Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №83» Рабочая программа коррекционно- развивающего курса логопедических занятий «Развитие устной и письменной речи, коммуникации» обучающихся с ЗПР 10-11 класс Северск 1. Пояснительная записка Программа коррекционно-развивающего курса логопедических занятий разработана на основе АООП СОО ЗПР в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; в соответствии с требованиями ФГОС СОО, с учетом ООП СОО МБОУ «СОШ № 83». Коррекционно-развивающий курс "Развитие устной и письменной речи, коммуникации" направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи. Настоящая программа определяет значимость всех единиц языка, формирует языковые, грамматические умения и навыки правописания, необходимые для успешного устного и письменного общения. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативным умениям человека, это умения и навыки устанавливать и поддерживать связь с людьми из своей и других социальных групп. Ошибочно полагать, что под коммуникацией подразумевается исключительно способность корректно выражать свои мысли. Это понятие гораздо шире и включает в себя не только говорение, но и слушание, и письмо. Коммуникативные умения и навыки предполагают овладение устными формами связной речи, но и формирование навыков письма и чтения. Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности, провоцируют появление специфических особенностей эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера, препятствуют полноценной учебной деятельности. У обучающихся с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности. В структуре речевого дефекта сложно выделить ведущее нарушение, поэтому требуется комплексная коррекционная работа, направленная на разные компоненты языковой системы. Поскольку успешная учебная деятельность тесно связана с достаточным уровнем развития речи, повышение эффективности и качества образования предполагает своевременное выявление, устранение, предупреждение недостатков устной и письменной речи у обучающихся. На занятиях курса уточняются речевые возможности обучающихся, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Цель программы - коррекция и/или компенсация недостатков речевого развития. Задачи: –выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; –создание условий для успешного освоения программы (ее элементов) и прохождения итоговой аттестации; –коррекция (минимизация) имеющихся специфических нарушений устной и письменной речи, дисграфических и дислектических ошибок; –развитие фонематических процессов, звуко-слогового и языкового анализа и синтеза; –развитие лексико-грамматического строя и связной речи; –автоматизация графомоторных функций и навыков правильной артикуляции; –развитие умения выражаться ясно и лаконично; –развитие невербальной коммуникации. В основу программы коррекционной работы положены общедидактические и специальные принципы общей и специальной педагогики. Обще дидактические принципы включают принцип научности; соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; соответствия дидактического процесса закономерностям учения; доступности и прочности овладения содержанием обучения; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли учителя; принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Специальные принципы учитывают особенности обучающихся с ЗПР. Принцип коррекционно-развивающей направленности обучения, предполагает коррекцию имеющихся нарушений и стимуляцию интеллектуального, коммуникативного и личностного развития; системности; обходного пути; комплексности. Направления коррекционной работы: -диагностическое; -коррекционно-развивающее; -консультативное; -информационно-просветительское. Диагностическое направление работы включает выявление характера и сущности нарушений у обучающегося с ЗПР, определение особых образовательных потребностей. Коррекционно-развивающее направление работы позволяет преодолеть (компенсировать) или минимизировать недостатки психического и умственного развития подростков, подготовить их к самостоятельной профессиональной деятельности и вариативному взаимодействию в поликультурном обществе. Консультативное направление работы решает задачи конструктивного взаимодействия педагогов и специалистов по созданию благоприятных условий для обучения и компенсации недостатков развития старшеклассников с ЗПР, отбора и адаптации содержания их обучения, прослеживание динамики их развития и проведения своевременного пересмотра и совершенствования программы коррекционной работы; непрерывное сопровождение семей обучающихся с ЗПР, включение их в активное сотрудничество с педагогами и специалистами. Информационно-просветительское направление работы способствует расширению всех участников образовательных отношений о возможностях людей с различными нарушениями и недостатками, позволяет раскрыть разные варианты разрешения жизненных ситуаций. Требования к условиям реализации программы. Обеспечение психолого–педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работе; учет индивидуальных особенностей обучающегося; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных и компьютерных для эффективности образовательного процесса). Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения). Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузок обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил). Программой отводится на изучение курса 68 часов, которые распределены следующим образом: 10 класс – 34 часа, 1 час в неделю; 11 класс – 34 часа, 1 час в неделю. Планируемые результаты Личностные результаты Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства еѐ осуществления. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Предметные результаты Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретѐнные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Содержание программы Диагностика. Логопедическая диагностика: вводная, промежуточная, итоговая (изучение состояния устной, письменной речи и неречевых функций). Фонетика. Графика. Развитие фонематических совершенствования графомоторной координации. представлений. Упражнения для Орфография. Развитие орфографической зоркости, отработка алгоритмов решения орфографических задач. Морфемика и морфология. Развитие грамматических представлений. морфологических морфемных и лексико- Синтаксис. Развитие анализа структуры предложения. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания. Связная речь. Чтение. Упражнения в составлении предложений (с заданными словами, на различные темы). Устный рассказ, пересказ. Оценка планируемых результатов Оценка динамики речевого и неречевого развития обучающихся с ЗПР проводится на основании сопоставительных данных первичной и контрольной (итоговой) диагностик. Диагностика проводится с использованием стандартизированных диагностических методик, наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся. Обучающийся должен знать: -структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений; -характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в предложениях; -признаки однокоренных слов, синтаксическую роль разных морфемных частей слова; -одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами; -различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание; -запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь; -грамматические средства изменения существительных, прилагательных, глаголов; -связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения синтаксической роли. Обучающийся должен уметь: -включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав предложений разных структур; -определять синтаксическую роль слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу, приставке/; -различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их связям с, другими словами, в предложении; -изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе предложения; -составлять простые и сложные предложения в ситуативной речи; -пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения отношений между словами; -определять тему рассказа по содержанию, уметь задавать вопросы по содержанию текста. Тематическое планирование 10 класс № Тема коррекционного занятия Диагностика 1 Обследование состояния произносительной, лексикограмматической сторон речи, связной речи, письменной речи. Фонетика. Графика. Звуки гласные и согласные. Звуковой анализ и синтез слов. Гласные ударные и безударные. Согласные парные звонкие и глухие, оглушение звонких согласных, озвончение глухих согласных. Непроизносимые согласные. Орфография Безударные гласные в значимых частях слова (корне, приставке, суффиксе, окончании) Чередование гласных в корне слова. Правописание согласных в значимых частях слова. Чередование согласных в корне слова. Морфемика и морфология. Приѐмы словоизменения. Приѐмы словообразования. Синтаксис Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Конструирование простых предложений (нераспространѐнных, распространѐнных, с однородными членами). Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. Конструирование бессоюзных сложных предложений. Предложения с обращением. Построение предложений с прямой речью. Построение предложений с косвенной речью. Связная речь Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений. Сочинение на заданную тему Проверка результативности коррекционной работы. Кол-во часов 1 1 1 2 1 4 1 4 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 Итого 34 часа 11 класс № Тема коррекционного занятия Диагностика 1 Обследование состояния произносительной, лексикограмматической сторон речи, связной речи, письменной речи. Фонетика. Графика. Звуки гласные и согласные. Звуковой анализ и синтез слов. Гласные ударные и безударные. Согласные парные звонкие и глухие, оглушение звонких согласных, озвончение глухих согласных. Непроизносимые согласные. Орфография Безударные гласные в значимых частях слова (корне, приставке, суффиксе, окончании) Чередование гласных в корне слова. Правописание согласных в значимых частях слова. Чередование согласных в корне слова. Морфемика и морфология. Приѐмы словоизменения. Несклоняемые имена существительные. Согласование имен прилагательных с именами существительными. Согласование порядковых числительных с существительными. Согласование местоимений с существительными. Приѐмы словообразования. Образование сложных слов. Правописание сложных слов. Сложносокращенные слова. Синтаксис Уточнение представлений о предложениях простых и сложных. Конструирование сложных предложений из простых. Предложения с причастным оборотом. Предложения с деепричастным оборотом. Построение сложносочинѐнных предложений с союзами Построение сложноподчинѐнных предложений с союзами Связная речь Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений. Сочинение на заданную тему Проверка результативности коррекционной работы. Кол-во часов 1 1 1 1 1 4 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 Итого 34 часа