ВУД Коррекционный логопедический курс «Развитие устной и письменной речи, коммуникации» ЗПР СОО Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №83»

Рабочая программа
коррекционно- развивающего курса логопедических занятий
«Развитие устной и письменной речи, коммуникации»
обучающихся с ЗПР
10-11 класс

Северск

1. Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающего курса логопедических занятий
разработана на основе АООП СОО ЗПР в соответствии с положениями Федерального
закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями; в соответствии с требованиями ФГОС СОО,
с учетом ООП СОО МБОУ «СОШ № 83».
Коррекционно-развивающий
курс "Развитие устной и письменной речи,
коммуникации" направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР,
развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического
запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и
письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи. Настоящая
программа определяет значимость всех единиц языка, формирует языковые,
грамматические умения и навыки правописания, необходимые для успешного устного и
письменного общения.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативным
умениям человека, это умения и навыки устанавливать и поддерживать связь с людьми из
своей и других социальных групп. Ошибочно полагать, что под коммуникацией
подразумевается исключительно способность корректно выражать свои мысли. Это
понятие гораздо шире и включает в себя не только говорение, но и слушание, и письмо.
Коммуникативные умения и навыки предполагают овладение устными формами связной
речи, но и формирование навыков письма и чтения. Нарушения речи, ограниченность
речевого общения отрицательно влияют на формирование личности, провоцируют
появление специфических особенностей эмоционально-волевой сферы, способствуют
развитию отрицательных качеств характера, препятствуют полноценной учебной
деятельности.
У обучающихся с задержкой психического развития недостаточно сформированы
функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. Задержка
психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности. В
структуре речевого дефекта сложно выделить ведущее нарушение, поэтому требуется
комплексная коррекционная работа, направленная на разные компоненты языковой
системы. Поскольку успешная учебная деятельность тесно связана с достаточным
уровнем развития речи, повышение эффективности и качества образования предполагает
своевременное выявление, устранение, предупреждение недостатков устной и письменной
речи у обучающихся. На занятиях курса уточняются речевые возможности обучающихся,
уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных
умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических
предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения.
Цель программы - коррекция и/или компенсация недостатков речевого развития.
Задачи:
–выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
–создание условий для успешного освоения программы (ее элементов) и прохождения
итоговой аттестации;
–коррекция (минимизация) имеющихся специфических нарушений устной и письменной
речи, дисграфических и дислектических ошибок;

–развитие фонематических процессов, звуко-слогового и языкового анализа и синтеза;
–развитие лексико-грамматического строя и связной речи;
–автоматизация графомоторных функций и навыков правильной артикуляции;
–развитие умения выражаться ясно и лаконично;
–развитие невербальной коммуникации.
В основу программы коррекционной работы положены общедидактические и
специальные принципы общей и специальной педагогики. Обще дидактические принципы
включают принцип научности; соответствия целей и содержания обучения
государственным образовательным стандартам; соответствия дидактического процесса
закономерностям учения; доступности и прочности овладения содержанием обучения;
сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли
учителя; принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций
обучения.
Специальные принципы учитывают особенности обучающихся с ЗПР. Принцип
коррекционно-развивающей направленности обучения, предполагает коррекцию
имеющихся нарушений и стимуляцию интеллектуального, коммуникативного и
личностного развития; системности; обходного пути; комплексности.
Направления коррекционной работы:
-диагностическое;
-коррекционно-развивающее;
-консультативное;
-информационно-просветительское.
Диагностическое направление работы включает выявление характера и сущности
нарушений у обучающегося с ЗПР, определение особых образовательных потребностей.
Коррекционно-развивающее направление работы позволяет преодолеть (компенсировать)
или минимизировать недостатки психического и умственного развития подростков,
подготовить их к самостоятельной профессиональной деятельности и вариативному
взаимодействию в поликультурном обществе.
Консультативное направление работы решает задачи конструктивного взаимодействия
педагогов и специалистов по созданию благоприятных условий для обучения и
компенсации недостатков развития старшеклассников с ЗПР, отбора и адаптации
содержания их обучения, прослеживание динамики их развития и проведения
своевременного пересмотра и совершенствования программы коррекционной работы;
непрерывное сопровождение семей обучающихся с ЗПР, включение их в активное
сотрудничество с педагогами и специалистами.
Информационно-просветительское направление работы способствует расширению всех
участников образовательных отношений о возможностях людей с различными
нарушениями и недостатками, позволяет раскрыть разные варианты разрешения
жизненных ситуаций.
Требования к условиям реализации программы.
Обеспечение психолого–педагогических условий (коррекционно – развивающая
направленность в логопедической работе; учет индивидуальных особенностей
обучающегося; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных и компьютерных
для эффективности образовательного процесса).

Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и
приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения).
Обеспечение
здоровьесберегающих
условий
(профилактика
умственных
и
психологических перегрузок обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических норм
и правил).
Программой отводится на изучение курса 68 часов, которые распределены следующим
образом:
10 класс – 34 часа, 1 час в неделю;
11 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты

Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального
российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах.
Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание
значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении,
сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства еѐ осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать
способы их решения.

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и
практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной
форме.
Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических,
лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих
существенные связи, отношение и функции.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания
слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
приобретѐнные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.

Содержание программы
Диагностика. Логопедическая диагностика: вводная, промежуточная, итоговая (изучение
состояния устной, письменной речи и неречевых функций).
Фонетика. Графика. Развитие фонематических
совершенствования графомоторной координации.

представлений.

Упражнения

для

Орфография. Развитие орфографической зоркости, отработка алгоритмов решения
орфографических задач.
Морфемика и морфология. Развитие
грамматических представлений.

морфологических

морфемных

и

лексико-

Синтаксис. Развитие анализа структуры предложения. Грамматическая основа.
Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение.
Прямая и косвенная речь. Знаки препинания.
Связная речь. Чтение. Упражнения в составлении предложений (с заданными словами, на
различные темы). Устный рассказ, пересказ.

Оценка планируемых результатов
Оценка динамики речевого и неречевого развития обучающихся с ЗПР проводится на
основании сопоставительных данных первичной и контрольной (итоговой) диагностик.
Диагностика проводится с использованием стандартизированных диагностических
методик, наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.
Обучающийся должен знать:
-структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;
-характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в предложениях;
-признаки однокоренных слов, синтаксическую роль разных морфемных частей слова;
-одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;
-различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;
-запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;
-грамматические средства изменения существительных, прилагательных, глаголов;
-связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения синтаксической
роли.
Обучающийся должен уметь:
-включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав предложений
разных структур;
-определять синтаксическую роль слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу,
приставке/;
-различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их связям с,
другими словами, в предложении;
-изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе
предложения;
-составлять простые и сложные предложения в ситуативной речи;

-пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения отношений
между словами;
-определять тему рассказа по содержанию, уметь задавать вопросы по содержанию текста.
Тематическое планирование
10 класс
№
Тема коррекционного занятия
Диагностика
1
Обследование состояния произносительной, лексикограмматической сторон речи, связной речи, письменной речи.
Фонетика. Графика.
Звуки гласные и согласные. Звуковой анализ и синтез слов.
Гласные ударные и безударные.
Согласные парные звонкие и глухие, оглушение звонких
согласных, озвончение глухих согласных.
Непроизносимые согласные.
Орфография
Безударные гласные в значимых частях слова (корне, приставке,
суффиксе, окончании)
Чередование гласных в корне слова.
Правописание согласных в значимых частях слова.
Чередование согласных в корне слова.
Морфемика и морфология.
Приѐмы словоизменения.
Приѐмы словообразования.
Синтаксис
Уточнение представлений о предложении.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений.
Конструирование простых предложений (нераспространѐнных,
распространѐнных, с однородными членами).
Конструирование сложных предложений с сочинительными
союзами.
Конструирование сложных предложений с подчинительными
союзами.
Конструирование бессоюзных сложных предложений.
Предложения с обращением.
Построение предложений с прямой речью.
Построение предложений с косвенной речью.
Связная речь
Конструирование предложений со словами, данными в начальной
форме, включая предлоги.
Распространение предложений.
Сочинение на заданную тему
Проверка результативности коррекционной работы.

Кол-во часов
1

1
1
2
1
4
1
4
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

Итого 34 часа
11 класс
№
Тема коррекционного занятия
Диагностика
1
Обследование состояния произносительной, лексикограмматической сторон речи, связной речи, письменной речи.
Фонетика. Графика.
Звуки гласные и согласные. Звуковой анализ и синтез слов.
Гласные ударные и безударные.
Согласные парные звонкие и глухие, оглушение звонких
согласных, озвончение глухих согласных.
Непроизносимые согласные.
Орфография
Безударные гласные в значимых частях слова (корне, приставке,
суффиксе, окончании)
Чередование гласных в корне слова.
Правописание согласных в значимых частях слова.
Чередование согласных в корне слова.
Морфемика и морфология.
Приѐмы словоизменения. Несклоняемые имена существительные.
Согласование имен прилагательных с именами существительными.
Согласование порядковых числительных с существительными.
Согласование местоимений с существительными.
Приѐмы словообразования.
Образование сложных слов. Правописание сложных слов.
Сложносокращенные слова.
Синтаксис
Уточнение представлений о предложениях простых и сложных.
Конструирование сложных предложений из простых.
Предложения с причастным оборотом.
Предложения с деепричастным оборотом.
Построение сложносочинѐнных предложений с союзами
Построение сложноподчинѐнных предложений с союзами
Связная речь
Конструирование предложений со словами, данными в начальной
форме, включая предлоги.
Распространение предложений.
Сочинение на заданную тему
Проверка результативности коррекционной работы.

Кол-во часов
1

1
1
1
1
4
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
Итого 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».