МХК СОО 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Мировая художественная культура»
10-11 класс
для обучающихся с ЗПР

Северск

Пояснительная записка
Адаптированная программа по Мировой художественной культуре (далее – МХК)
составлена на основе основной образовательной
программы
среднего общего
образования для обучающихся с ЗПР МБОУ «СОШ № 83», разработанной на основе
ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» с изменениями и
дополнениями, федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования и ФОП СОО, утвержденной Приказом Минпросвещения России от
18.05.2023 № 371.
Также при реализации ООП СОО учтены требования:
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"",
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания".
Адаптированная программа по МХК составлена для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья - детей с задержкой психического развития
(ЗПР), - с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
Для данных обучающихся характерно нарушение внимания: его неустойчивость,
сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, повышенная двигательная и
речевая активность. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения
целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности,
ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и
ориентировка в пространстве. Особенность памяти детей ОВЗ заключается в том, что они
значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Таким
обучающимся бывает очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя
выполнить что-либо. Задержка психического развития нередко сопровождается
проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается и системное
недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
По предмету «МХК» учащиеся
испытывают такие трудности,
как
воспроизведение текста по памяти, пересказ исходного текста, сопоставительный анализ
разных стилей в искусстве, индивидуальная характеристика творчества деятелей
культуры. Обучающиеся не могут самостоятельно исправить ошибку в своей работе, так
как не могут применять изученные материал на практике. Работают обучающиеся над
учебным материалом только при помощи учителя. Уровень самостоятельности в учебной
деятельности низкий - домашнее задание выполняется при помощи родителей или вообще
не выполняется. На уроках
учащиеся часто отвлекаются. Внимание рассеянное,
неустойчивое. На уроках могут заниматься посторонними делами. С трудом
переключаются с одного вида деятельности на другой. На уроке работают в замедленном
темпе. Медленно усваивает все новое, лишь после многократного повторения. Словарный
запас бедный. Навыки самообслуживания у таких детей сформированы. Отношение к
своим удачам или неудачам безразличное. Работа в тетрадях ведется небрежно и
неаккуратно.
Поэтому необходима следующая коррекционно-развивающая работа:
 учет психофизических и личностных особенностей ребенка;

 смена видов деятельности каждые 15 минут с целью предупреждения утомляемости и
охранного торможения;
 соблюдение принципа от простого к сложному;
 учет темпа деятельности ребенка;
 индивидуальный подход;
 снижение объема и скорости письменных заданий по предмету;
 освобождение от контрольных срезов.
Цель обучения:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественноисторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля
выдающихся художников-творцов.
Задачи:
-познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими
наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и
зарубежной;
-воспитывать художественный вкус;
-развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественнотворческие способности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты освоения учебных предметов обучающимися с ЗПР
ориентированы на овладение ими общеобразовательной и общекультурной подготовкой,
соответствующей образовательной программе основного образования.
МХК
Изучение предметной области «МХК» должно обеспечивать обучающимся с
задержкой психического развития:
 формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания
уважения к ним;
 осознание необходимости развития интеллектуальных способностей для социального
роста, духовного, нравственного, эмоционального, творческого, этического развития;
 обогащение словарного запаса для достижения положительных результатов при изучении
других учебных предметов.
Предметные результаты изучения предметной области «МХК» отражают:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять феномены культуры искусства;
- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления
творческих работ;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры
личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного
искусства.

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте,
ученик должен знать /понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного
искусства;
С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между
традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение
кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу
последней. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы
анализировать произведения искусства.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (34 час.)
Художественная культура первобытного мира (3 час.)
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения.
Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели
мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного
овладения миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал,
посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские
земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала.
Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение
искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в
первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах
Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к
форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.
Художественная культура древнего мира (14 час.)
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки
в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные
средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой
природы — специфика месопотамского изобразительного искусства.

Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный
храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии
в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон
изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в
Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)
Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм —
мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в
Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного
присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот
Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)
Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида
Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм
бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и
Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в
Микенах.
Древняя Греция (4 часа)
Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как
выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики.
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в
Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение
мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя
Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина
греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных
и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская.
Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора.
Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)
Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства.
Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика —
основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях.
Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская
символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика СантаМария Маджоре в Риме.
Художественная культура средних веков (14 час.)
Византия и Древняя Русь (7 ч.)
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св.
Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма.
Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика
крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль:
собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова
на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине.
Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь
Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи.
Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве
Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа
иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона
Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель. Эволюция
московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-соАндроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля.
Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный
синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в
Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества
Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.
Западная Европа (4 ч.)
Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и
мозаичный декор капеллы Карла
Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса
в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере.
Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре,
барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в
Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кѐльне.
Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор
готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже.
Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные
особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под
Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кѐльне, церковь
Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне.
Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова (3 ч.)

Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение
эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи.
Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова
на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в
Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл
Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс
нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви
Св. Бавона в Генте.
Художественная культура дальнего и ближнего востока в средние века (3 час.)
Китай (1 ч.)
Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине
— пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего
Китая.
Япония (1 ч.)
Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии
синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря
Бѐдоин в Удзи. Философский сад камней Рѐандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни»
виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток (1 ч.)
Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в
Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ
мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Виды учебной
деятельности

Формы
контроля

I

Художественная культура
первобытного мира (3 час)

1

Миф — основа ранних
представлений о мире.
Космогонические мифы. Древние
образы.

Работа с
учебником.

Составление
плана лекции.

ИКТ

2

Славянские земледельческие
обряды. Фольклор как отражение
первичного мифа.

Тезисный план
статьи учебника

Рассказ по
плану

ИКТ

3

Зарождение искусства.
Художественный образ —
основное средство отражения и
познания мира в первобытном

Лекция
Конспект нового
материала

Пересказ лекции ИКТ

Примечание
ИКТ

искусстве. Геометрический
орнамент.
ИКТ

II

Художественная культура
древнего мира (14 час.)

4

Месопотамия. Месопотамский
зиккурат — жилище бога.
Глазурованный кирпич и
ритмический узор — основные
декоративные средства.

5

Древний Египет. Воплощение
Лекция с
идеи вечной жизни в архитектуре элементами
некрополей. Наземный храм —
беседы.
символ вечного самовозрождения
бога Ра.

6

Магия. Декор гробниц.
Канон изображения фигуры на
плоскости.

Презентация
Работа с
разными
источниками

Составление
тезисов

ИКТ

Работа с
иллюстрациями

ИКТ

Урок-практикум. Работа с
Беседа на основе иллюстрациями
иллюстраций

ИКТ

7

Древняя Индия. Индуистский
храм — мистический аналог
тела-жертвы и священной горы.
Роль скульптурного декора.

Урок-практикум. Работа с
разными
Презентация.
источниками

ИКТ

8

Буддийские культовые
сооружения — символ космоса и
божественного присутствия.

Лекция с
элементами
беседы.

Работа с
иллюстрациями

ИКТ

9

Древняя Америка. Храмовая
архитектура индейцев
Месамерики как воплощение
мифа о жертве, давшей жизнь.

Лекция
Конспект нового
материала

Пересказ с
помощью
конспекта

ИКТ

10

Крито-микенская культура.
Крито-микенская архитектура и
декор как отражение мифа.

Лекция с
элементами
беседы.

Работа с
иллюстрациями

ИКТ

11

Древняя Греция. Греческий
храм — архитектурный образ
союза людей и богов.

Урок-семинар

Защита
презентации

ИКТ

12

Эволюция греческого рельефа от
архаики до высокой классики.

Урок-практикум

Составление
словарика по
теме

ИКТ

13

Скульптура Древней Греции от
архаики до поздней классики.

Лекция с
элементами
беседы

Составление
таблицы

ИКТ

14

Синтез восточных и античных
Лекция
традиций в эллинизме. Гигантизм

Конспект нового ИКТ
материала

архитектурных форм. Экспрессия
и натурализм скульптурного
декора.
15

Древний Рим. Особенности
римского градостроительства.
Общественные здания периодов
республики и империи.

Лекция с
элементами
беседы

Работа с
разными
источниками

ИКТ

16

Промежуточная аттестация.

.Контроль
знаний и умений

Тестирование

ИКТ

Лекция с
элементами
беседы.

Работа с
иллюстрациями

ИКТ

Планировка римского дома.
17

Раннехристианское искусство.
Типы христианских храмов:
ротонда и базилика. Мозаичный
декор. Христианская символика.

III

Художественная культура
средних веков (14 ч.)

18

Византия и Древняя Русь.
Византийский центральнокупольный храм как обиталище
Бога на земле. Космическая
символика.

Лекция с
элементами
беседы.

Конспект нового ИКТ
материала

19

Топографическая и временная
символика храма.
Стилистическое многообразие
крестово-купольных храмов
Древней Руси.

Лекция с
элементами
беседы.

Составление
словарика по
теме

ИКТ

20

Византийский стиль в мозаичном
декоре.

Урок-семинар

Защита
презентации

ИКТ

21

Византийский стиль в иконописи. Урок-семинар
Икона.

Защита
презентации

ИКТ

22

Формирование московской
школы иконописи. Русский
иконостас.

Лекция

конспект нового
материала

ИКТ

23

Московская архитектурная
школа. Раннемосковское
зодчество. Ренессансные черты в
ансамбле Московского Кремля.
Новый тип шатрового храма.

Презентация.

Работа с
разными
источниками

ИКТ

24

Фресковые росписи на тему
Величания Богородицы.
Знаменный распев.

Лекция с
элементами
беседы

Работа с
иллюстрациями

ИКТ

25

Западная Европа. Дороманская
культура. «Каролингское

Лекция с
элементами

Работа с
иллюстрациями

ИКТ

Возрождение». Архитектура,
мозаичный и фресковый декор.

беседы.

26

Романская культура.
Отображение жизни человека
Средних веков в архитектуре
монастырских базилик,
барельефах, фресках, витражах.

Лекция с
элементами
беседы.

Работа с
иллюстрациями

ИКТ

27

Готика. Готический храм —
образ мира. Внутренний декор
храма: витражи, скульптура,
шпалеры.

Презентация

Участие в
дискуссии

ИКТ

28

Основные этапы развития
готического стиля. Региональные
особенности готики. Франция.

Лекция с
элементами
беседы.

Составление
плана лекции

ИКТ

29

Новое искусство — Арс нова.
Проторенессанс в Италии.
Эстетика Арс нова в литературе.

Работа с
учебником в
группе

Составление
плана текста
учебника

ИКТ

30

Аллегорические циклы Арс нова
на тему Триумфа покаяния и
Триумфа Смерти. Специфика
Аре нова на Севере.

Лекция с
элементами
беседы.

Составление
тезисов Работа в
группах

ИКТ

31

Промежуточная аттестация.

Контроль знаний Тестирование
(индивидуальна
и умений
я схема)

ИКТ

IV

Художественная культура
дальнего и ближнего востока в
средние века (3 ч.)

32

Взаимодействие инь и ян —
основа китайской культуры.
Архитектура как воплощение
мифологических и религи-ознонравственных представлений
Древнего Китая.

Лекция с
элементами
беседы.

Работа с
иллюстрациями

ИКТ

33

Японские сады как
квинтэссенция мифологии
синтоизма и философскорелигиозных воззрений
буддизма.

Художественное
творчество

Защита
презентации,
работа с
иллюстрациями

ИКТ

34

Образ рая в архитектуре мечетей.
Образ мусульманского рая в
архитектуре дворцов.

Лекция с
элементами
беседы.

Участие в
дискуссии

ИКТ

11класс
Художественная культура Нового времени.
Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение
мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко. Художественный стиль,
отразивший новое мировосприятие жизни. Архитектура барокко. Архитектурные
ансамбли
Рима (Л.Бернини), Петербурга и
его окрестностей (Ф.-Б.
Растрелли). Характерные черты барочной архитектуры.
Изобразительное искусство барокко. Живопись барокко. Творчество П.-П.
Рубенса. Скульптурные шедевры Л. Бернини. Монументально - декоративная живопись,
ее праздничный блеск и бурный накал страстей, неукротимая энергия и динамика.
Главные темы живописи барокко. Реалистические тенденции в живописи
Голландии. Реализм XVII в. в живописи. Творчество Рембрандта ван Рейна. Судьба
художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной
манеры (искусство светотени, колорит). Богатство и разнообразие тематики произведений.
Великие мастера голландской живописи. Портретная живопись голландских художников
(индивидуальные и групповые портреты).
Музыкальная культура барокко. Сложность и разнообразие музыкальной культуры
XVII—XVIII вв. Расцвет гомофонно - гармонического стиля в опере барокко.
Высший расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Русская музыка барокко.
Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные
концерты XVII — начала XVIII в.
Художественная культура классицизма и рококо. Эстетика классицизма.
Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка
собственной эстетической программы. Классицизм в архитектуре
Западной
Европы. Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля,
Петербурга). Неоклассицизм — новый этап развития классицизма и его распространение
в странах Европы. Характерные черты стиля.
Изобразительное искусство классицизма и рококо. От классицизма к академизму
в живописи. Никола Пуссен - художник классицизма. Мифологические, исторические,
религиозные и пейзажные темы живописных полотен Пуссена. Мастера «галантного
жанра»: живопись рококо. А. Ватто — «поэт беспечного досуга» и «галантных
празднеств». Ф. Буше — «художник граций» и «королевский живописец», мастер
колорита и изысканного рисунка.
Композиторы Венской классической школы. Музыка Венской классической школы
—
высшее
выражение
эстетики
классицизма.
Классический
симфонизм
Гайдна. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в
произведениях мастеров Венской классической школы (В.- А. Моцарт, Л. ван
Бетховен).
Шедевры классицизма в архитектуре России. «Строгий, стройный вид»
Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие: Ж. Б.
Леблон, Д. Трезини, А. Ринальди, И. Е. Старов, Д. Кваренги, К. И. Росси и О. Монферран.
Искусство русского портрета. Интерес к жизни человеческой личности, ее
ценность и особая общественная значимость. Задачи русских портретистов. Мастера
живописного портрета. Поэтичность и одухотворенность образов в творчестве Ф. С.
Рокотова. Портретное творчество В. Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета.
Художественная культура XIX в.
Неоклассицизм и модернизм в живописи. Ж. Л. Давид - основоположник
неоклассицизма. «Клятва Горациев» — подлинный манифест живописи неоклассицизма.
Творчество К. П. Брюллова — крупнейшего представителя русской академической
школы живописи. Художественный язык картины «Последний день Помпеи».

Художественные открытия А. А. Иванова. Картина «Явление Христа народу»— главный
итог творческой биографии художника. Защита проектов.
Художественная культура романтизма: живопись. Эстетика романтизма.
Неоднородность художественного направления, его отличительные особенности,
зависимость от местных исторических условий и культурных традиций. Романтизм в
живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э. Делакруа, О.Кипренский).
Романтический идеал и его отображение в музыке(Ф.Шуберт, Р.
Вагнер). Романтизм в западноевропейской музыке. Музыка как выражение
эмоциональной сущности бытия. Общность и различие музыки романтизма и
классицизма. Русская музыка романтизма. Элегическая созерцательность, глубокое
проникновение в сферу человеческих чувств и переживаний. Романсово-песенное
творчество. Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинкаосновоположник русской музыкальной классики. Судьба композитора, основные этапы
его творческой биографии. Романсово- песенное творчество М. И. Глинки — шедевр
камерной вольной классики. Рождение русской национальной оперы. Героикопатриотический дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки.
Реализм — направление в искусстве второй половины XIX в. Реализм. Эволюция
понятия. Особенности толкования понятия в широком и узком смысле. Изменчивость и
неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности. Эстетика
реализма и натурализм. Социальная тематика в западноевропейской живописи
реализма. Картины жизни в творчестве Г. Курбе. Интерес к жизни человека простого
сословия. История и реальность в творчестве О. Домье. Изображение исторических
событий через психологическую драму народа или отдельной личности.
Русские художники-передвижники.
Общество передвижных выставок. «Бунт
14-ти» в Академии и образование «Артели». Организация, цели, программа и форма
деятельности.
Обращение
к
социальной
тематике
в
творчестве
передвижников. Крестьянские типы в произведениях И. Н. Крамского. Развитие жанра
реалистического пейзажа. И. И. Шишкин — певец русского леса. Реалистическая
живопись И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Жанровое и тематическое многообразие
творчества Репина. Особенности изображения народа в картине «Бурлаки на
Волге». Вклад В. И. Сурикова в развитие исторического жанра русской живописи.
Внимание к исторически значимым, переломным моментам в жизни России, их
сложность, трагизм и психологическая глубина.
Развитие русской музыки во второй половине XIX в. Композиторы «Могучей
кучки». М. А. Балакирев — организатор и вдохновитель творческого союза композиторов.
«Музыкальная исповедь души»: творчество П. И. Чайковского. Судьба композитора,
основные этапы его творческой биографии.
Художественная культура конца XIX—XX в.
Основные направления в живописи конца XIX в.: импрессионизм и
постимпрессионизм. «Салон Отверженных». Картины Э. Мане «Завтрак на траве» и
«Олимпия» — решительный вызов официально признанному искусству. Соратники и
единомышленники Э. Мане (К. Моне, К. Писсарро, П. Ренуар, А. Сислей, Э.
Дега). Последователи импрессионистов: П. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз Лотрек.
Глубоко индивидуальный характер творчества каждого из художников.
Формирование стиля модерн в европейском искусстве. Характерные особенности
стиля. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого
интернационального стиля в искусстве. Модерн в архитектуре. В. Орта. Идеи
рационализма
и
конструктивизма
и
их
воплощение
в
произведениях
зодчества. Архитектурные шедевры А. Гауди. Модерн Ф. О. Шехтеля.
Символ и миф в живописи и музыке. Художественные принципы символизма.
Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой
романтизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М. А.

Врубеля. Музыкальный мир А.Н. Скрябина. Вера во всемогущую силу искусства как
основная идея творчества композитора.
Художественные
течения
модернизма
в
живописи XXв.: фовизм
А.Матисса, кубизм П. Пикассо, сюрреализм С. Дали. Русское изобразительное
искусство XX в. Художественные объединения начала века. Абстрактивизм В.
Кандинского ?импрессии, импровизации и композиции). Супрематизм К. С.Малевича.
Экспериментальные поиски художника в области абстрактных форм. Искусство
советского периода.
Архитектура XX в. Новые идеи и принципы архитектуры XX в. Конструктивизм
Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина. «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта, ее
всемирное признание и практическое воплощение. О.Нимейер: архитектор, привыкший
удивлять.
Театральная культура XX в. Следование реалистическим традициям русского
театра XIX в., поиски новых сценических решений. Режиссерский театр К. С.
Станиславского и В. И.Немирович-Данченко. Эпический театр Б. Брехта. Театр в
годы Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Новые темы и
образы. Синтез искусств - особенная черта культуры XX в. Шедевры
мирового кинематографа. Рождение и первые шаги кинематографа. Открытие братьев Л.
и О. Люмьер. Картина С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» — выдающееся
открытие отечественного кинематографа. «Реальность фантастики» Ф. Феллини.
Музыкальная культура России XX в. Стилистическая разнородность в музыке
XX
в. Музыкальный
мир С.
С.
Прокофьева. Творческие
искания Д.
Д.
Шостаковича. Музыкальный авангард А. Г. Шнитке. проблемы сохранения духовного
начала в человеке. Феномен бардовской песни. Музыкально-поэтическое творчество
бардов. Стилистическое многообразие западноевропейской музыки. Музыкальный мир
XX в. Стили и направления. Новые принципы организации музыки: атональность и
додекафония. Искусство джаза и его истоки. Рок- музыка( «Битлз», «Пинк Флойд») и
поп-музыка — уникальное явление музыкальной культуры XX в. Электронная
музыка. Творчество Ж. М. Жарра - автора и постановщика грандиозных лазерных
шоу. Массовое искусство. Виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика
и анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер).
Защита проекта "Культурные традиции родного края".
Поурочное планирование
11 класс
№ п/п
Тема урока
Художественная культура Нового времени.
1(1)
Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение
мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко.
Художественный стиль, отразивший новое мировосприятие
жизни.
2(2)
Архитектура
барокко. Архитектурные
ансамбли
Рима
(Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.
Растрелли). Характерные черты барочной архитектуры.
3(3)
Изобразительное
искусство
барокко. Живопись
барокко.
Творчество П.-П. Рубенса. Скульптурные шедевры Л. Бернини.
Монументально - декоративная живопись, ее праздничный блеск
и бурный накал страстей, неукротимая энергия и динамика.
Главные темы живописи барокко.
4(4)
Реалистические
тенденции
в
живописи

Примечание
ИКТ

ИКТ
ИКТ

ИКТ

5(5)

6(6)

7(7)

8(8)

9(9)

10(10)

11(11)

Голландии. Реализм XVII в.
в
живописи. Творчество Рембрандта
ван
Рейна. Судьба
художника, основные вехи его творческой биографии.
Своеобразие художественной манеры (искусство светотени,
колорит). Богатство и разнообразие тематики произведений.
Великие мастера голландской живописи. Портретная живопись
голландских художников (индивидуальные и групповые
портреты).
Музыкальная культура барокко. Сложность и разнообразие
музыкальной культуры XVII—XVIII вв. Расцвет гомофонно гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет
свободной полифонии в творчестве Баха. Русская музыка
барокко. Сочетание западноевропейских и древнерусских
музыкальных традиций. Партесные концерты XVII — начала
XVIII в.
Художественная культура классицизма и рококо. Эстетика
классицизма.
Обращение
к
античному
наследию
и
гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной
эстетической программы.
Классицизм в архитектуре Западной Европы. Классицизм и
ампир
в
архитектуре
(ансамбли Парижа,
Версаля,
Петербурга). Неоклассицизм
—
новый
этап
развития
классицизма и его распространение в странах Европы.
Характерные черты стиля.
Изобразительное
искусство
классицизма
и
рококо. От
классицизма к академизму в живописи. Никола Пуссен художник
классицизма.
Мифологические,
исторические,
религиозные и пейзажные темы живописных полотен Пуссена.
Мастера «галантного жанра»: живопись рококо. А. Ватто —
«поэт беспечного досуга» и «галантных празднеств». Ф. Буше —
«художник граций» и «королевский живописец», мастер колорита
и изысканного рисунка.
Композиторы Венской классической школы. Музыка Венской
классической школы — высшее выражение эстетики
классицизма.
Классический симфонизм Гайдна. Формирование классических
жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров
Венской классической школы (В.- А. Моцарт, Л. ван
Бетховен).
Шедевры классицизма в архитектуре России. «Строгий, стройный
вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и
его блистательные зодчие: Ж. Б. Леблон, Д. Трезини, А.
Ринальди,
И. Е. Старов, Д. Кваренги, К. И. Росси и О. Монферран.

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ
Запуск проекта,
темы с.138
Мировая
художественная
культура: от
XVII века до
совре-менности.
11 класс.
Базовый
уровень:
учебник
для общеобра-

зоват.
учреждений/
Г.И. Данилова
12(12) Искусство русского портрета. Интерес к жизни человеческой ИКТ
личности, ее ценность и особая общественная значимость. Задачи К.р. (тест) 1
русских портретистов. Мастера живописного портрета.
Поэтичность и
одухотворенность образов в творчестве Ф. С. Рокотова.
Портретное творчество В. Л. Боровиковского. Мастера
скульптурного портрета.
Контрольная работа (тест) по разделу "Художественная культура
Нового времени".
Художественная культура XIX в.
13(1)
Неоклассицизм и модернизм в живописи. Ж. Л. Давид - ИКТ
основоположник неоклассицизма. «Клятва Горациев» — Проект 1
подлинный манифест живописи неоклассицизма. Творчество К.
П.
Брюллова —
крупнейшего
представителя
русской
академической школы живописи. Художественный язык картины
«Последний день Помпеи». Художественные открытия А. А.
Иванова. Картина «Явление Христа народу»— главный итог
творческой биографии художника. Защита проектов.
14(2)
Художественная культура романтизма: живопись. Эстетика ИКТ
романтизма. Неоднородность художественного направления, его
отличительные
особенности,
зависимость
от
местных
исторических условий и культурных традиций. Романтизм в
живописи
(прерафаэлиты, Ф.Гойя,
Э.
Делакруа, О.Кипренский).
15(3)
Романтический идеал и его отображение в музыке(Ф.Шуберт, ИКТ
Р. Вагнер). Романтизм в западноевропейской музыке. Музыка
как выражение эмоциональной сущности бытия. Общность и
различие музыки романтизма и классицизма. Русская музыка
романтизма. Элегическая
созерцательность,
глубокое
проникновение в сферу человеческих чувств и переживаний.
Романсово-песенное творчество.
Защита проектов.
16(4)
Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. ИКТ
Глинка-основоположник русской музыкальной классики. Судьба
композитора, основные этапы его творческой биографии.
Романсово- песенное творчество М. И. Глинки — шедевр
камерной вольной классики. Рождение русской национальной
оперы. Героико-патриотический дух русского народа в оперном
творчестве М. И. Глинки.
17(5)
Реализм — направление в искусстве второй половины XIX в. ИКТ
Реализм. Эволюция понятия. Особенности толкования понятия в
широком и узком смысле. Изменчивость и неопределенность
границ реализма в сфере художественной деятельности. Эстетика
реализма и натурализм.
18(6)
Социальная
тематика
в западноевропейской живописи ИКТ
реализма. Картины жизни в творчестве Г. Курбе. Интерес к
жизни человека простого сословия. История и реальность в
творчестве О. Домье. Изображение исторических событий через
психологическую драму народа или отдельной личности.

19(7)

Русские художники-передвижники.
Общество передвижных
выставок. «Бунт 14-ти» в Академии и образование «Артели».
Организация, цели, программа и форма деятельности. Обращение
к
социальной тематике в творчестве передвижников. Крестьянские
типы в произведениях И. Н. Крамского. Развитие жанра
реалистического пейзажа. И. И. Шишкин — певец русского леса
Реалистическая живопись И. Е. Репина и В. И. Сурикова.
Жанровое и тематическое многообразие творчества Репина.
Особенности изображения народа в картине «Бурлаки на
Волге». Вклад В. И. Сурикова в развитие исторического жанра
русской живописи. Внимание к исторически значимым,
переломным моментам в жизни России, их сложность, трагизм и
психологическая глубина.

ИКТ

ИКТ
Запуск проекта,
темы с.240
Мировая
художественная
культура: от
XVII века до
совре-менности.
11 класс.
Базовый
уровень:
учебник
для общеобразоват.
учреждений/
Г.И. Данилова
21(9)
Развитие русской музыки во второй половине XIX ИКТ
в. Композиторы «Могучей кучки». М. А. Балакирев — К.р. 2
организатор и вдохновитель творческого союза композиторов.
«Музыкальная исповедь души»: творчество П. И. Чайковского.
Судьба композитора, основные этапы его творческой биографии.
Контрольная работа по разделу "Художественная культура XIX
в."
Художественная культура конца XIX—XX в.
22(1)
Основные
направления
в
живописи
конца XIX в.: ИКТ
импрессионизм и постимпрессионизм. «Салон Отверженных». Проект 2
Картины Э. Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия» —
решительный вызов официально признанному искусству.
Соратники и единомышленники Э. Мане (К. Моне, К. Писсарро,
П.
Ренуар,
А.
Сислей,
Э.
Дега). Последователи
импрессионистов: П. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз
Лотрек. Глубоко индивидуальный характер творчества каждого
из художников. Защита проектов.
23(2)
Формирование стиля модерн в европейском искусстве. ИКТ
Характерные
особенности
стиля.
Создание
новых
художественных форм и образов, выработка единого
интернационального стиля в искусстве. Модерн в архитектуре. В.
Орта. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в
произведениях
зодчества. Архитектурные
шедевры
А. Гауди. Модерн Ф. О. Шехтеля.
24(3)
Символ и миф в живописи и музыке. Художественные ИКТ
принципы символизма. Непримиримый конфликт с искусством
реализма и натурализма, общие черты с эстетикой
романтизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в
творчестве М. А. Врубеля. Музыкальный мир А.Н. Скрябина.
20(8)

25(4)

26(5)

27(6)

28(7)

29(8)

30(9)

31(10)

32(11)
33(12)
34(13)

Вера во всемогущую силу искусства как основная идея
творчества композитора.
Художественные
течения
модернизма
в
живописи XXв.: фовизм А.Матисса, кубизм П. Пикассо,
сюрреализм С. Дали.
Русское изобразительное искусство XX в. Художественные
объединения
начала
века. Абстрактивизм
В.
Кандинского ?импрессии,
импровизации
и
композиции). Супрематизм К. С.Малевича. Экспериментальные
поиски художника в области абстрактных форм. Искусство
советского периода.
Архитектура XX в. Новые идеи и принципы архитектуры XX
в. Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е.
Татлина. «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта, ее всемирное
признание и практическое воплощение. О.Нимейер: архитектор,
привыкший удивлять.
Театральная культура XX в. Следование реалистическим
традициям русского театра XIX в., поиски новых сценических
решений. Режиссерский театр К. С. Станиславского и В.
И.Немирович-Данченко. Эпический театр Б. Брехта. Театр в
годы Великой Отечественной войны и послевоенного времени.
Новые темы и образы.
Синтез искусств - особенная черта культуры XX в. Шедевры
мирового кинематографа. Рождение
и
первые
шаги
кинематографа. Открытие братьев Л. и О. Люмьер. Картина С. М.
Эйзенштейна «Броненосец
«Потемкин»
—
выдающееся
открытие отечественного
кинематографа. «Реальность фантастики» Ф. Феллини.
Музыкальная культура России
XX в. Стилистическая
разнородность в музыке XX в. Музыкальный мир С. С.
Прокофьева. Творческие
искания Д.
Д.
Шостаковича. Музыкальный авангард А. Г. Шнитке. проблемы
сохранения духовного начала в человеке. Феномен бардовской
песни. Музыкально-поэтическое творчество бардов. Запуск
проекта "Культурные традиции родного края"
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.
Музыкальный мир XX в. Стили и направления. Новые принципы
организации музыки: атональность и додекафония. Искусство
джаза и его истоки. Рок- музыка( «Битлз», «Пинк Флойд») и
поп-музыка — уникальное явление музыкальной культуры XX
в. Электронная музыка. Творчество Ж. М. Жарра - автора и
постановщика грандиозных лазерных шоу. Массовое искусство.
Виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и
анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер).
Итоговая контрольная работа за год.
Защита проекта "Культурные традиции родного края".

ИКТ
ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ

ИКТ
Запуск проекта.

ИКТ

ИКТ
ИКТ
ИКТ
Проект 3

Список цифровых образовательных ресурсов:



1.

ЭСУН «История искусства»

2.

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

3.

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

4.

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

5.

ЦОР «Мировая художественная культура» https://mhk2.biblioclub.ru/

Диски
1.Учебное видеопособие «Мировая художественная культура». Диск 1, 2. Рязань. ООО
«Видеогалактика». 2015г.
2. Учебное видеопособие «Мировая художественная культура». Культура стран Древнего
и среднего Востока. М. ЗАО «Новый диск». 2005г.



Оборудование:
1.Компьютер
2.Проектор
3.Принтер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».