила, которые помогут
9
Биржа и основы инвестирования
10
Вклады: как сохранить и приумножить
11
Знай свои деньги
12
Что нужно знать про инфляцию?
13
Моя профессия - финансист
14
Зачем нужна страховка и от чего она защитит?
15
С налогами на "ты"
16
Все о будущей пенсии: для учебы и жизни
Модуль «Читательская грамотность»
1
Учебный текст как источник информации
2
Применение информации из текста в измененной
ситуации
3
Поиск ошибок в предложенном тексте
4
Понимание графической информации
5
Установление связи между событиями или
утверждениями
6
Преобразование информации из одной знаковой
системы в другую
Модуль «Математическая грамотность»
1
Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем.
2-3
Применение формул в повседневной жизни.
4
Формулировка ситуации на языке математики.
5
Применение математических понятий, фактов.
6
Интерпретация, использование и оценивание
математических результатов
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
1-2
Применение естественнонаучных знаний для
объяснения различных явлений
3-4
Распознавание, использование и создание
объяснительных моделей и представлений
5
Научное обоснование прогнозов о протекании
процесса или явления.
6
Объяснение принципа действия технического
устройства или технологии

Ссылка
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://clck.ru/33kM33
https://clck.ru/33kM33
https://clck.ru/33kM33
https://clck.ru/33kM33
https://clck.ru/33kM33
https://clck.ru/33kM33

https://clck.ru/36BigZ
https://clck.ru/36BigZ
https://clck.ru/36BigZ
https://clck.ru/36BigZ
https://clck.ru/36BigZ

https://clck.ru/jZ9pg
https://clck.ru/jZ9pg
https://clck.ru/jZ9pg
https://clck.ru/jZ9pg

Содержание курса 11 класс
№
Тема
Модуль «Финансовая грамотность»
1 Личные финансы
2
Финансовые продукты
3
Страхование
4
Инвестирование
5
Кибербезопасность
6
Предпринимательство
7
Деньги
8
Налоги и пенсия
9
Моя профессия
Модуль «Читательская грамотность»
1
Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания.
2
Электронный текст как источник информации
3
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
4
Образовательные ситуации в текстах. Критическая
оценка степени достоверности, содержащейся в
тексте информации.
5
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование).
6
Составление плана на основе исходного текста
7
Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
Модуль «Математическая грамотность»
1-2
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние.
3-4
Вычисление величины, применение пропорций
проблем.
5-6
Текстовые
Задачи, решаемые
арифметическим способом:
части, проценты, пропорция, движение, работа
7-8
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары).
9-10
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
11-12

Графы и их применение в решении задач

Модуль «Естественнонаучная грамотность»
1
Тело и вещество. Агрегатные состояния веществ
2
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества
3
Атомы и молекулы. Модели атома.
4
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
5
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
6
Плавление и
отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.

Ссылка
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://dni-fg.ru/
https://fg.resh.edu.ru/
https://fg.resh.edu.ru/
https://fg.resh.edu.ru/
https://fg.resh.edu.ru/

https://fg.resh.edu.ru/
https://fg.resh.edu.ru/
https://fg.resh.edu.ru/

https://rikc.by/ru/PISA/2ex__pisa.pdf
https://rikc.by/ru/PISA/2прямо пропорциональных отношен
ex__pisa.pdf
https://rikc.by/ru/PISA/2ex__pisa.pdf
https://rikc.by/ru/PISA/2ex__pisa.pdf
https://rikc.by/ru/PISA/2ex__pisa.pdf
https://rikc.by/ru/PISA/2ex__pisa.pdf
https://clck.ru/jZ9pg
https://clck.ru/jZ9pg
https://clck.ru/jZ9pg
https://clck.ru/jZ9pg
https://clck.ru/jZ9pg
https://clck.ru/jZ9pg

Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
- Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная
грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021
. Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный
ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
- PISA: математическая грамотность. – Минск: РИКЗ, 2020. – 252 с.
https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Технические средства обучения: ПК с колонками и доступом к сети Интернет.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
- Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
- ФИПИ - Открытый банк заданий https://fipi.ru/
- Онлайн-уроки финансовой грамотности https://dni-fg.ru/

Демонстрационная версия

Код участника

Диагностическая работа по функциональной грамотности

БЛОК 1 «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Уважаемые ребята!
Внимательно прочитайте инструкцию. Это поможет вам
успешно справиться с работой.
В контрольно-измерительных материалах даются описания
проблемных ситуаций (заданий) и задания к ним. Задания будут
разными. Одни могут показаться вам легче, другие – труднее. В
любом случае не торопитесь сразу давать ответ, а сначала
подумайте. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором
они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не
удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если у вас
останется время можно будет ещѐ раз попробовать выполнить
пропущенные задания.
Обращаем внимание, что выполнение работы не влияет на
ваши оценки по учебным предметам.
Общее время выполнения работы – 90 минут (без учѐта
инструктажа).
Работа состоит из трех частей и содержит 17 заданий. В
первой части работы 8 заданий на проверку читательской
грамотности, во второй части 3 –креативного мышления, в третьей
части 6 заданий на проверку финансовой грамотности.
Ответы следует записывать в специально отведенном поле
в тексте работы.
При
выполнении
работы
можно
пользоваться
калькулятором.
Обратите внимание, записи в черновике не будут
учитываться при проверке работы.
Желаем успехов!

Прочитайте введение и приступите к выполнению заданий.
Походы
Прочитайте статью «Туризм новой волны» и выполните
задание. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты
1
ответа.
ТУРИЗМ НОВОЙ ВОЛНЫ
Пешеходный туризм в России был популярен всегда. Когда
появилась возможность выезжать за границу и отдыхать «с
комфортом», пешие путешествия по России ушли на второй план.
Но сегодня интерес к ним возвращается. Это уже не только поход
с друзьями по окрестностям. Можно отправиться покорять
Эльбрус или на край земли – Камчатку. «Мы живѐм в прекрасной
стране, но толком еѐ не знаем, – говорит Александр, один из
основателей компании «КомпасРу», занимающейся туризмом
нового типа. – Многие уже объездили половину земного шара и
только сейчас решили отправиться в свой первый поход по родной
земле. Мы готовы в этом помочь».
Поход с турклубом даѐт возможность за разумные деньги
не просто попасть в удивительные места, но и открыть что-то в
себе самом, побыть вне информационного шума, наедине со
своими мыслями.
При этом туркомпания предоставляет необходимое
снаряжение. Группы ведут профессиональные инструкторы,
знающие маршрут до мелочей и отвечающие за организацию
ночѐвок и питания. От участников специальная подготовка не
требуется. Главное – быть готовым преодолевать себя и забыть
про смартфон.

Демонстрационная версия

В чѐм основные преимущества похода с
туристической компанией «КомпасРу», которых не может
дать поход с друзьями?
Отметьте все верные варианты ответа.
на самом пути, не думая о
палатках, завтраках и ужинах.
-то новое в себе самом.

2

Прочитайте пост «Наболело» из социальной сети и
выполните задание. Для ответа на вопрос отметьте нужные
варианты ответа.
НАБОЛЕЛО
Пытаюсь для себя сформулировать, чем мне так активно не
нравятся коммерческие походы. На мой взгляд, такая организация
провоцирует обман и безответственность участников.
Идя в такой поход, человек, в сущности, не принимает
никаких самостоятельных решений и ни за что не отвечает. Он НЕ
выбирает, с кем идти (проблема психологической совместимости –
головная боль организаторов и инструкторов). НЕ выбирает, куда

Код участника
и как идти. НЕ думает над питанием и раскладкой (максимум
получает задание перед походом купить два кило гречки и
положить в рюкзак). НЕ особо задумывается над своими
реальными навыками, умениями, возможностями и их
соответствием маршруту и уж тем более – уровню остальных
участников. Это опять-таки головная боль инструкторов.
Но при этом на протяжении всего маршрута и по его итогам
человеку усиленно рисуют героический образ себя любимого. Не
каждый сможет целую неделю прожить без душа и планшета, а вот
он – ого-го! – ногами шѐл/руками грѐб и вообще готовый
«выживальщик»! По факту человек ничего не умеет по итогам
такого похода (в первую очередь не умеет думать самостоятельно
и нести ответственность за свои слова и поступки, остальное –
дело наживное), но совершенно убеждѐн в обратном. Естественно,
он в восторге – он крут, он герой! 99,9 % людей не в состоянии
отличить состояние «быть героем» от «дали почувствовать себя
героем». Второе допустимо и даже иногда желательно для детей
(как аванс и опора для будущего движения вперед), во взрослых
же людях поддерживает инфантилизм и безответственность. В
лучшем случае человек просто продолжает ходить в такие
коммерческие походы. В худшем – несколько таких инфантилов
выходят в свободное плавание, и начинается самое интересное –
девушка с серьѐзной травмой ног, оставленная одна в зимних
Хибинах (а чѐ такого, она ж сама согласилась, что только помеха
для группы – как-нибудь добредѐт до базы... наверно…) Две
байдарки из одной группы, вставшие на ночлег в паре километров
друг от друга, у одних палатка, у других котелки (а чѐ они так
медленно гребут…)
Не претендую на истину в последней инстанции. Просто
именно поэтому лично я не хожу в коммерческие походы и десять
раз подумаю, идти ли в поход с человеком с опытом
исключительно таких походов.
Каким двум главным умениям, по мнению автора поста,
человека должен учить поход?

Демонстрационная версия
Отметьте все верные варианты ответа.

Код участника

5

Воспользуйтесь текстом поста «Наболело» и
выполните задание. Для ответа на вопрос отметьте нужный
вариант ответа.

цивилизации
Текст поста пропитан едкой иронией. Над кем или над чем
иронизирует автор?
ть над питанием и раскладкой вещей и продуктов
Отметьте один верный вариант ответа.
3

Воспользуйтесь текстом поста «Наболело» и выполните
задание. Запишите свой ответ на вопрос.

походы.

По мнению автора, коммерческие походы провоцируют обман
участников. В чѐм состоит этот обман?

самостоятельные походы.
-инструкторами.

Запишите свой ответ в виде одного предложения.
6

4

Воспользуйтесь текстом поста «Наболело» и выполните
работу. Запишите свой ответ на вопрос.
Почему автор поста предпочитает не ходить в поход с
людьми, у которых есть опыт только коммерческих походов?
Приведите две причины.
Запишите свой ответ.

Прочитайте текст комментария пользователя под
ником Гном и выполните задание. Для ответа на вопрос
отметьте нужный вариант ответа.
КОММЕНТАРИЙ
Гном
Любопытная позиция. Но скажите мне, горемычному: куды
податься-то, ежели я ни в школе, ни в университете никуда не
ходил? Что-то сильно я сомневаюсь, что просто группа
энтузиастов меня куда-нибудь бы взяла.... И пошѐл я в
коммерческий поход за деньги немалые. И не выбирал, куда идти
и как идти. Единственное, пожалуй, где не оправдал, – это в
мыслях о собственных умениях и навыках. Я знал, что их нет. И
появилось желание учиться. И учился, и ходил ещѐ и ещѐ. И по сей
день учусь, раз уж в детстве не тем занимался... Но где б я вообще
был без этих коммерческих? Да-да, лежал бы инфантильненько на
диване и завидовал бы вам, таким крутым и стойким, видавшим

Демонстрационная версия

Код участника

все красоты мира, всему научившимся от отцов и старших
товарищей в детстве и отрочестве:)
P.S. Просто коммерческие походы разные бывают и
инструктора тоже.
В чѐм автор комментария
коммерческих походов?

видит

основной

плюс

Отметьте один верный вариант ответа.

тем, что коммерческий поход поддерживает
инфантилизм.
нельзя считать героями.
8

Воспользуйтесь всеми прочитанными текстами, статья
«ТУРИЗМ НОВОЙ ВОЛНЫ», пост «НАБОЛЕЛО»,
КОММЕНТАРИИ чтобы выполнить задание. Отметьте в
таблице нужные варианты ответа.
В каких текстах выражены представленные ниже идеи?

заботиться.
Отметьте все
утверждения.

7

Воспользуйтесь текстом поста в социальной сети
«Наболело» и текстом комментария, чтобы выполнить
задание. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты
ответа.
Автор комментария под ником Гном тоже иронизирует. С какой
идеей из текста «Наболело» Гном спорит с помощью иронии?
Отметьте все верные варианты ответа.
Гном спорит…
организовывать по старинке.
денег.
-настоящему чему-то научиться можно
только в некоммерческом походе.

верные

варианты

Утверждение
Статья
Коммерческие
походы

дают опыт преодоления
себя и личностного роста.
Коммерческий активный

туризм
–
это
«недотуризм».
Некоммерческие походы

доступны далеко не для
всех.

ответа
Пост


для

каждого

Комментарий










Демонстрационная версия

Код участника

БЛОК 2 «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»

незнакомой планете. Животные, обитающие на ней, могут
читать мысли. Чтобы не быть съеденным, герою
приходится воображать себя ядовитой змеѐй, птицей,
трупом животного и лесным пожаром.
Роман «Ведьмин век» Марины и Сергея Дяченко. В
мире, который выглядит современным, наряду с людьми
живут лишь внешне похожие на них существа: ведьмы и
нави (нежити). Все ведьмы обязаны становиться на учѐт, за
ними наблюдают инквизиторы. Если ведьма проходит
инициацию, еѐ поведение может стать непредсказуемым и
опасным.

Прочитайте введение и приступите к выполнению
заданий.
Фантастический мир
Авторы книг, написанных в жанрах научной
фантастики и фэнтези, создают для своих читателей миры
со множеством интересных деталей. Многие из них
возникают в ходе переосмысления того, что мы видим
вокруг прямо сейчас. При работе с последующими
заданиями
вам
предстоит
создать
собственный
фантастический мир.
Успехов!
1

Запишите основную идею вашего фантастического мира в
нескольких предложениях.

Воспользуйтесь текстом и выполните задание. Запишите
свой ответ на вопрос.
Писатели-фантасты
чаще
всего
в
своих
произведениях
описывают
возможное
будущее.
Воображение подсказывает им, какие достижения науки
могли бы сделать реальным то, о чем сейчас сложно даже
мечтать.
Те, кто пишет фэнтези, основывают миры своих
произведений на сказках и мифологии, а в качестве места и
времени действия часто выбирают альтернативное
Средневековье.
Подумайте, что вам ближе – научная фантастика или
фэнтези. Придумайте и кратко опишите основную идею
вашего мира.
В качестве примера вы можете познакомиться с
кратким описанием фантастических миров, созданных
известными писателями.
Рассказ
«Запах
мысли»
Роберта
Шекли.
Межзвѐздный почтальон совершает аварийную посадку на

Запишите свой ответ.

2

Воспользуйтесь текстом и выполните задание. Запишите
свой ответ на вопрос.

Демонстрационная версия

Код участника

Писатели стараются как можно более детально
рассказать о придуманном ими мире, так, чтобы читатели в
него поверили.
Мысленно перенеситесь в придуманный вами мир.
Опишите его с точки зрения пяти органов чувств: зрения, слуха,
осязания, обоняния и вкуса.

Обоняние: какие запахи характерны для этого мира?

Вкус: что за пища возможна в этом мире? Какова она на вкус?
Пример:
Обоняние: какие запахи характерны для этого мира?
На этой планете постоянно чувствуется лѐгкий запах гари от
лесных пожаров.
Опишите придуманный вами мир с точки зрения пяти органов
чувств. Постарайтесь заполнить все ячейки для ответов.
Запишите свой ответ.
Зрение: что видит герой? Какие предметы, какой формы и цвета
его окружают?

Слух: что слышит герой? Какие разговоры, какую музыку?

Осязание: что ощущает герой,
окружающих его предметов?

когда

дотрагивается

3

Воспользуйтесь текстом и выполните задание. Запишите
свой ответ на вопрос.
Девятиклассник предложил идею фантастического
сюжета. Однако она описана сжато и непонятно.
Идея девятиклассника: Во время полярной
экспедиции еѐ участники случайно встречают стаю
разумных пингвинов.
Доработайте идею так, чтобы она стала более
понятной и подробной. Может быть, вы объясните, как
участники экспедиции поняли, что пингвины обладают
разумом, или просто расскажете о дальнейших событиях.
Придумайте, как можно «развернуть» идею
девятиклассника.
Запишите свой ответ.

до
БЛОК 3 «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Прочитайте введение и приступите к выполнению заданий.

Демонстрационная версия

НОВАЯ РАБОТА
Девятиклассник Андрей, работающий фасовщиком в
магазине в свободное от учѐбы время, посоветовавшись с семьей,
решил сменить работу.

1

Воспользуйтесь текстом «Новая работа» и выполните
задание. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты
ответа.
НОВАЯ РАБОТА
– Я весь день провѐл за подбором новой вакансии, но так и не смог
определиться, – расстроился Андрей.
– Не расстраивайся, предлагаю начать с финансовой стороны при
устройстве на работу, – ответил папа.
Что из перечисленного отражает финансовую сторону
трудоустройства?
Отметьте все верные варианты ответа.
◻ Количество сотрудников
◻ Компенсация проезда
◻ График работы
◻ Обязанности работника
◻ Оклад работника

2

Воспользуйтесь текстом «Новая работа» и выполните
задание. Отметьте в таблице нужные варианты ответа.
НОВАЯ РАБОТА

Код участника
– Андрюша, ты очень умный и ответственный, ты сможешь
устроиться кем угодно, – решила Оля поддержать брата. –
Устройся как мама нотариусом, у неѐ же высокая зарплата.
– К сожалению, я не могу устроиться на любую работу.
Есть определѐнные ограничения, которые прописаны в трудовом
кодексе, – ответил Андрей.
Статья об особенностях трудоустройства
несовершеннолетних
В
организациях
кинематографии,
театрах,
театральных и концертных организациях, цирках
допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и
разрешения органа опеки и попечительства заключение
трудового договора с лицами, не достигшими возраста
четырнадцати лет, для участия в создании и (или)
исполнении произведений.
Несовершеннолетние могут заключать трудовой
договор
для
выполнения
лѐгкого
труда,
не
причиняющего вреда их здоровью и нравственному
развитию, без ущерба для освоения образовательной
программы. Также запрещается работа в ночное время, в
выходные и праздничные дни; трудоустройство на
должности, требующие высшего профессионального
образования.
На какие вакансии может претендовать Андрей?
Отметьте «Может претендовать»
претендовать» для каждой вакансии.
Вакансии

или

Может
претендовать
Продавец в ночном магазине

«Всегда еда»
Грузчик
на
складе
в


«Не

может

Не
может
претендовать



Демонстрационная версия
зоомагазине «Дракончик»
Актер эпизода в кинофильме
«Юнга»
Помощник инструктора в
компьютерном клубе для
пенсионеров «Время игр»

3

Код участника









Отметьте один ответ в каждой строке.
Позиции
Верно
Заказы
необходимо

доставлять по всему городу,
что занимает много времени
Работодатель не компенсирует

проезд и не оплачивает
сотовую связь
График работы подразумевает

работу в выходные
Начало
рабочего
дня

совпадает с уроками в школе

Воспользуйтесь текстом «Новая работа» и выполните
задание. Отметьте в таблице нужные варианты ответа.
НОВАЯ РАБОТА
– Хорошо бы найти работу с высокой зарплатой, – сказала
Оля. – Вот, например, объявление о работе курьера.
– Высокая зарплата – это хорошо, но мне не подходит эта
работа по другим причинам, – ответил Андрей.
Курьер в кафе «Эскимо»
Обязанности:
● Умение быстро ориентироваться по городу
● Проезд на общественном транспорте и оплата
сотовой связи за свой счѐт
Оплата:
• Оклад – 13 000 рублей
• Сдельная оплата за доставку – 100 р. за адрес (в
день не меньше 4-х адресов) + чаевые График работы
2/2, начало работы с 12:00
Какие особенности вакансии подтверждают, что работа курьера не
подходит Андрею?

Неверно





Воспользуйтесь текстом «Новая работа» и
выполните задание. Отметьте нужный вариант ответа, а
затем объясните свой ответ.
НОВАЯ РАБОТА
– Я нашѐл несколько вакансий. Папа, помоги определиться,
мне важно, чтобы работа не мешала готовиться к экзаменам, –
сказал Андрей.

4

Вакансия
1.
Промоутер в кафе
«Посидим поедим»
Обязанности:
● Раздача рекламы на
улице возле кафе
●Приветствуется
активность,
заинтересованность в
работе
Оплата:
•4
руб./шт.
–
необходимо
раздавать не менее

Вакансия
2.
Расклейщик
объявлений
в
агентстве «Буря»
Обязанности:
●Расклейка
объявлений
на
входные
двери
подъездов
жилых
домов, не заходя в
подъезд
● Работа в пределах
вашего района
Оплата:

Вакансия
3.
Администратор
в
детском
игровом
клубе «Дино»
Обязанности:
●Встречать
посетителей,
инструктировать по
работе клуба.
●Приветствуется
опыт работы.
Оплата:
• Оклад – 12 000
рублей + 100 р. в час

Демонстрационная версия
100 шт. в день
•В
среднем
зарабатывают около
500 р. В ДЕНЬ
График
работы
понедельник-пятница
с 11.00 до 14.00

•
5
руб./шт.
–
необходимо клеить от
200 шт.
•
В
среднем
зарабатывают
1000
руб. В ДЕНЬ (зависит
от
количества
рабочих дней и часов)
•
Компенсация
проезда
на
общественном
транспорте.
Свободный график

Код участника
• В выходные работа
с 19.00 до 22.00 за
двойную
плату.
График с 16.00 до
19.00 (понедельник –
выходной)

Какую из предложенных вакансий стоит выбрать Андрею?
2
Объясните свой ответ.

– Я рассматриваю похожие вакансии, но это будет моя
первая работа, как думаешь, какую стоит выбрать? – спросила
совета Ксюша.
– Вакансия 2 тебе, конечно, не подходит, – ответил Андрей.
Вакансия 1. Консультант в Вакансия 2. Фасовщик на
магазине настольных игр.
складе косметики.
Обязанности:
Обязанности:
●
Умение
хорошо ● Фотоотчѐт о проделанной
ориентироваться
в работе
особенностях продаваемого ● Частичная компенсация
товара
проезда (склад находится за
● При необходимости уметь городом)
делать
подарочную ● Опыт работы желателен
упаковку
Оплата: • 40 руб./шт. –
Оплата:
необходимо упаковывать не
• Оклад – 12 000 рублей
менее 40 коробок за смену •
• Сдельная оплата за час В среднем зарабатывают от
работы – 100 р.
1500 до 2000 руб В ДЕНЬ
• За дополнительный выход (зависит от количества
в выходной день ДВОЙНАЯ рабочих дней и часов)
ОПЛАТА
График 2/2 с 13.00 до 16.00
График 5/2 с 16.00 до 19.00
Почему вакансия 2 не подходит Ксюше? Укажите две
причины.

5

Воспользуйтесь текстом «Новая работа» и выполните
задание. Запишите свой ответ на вопрос.
НОВАЯ РАБОТА
На следующий день Андрей рассказал однокласснице
Ксюше о том, что решил сменить работу.

Запишите свой ответ.

Демонстрационная версия

6

Воспользуйтесь текстом «Новая работа» и выполните
задание. Запишите свои ответы на вопросы.
НОВАЯ РАБОТА
– Работа здесь и сейчас даѐт финансовые возможности,
поэтому не хочу откладывать поиск вакансий на потом, – сказала
Ксюша.
– Работа даѐт финансовые возможности не только здесь и
сейчас, но и имеет долгосрочное финансовое преимущество, –
ответил Андрей.
Какие финансовые преимущества работа в подростковом
возрасте будет приносить сейчас и какие будет приносить в
будущем?
Запишите свои ответы.
Какие финансовые преимущества работа в подростковом возрасте
будет приносить сейчас?

Какие финансовые преимущества работа в подростковом возрасте
будет приносить в будущем?

Код участника


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».